Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Экспериментальная лаборатория сновидений


Информационный Канал Subscribe.Ru - www.lycos.ru

Экспериментальная лаборатория сновидений.  Выпуск 7
 
 
 
Здравствуйте, уважаемые снолюбители!

  

Сегодня мы рассмотрим два сновидения Николая, последовавших непосредственно после детальной проработки с ним психологии фигуры анимы в бессознательном мужчины.

В юнгианской психотерапии принято предлагать пациенту вести дневник сновидений. Такое требование является необходимым условием успешного прохождения анализа. Дело в том, что процедура записывания сновидения уже сама по себе имеет определенный терапевтический эффект.

Происходит то, что находит свою параллель в алхимических постулатах об «одухотворении материального» и «материализации духовного». Записывание, как «помещение в сознание» бессознательных содержаний, отвечает «одухотворению материального» или ассимиляции бессознательного (Юнг). Однако, написание есть физическим процессом, что содержит намек на «материализацию духовного» или реализацию ассимилированного либидо в предметной деятельности сновидца.

Указанные нюансы обсуждаются с пациентами на той стадии терапии, когда сознание готово к восприятию глубинных (не причинных, а телеологических!) взаимосвязей между «субъективным внутренним» и «объективным внешним». До этой фазы, пациентам  рекомендуется периодическое прочтение своих записей, которые позволяют качественно укреплять взаимосвязь между сознанием и бессознательным, т.е. осуществлять трансцендентную функцию (Юнг).

Ниже приводится выдержка из терапевтического дневника Николая.

«Меня убили. Практически меня убили – в меня сделали несколько выстрелов, после которых я должен был бы быть мертв. Но я жив – я ранен тяжело. Я лежу и не могу пошевелиться, истекаю кровью.  И вдруг я понимаю, что по мне идут три человека – это люди, которые  идут, чтобы меня таки убить полностью. Я их не знаю. Есть только ощущение, что это какие-то близкие мне люди. Они подходят, смотрят на меня, видят, что я еще жив и делают еще несколько выстрелов. После каждого выстрела тело мое вздрагивает, извивается от боли. Стреляли в упор, в жизненно важные точки тела, но я жив и остаюсь живым. Тяжко вздрагивая и вскрикивая, я понимаю, что они могут стрелять до бесконечности – пока таки не убьют. И это приводит меня в ужас – ведь действительно могу погибнуть. Но я таки жив! В какой-то момент они уходят, кажется думая, что я уже мертв. После это я помню только одно – Я ЖИВ!!!  Пытаюсь куда-то ползти, мне очень больно…»

Кошмарный фон этого сновидения является не чем иным, как восприятием эго-сновидения на самом деле весьма... позитивной психодинамики. Во-первых, необходимо обратить внимание на присутствие четверицы в сновидении, что указывает на актуализированный  мотив целостности (Юнг). Точнее будет говорить не о мотиве, а о соответствующей бессознательной тенденции к целостности или индивидуационной тенденции (Юнг). Таким образом, все что происходит в сновидении является штрихами к символическому портрету под названием «Целостность».

Во-вторых, четверица имеет структурную формулу: «1+3», т.е. одна сознательная составляющая против трех бессознательных (фигуры неизвестные сновидцу). Однако, у Николая есть ощущение, что это «близкие люди». Это указывает на «близость», а по-другому, соотнесенность образов незнакомцев с эго. По сути, незнакомцы символизируют потенциально сознательные содержания или те части психики, которые должны быть интегрированными в сознание.

«Убийственный» характер интеграции, с одной стороны, указывает на высокую силу сопротивления со стороны эго-сознания. С другой, на то, что последствия интеграции сродни «смерти», однако «смерти» символической, в результате которой сознание существенно преобразится (переродится!). Важно, что Николай вопреки всему остается живым! Еще «насильственный» характер интеграции в известном смысле обусловлен действиями терапевта, преодолевающего сопротивление пациента. На метафорическом уровне происходит как бы откупоривание резервуара в котором находился газ под высоким давлением.

Вообще, появление деструктивных символических мотивов в процессе индивидуации – явление распространенное. И это не удивительно! Происходят существенные изменения в личности, которые сопряжены с разрушением старых установок, стереотипов, ценностей и т.д. и т.п. При этом важно не воспринимать такой символизм буквально и не зацикливаться на мрачных оттенках «предрассветной ночи» - впереди новое рождение, новый день. Как ни вспомнить поговорку: «перед тем как стать лучше, все вещи становятся хуже».

Казалось бы на этом можно было бы завершить описание общей интерпретационной канвы данного сновидения, однако есть еще один важный нюанс. Дело в том, что трактовать четверицу просто, как символ целостности было бы несколько не полно. В сновидениях, фантазиях и других манифестациях бессознательного мотив целостности нередко проявляет себя в троичности. Сам К.Г. Юнг обращал внимание на чередование «четверки» и «тройки» в символах трансформации личности, не предлагая при этом исчерпывающих пояснений.

Уже на постюнгианском пространстве появился тезис о «движении к четверице в три этапа», который в конечном итоге трансформировался в «динамический» или мужской (тройка), и «статический» или женский аспекты интеграционной динамики. Мои наблюдения вцелом подтверждают гипотезу о взаимосвязи «четных символических мотивов» в сновидениях мужчин с активизацией динамики на уровне анимы.

