Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Искусство Public Relations: Психология&Философия"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Семинар «Искусство Public Relations: Психология&Философия»
АДРЕС ПОДПИСКИ: www.subscribe.ru/catalog/psychology.hjd

Ведущий рассылки: Леонид Жуков, lbg@rpri.ru
Участие в очной форме семинара – по согласованию с ЛЖ, бесплатно: (095) 248 1990.
(Краткое описание очной формы: я определяю этот семинар как дзэн-семинар или,
иными словами, научно-практический семинар по вопросам постановки целей и принятия
решений в сфере консалтинговой деятельности и, в частности, в PR как искусстве.
Семинар происходит в Москве) 



ОТКЛИК. НЕЛОКАЛЬНАЯ ЛОГИКА

ВЛАДИМИР КАРПИНСКИЙ (ВК): Большое спасибо за обстоятельный ответ. Правильно ли
я понял, что тебе удалось изучить технику медитации (работа с коанами) в одной
из ведущих японских школ? Или ты об этом читал в книгах? 

ЛЖ: На различные виды логик – двоичную, 4-значную или какие-либо другие схемы
я смотрю как на принципиально одну и ту же вещь, как на детерминистический, механистический
логический принцип "если – то", к которому прикладываются те или иные схемы (правила).

ВК: С точки зрения теории – да, принцип у них один. Ну а на практике? Ведь переход
от линейной логики к пространственной – это же скачок! И не такой уж малый! Интересно
было узнать о твоем видении логики волновых функций. Да, раньше я об этом не
задумывался. Действительно, в физике это просто техническая вещь.

ЛЖ: Я не изучал технику медитации у японцев, только читал в книгах. Просто все,
что я об этом читаю – очень близко к какому-то моему внутреннему опыту. Разумеется,
мой «дзэн» не тот, что в Японии или Китае, вообще, я полагаю, в России не может
быть того, что есть в Японии, Китае или в Индии (если говорить о йоге) как бы
тщательно мы не воспроизводили тот опыт. Говоря строго формально, я вообще не
имею права рассуждать о дзэн – разве что о такой, еще не описанной, его разновидности,
как «русский дзэн». Впрочем, так же точно от меня далек и строго логический Западный
(Европы и США) подход. Недаром, хотя Иван Павлов и работал в России, бихевиоризм,
как научное направление, развился лишь в США.

По поводу практики использования пространственной (4-значной) логики, если мы
с тобой встретимся, можно попробовать поэкспериментировать на эту тему; в жизни
же, я этим займусь, только если пойму, зачем мне это нужно? И тогда, как я уже
говорил, или увижу, где я ее уже использую, или как-либо начну использовать.
Пока что мой интерес сосредоточен на нелокальной (волновой) логике.

По поводу структуры в дзэн сходной, на мой взгляд, с твоей 4-значной логикой,
хочу привести следующую цитату:

Доктрина «Пяти классов» тесно связана с учением о четырех царствах Дхармадхату.
Классы часто представляются в виде пяти типов взаимоотношений между господином
и слугой или между хозяином и гостем. Эти образы воплощают соответственно основополагающий
«принцип» (ли) и «вещь-событие» (ши). Вот они:
6.      Господин сверху взирает на слугу.
7.      Слуга снизу взирает на господина.
8.      Господин.
9.      Слуга.
10.     Господин и слуга беседуют друг с другом.
(Уотс, Алан В. Путь Дзен. Пер.с англ. – К.: «София», Ltd., 1993, с.247)

Мне думается, для того, чтобы наш диалог был более продуктивен, чем просто обмен
более или менее интересной информацией, каждому из нас следует иллюстрировать
теоретические постулаты своим личным внутренним опытом, описанием переживаний,
ощущений, примерами из жизни и пр. Признаюсь, только что процитированная мною,
доктрина «Пяти классов» от меня так же далека (может чуть ближе), как и идея
4-значной логики – просто вспомнилась по ассоциации.

Для чего нужна локальная логика? – Для того, чтобы действовать систематически,
в частности, чтобы иметь возможность исследовать весь объем некоего данного предмета
внимания, ничего не пропустив по случайности или по ошибке. Ты набрел на идею
4-значной логики – отлично! Значит зачем-то это тебе нужно. У тебя это представление
работает – как я понимаю, оно является хорошим инструментом для того, чтобы исследовать
целый пласт ранее неизвестных тебе состояний, возможно, новый, более высокий
уровень существования. Кроме того, ты этим инструментом можешь поделиться с другими
людьми. Возможно, что и мне эта вещь понадобится, в свое время.

