Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Искусство Public Relations: Психология&Философия"


Служба Рассылок Subscribe.Ru


Семинар «Искусство Public Relations: Психология&Философия»

PSY. ЦЕЛИТЕЛЬСТВО КАК ВИД ПСИХОТЕРАПИИ И ВООБЩЕ.
Хотя, конечно, в строгом смысле слова, целительство не имеет никакого отношения
к психотерапии; разве что – в кавычках.

Итак, практику целительства по многим признакам можно очень просто причислить
к психотерапевтической деятельности. Особенно показательно ее действие, когда
манипуляции целителя или его «лекарства» не имеют никакого подтверждения своей
эффективности со стороны классической медицины (в отличие, скажем, от таких официально
признаваемых народных средств, как травы), либо классическая медицина классифицирует
их как «пустышки», плацебо. И вот, поди ж ты, целитель достигает успеха там,
где официальные медики расписываются в своем бессилии. Один из способов объяснить
этот феномен – сослаться на психологический эффект, действие разбуженного целителем
подсознания и внутренние резервы организма. Но в таком случае какую-то категорию
целителей («безвредных», но успешных) следует записать в разряд психотерапевтов,
реализующих свои уникальные, интуитивно разработанные, индивидуальные психотерапевтические
практики (например, как Милтон Эриксон, удостоившийся такого официального признания).

Однако этого не происходит. Целители остаются целителями, а психотерапевты психотерапевтами
(отличающиеся, кстати, от психиатров, психологов и тренеров), даже в тех случаях,
когда они демонстративно, подобно Гриндеру и Бэндлеру, «списывают» свои психотерапевтические
техники с духовных практик («Структура магии»). Я так полагаю, что здесь как
раз мы сталкиваемся с феноменом, изображенным Томасом Куном (в его «Структуре
научных революций»), когда парадигма, как некий теоретический багаж, способ мышления
и видения (неважно, идет речь о теории – «науке», или практике), составляет единое
целое с группой людей, реализующих эту парадигму в своей практике.

С легкой руки Куна термин «парадигма» закрепился лишь применительно к научному
сообществу. Для других видов деятельности, скажем, для политики уместнее, надо
полагать, звучит понятие идеологии. Но существо дела от этого не меняется (и
Кун вскользь также подтверждает это). В данном случае речь идет о целительской
практике – деятельности, разворачивающейся между наукой, лженаукой и необходимой
практикой (медицина, управление и пр.)

Почему же некая деятельность принимается обществом, скажем так, официально, т.е.
максимально легитимно, конституционно, как то, что должно поддерживаться самыми
сильными социальными институтами (государством), в то время как другая (даже
очень близкая) – остается в частном ведении отдельных общественных групп или
просто отдельных людей? Вопрос почти риторический. Потому что так исторически
складывается. Но каков закон этого сложения – закон истории? И в какой мере тут
волен или не волен проявиться гений отдельного человека, способного, что называется
«узреть истину», сделать гениальные предвидения и добиться того, чтобы общество
их восприняло (осознало)? Такая постановка вопроса, просто нереальна. Ведь мы
знаем, что даже если такой провидец найдется, то всем его прозрениям придется
полежать в долгом ящике человеческой истории, пока общество не созреет для их
восприятия. Т.е. и отдельный и человек и все общество не вольны в прямом и быстром
движении вперед.

Если воспользоваться представлениями К. Юнга, можно сказать, что процесс «усмотрения
истины» и процесс восприятия ее обществом синхронизированы. Т.е. внутри самого
себя, обладая достаточно изощренной чувствительностью к своим внутренним ощущениям,
человек может с достаточной долей уверенности предсказать, будут ли (и когда)
его идеи усвоены обществом. И даже взойти ради них на костер. Хотя абсолютной
гарантии, конечно, тут никто не даст.

Цель практики достигать эффекта; цель теории достигать понимания. Какая-нибудь
«игра в бисер» удовлетворяет обоим этим критериям, оставаясь при этом полностью
бессмысленным занятием с точки зрения серьезного здравого смысла (например, в
контексте вопроса о выживании). В мире существует бесконечно много бессмысленных
с точки зрения здравого смысла занятий. Но зачем-то они нужны! И, с другой стороны,
история нашей полной смысла цивилизации в один момент может обернуться полной
бессмыслицей.

Непримиримый спор, или даже война, разных парадигм – и в прямом столкновении,
и заочно – необходимая форма существования социума. При этом очевидно, есть и
позиция понимания обоих сторон, уделом которой остается молчание.





ОПИСАНИЕ: Семинар "Искусство Public Relations: Психология&Философия"
1. Эта рассылка представляет собой способ организации заочного семинара по вопросам
психологии и философии применительно к практике деятельности в области формирования
общественного мнения. Основа рассылки - мои заметки дневникового характера. Их
можно принимать, с ними можно спорить, а можно в противовес им присылать свои
заметки, сообщения, цитаты, доклады и т.д.
2. Вторая задача рассылки – поддерживать связь.
3. Информационное сообщение: создатели сайта CityCat уверяют меня, что на их
рассылку можно не подписываться, подписываясь на рассылку этого семинара.
Леонид Жуков,
Директор Института по связям с общественностью

Условные сокращения: PSY - психология; PHI - философия; PR - Public Relations;
TXT-J - журналистский текст; TXT-LIT - литературный текст; LVD - литературоведческий
текст.

ОЧНАЯ ФОРМА СЕМИНАРА "ИСКУССТВО PUBLIC RELATIONS"
КАЖДЫЙ ВТОРНИК с 17.00 до 19.00. БЕСПЛАТНО
- Очный семинар в настоящее время находится в стадии реструктуризации. Впрочем,
встречи по вторникам продолжаются.

Необходима предварительная запись. Телефон Семинара: 248 1990

Адрес семинара: Малый Левшинский пер, 14/9, кв.15. Проезд: м. Кропоткинская,
далее идти по ул. Пречистенка к Садовому кольцу до 2-го светофора (или 2-я ост.
На любом троллейбусе), направо от светофора – переулок (М.Левшинский), по переулку
до конца, справа 5-этажный сталинский дом, 2 подъезд, 1 этаж, кода нет.

Наши координаты:
ИНСТИТУТ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Адрес: 119048, Москва, а/я 567, Телефон: (095) 248 19 90,
Сайты: www.pr.da.ru,  www.rusfam.chat.ru/dop.htm, www.dinasty.da.ru
E-mail: lbg@mail.ru
Жуков Леонид Борисович,
Председатель правления

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное