Семинар «Искусство Public Relations: Психология&Философия»
АДРЕС ПОДПИСКИ: www.subscribe.ru/catalog/psychology.hjd
Ведущий рассылки: Леонид Жуков, lbg@rpri.ru
Участие в очной форме семинара – по согласованию с ЛЖ, бесплатно: (095) 248 1990.
(Краткое описание очной формы: я определяю этот семинар как дзэн-семинар или,
иными словами, научно-практический семинар по вопросам постановки целей и принятия
решений в сфере консалтинговой деятельности и, в частности, в PR как искусстве.
Семинар происходит в Москве)
PSY-PHI. ПСИХОТЕРАПИЯ КАК РЕЛИГИЯ
Религия это социальная психология, низведенная на уровень личности; социальная
психология в личностном преломлении. То, что психолог называет неврозом, священник
мог бы назвать грехом. То, что врач называет болезнью, с религиозной точки зрения
могло бы называться «наказанием Божьим». Если же попытаться раскрыть религиозный
аспект психотерапии, то можно было бы сказать, что психолог, по сути, помогает
человеку создать его личную, персональную религию – я имею ввиду формулировки
самосознания и поведения пациента, вещи внешние, видимые, и в этом свое качестве
социальные (формы мировоззрения и поведения), но в то же время глубоко осознаваемые
человеком. Однако и при таком взгляде на психологию (как бы замещающем религию),
ценность религии все-равно сохраняется – именно ее догматичность, ритуальность,
косность; то, за что религию часто ругают, составляет главную ее ценность, поскольку
ритуал суть абсолютно необходимый элемент, как социальной организации, так и
индивидуального самостояния.
– Ритуал – это социальный рефлекс.
– Наоборот, если поиграть определениями: религия – индивидуальная психология
в социальном исполнении.
PSY-PHI. РИТУАЛ ПОТОМУ ЧТО
…потому что когда Бог отвернется от вас, у вас не останется ничего, кроме ритуала
– осуществления устаревшей и давно уже потерявшей всякий смысл догмы. Потому
что последний смысл мира – в бессмысленности. Потому что реальность веры вне
реальности мира. Как сказано, она суть Царство не от мира сего.
– Ритуал нужен для того, чтобы его ломать и его утверждать.
– По сути, утвердившийся и неизменный образ жизни, к которому приходит человек
в старости тоже ритуал, только индивидуальный – ритуал жизни и индивидуальной
веры.
PHI-PSY. ОКОЛО СУРОЖСКОГО. ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ…
Всякий раз, когда ты не можешь решить, чем заняться, самое время подумать о Боге
– это занятие точно будет осмысленным. По крайней мере, так утверждают Отцы Церкви.
PHI. СПОНТАННОСТЬ ДУХА СВЯТОГО
Дух Святой в спонтанности – «ходит, где хочет»; естественность, выражаемая в
спонтанности. Дао. Хаос, который есть. Свет во тьме.
Свет так же неструктурирован, как и тьма, но суть точка в бесконечности. Мир
– это именно свет во тьме, соединение противоположностей.
Бесконечность миров, явленная в точке.
PHI. СТРАШНЫЙ СУД
– Суд же состоит в том, что свет пришел в мир… (Евангелие от Иоанна, 3.2.)
PHI. ГЕФСИМАНСКАЯ НОЧЬ
Одно из самых поразительных мест в Евангелии (на мой взгляд) – сюжет, совершающийся
между Христом и его учениками в течение Гефсиманской ночи. Трижды он их просит
не спать, и трижды они засыпают. Знак Бога Человеку в ответ на его моления о
поддержке. Богооставленность в самостоянии. Утверждение принципиального одиночества
человека – как человечности, и как отдельно взятого живого человека. Исполняя
свое назначение нельзя ни на кого рассчитывать – даже на самых близких людей,
учеников, апостолов. Таким образом, первое предательство и распятие Христа совершается
в Гефсиманскую ночь, когда все, на кого он мог бы рассчитывать, отворачиваются
от него, предают – засыпают.
«Чаша сия» – быть в ничто, быть вопреки, просто быть. Сон – это нормальное состояние
мира и окружающих вас людей в сфере вашего призвания как бы нужно им оно не было.
Делай свое дело и забудь о вознаграждении. Можно сказать сильнее: прими в качестве
награды наказание. Награда, как пишет Сурожский, – право прощать.