ГРАФОМАНИЯ (книга ни о чем)

  Все выпуски  

ГРАФОМАНИЯ (книга ни о чем) 14/07 - Утренник.9.


www.grafomania.info

ГРАФОМАНИЯ (книга ни о чем)
НЕ ЧИТАЙТЕ (она учит ДУМАТЬ)
 
Утренник - 4-я часть книги

УТРЕННИК

почитать
9. Просыпайтесь! Уже утро...
     - Я не всегда понимаю, за что ты ратуешь. То за осознание и торжество разума, то за спонтанность и торжество природы. Ты не видишь тут никакого противоречия?
     - Нет, не вижу. Разумность - естественное явление, часть природы. Мы уже договорились, что природа не знает искусственных процессов. У тебя есть мозги, ты ими думаешь - что тут ненормального? Разумная деятельность человека не только является частью природы как процесса, но и должна быть осознана таковой самим человеком.
     Мы уже говорили о том, что человек, как биологический вид, не имеет шансов занимать такое пространство на планете и конкурировать с другими видами, если не занимается разумной деятельностью. Он нарушил биологическое равновесие, и сделал это не сегодня, а в те времена, когда стал кутаться в звериные шкуры и бросаться камнями в тупых мамонтов. Искусственные ландшафты, плотины, радиоактивные отходы и озоновые дыры - просто ступени лестницы, которая начинается в палеолите.
     Глупо рассуждать о том, могло ли быть иначе. Мы пришли в наше "сейчас" именно таким путем, и неважно, был ли он неизбежным и единственно возможным. Нарушение равновесия налицо, но этот процесс носит естественный характер. Пока не было умников на нашей планете, механизм гомеостаза был безликим. Теперь человек стал частью этой силы. Хочет он этого, или нет, а ему придется брать на себя эту работу и заниматься регулированием биосферы Земли, а то и созданием искусственной. Как говорится, взялся за гуж - полезай в кузовок.
     Это не значит, что мы сначала вмешиваемся, а потом должны ликвидировать последствия вмешательства. Вмешательство должно быть одновременно и регулированием. Объем вмешательства должен соответствовать уровню наших знаний и возможностей. Кесарево надо отдавать кесарю. И нам должно хватать ума, чтобы отличать первое от второго.
     То же самое мы можем сказать о нашей психике. Человек не выскочил со своим умом и преобладанием сознательного над инстинктивным из ниоткуда, словно черт из табакерки. Процесс шел плавно, как и положено в природе. Мы должны осознать ту часть наших действий, которая диктуется уже не природой, а разумом.
     Эволюция продолжается, а у нее свои механизмы. Сохранение вида и так далее. Мы присваиваем ей черты личности для удобства. Если на дне реки лежит валун, то на поверхности воды появляется бурун, но это не результат чьей-то воли. Действия живого организма могут диктоваться голодом, страхом, агрессией или сексом, но в конечном итоге они служат сохранению вида.
     Самка защищает своих детенышей в гнезде. Главный способ защиты - агрессия. Чем ближе опасность, тем выше уровень агрессии. В непосредственной близости от мамаши агрессия достигает апогея. Каким образом она переключается на своих детей, не нанося им вреда? Где тот механизм торможения? Она не знает о них ничего, видит впервые в жизни. Каким-то образом она их опознает, после чего срабатывает механизм защиты. У некоторых птиц это опознание идет через звук. Самки, которых искусственно сделали глухими (в научных целях), без колебаний съедали своих детенышей.
     В Германии зафиксирован интересный случай. Самолет заходил на посадку слишком низко из-за тумана, и пролетел над фермой черно-бурых лисиц. Шок был таким сильным, что все самки съели своих лисят - механизм опознания был нарушен.
     У стадных и стайных животных часть стереотипов поведения нарабатывается воспитанием и обучением. Это дает преимущество виду, но лишает особей некоторых инстинктов, притупляет их. Равновесие, ничего не поделаешь. Волчица или слониха не съест своего отпрыска, даже если самолет приземлится рядом с норой. Но вне стаи большинство коллективных животных не выживает. Дикий гусь, отставший от своих, присоединится даже к домашним гусям, лишь бы не остаться одному. Для собак мы - члены их стаи.
     Человек пошел еще дальше. Еще большую часть стереотипов поведения создают теперь воспитание и обучение. Еще меньше осталось во власти природы. Человеческое должно быть осознано и управляемо. Природное должно проявляться спонтанно. И надо отличать первое от второго.
     Вот тебе пример. У многих животных сексуальное поведение самца неотделимо от агрессии, а самки - от страха. То есть, брачная игра не отличается от изнасилования в нашем понимании. Для них это норма. Именно эту часть своей жизни мы подчинили разуму и коллективным интересам. Институт брака и все такое. Общество воспитывает и обучает своих членов на протяжении нескольких поколений, создает у них нужные ему стереотипы поведения. Оно взяло на себя роль природы, эволюции. В каждый период времени стереотип сексуального поведения в обществе наиболее выгоден для сохранения вида.
     Поведение любого насильника мы называем зверским. Но не потому, что звери плохие. Ни один зверь не пойдет против сохранения своего вида, он всегда действует в рамках своего правового поля. "Зверское" значит нечеловеческое, еще нечеловеческое.
     Еще мы говорим, что родители и школа не доглядели. Выражение газетное, но оно отражает суть. Мы подчинили какую-то область жизни разуму, возложили формирование новых "инстинктов" на обучение, а самого обучения не провели. Результат, как говорится, на лице. На действие такого уродца толкают не инстинкты, а их остатки плюс недоученный разум.
     Спонтанность. Даодэцзин. Он вызывает опасения, призывает все пустить на самотек. Но ведь книга написана практически одновременно с Великим учением Конфуция. Ты знаешь, что такое конфуцианство? Это учение служивых людей. Это гимн ритуалу и регламенту. Каждый шаг человека в обществе расписан - от рождения до погребения. Предписывалось буквально все - как стоять, как сидеть, куда поворачиваться лицом при разговоре с начальником, а куда - с подчиненным, какие слова и когда говорить, сколько раз и кому поклониться, сколько шагов сделать на цыпочках, какие песни петь на свадьбе, а какие - на похоронах, и так далее.
     Человек, который вырос в такой обстановке, мог читать даосские трактаты хоть сто раз в день. Он уже не представлял угрозы для общества. Более того, Лао Цзы уравновешивает Конфуция, позволяет избавить людей от нервного тика. Без черного нет белого, без конфуцианства нет даосизма, без осознания нет спонтанного. Это нормально, где ты увидел противоречие? Или ты предпочел бы ходить только на правой ноге? Не удивительно, что ты все время ищешь костыли.

