Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Эзотерическая энциклопедия" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Декабрь 2006 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
19
|
21
|
22
|
23
|
24
|
||
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
Статистика
-1 за неделю
Рассылка "Ядро Знаний". Теория групп и вариантов.
Здравствуйте, уважаемые читатели! Представляю вашему вниманию первый выпуск нашей рассылки. Из-за технических ограничений, которые не позволяют обновлять архив выпусков, было принято решение не публиковать в рассылке новые главы книги <Ядро Знаний> по причине, что их текст постоянно совершенствуется, тем самым изменяясь, а изменить их в архиве рассылки будет невозможно. Таким образом, в нашей рассылке мы будем публиковать только новости развития теории групп и вариантов, уведомления о выходе полнотекстовых версий новых разделов и глав книги, которые можно будет всегда найти на нашем сайте (http://www.infocore.ru/), а также новые статьи, кратко затрагивающие те или иные темы в рамках теории групп и вариантов. На сегодняшний день на нашем сайте выложена версия 0.3.7 структуры книги <Ядро Знаний>, в которой приведено полнотекстовое изложение первых двух разделов <Неопределенность Гейзенберга> и <Постулат теории групп и вариантов> первой главы <Теория групп и вариантов>. Это относительно скудный материал, в котором к тому же имеется ряд небольших неточностей. Но увы, жизненные обстоятельства пока не позволяют уделять этой работе много времени, и потому дальнейший выход полнотекстовых версий новых разделов книги ожидается весьма нескоро :-( В сегодняшнем выпуске можно познакомиться со статьей <Модель сознания в рамках теории групп и вариантов>, которая будет наиболее интересна тем, кто увлекается, либо серьезно занимается психологией, и особенно молодой наукой соционикой. А в следующем выпуске планируется в новой статье кратко описать миры объективной реальности, что будет наиболее интересно тем, кто знаком с физикой, и при этом нисколько не боится явлений эзотерических. К сожалению, теория групп и вариантов может вызвать достойный полноценный интерес только у тех людей, кто одновременно знает и физику, и психологию, да еще при этом серьезно увлекается эзотерикой, и в обязательном порядке имеет опыт измененных состояний сознания, позволяющий тем самым искать строгий научный ответ на естественный в этом случае вопрос, а что же этот опыт собою представляет. Увы, таких людей очень мало на этом свете. Если честно, то я пока знаю среди таких лишь самого себя. Потому если у вас, дорогие читатели, есть идеи относительно того, как можно популяризовать теорию групп и вариантов и отдельные темы в рамках нее - пожалуйста, напишите нам об этом! Мой адрес: dmitry@infocore.ru А еще лучше будет, если вы выскажите ваши идеи и вопросы на нашем форуме, который находится по адресу: http://forum.infocore.ru/ С уважением, Дмитрий Ковба.
Вступление Психология - наука о взаимоотношениях людей. Все, чего достигло человечество как в техническом, так и в культурном плане - это так или иначе результат совместной деятельности людей. Таким образом, нет ничего важнее науки психологии для каждого человека с той целью, чтобы иметь возможность занять наиболее оптимальное место в обществе, участвуя при этом во взаимоотношениях наиболее эффективно. Но, увы, даже математика занимает большую роль в образовательной системе и в мировоззрении людей. Почему так? Наверное, потому что сама психология еще не готова занять уготованное ей по праву место. И действительно, все модели сознания, используемые в психологии являются либо крайне примитивными, либо сугубо эмпирическими, и при этом по-прежнему остаются не очень глубоки. Ключ к решению лежит в комплексном подходе - одновременно и научном и эмпирическом. Именно такой подход сегодня предлагает теория групп и вариантов, описывая аспекты сознания на основе естественных следствий единственного в своей основе физического, хотя и чрезвычайно необычного, постулата. В данной статье у нас нет возможности говорить о самой теории групп и вариантов - слишком уж это необычная работа, и для ее изложения потребуется куда больше времени и места. Наша цель: познакомить читателей с необычайно полезным следствием теории групп и вариантов для психологии - с моделью сознания, равной которой на сегодняшний день определенно нет. Хочется также заранее отметить, что, несмотря на всю необычность происхождения новой модели и на ее заявленную революционность, она нисколько не затрагивает уже накопленных знаний в области психологии, лишь слегка корректируя некоторые из них. Однако, кроме того, новая модель сознания позволяет заглянуть необычайно глубоко в понимание принципов работы сознания человека, представляя при этом из себя предельно простой и удобный инструмент, позволяющий объяснить как частный случай все уже существующие психологические модели и теории на своей основе. