"Искусство Public Relations: Психология&Философия"
Семинар "Искусство Public Relations: Психология&Философия"
АДРЕС ПОДПИСКИ: www.subscribe.ru/catalog/psychology.hjd
Ведущий рассылки: Леонид Жуков, lbg@rpri.ru. CRAZY NOTES. Текст данной рассылки представляет собой часть более обширного литературно-художественного текста "Корневой каталог (приготовления к роману)", который я публикую в режиме реального времени в живом журнале по адресу: http://www.livejournal.com/users/leonid2004
PHI-PSY. СИСТЕМА ПСИХОЛОГИИ И ТЕРАПИИ
Терапия и научная психология относятся друг другу как "внешние миры". Терапия имеет дело с различением "я/другой" (или "внутреннее/внешнее"); наука же различает "объективное/субъективное". В результате теории терапии, сформулированные в "я-языке", выглядят как не научные, субъективные, с точки зрения объективной психологии. И, наоборот, объективное знание моих психических процессов (например, моих нейрофизиологических реакций), "язык истины", ничего мне не дает для понимания моего "я". Однако очевидно, что полный
объем изучения психических явлений должен учитывать оба эти подхода. Об этом пишет Уилбер, делая попытку осуществить трансперсональный синтез. Но более продуктивным мне представляется конструктивистский подход Матураны и Лумана. При этом психология для меня это, прежде всего, "я-психология", терапия, а не психиатрия.
ДНЕВНИК. СОЧУВСТВИЕ
Не рассчитывая на сочувствие других, я и сам постепенно стал считать, что имею право оставить без своего тепла другого человека. А это не правильно, особенно, когда речь идет об ответном чувстве с моей стороны.
PSY-PHI. ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИИ БОЛЬШОЙ ГРУППЫ
Феноменом психологии большой группы может быть что угодно. Например, можно говорить о типе климата страны и рассматривать его влияние на национальный характер и историю, как это делают этнологи. Разумеется, эти взгляды останутся лишь более или менее правдоподобными гипотезами, но они работают в более широкой или локальной аудитории – как более сильные или более слабые системные дифференциации. Так же точно, как работают терапевтические интерпретации и интервенции, выдержанные в стилистике того или иного терапевтического
подхода. Эффективность в обоих случаях зависит от точности попадания в тему.
PHI-PSY. ЦИТАТА. ЛУМАН. ЕЩЕ РАЗ: СИСТЕМОТЕРАПИЯ
- Как учит теория и практика системотерапии, форма парадокса – всего лишь промежуточная станция. Прежде бывшие привычными различения с помощью вопроса о наблюдателе мы идентифицируем как парадоксальные; мы подводим их под вопрос о единстве различия, чтобы затем поставить вопрос, о том, какие другие различения могут «развернуть» парадокс, то есть способствуют его новому разрешению. При таком рассмотрении парадокс являет собой временную форму, другая сторона которой образует открытое будущее, новую аранжировку
и новое описание привычек как сомнительных (Луман-3, с.188).
- Первичная цель должна была бы состоять в том, чтобы научить своих клиентов во всех различениях самим видеть неотъемлемую парадоксальность, но в то же время видеть и то, что наблюдения возможны лишь в том случае, если эту парадоксальность вновь привести к форме различения, которая в данный момент кажется убедительной.
- Занимая позицию кибернетики наблюдения второго порядка, социология тем самым не отказывается от коммуникации, но свою коммуникацию она — как терапевт — должна отсылать на обходные пути парадоксии (Луман-3, с.189).
Луман пишет, что массмедиа создают трансцендентальную иллюзию реальности и формулирует проблему социотерапии ("социологии как терапевта") о "вопиющем противоречии между селективными процессами массмедиа (их полной самостоятельностью в выборе тем, - прим. ЛЖ) и их успехом в конструировании реальности, на которую ориентируется общество" (Луман-3, с.189). Однако, как мне представляется, это противоречие снимается посредством дальнейшего развития медийной техники (интернет etc.), благодаря которой любой человек
получает в руки мощный инструмент трансляции своих мнений. Т.е. в перспективе селективность общественных (или корпоративных) медиа тонет в селективности индивидуальных медиа; реальность общественная - в реальности личной. Возможно, что именно эта, постмодернистская, тенденция и позволяет вообще поставить (заметить) эту проблему.
PR. ЧАСЫ «POLJOT»
Не удивительно, что у нового русского директора банка г-на Прохорова часы на руке из Швейцарии за полмиллиона долларов. Хотя само по себе это и впечатляет. Оригинальней было бы, если бы он носил часы марки "Poljot" Первого часового завода.