Если преломить рассматриваемое сновидение сквозь призму данной гипотезы, то получается следующее. Контекст сновидения указывает не только на прорыв сознания бессознательными содержаниями. Как ни странно, речь идет о вклинении анима-содержаний в поле сознания. Кстати, женскую основу воинствующего мужского образа, в свое время, аргументировал ученик Юнга – Э. Нойман в работе «История происхождения и развития сознания». Мой опыт также свидетельствует о том, что приближение к сознанию фигуры анимы сопровождается активизацией образов ее «фаллических придатков» (Нойман), характеризующихся высокой агрессивностью, жестокостью, непримиримостью.

Наше предположение приобретает еще большую убедительность с учетом того, что в одну ночь вслед за изложенным сновидением Николаю приснился еще один сон. Пациент проснулся в кошмаре, но через некоторое время снова заснул:

«Я нахожусь во дворе родительского дома. Знаю, что в доме находятся мама и жена. Через двор проходит симпатичная девушка. Она одета в короткое платье, выглядит очень сексуально. Мы начинаем общаться и почти сразу договариваемся об интимном свидании в парке в домике садовника. Во время разговора с незнакомкой я все время оборачиваюсь в сторону дома и боюсь, что меня «застукает» мама или жена. Однако, ничего такого не происходит…»

Родительский двор – своеобразное вместилище, лоно из которого вышел Николай, т.е. символ, несущий женскую смысловую нагрузку. Немаловажным в этой связи является то, что детство и юность пациента прошли в неполной семье (отец трагически погиб, когда сновидцу едва исполнилось три года). Таким образом, женский подтекст родительского двора еще больше усиливается.

В сновидении вновь присутствует четверица и вновь с формулой «1+3». Нельзя не провести параллель с предыдущим сновидением, в котором было трое мужских фигур! Однако, теперь тройка представлена женскими фигурами, из которых только одна незнакома сновидцу. Таким образом, четверица имеет структуру «1+2+1». Нам это интересно с точки зрения внутренней структуры женских символов «2+1», т.е. анима-динамики.

Она характерна тем, что две женщины рядоположены, т.е. тождественны в своем смысловом значении. Кстати, Николай не раз отмечал «поразительное сходство натур» мамы и жены. Их образы символически отражают «первую стадию развития анимы» (Юнг). Всего их аналитическая психология выделяет четыре: «мать», «соблазнительница или проститутка», «деловая женщина или подруга», «Афина – Богиня Мудрости». Уровень зрелости мужчины взаимосвязан со степенью дифференциации образа анимы, что, в свою очередь, обуславливается интегрированностью  анима-содержаний в мужское сознание. Можно образно сказать, что познавая «женщину в себе» мужчина делает шаги не только к мужеству, но и к мудрости.

Конечно, четырехстадийность развития анимы -  условна. Доказательством тому, появление в сновидении женских образов, соответствующих и стадии «мать», и стадии «соблазнительница». Николай находится как бы в переходном состоянии от уровня зрелости «сын» к уровню «жених»! При этом присутствует страх быть замеченным мамой или женой, что в данном случае суть одно и тоже. Речь идет скорее не о чувстве вины, а именно о страхе. О страхе отрыва от матери, чреватого всеми прелестями автономии зрелого состояния. Теперь женщину (в широком смысле) необходимо «завоевывать», а также «заботиться о ней» (т.е. проявлять материнские функции самому!) в отличии от доступности и безотказности «матери-жены».

Однако, сновидение далеко не констатирует факт перехода на новую ступень личностной организации, а лишь обещает такую возможность. Для ее реализации необходимо выполнить условие – встреча должна состоятся в «домике садовника». Ассоциации пациента на этот домик (он существует реально) следующие: «В детстве это было место, где мы были свободны от взрослых. Мы там прятались от них. А еще мы не раз издевались там над одним хилым пареньком из нашей компании – стреляли по нему из рогаток. Мне всегда было жалко этого мальчишку. Мне хотелось бы исправить эту ситуацию…».

Таким образом, встреча с анимой-соблазнительницей, т.е. ее интеграция в сознание актуализирует проблему «принятия слабого», а точнее принятия слабости в себе. Это, в свою очередь, сопряжено с разрешением тени – личного слоя бессознательного, в котором содержаться все наши качества, субъективно расцениваемые как слабости, недостатки, пороки и т.п. И это не удивительно, ведь анима «отвечает» не только за эмоции мужчины, но и за психологическую способность принимать. Психология христианского прощения, на наш взгляд, базируется именно на указанном психологическом качестве – умении принимать себя, другого человека, жизнь – такими, какие они есть.

Фазу «разбирательства с тенью» Юнг обозначал, как первую в хронологии аналитической терапии. Однако, по аналогии с относительностью четырехстадийной классификации анимы, очередность  ассимиляции структурных составляющих бессознательного – тоже условна. Практика показывает, что невозможно исчерпать тень, аниму или любую другую часть несознательной психики. Соответствующие проблемы возникают каждый раз на новом витке личностного развития, ведь «чем ярче свет <сознания>, тем гуще, отбрасываемая им тень <бессознательного>» (Юнг).

Появление данного сновидения и работа с ним заметно повлияли на Николая. Через несколько сессий пациент самостоятельно разрешил несколько «застарелых проблем», что заметно изменило и его самоощущения, и его восприятие другими людьми. Вдобавок к этому, мы совместно с Николаем пришли к тому, что теперь нам видится необходимо гораздо реже.


До скорой встречи в "Экспериментальной лаборатории сновидений"! Присылайте свои сновидения! По меньшей мере часть из них будет проанализирована на страницах нашей рассылки. Вы также можете получить индивидуальные консультации.

Проснувшись, пишите нам :)))

С уважением и наилучшими пожеланиями, Виталий Шевцов.


Copyright © 2002 by Vitaliy A. Shevtsov. Все права защищены.
Запрещено частичное или полное воспроизведение материалов рассылки.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное