Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Экспериментальная лаборатория сновидений


Информационный Канал Subscribe.Ru

 
Экспериментальная лаборатория сновидений.  Выпуск 14
 
 
 
Здравствуйте, уважаемые снолюбители!

Современная технократическая цивилизация является одновременно и причиной, и результатом огромной пропасти, образовавшейся между сознанием человека и его инстинктами. Конфликт между культурой и природой в наши дни, на мой взгляд, достиг той критической массы, когда его экологические (в том числе, в психологическом отношении) последствия приобретают лавинообразный характер. Одним из примеров может служить тот факт, что среди наших современников немало людей, утверждающих об отсутствии у них сновидений.

Дело в том, что сновидения, по мнению К.Г.Юнга, снятся всем людям, но не все помнят об этом. Множество исследований аналитической психологии и смежных дисциплин подтверждают эту гипотезу. Сновидения осуществляют трансцендентную функцию – функцию посредника между сознанием и бессознательной инстинктивностью. Конечно же – это не единственный способ объединения противоположностей, но он весьма симптоматичен. Часто отсутствие сновидений равно, как и высокая их «плотность» указывают на те или иные нарушения в психической адаптации.

В первом случае, как правило, речь идет о ригидных, закостенелых защитных механизмах, которые изолируют сознание от энергетики бессознательного. Здесь было бы весьма уместно вспомнить об юнгианской аксиоме о том, что сознание – есть функция бессознательного, т.е. его «продолжение». Поэтому нарушение такого контакта, повсеместно наблюдаемого в нашу эпоху, дается, по меньшей мере, ценой целого сонба невротических расстройств.

Как работать с пациентом, которому «не снятся» сновидения? Как мы уже говорили на страницах двенадцатого выпуска рассылки, в таких ситуациях используются другие способы осуществления трансцендентной функции. Наиболее распространенные среди них – рисование, лепка, танец, поэтическая и прозаическая активность.

Сегодня мы рассмотрим еще одну литературную миниатюру моего пациента Игоря, которая родилась в период его символической встречи с анимой – женским компонентом мужского бессознательного. Это вторая фаза юнгианской психотерапии, следующая после проработки личного бессознательного или Тени.

Напомним, что работа с подобного рода литературным творчеством осуществляется по тем же принципам, что и со сновидениями. В известном смысле, миниатюры Игоря были его сновидениями наяву. Конечно, в таком случае сознание принимает большее (по сравнению со сновидением, где мы говорим об эго-сновидении) участие в обработке бессознательных импульсов, что делает сюжет более стройным, последовательным и детализированным. Однако, суть остается прежней – перед нами символ, результат встречи сознательной и неосознаваемой частей психики.

 

Вены на руках вздулись. Кажется, что в любую секунду они могут лопнуть от перенапряжения. Пальцы онемели, и я едва чувствую влажную поверхность двух небольших выбоин на утесе, которые стали для меня спасительной соломинкой. На долго ли?.. Растаявшая ледяная корка ручейками стекает по рукам, смешивается с потом и  уже медленней двигается вниз. У меня такое ощущение, что из-за этого я с каждой секундой все больше и больше тяжелею. Черт... Руки.., главное крепко держаться руками за эти выбоины.  За что же зацепится ногами? Я осторожно поворачиваю голову и смотрю вниз. Скала как-будто нарочно кем-то отполирована... Господи, как высоко! Сколько подо мною? Метров двести или больше? Как, по-дурацки беспомощно,  болтаются ноги. Они в тяжелых горных ботинках, которые так популярны здесь, в Швейцарских Альпах.  Да-а-а.., я так долго не провишу...  Я даже не могу сбросить с себя что-нибудь, чтобы стать полегче. Я ведь держусь даже не руками.., пальцами... Как глупо...  Как глупо!?! До дома оставалось пару километров... Откуда взялась эта кошка, мать ее? Я кричу. Отрывисто и очень громко кричу. Я никогда так не кричал раньше, я даже не мог предположить, что умею так орать. Мне самому стало как-то не по себе, но как-будто немножко легче. Этого крика испугался бы кто угодно, но только не она. Она не испугалась, она даже зарычала в ответ. Метром выше, на самом краешке обрыва  меня ждала рысь, на удивление большая  и, судя по всему, чем-то очень недовольная. Чем же она недовольна? Может быть она голодна? Или она больна, у животных встречаются случаи бешенства? Какой я идиот! Какая мне разница?.. Мои пальцы.., я их совсем не чувствую... Я опять кричу и опять удивляюсь, и опять мне чуть легче. На этот раз она настолько обнаглела, что высунула ко мне свою морду. Какая же ты огромная! Может ты не рысь? Может ты зимняя версия тигра или льва? Придурок! Кому нужны твои шутки!? Ты висишь на отвесной скале, сверху хищник, снизу пару сотен метров и ни души рядом, а ты еще шутишь. Чому-у-у я не соки-и-и-л, чому не лита-а-ю... Придурок!!! Думай! Думай же!!! А-а-а-а!!! Я ору.  Морда появляется снова, она еще ближе, она вся в клыках и вздыбленной шерсти, из нее шипит и пенится. Пенится прямо на мое лицо! Тьфу! Вот мы и поцеловались милочка, но только на расстоянии. Как бы ты хотела облобызать меня своими удивительными зубками, не знающими ни «дирола», ни «стиморола», но зато и не знакомыми с кариесом... Это уже плохо... Я не могу отмобилизовать себя, я ничего не могу придумать, я только шучу. Неужели все? Пальцы.., они разжимаются... Мне ведь всего-то тридцать с небольшим хвостиком... Какой  у тебя хвостик! А ты ничего... Боже.., смилуйся Всевышний... Послушай, кошка, ведь меня всегда любили кошки, послушай, убери ты свою лапу... Люди-и-и!.. Чего я ору на русском-то, они же здесь все на немецком... Послушай, родненькая, меня в получасе отсюда ждет такая же как ты - красивая, темпераментная,  с  таким же взглядом, но только наоборот, она видит во мне своего кота, а не жертву... Я ведь только что нашел ее... Вернее она лишь только недавно стала моей...  Я ведь все равно  тебе не дамся, я же отпущу пальцы и полечу вниз. Пятьсот один, пятьсот два, пятьсот три, кольцо.., но нету кольца, не раскроется купол парашюта и не будет мягкой посадки... Ты же хищница, тебе же нужна охота, а не размазанная по камням мертвечина... Мама.., мамочка... Причем тут мама?.. Откуда эти слезы? Господи, прости меня грешного... Во имя Отца и Сына, и Святого Духа, Отче Наш, а-а-а-а-а...  Дальше время остановилось, в мгновение ока я увидел всю свою жизнь и почувствовал, что больше не принадлежу ей. Правая рука  отпустила утес, я как-то по дебильному беспомощно улыбнулся  этому и на мгновение очнулся лишь когда онемевшие пальцы больно ударились о  приклад  винчестера, беспомощно болтавшегося за спиной. Почти сразу же я схватил его и из последних сил ткнул вверх... Лишь только потом я понял то, на что подсознательно рассчитывал  и то, что... действительно произошло.  Ремень ружья обернулся вокруг передней лапы  рыси, которой она пыталась  достать свою добычу. Животное, повинуясь инстинкту самосохранения, мгновенно стало пятится назад, пытаясь отделаться от уже нежелательного контакта со мной. При этом  ремень обвился вокруг шеи хищницы, что чуть не лишило ее жизни, но в конце концов мы оба оказались наверху. Как только я ощутил опору под ногами я отпустил ремень оружия и еще через несколько секунд от него освободилась рысь. Пока мы карабкались я  несколько раз ударился об скалу и все лицо у меня было залито кровью. От чрезмерного физического и психического перенапряжения я не мог устоять, держаться на ногах и через пару секунд рухнул на землю, смутно соображая, что от одной опасности я отделался, но теперь появилась новая проблема - рысь от меня на таком же расстоянии, что и оружие. Я просто лежал, у меня не было даже сил вытереть кровь с лица, я просто дышал... Наступило полузабытье, которое прервалось ощущением того, что кто-то ухаживает за моей физиономией. Сквозь багровую пелену я увидел, что надо мной склонилась все та же кошка. Она несколько раз лизнула меня по лицу, нежно, словно ухаживая за своим котенком и затем тихо ушла. Мне почудилось как-будто на прощанье она  что-то промурлыкала мне...

 

К.Г.Юнг любил говорить о том, что сновидение само по себе является лучшим своим объяснением и любые аналитические комментарии могут претендовать лишь на роль штрихов к символическому портрету. В русле этого высказывания хочется избежать десимволизирующего разбора предоставленного отрывка. На мой взгляд, эта миниатюра является одним из очень удачных, можно сказать – метких символико-литературных вариантов описания драмы отношений между эго и образом анимы.

Как правило, суть драматизма сводится к тому, что фигура анимы часто воспринимается, как нечто угрожающее и весьма опасное. Поэтому большая часть мужчин «предпочитают» убегать от собственной эмоциональности в разного рода дисфункции. Такая закономерная реакция мужского эго обусловлена тем, что анима воплощает собой принцип чувства и чувственности, т.е. полюс противоположный рациональному сознанию. Однако, именно там в области анимы расположен потенциал того, что древние называли «Духом Воина» и «Мудростью Храбрых».

Крайне однобокий логос современного «Я-masculinus», к сожалению, весьма далек, во-первых, от понимания того, что индивидуационная встреча с анимой совсем не означает расстворения в ней. А, во-вторых, слишком слаб для такой встречи, без которой реальность, в лучшем случае, остается туманной и черно-белой.

Наверное потому-то  современная Западная цивилизация (частью которой, увы, являемся и мы) продолжает по-страусиному «прятаться» в суррогатах реальности, щедро производимых «билами гейтсами» и компанией. Примечательно, что об этом приходится рассуждать по интернету…

 

До следующей встречи в «Экспериментальной лаборатории сновидений»!

С уважением и наилучшими пожеланиями, Виталий Шевцов.


Copyright © 2002 by Vitaliy A. Shevtsov. Все права защищены.
Запрещено частичное или полное воспроизведение материалов рассылки.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное