1. В благоприятном случае клиент уходит от терапевта когда заканчивает свою терапию, то есть когда произведена работа по заявленному запросу, когда клиент понимает, что может реализовывать свои цели без поддержки терапевта, ощущает, что твердо стоит на собственных ногах и необходимость в еженедельных встречах с терапевтом отпадает.
Восстановлено базовое доверие к Миру, клиент не цепляется за отжившие невротические паттерны, умеет творчески приспосабливаться к окружающей среде и т.п. Это – логическое завершение терапии, терапевт и клиент расстаются по взаимному согласию, с удовлетворением от пережитой вместе части жизни.
В следующих пунктах речь пойдет о досрочном уходе клиента вследствие ошибок в работе терапевта, когда запрос не проработан и терапия не завершена.
2. Распространенная ошибка начинающих терапевтов – желание помочь клиенту « много и сразу». Иногда со стороны, кажется все так ясно, и случай «просто хрестоматийный» - на клиента вываливается много информации, вообщем-то правильной, но не к месту и не вовремя. То, что опытный терапевт скажет на 2-3 году работы, обрушивается на клиента на первых встречах. Из чувства самосохранения клиент уйдет (и правильно сделает).
3. Клиент не мотивирован на длительную работу. Он слышал мифы о возможностях психологии и пришел «посмотреть» - можно ли быстро и безболезненно решить его проблемы. Если терапевту не удается замотивировать клиента на длительную работу, помочь справиться со страхом изменения, преодолеть начальное сопротивление - клиент уходит.
4. В начале работы, на диагностических сессиях очень важно определить тип расстройства (например, истерия, депрессия, нарциссизм и пр.), а также – глубину этого нарушения (невротический, пограничный или психотический уровень). Как замечательно сказано у Нэнси Мак-Вильямс « Насколько психи и какие именно психи?» Стиль работы терапевта с людьми с нарциссическими нарушениями невозможен при работе с депрессивными клиентами, как говорится «главное –
не перепутать».
5. Терапевт не распознает вовремя собственный контрперенос и сопротивление к работе с данным конкретным случаем. Он опаздывает на встречи, допускает «ляпы», в общем, провоцирует клиента на разрыв терапевтических отношений.
6. Терапевт берет слишком много ответственности за процесс терапии. Он чрезмерно активен, «учит жизни», формирует у клиента зависимость от себя. Некоторые уходят из-за опасения впасть в эту самую зависимость, слишком приблизиться. Другие – когда терапевт, «устав и надорвавшись», пытается вернуть клиенту часть его ответственности за изменения. Для клиента это- предательство и смертельная обида, терапевтические отношения не выдерживают подобной нагрузки.
Ответственность за терапевтическую работу изначально, в момент обращения клиента за помощью делится примерно пополам. По мере «выздоровления» клиента терапевт все больше передает ему ответственность, при завершении терапии клиент сам несет всю ответственность за свою жизнь (в том числе и во время сессий).
7. Неправильно организован сам сеттинг. Терапевт отменяет встречу или переносит ее на другое время. Сессии проводятся в разных офисах. К внутренней нестабильности клиента добавляется внешняя, терапевт не может обеспечить ощущение безопасности, надежности терапевтических отношений. Особенно чувствительны к организации сеттинга клиенты с пограничным уровнем организации личности.
Конечно, это далеко не все причины, по которым клиенты прерывают свою терапию. Каждый терапевт может добавить к этому перечню что-то свое, из личного опыта разрыва отношений с клиентами.
На все это многообразие причин есть только один способ их устранения – вовремя проводить супервизию каждого случая. Это необходимо вашим клиентам, чтобы иметь возможность глубоко проработать свои проблемы. Это необходимо Вам – чтобы расти профессионально и обеспечить возможность терапевтической работы.