     - Ты против любых костылей, даже исторических?
     - Должен сказать, что мы весьма избирательны в изготовлении костылей из исторического материала. Тебя никогда не удивляла эта избирательность? Мы восхищаемся произведениями древнего искусства и за обломок античной статуи платим намного больше, чем за произведение современного искусства, даже если оно представляет искусство в истинном смысле. Более того, современные мастера уровня Сальвадора Дали настаивают на необходимости обучения на образцах древнего искусства. Дали так и говорил: обучаясь, копируй древних мастеров, тебе все равно не достичь их уровня. При тяжелых заболеваниях мы частенько прибегаем к древним, испытанным способам лечения. Вся современная медицина основана на античных трактатах и на их арабских переработках. Юриспруденция построена на римском праве и все современные кодексы - систематизированные судебные решения древних юристов.
     Но. Как только дело доходит до фундаментальных вещей - устройства государства, дипломатии, политики, войны и мира, морали и этики - нам память начисто отшибает. Мы разучиваемся читать. Правда, удивительно? А в чем причина? Не только в том, что европейская культура избрала своим мировоззрением религию рабов и ущербных, во всех смыслах, людей. Эта причина безусловная, но не определяющая. Главная причина - мы не умеем понимать историю. Даже, когда мы говорим о необходимости изучать ошибки прошлого, чтобы не повторить их в будущем, дело не идет дальше голого манифестирования.
     Мы не извлекаем уроков из прошлого, более того - мы не собираемся этого делать. Вот что такое - костыли из истории. В Греции два с половиной тысячелетия назад происходило то, что происходит у нас сегодня, и будет происходить всегда - при нашем подходе к историческому опыту. Из среды народа выделились аристократы - родовая знать, которая сосредоточила в своих руках все, что называют богатством. Потом чернь восставала, аристократов лишали богатства, а предводитель из плебея становился тираном - государством надо управлять при любом строе. Люди, которые помогали ему править страной, такие же нувориши, назывались олигархами. Затем из среды обедневших аристократов появлялись новые правдолюбцы, демократы, и боролись за власть с олигархами. При победе демократов олигархи переходили в оппозицию. Когда олигархам удавалось отвоевать власть, мирно или силой оружия, оппозиционерами становились демократы. И так далее. Ничего нового.
     От первой тирании и первой республики до превращения христианства в государственную религию прошло очень много лет - не меньше тысячи. Такой гигантский опыт государственной деятельности, политики, дипломатии, выборов, импичментов, заговоров и государственных переворотов, тираний и диктатур, республик и монархий, терроризма и борьбы с террором - чего угодно! Главное - этот опыт зафиксирован и доступен любому желающему. Любая ситуация, над которой сегодня ломают голову, имела в прошлом много аналогов, были многократно отработаны самые различные варианты решений. Чего проще, возьми схожий случай, изучи опыт выхода из ситуации, все возможные решения, которые были приняты - и пользуйся! Нет! Мы будем изобретать велосипед, еще лучше - самокат.
     Врачи так делают и не стыдятся, юристы прямо ссылаются на аналогичные случаи, прецеденты из прошлого и обосновывают ими свои решения. Все, кроме политиков, кроме государственных деятелей. Это ниже их достоинства, ссылаться на опыт древних, а тем более - использовать его. Мне известен только один случай, когда правитель реально пользовался древними разработками в области государственной деятельности. Иосиф Виссарионович держал на своем рабочем столе книгу Макиавелли "О государе" и ежедневно перечитывал. Наверное, она ему помогла. Ведь для недоучившегося семинариста он достиг неплохих результатов, правда?
     А ты говоришь - костыли.

     - Наш экскурс в философознание мне показался каким-то незавершенным.
     - Желание мое пошло на убыль, когда мы начали выяснять, что же является философией. Неужели столько людей называют философией то, что ею не является? Возможно, я ошибаюсь и морочу тебе голову, а все дипломированные специалисты правы? Неужели философия - это этика, логика и физика? Ты можешь так подумать, тебе кажется, что я колеблюсь. Действительно, что означает это самое умение жить мудро? Способность высчитать прибыль и умение делать из дерьма конфеты?
     Я сменю вывеску, но суть останется прежней. Философия - это искусство быть свободным. Не становиться свободным, а быть им. Не веришь? Как обобщенно называют доктрины всех школ северного буддизма - махаяны? Их называют системами освобождения. Но ни одна из них не признает того, что ты связан. Никто не будет учить тебя, как стать свободным. Все будут учить быть им.
     Не веришь Востоку - посмотри на Запад. Что Сенека считал главным сокровищем мудреца? Возможность выбирать. В любой момент своей жизни. А свобода и есть возможность выбора. И не верь этим байкам про осознанную необходимость. Какая работа Шопенгауэра вызвала самые большие споры в Академии, так что ее даже к участию в конкурсе не допустили? "Свобода воли и нравственность".
     Каким был подзаголовок "Человеческого, слишком человеческого" Ницше? "Книга для свободных умов". К какой своей работе Фромм возвращался на протяжении двадцати пяти лет? "Бегство от свободы". Какую работу Бердяев считал воплощением своего кредо? "Философия свободы". Тебе мало?
     О чем мы с тобой все время говорили? О способности выбирать в любой момент своей жизни, о возможности взять на себя ответственность за свою жизнь. Разве речь шла не о свободе? Распознание и разрушение мифов - да кому они нужны? Пусть блестят себе на солнце и радуют взоры. Если они мешают, ограничивают твою свободу, то речь может пойти и об этом.

     - Почему ты аргументируешь Бердяевым? Он теософ, а их ты не жалуешь.
     - Бердяев - мистик и философ. Все его теософство - фикция, порожденная нежеланием порывать с традицией, в которой он вырос. Чужбина, ностальгия и все такое. И он честен. В конце концов, не путай теософию с "теософским обществом" - это разные вещи.
     Еще раз объясню тебе, с кем я воюю. С теми людьми, которые (от упитанного бородача с кадилом до сектанта-скаута с журнальчиками) пристают ко всем с разговорами о том, что бог есть, но живут при этом так, будто его нет. Когда я говорю с ними религиозно, они называют меня сумасшедшим, впадают в ярость и страх, стремятся прервать разговор и бежать. Ни одна из таких бесед не была прервана по моей инициативе. Им не нужна религия, а бог - тем более. Как с ними не повоевать? Но я никогда не начинаю первым.
     Подумай еще об одном. Кому адресована книга "Как стать здоровым"? Больным она адресована. "Как стать богатым" - книга для нищих. Кем считает тебя тот, кто обещает тебя сделать свободным? Он считает тебя рабом, быдлом. Понимаешь? Что думает он - не так важно. Важно то, что думаешь ты, когда берешь такую книгу в качестве маяка.

  подробнее на сайте книги: www.grafomania.info

продолжение следует...

Автор произведения - Ингвар, 2005 || e-mail || фото автора

По вопросу издания книг Ингвара обращайтесь по номеру:
+38063 7705555 (Анатолий Мельник, литературный агент Ингвара)
+3803422 6-06-76 (секретарь Анатолия)


В избранное