Но сейчас мне интересна нелокальная логика. По сути, это очень простая вещь –
то, чем каждый человек пользуется ежедневно, никак не замечая. – Это момент принятия
решения. До этого момента нет ничего, после этого момента есть все, мир стал.
Нелокальная логика – это «кошка Шредингера» в закрытом ящике, – она одновременно
и жива, и мертва, и, если угодно, как это показывает Пенроуз (английский математик),
может находиться еще в сотне других состояний между жизнью и смертью, соответствующих
известным к настоящему времени видам математических логик. Для меня эта ситуация
до очевидности ясна, ибо действительно, пока ящик с «кошкой» закрыт, самым верным
поведением будет поведение, исходящее из гипотезы, что «кошка» одновременно и
жива, и мертва. Но как только мы утвердимся в этой позиции – примем такое решение
– в этот самый момент в природе, в нашем локальном мире, появится это, никогда
не наблюдавшееся доселе состояние живого существа (существа особого рода – запертого
в «ящике Шредингера»), которое характеризуется как «ни жизнь – ни смерть». Но
в тот момент, как мы откроем ящик, мы перейдем в еще одно – другое – локальное
состояние – «или жизнь, или смерть». И количество этих локальных вариантов бесконечно
– все зависит от моего решения исходить из той или иной позиции. А мое решение,
в свою очередь зависит от чего? – Бог весть. И в этом тайна. Мне сегодня интереснее
иметь дело с тайной, чем с ее мирскими отражениями. Но это совсем не значит,
что не надо исследовать все эти неисчерпаемые и удивительные локальные явления
и логики. Более того, одно связано с другим, как правое и левое полушария мозга,
– мир приводит нас к тайне, а тайна находит свое воплощение в миру.

Хочу процитировать еще один пример нелокальной логики из Пенроуза:

Возможно, более наглядным для читателя-нематематика (хотя и столь же непостижимым)
является способ, которым (иные) художники могут представить себе весь замысел
своего творения целиком. Подобный удивительный случай очень живо описан Моцартом
(см. Аламар [1945]): «Когда я чувствую себя хорошо и нахожусь в добром расположении
духа; или когда я предпринимаю поездку или отправляюсь на прогулку после сытной
трапезы; или ночью во время бессонницы – мне в голову приходит сколько угодно
самых разных идей. Откуда и как они приходят? Я не знаю и ничего не могу с этим
поделать. Те, которые мне приятны, я удерживаю в голове и часто напеваю без слов;
так, по крайней мере, мне говорили. Когда у меня возникает тема, сразу же приходит
следующая мелодия, соединяясь с первой согласно требованиям композиции в целом:
контрапункт, партия каждого инструмента – и, наконец, все музыкальные фрагменты
складываются в завершенное произведение. Тогда моя душа горит вдохновением. Произведение
растет; я постоянно дополняю его, прорабатываю все более мелкие детали, пока
в один прекрасный момент композиция не оказывается полностью сформирована у меня
в голове, хотя она может быть и довольно длинной. Тогда мой ум охватывает ее
единым взглядом, как красивую картину или прекрасную девушку. Это не последовательный
процесс, при котором различные части произведения прорабатываются до мелочей
и стыкуются друг с другом (так, как это будет сделано в дальнейшем) – нет, я
слышу его целиком, как это позволяет мое воображение» (Пенроуз Роджер. Новый
ум короля: О компьютерах, мышлении и законах физики: Пер.с англ. / Общ.ред. В.О.
Малышенко. – М.: Едиториал УРСС, 2003, с.342).

Как доктрина «Пяти классов», так и 4-значная логика, в моем представлении, это
различные, не очень сильно отличающиеся друг от друга, «симфонии» в уже записанном
виде. В моменты же вдохновения весь мир мне представляется в виде единого пульсирующего,
звучащего, переливающегося цветного целого, в котором все связано со всем, хотя
связи эти могут быть весьма причудливыми, самые масштабные вещи соединены с самыми
мелкими. И из этого невообразимого хитросплетения можно выдергивать те или иные
нити – линии, сюжеты – на потребу насущному мгновению жизни.

Нам только кажется, что мы действуем логически; только кажется это даже тогда,
когда такое – строго логическое – действие является для нас приоритетным. Если
присмотреться, то обнаружишь десятки, если не сотни, помех и отвлечений хотя
бы в процессе выполнения твоих 4-х шагов логики. По-настоящему строго логическое
действие случается только один раз – и каждый раз заново – когда ты совершаешь
открытие, и говоришь себе: «Ага!» Все последующие повторения (хотя и интересны
с точки зрения внимательного изучения) искусственны, а значит для меня, как для
креативного существа, не вполне логичны. В этом смысле настоящей логикой обладают
только компьютеры или бильярдные шары – существа явно несознательные. Но мы же
не хотим становиться роботами! Логика нам нужна для того, чтобы прикоснуться
к тайне, а тайна – чтобы создать новую логику.

В этом контексте логика для меня – эквивалент мира, предметности, систематичности,
неотвратимой последовательности; а тайна – то, что имеет отношение к Духу, к
свободе.

Еще один важный для меня момент, связанный с разными логиками, – представление
о практике и теории. К теории я отношу все построения, разрабатывающие те или
иные виды локальных логик. В этом смысле теории астрологии или, скажем, алхимии
ничем не отличимы от теорий традиционной (ньютоновско-эйнштейновской) науки –
каждая теория внутри своей парадигмы строго логична. Наоборот, практика основывается
на нелокальной логике – в практике мне не важно, каким образом я получил результат?
– Важно, что я его получил! Обоснование, «логическое доказательство» идет следом
за практическим опытом, но для практики оно не нужно. Оно нужно для культуры,
для технологии обучения.

Нелокальная логика выносит на поверхность тот или иной сюжет из клубка целостной
картины мира, проявляя очередной, новый его образ, новое состояние, новый этап
процесса – не знаю, как лучше сказать. Этот сюжет может быть зафиксирован – в
культуре, в практике человеческих отношений, в социальном институте. Классическая
(традиционная) наука, базирующаяся на математике, в отличие от прочих «наук»,
сильна лишь тем, что наиболее последовательно из всех утверждает логику, теорию,
как таковую, теорию ради себя самой, как своеобразную «игру в бисер». Но, конечно,
теория общения с идолами острова Пасхи ничуть не хуже какой-нибудь теории интегрального
исчисления и, будучи применена на практике, дает отличные результаты – идолы
действительно встают и сами идут по острову (в чем, в свое время, мог убедиться
Тур Хейердал; правда он дал этому результату инженерное объяснение). Нелокальный
оборот локальной логики (фундаментальной науки) – инженерия – деятельность (практика),
создающая то, что теоретики и представить себе не могли. Разве мог себе вообразить
какой-нибудь Максвелл, уравнения которого, как я понимаю, тесно связаны с развитием
телевизионных устройств, что результат его чудесных прозрений как раз пригодится
г-ну Малышкину, охраннику Жириновского, чтобы сделать очередной пиар-ход на президентских
выборах в далекой России? Я думаю, что наука в лице своей прикладной части, инженерии,
по праву может считаться религией ХХ, а теперь уже и ХХI века.

Образ практики – миф. Образ теории – наука. Миф может быть изучен и, таким образом,
может породить науку. Если эта наука нужна для какой-либо цели, кроме себя самой,
мы получим «ненаучную науку» – «ненаучную» в смысле классического представления
о науке. И таких «наук» полно. Исследуя свой организм, свою судьбу и свое сознание,
я вправе создавать и свою личную «науку» о себе – лишь для индивидуального употребления.
Но, конечно, мой опыт, как бы уникален он не был, может оказаться интересен и
еще кому-то. 

Если бы я был математиком и занимался изучением проблем логики, я думаю, что
идея 4-значной логики могла бы мне показаться интересной из чисто теоретических
соображений. Но поскольку я не занимаюсь такими вопросами, мне интересно практическое
приложение этой идеи, но пока что я ее просто не чувствую. Если только не считать
сам этот текст, и уже имевшуюся переписку между нами по этому поводу, неким резонансом
на эту идею – вернее, на твой интерес к какому-то процессу, проявившемуся в этой
идее.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное