Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ГРАФОМАНИЯ (книга ни о чем)

  Все выпуски  

ГРАФОМАНИЯ (книга ни о чем) Вечеринка. Пиршество 10


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.grafomania.info

ГРАФОМАНИЯ (книга ни о чем)
НЕ ЧИТАЙТЕ (она учит ДУМАТЬ)
 
ingvar@grafomania.info - ИНГВАР, автор "Графомании(книги ни о чем)"
Официальная страница книги "Графомания (книга ни о чем)" - www.grafomania.info

страница автора | | фото автора | | письма читателей | | Скачать книгу [ zip - 308 Kb ]

ВЕЧЕРИНКА - 3-я часть книги

ВЕЧЕРИНКА

почитать
Пиршество десятое

- Любопытно было бы узнать взгляд дилетанта на Фрейда. Вы несколько раз о нем упоминали.
- Говоря о Фрейде, я всегда вспоминаю старый анекдот о Стране Советов, которая состоит из одних противоречий.
В этой стране все работают, но никто ничего не делает. Никто ничего не делает, но все план выполняют. План все выполняют, но в магазинах ничего нет. В магазинах ничего нет, но у всех всё есть. У всех всё есть, но все недовольны. Все недовольны, но все голосуют "за".
Так и с Фрейдом - он состоит из противоречий.
Зигмунд Фрейд стал одним из символов современной западной культуры, но он никогда ей не принадлежал.
Он исследовал такие разнообразные феномены человеческой психики: от механизма возникновения табу и тотема у пещерного человека до симптоматики психических расстройств героев Достоевского, а заодно и самого Достоевского.
От механизма сновидений - до разрушающего действия современной культуры на психику человека.
Этот старый мудрый еврей даже доказал, что Моисей не был евреем, ... и очень боялся, что лондонские соплеменники, приютившие его после бегства из гитлеровской Европы, обидятся на него за это.
При такой огромной площади знания, которую он накрыл своим интеллектом, как фокусник накрывает шляпой кролика, - его считают всего лишь отцом психоанализа.
Психоанализ - очень узкий участок. Это только попытка вскрыть причину невроза. Диагностика является одновременно и лечением, часто неудачным.
Заметьте, у Фрейда очень мало описаний случаев полного выздоровления.
Он экспериментировал с морфием, вводил пациентов в гипнотический транс, но остановился на технике свободных ассоциаций.
Кушетка - его изобретение.
Анализ, даже при удачном использовании, не устранял причину неврозов, а лишь помогал сбрасывать старый балласт.
И всё-таки, его назвали отцом психоанализа, а не чего-то ещё.
Его ученики и последователи создали целую обойму прикладных дисциплин типа гештальттерапии, бихевиористики и нейролингвистического программирования.
Фриц Перлз и Милтон Эриксон разработали очень эффективные системы, которые работают сегодня и будут работать завтра.
Их труды богато расцвечены примерами полных излечений. Их техники - просты и эффективны, они позволяют устранить невроз и не только невроз.
Больной даже может работать с этими техниками самостоятельно. Но вся эта литература знакома только специалистам.
Сегодня на Западе слово "психика" связывается только с Фрейдом. Герои фильмов и книг ложатся на кушетку и изливают свободные ассоциации, как будто на дворе XIX век.
Психоанализ занимает больше оперативной памяти западной цивилизации, чем вся остальная психиатрия, прикладная психология и невропатология вместе взятые. Феномен!
Фрейд говорит о неврозе как о прерванном действии. Правда, формулировка Перлза мне кажется более корректной.
Он говорит, что невроз возникает вследствие того, что породившая его ситуация не может быть завершена естественным образом. Ну, ладно, прерванное действие.
Более того, эти механизмы зарождаются в человеке в период латентной сексуальности, позже вытесненной в подсознание.
Я не могу этого оспаривать, но какое мотивированное действие может быть прервано в таком возрасте? Этот вопрос точно не для дилетанта.
