Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Идеи для бизнеса: миссия выполнима" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
"Искусство Public Relations: Психология&Философия"
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Семинар «Искусство Public Relations: Психология&Философия» АДРЕС ПОДПИСКИ: www.subscribe.ru/catalog/psychology.hjd Ведущий рассылки: Леонид Жуков, lbg@rpri.ru CRAZY NOTES. Текст данной рассылки представляет собой часть более обширного литературно-художественного текста «Корневой каталог (приготовления к роману)», который я публикую в режиме реального времени в живом журнале по адресу: http://www.livejournal.com/users/leonid2004 PHI. МЕЧТАНИЕ ЕСТЬ ТВОРЕНИЕ Мечтание есть творение. Мечтать – значит творить. Так сказать, «материализация» этого, мечтательного, состояния в искусстве носит название романтизма, в духовной практике – мистицизма. Т.о. в некотором смысле можно сказать, что эта атмосфера, это романтико-мистическое настроение, применительно к некоему воображаемому образу суть «новая материя». И почему бы не предположить, что в любом творчестве (включая такие направления как ирония, скепсис, цинизм и пр.) присутствует эта линия «романтичности» или новой материи мира? Творить – значит создавать что-то новое, никогда не бывшее прежде. Если угодно, - создавать новую материю. Кстати, почему бы не отнестись к сложности, как к новой форме материи? Причем, почему бы не выделить такие понятия как сложность редукции (например, элементарная частица, кварк, математическая аксиома) и эволюционной сложности (например, новое произведение искусства, новая форма организации общества и пр.)? Действительно, количество имеющегося неизменно – здесь, согласно закону сохранения материи и энергии, что называется ни убавить, ни прибавить, включая и сложность (или, на языке физиков, – энтропию). Но можно добавить нечто новое, чего еще никогда не было. Однако единственный «прибор», который может зафиксировать это новое – это сам человек, ученый, художник и т.д. – любой человек, в своем роде, своем призвании. И эта фиксация происходит лишь однажды – непосредственно в момент творчества. Ученые и инженеры передают людям внешние достижения, художники – внутренние. Фундаментальные организации, такие как Академия наук, Церковь и пр., экстравертируют внутренние достижения творческих личностей и таким образом происходит изменение организации (эволюция структуры) вселенной – как мегамира, так и микромира. – В чем отличие истинных достижений от иллюзорных или, лучше сказать, не истинных? Отличие официальной науки от, скажем, таких направлений, как мистика, эзотерика, каббала и проч.? PHI. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЧУДА Аксиома: существуют «изолированные системы». Например, что-то похожее на кантовскую «вещь в себе»; геометрически изолированную систему можно представить как точку; алгебраически – как единицу. Что-то, что существует, при том, что ни одной другой характеристики этого «существующего» мы получить не можем. Теорема: две изолированные системы не могут взаимодействовать друг с другом. Аксиома: чудо есть взаимодействие двух изолированных систем. И т.д. – осталось выразить все это математическими значками и построить все остальное здание. PSY. ЦИТАТА. М. ЭРИКСОН. «НИЧТО НЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ» Кто сказал тебе, что нужно что-либо заканчивать? Ничто по настоящему не заканчивается, пока мы живем. – Очевидно, «закончить по-настоящему», здесь, значит умереть. – Так же точно, – никогда не поздно начать. PSY. ЦИТАТА. М. ЭРИКСОН. «УПРАВЛЕНИЕ» ЕСТЕСТВЕННЫМ ХОДОМ ДВИЖЕНИЯ Задача терапевта в том и состоит, чтобы вернуть человека на его собственный «истинный путь». В этой связи он (Эриксон) рассказал историю о лошади, которая забрела во двор его дома, когда он был молодым человеком. У лошади не было характерных примет, по которым ее можно было бы опознать. Эриксон предложил вернуть лошадь хозяевам. Чтобы сделать это, он просто сел на нее верхом, выехал на дорогу и предоставил лошади самой выбирать путь. Он вмешивался только тогда, когда лошадь сходила с дороги, чтобы попастись или побродить по полям. Когда лошадь, наконец, пришла во двор соседа, жившего в нескольких милях пути, сосед спросил Эриксона: «Как вы узнали, что лошадь пришла отсюда и что она наша?» Эриксон ответил: «Я не знал, а вот лошадь знала. Все, что мне нужно было сделать, так это не дать ей сойти с дороги». (Эриксон, с.47). – В моем словаре терапевтических терминов «лошадь» – это «эго». PSY. ЦИТАТА. М. ЭРИКСОН. «ПРОЙДИТЕ МИЛЮ» Отставной полицейский, ушедший с работы по состоянию здоровья, говорил мне: "У меня эмфизема легких, высокое кровяное давление и, как видите, я страшно располнел. Я слишком много пью. Я слишком много ем. Я хочу работать, но не могу этого сделать из-за эмфиземы и давления. Я хотел бы бросить курить. Я хочу избавиться от этой привычки. Я хотел бы перестать выпивать двести граммов виски ежедневно и хотел бы съедать разумное количество пищи". Я спросил: "Вы женаты?" "Нет,— ответил он,— я холостяк. Обычно я готовлю сам, но за углом имеется ресторанчик, в который я частенько заглядываю". "Значит, поблизости за углом есть небольшой ресторан, в котором вы можете пообедать. А где вы покупаете сигареты?" Оказалось, он берет по паре пачек. Я сказал: "Иными словами, вы покупаете сигареты не только на сегодня, но и на будущее. Теперь, если вы по большей части готовите сами, то где вы покупаете продукты?" "К счастью, прямо за углом имеется овощной магазин. Там я и покупаю овощи и сигареты". "А где вы покупаете выпивку?" "К счастью, в следующем доме за магазином есть прекрасная винная лавка". "То есть, у вас есть рядом небольшой ресторан, овощной магазин и винная лавка, и все это там же, прямо за углом. И вам нужна встряска, но вы знаете, что не можете встряхнуться. Но вы можете ходить. Хорошо, покупайте одну пачку за раз. Пройдите в другой конец города, чтобы купить ее. Это начнет приводить вас в форму. Относительно овощей. Не покупайте их в ближайшем магазине. Пойдите в магазин, который расположен в полумиле или миле от вас и купите ровно столько, сколько нужно, чтобы поесть один раз. Это означает три прекрасные прогулки за день. Что касается спиртного, то вы можете пить сколько хотите. Пропустите свой первый стаканчик в баре, расположенном за милю от вашего дома. Если вам захочется выпить еще раз, найди те другой бар, но не ближе, чем за милю. Если захотите выпить в третий раз, то найдите еще один бар, но тоже не ближе, чем за милю". Он посмотрел на меня с явной злобой. Он меня обругал. Он ушел разъяренным. Примерно через месяц ко мне пришел следующий пациент. Он сказал: "Вас рекомендовал мне отставной полицейский. Он сказал, что вы единственный психиатр, который знает, что делает". Полицейский не мог после этого купить ни одной пачки сигарет! И он теперь знал, что хождение в магазин — это сознательное действие. Он мог его контролировать. А ведь я не отбирал у него еду. Я не отбирал у него табак. Я не отбирал у него выпивку. Я дал ему возможность гулять. Этого пациента заставили переструктурировать свое поведение. Ему пришлось отказаться от неосознаваемых автоматических действий. Как рассказывал Эриксон, он понял, что "хождение в магазин было сознательным действием". В данном случае Эриксон увидел, что имеет дело с человеком, долгие годы выполнявшим приказы. Поэтому он и дает ему советы в форме приказов, ожидая, что человек их выполнит. Это яркий пример того, как надо работать с пациентом в его системе отношений. Конечно, нет необходимости работать со всеми пациентами в такой же манере. (Эриксон, с.189) PSY. ЦИТАТА. М. ЭРИКСОН. «МУСОР» У детей короткая память, но я отлично запоминаю, что они делали или говорили. Роберт однажды заявил: "Я достаточно взрослый, большой и сильный, чтобы каждый вечер выносить мусор". Я выразил сомнение в этом, но он горячо защищал свою точку зрения. Тогда я сказал: "Хорошо, со следующего понедельника мы попробуем". Он вынес мусор в понедельник, во вторник, но в среду забыл это сделать. В четверг я ему напомнил, и он вынес мусор, но забыл это сделать в пятницу и в субботу. Поэтому в субботу я дал ему возможность как можно больше поиграть в активные игры, которые ему очень понравились, но от которых он устал. И затем, в качестве особого исключения я позволил ему лечь спать