PSY. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОБОДЫ
Свобода - это интеграция воли и закона.
PSY. ПРЕЗУМПЦИЯ НОРМАЛЬНОСТИ
Я бы хотел поговорить о презумпции нормальности клиента в психотерапии. По аналогии с презумпцией невиновности человека в юридическом дискурсе. До какой степени терапевт согласен считать человека здоровым? И каково, по большому счету, его собственное представление о здоровье? Вернее, может быть, насколько оно верно с точки зрения клиента?
PHI. К ТИПОЛОГИИ
В сущности, вся классическая наука, начиная с Древних Греков, является методом категоризации или типологизации наблюдаемого.
PHI. PR. БАЗОВОЕ УСЛОВИЕ РАБОТЫ С ФИНАНСАМИ
Для того чтобы работать с финансами, надо их иметь. Фактически это означает - быть готовым их потерять. Или иметь возможность их потерять.
PSY. НЕЗАМЕТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Насчет незаметности изменений. Как известно, Милтон Эриксон говорил, что более эффективной работой является та, в которой клиент сам не замечает происходящих с ним изменений. Я думаю, что изменения незаметны, если их делает сам человек, не прибегая к посредничеству тренера или терапевта - кого-либо или чего-либо со стороны; если он исходит лишь из своих собственных ресурсов - желаний и возможностей. В этом смысле работают поддерживающие, а не тренирующие техники, если только тренировка для какого-то человека
не является одновременно поддержкой.
PSY. "ТАЙНА" МИЛТОНА ЭРИКСОНА
Могу предположить, что отличие работы мастера (Милтона Эриксона) от многих и многих его последователей, пытавшихся сформулировать теорию локальных изменений, не затрагивающих всего человека в целом, заключается в том, что он как раз всегда работал с человеком в целом. На что, кстати, некоторые из его учеников, наиболее чуткие из них, время от времени обращали внимание. Но этот аспект его работы практически не формализуется, поскольку черпает свою энергию в интуиции терапевта. Однако, именно этот - внешне незаметный
и потому производящий впечатление чудесного - аспект являлся тем ингредиентом, который делал его работу столь эффективной, если не сказать эффектной.
- Иначе говоря, его работа всегда была терапией, на фоне которой иногда демонстрировались медицинские или сценические эффекты.