Далее. Нам, обывателям, определение невроза как прерванного действия ни о чём не говорит.
Ведь невроз - одно из психических расстройств. О психических расстройствах наших соседей по жизни можно узнать лишь из их поступков, которые называем неадекватным поведением.
Мы, обыватели, в этом месте тоже буксуем. Адекватными мы называем такие реакции человека на изменение внешних обстоятельств, которые укладываются в наши рамки культуры, морали и закона.
Ради цивилизации часто приходится жертвовать нормальными человеческими реакциями.
Иначе говоря, тот, кто безоговорочно следует своим инстинктам, рискует вступить в конфликт с законом.
Так что адекватное поведение чаще является причиной невроза, чем индикатором его отсутствия.
Оно адекватно общественным нормам, а не реальной жизни.
Любая стрессовая нестандартная ситуация, на которую нет готовых моделей поведения, вызывает у человека общественного ступор.
Вот ещё одно противоречие.
Описывая механизмы возникновения различных отклонений, Фрейд имеет в виду, чаще всего, мужчин с их эдиповым комплексом, фетишизмом и мужским гомосексуализмом.
Переходя к примерам из реальной жизни, он почему-то,описывает в основном, женщин.
Описывая переход человечества к матриархату, он присваивает всем людям мотивы одного человека.
Это - очень вольная, как мне кажется, трактовка коллективного бессознательного.
Получается, что сыновья одного патриарха убивают папашу, чтобы получить доступ к женщинам племени, к которым раньше был вхож только отец.
Но получив этот доступ, они отказываются от обладания своими сёстрами и устанавливают табу на инцест.
Зачем было батьку мочить?
Убитого отца превратили в тотем, который контролирует выполнение табу, а править стала мать.
Тут нет почвы для эдипова комплекса - ведь сыновья хотели обладать сёстрами, а не матерью.
Фрейд развивает мысль дальше - отец из тотема превращается в Бога-творца.
Теперь сыновья ждут прощения от отца, которого некогда убили. Они ждут мессию. Мессия приходит, чтобы простить их от имени отца.
Тут эдипов комплекс проявляет себя во всей красе - сыновья убивают отца ещё раз, чтобы лишить себя возможности быть прощенными.
Это так необычно, так интересно - но очень противоречиво.
В начале своего творческого пути Фрейд говорил лишь о сексуальности - главном мотиве действий человека.
Под занавес появились Эрос и Танатос - стремление к жизни и стремление к смерти.
Эрос превратился в стремление жить вообще, а сексуальность - в его частное проявление.
Но фрейдизм не стал философией - уже следующее поколение мыслителей легко заменило Танатос Фобосом - страхом смерти, сделав учение опять однобоким.
У них получается, что человек хочет жить и боится умереть, а разве это не одно и то же?
Последнее противоречие, о котором говорил и сам Фрейд.
Он доказал, что культура (в данном случае - всё, что отличает человека от животного) является главным источником психических расстройств и, в тоже время, - единственным средством их преодоления.
Ведь мы не хотим возвращаться в пещеры, правда?
Откровенно говоря, даже жизнь в пещере требует какого-то уровня культуры, а значит, порождает неврозы.
Мне больше нечего ответить на ваш вопрос.
Можно было бы поговорить о таких специфических работах, как "Психология сексуальности" или "Введение в психоанализ", чтобы повыпендриваться и доказать, что я их прочёл и понял всё, что там написано.
Но, во-первых, я не уверен, что действительно понял всё, что там написано.
Во-вторых, вы спросили, как я вижу Фрейда, а не психоанализ.
- Почему всё-таки Танатос, а не Фобос?
- Вы бы хотели иметь две правые руки?
Птица не полетит на одном крыле, а у Земли не может быт двух северных полюсов.