так поздно, как он пожелает. В час ночи он сказал: "Пожалуй, я пойду спать". Я отпустил его спать. По какой-то странной случайности я проснулся в три часа ночи. Я разбудил Роберта и очень извинялся за то, что забыл ему напомнить вынести мусор. Не сделает ли он этого сейчас? И вот, с большой неохотой Роберт оделся. Я еще раз извинился за то, что не напомнил ему, и он понес мусор. Вот он вернулся, разделся, одел пижаму и забрался в кровать. Я был уверен, что он крепко спит. Я снова разбудил его. На этот раз я извинялся еще больше. Я сказал ему, что сам не понимаю, как это мы просмотрели мусор в кухне. Не оденется ли он снова и не вынесет ли этот мусор? Он выбросил его в мусорный ящик у дороги. Он шел обратно глубоко задумавшись и уже дошел до крыльца. Вдруг он рванулся обратно на дорогу к мусорному ящику, чтобы убедиться, что крышка на нем хорошо закрыта. Войдя в дом, он остановился и окинул взглядом кухню, прежде чем снова лечь в постель. А я все еще продолжал извиняться. Он лег спать и уже больше никогда не забывал выносить мусор. Фактически, Роберт запомнил этот урок так крепко, что у него вырвался тяжелый вздох, когда я сказал ему, что опишу этот случай в своей книге. (Эриксон, с.315) PSY. ОПЫТ МИЛТОНА ЭРИКСОНА. СТЕРЕОТИП М.Э. как бы говорит: – Ищи стереотип, ищи сопротивление. Ибо стереотип это привычка, которую человек не хочет или не может изменить. Скорее всего, он ее просто не замечает, как воздух, которым мы дышим. Но стереотип, в силу свое прочности, это уже нечто определенное, нечто, с чем уже можно работать, испытывая его на прочность, получая положительные или отрицательные «симптомы». Стереотип это «точка опоры» – иллюзорная, но прочная, настоящая. (Эриксон, с.43). Проблема в том, что, находясь в раппорте с пациентом, психотерапевт так же может не замечать его стереотипа, как и он сам. PSY. ОПЫТ МИЛТОНА ЭРИКСОНА. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЕМОВ РАБОТЫ С СИМПТОМАМИ ИЛИ КАК БРОСИТЬ КУРИТЬ – Симптом – одна из характеристик, проявлений стереотипа. Т.о. работая с симптомом, мы работаем со стереотипом. В этой «классификации» я отмечу лишь один-два случайных приема только для того, чтобы поставить в этот ряд «третий» прием, пришедший мне на ум (возможно, это мое изобретение, а, может, и плагиат). 1. Предписание симптома. Один из основных приемов М.Э. 2. Добавление к симптому. Например, когда терапевт командует пациенту сделать что-то, что он всегда делает и, добавляет он, сделай… еще что-то (что нужно в терапевтических целях). Так, М.Э. рассказывал о своем сыне, как он ему командовал в воспитательных целях: «Поставь велосипед в гараж и… закрой за собой дверь». (Но правильно ли я называю этот прием?) 3. Забыть симптом. Так, однажды я «забыл», что я курю – просто выбросил это из головы, и при этом стал думать, какое удовольствие (вполне сравнимое по силе с курением) я получаю, когда хочу курить и не курю – это действительно эйфория. 4. Трансформация (изменение). Переструктурирование? 5. Изменение оценки – от неудовольствия к удовольствию. «Вторая сторона медали». Изменение ценностного контекста. PSY-PHI. ДЗЭН-АНАЛИЗ ЦЕЛИ И РЕШЕНИЯ – Во-первых, надо убедиться, что ваше решение ни на чем не основано и не имеет никакого смысла. – Во-вторых, что это единственно верное, уникальное, именно ваше решение. – В третьих, понять, что же мешает (или затрудняет) дальнейшей реализации вашей первоначальной цели? – Может, настала пора остановиться? ДНЕВНИК. PHI-PR. PR-СЕМИНАР КАК СТАТУЯ Я подумал, что мой принцип создания семинара по «Искусству PR» в чем-то похож на поиск места для установки скульптуры. Тут мне вспоминается телепередача на эту тему – действительно, у каждой скульптуры есть свое, единственное во всем мире, уникальное место и, соответственно, время, где она может стоять. Так, единственное место, где может стоять, живя, скульптура Феликса Дзержинского (Железного Феликса) это круглая Лубянская площадь в Москве напротив КГБ и только при Советской власти, и больше нигде и никогда. Так же точно, я полагаю, следует найти место (и время) для семинара, которое естественным образом будет удобно всем.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||