Равновесие. Энтропия - энтальпия, плюс - минус, чёрное - белое, рождение - смерть.
Человек не стареет - он изнашивается. По-этому нельзя сказать, что стремление к смерти сильнее.
Человек живёт потому и до тех пор, пока оба стремления уравновешены.
Преобладание Танатоса при умирании уравновешивается преобладанием Эроса при рождении.
В реальности стремление к смерти может проявляться по-разному: экстремальные виды спорта, тяга к риску, курение, наркомания, алкоголизм.
Мы обычно называем это тягой к саморазрушению, хотя нас коробит термин "стремление к смерти". Ведь это - одно и то же.
Наркомана вылечивают, снимают физическую зависимость, а он через какое-то время берётся за старое.
Мы говорим, что у него психологическая зависимость, что он бежит от реальности.
А куда можно бежать из реальности? Только в смерть.
Он ищет забытья, а не кайфа. Сознание берёт кайф под контроль.
Теперь он не может ровно ходить, дотронуться пальцем до кончика носа, но остаётся в реальности, из которой так хотел бежать. Поэтому надо увеличить дозу, добиться полной отключки.
Равновесие соблюдается всегда.
Когда жизнь становится безопасной, когда нет воен - растёт число наркоманов, экстремалов,
экстремистских группировок, фанатиков любого толка, самоубийц.
Природа берёт своё.
В опасные времена ничего этого нет.
Вы сами знаете о всплесках рождаемости после войн.
Азиатофобы со страхом говорят о том, что у этих нищих по 10-12 детей в семье, они плодятся, как кролики, и скоро заполонят весь мир.
В тех краях жизнь - тяжёлая и опасная, поэтому так силён Эрос. Танатосу там нечего делать.
Не только сильный секс, но и повышенная жизнестойкость.
Вы тоже в этих условиях были бы необычайно живучи и чрезвычайно плодовиты.
А может быть, и нет.
- Почему такое пренебрежительное отношение к йоге, цигуну?
- Я пренебрежительно отношусь к тому, как у нас их практикуют.
Вы имеете в виду хатха-йогу, как я понимаю.
То, что делает большинство наших йогинов, не является йогической практикой, ни в одном из возможных смыслов.
Йога представляет собой длительный процесс самокультивации, как это сейчас называют.
Подобно восьмеричному буддийскому пути, который опирается на четыре благородные истины, йога включает восемь стадий роста: яма, нияма, асана, пранаяма, пратъяхара и так далее - до самадхи, от которого до нирваны рукой подать.
Наши адепты йоги умеют заворачиваться в замысловатые узлы (немножко асаны) и изредка дышат через левую ноздрю, затыкая пальцем правую (ещё меньше пранаямы). Вот и вся ваша йога.
Как можно с уважением относиться к такой практике?
Заядлый курильщик, который тридцать лет медитирует на курении, имеет больше оснований называться йогом, чем все эти акробаты.
Для индуса йога, что для даоса Путь. Это вся ваша жизнь, каждое её мгновение, а не четверть часа утром.
Вы прыгаете сразу на третью ступень и говорите, что обладаете всей лестницей. Это - профанация.
Пресловутый дзэн, который вы называете грубым и примитивным, берёт своё название от японского прочтения слова дхиана .
А ведь выше дхианы стоит только самадхи. До такой простоты - расти и расти.
Народ совсем ошалел: читает книги о китайской йоге, русской йоге. Осталось написать брошюрку о ямайском гопаке и плавании брассом для зулусов.
Именно поэтому речь может идти только о прикладном аспекте.
Асаны разрабатывались аскетами, которые вели малоподвижный образ жизни, с учётом климата.
Приседать будет жарко - вы изойдёте потом. Принимая какую-то позу, вы заставляете работать земное тяготение - гимнастика для лентяев.
Во всех восточных физкультурах отсутствуют снаряды, у вас есть только ваше тело. Это сэкономит вам время и деньги.
Вы всё равно не станете жить йогой - так зачем уродоваться? Возьмите то, что вам нужно.
Исходите из того, чего вам не хватает для здоровья, - гибкости, подвижности, эластичности, силы, выносливости (нужное подчеркнуть), выберите позу - и занимайтесь на здоровье! И оставьте йогу в покое.
Вы же не станете агитировать чукчу питаться рисом и быть вегетарианцем.
В Азии сидят на полу, а в Европе - на стульях. Поза лотоса для них естественна, но не для нас.
Не делайте из этого проблему - миллионы людей не могут сидеть в лотосе и как-то живут без этой позы.
Вы согласны набросить на себя ещё одно ярмо только для того, чтобы на какой-нибудь вечеринке, как бы мимоходом, обронить: я практикую йогу.
С цигуном и тайцзи дела обстоят точно так же.
- Вы и с моралью поступаете так же - берете только то, что нужно и удобно?
- Я беру только то, что в силах унести. Ваша мораль - слишком неподъёмна.
Огромный перечень возможных поступков человека в обществе с оценкой каждого из них.
Прейскурант, я бы сказал. Причём, у каждого поступка две цены, как минимум.
На рауте ваши поступки по отношению к определённым людям будут отличаться от того, как вы обойдётесь с ними же в горящем небоскрёбе или на необитаемом острове, или в тёмном переулке.
Это Вам удобно иметь такую мораль, а не мне.
Вот вам простой тест.
Вы откажетесь от липовой справки, которая позволит вам меньше платить за квартиру?
Вы будете пробиваться к кондуктору через переполненный салон, чтобы оплатить проезд?
Вы вернётесь через полгорода на рынок, что-бы вернуть толстомордой гром-бабе лишнюю пятёрку сдачи?
Вы купите себе липовый диплом или права на вождение транспортного средства категории В, если у вас будет такая возможность?
Ответьте откровенно, и не мне, а себе самому - ведь вас всё ещё несколько.
После этого мы сможем говорить с вами о морали.
Или у вас две морали: одна большая всеобщая, а другая маленькая - для личного пользования?
Громоздкой моралью неудобно пользоваться.
У вас в голове хранится набор возможных жизненных ситуаций и набор соответствующих им готовых решений.
При нестандартной ситуации, ваша мораль не сработает, вы не будете знать - что делать.
А сами давать оценки вы не научились. Решите для себя - что вам делать, какой моралью пользоваться.
Лучшая мораль - никакой морали.
Каждое решение, каждая оценка происходят впервые, они осознаны вами до последнего атома. Всё это - слишком хлопотно и тяжело, спина гнётся.
Я имею свою личную мораль, я её для себя создал и пользуюсь ею. Так же можете поступать и вы.
Но если ваша личная мораль заведёт вас за решётку, принесёт другим людям горе, унижения - лучше пользуйтесь всеобщей.
У вас всегда есть выбор.
Я много чего говорю, иногда одно опровергает другое, но одно неизменно - это ваш выбор.
У вас всегда есть выбор, и вы отвечаете за всё, что с вами происходит.
Не надо говорить мне, что жизнь превратится в хаос, если каждый будет делать только то, что хочет.
Жизнь только тогда станет объёмной.
Земля превратится в самый счастливый уголок во Вселенной.
Все инопланетяне пришлют к нам делегатов по обмену опытом. Боги начнут завидовать.
Главное - не пугаться такой свободы.
Делать только то, что хочешь, и помнить, что другой имеет право на такой же выбор - лучшего регулятора не найти.
- Нашли тему для разговора. Он же имморалист.
- О! Я слышу голос ходока по зазеркалью. Как вам ходится? Учтите, под вами шесть тысяч футов пустоты.
- Ничего, у меня есть пара лишних глаз на пятках. А как ваш доктор?
- Он бредёт без единого клочка одежды. Но, всё ещё таскает респиратор.
- Отвесьте ему пару подзатыльников, когда гуси улетят.
- Вообщето, подзатыльника заслуживаю я, ведь гуси уже улетели.
- Какие гуси?

написать автору

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.grafomania
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное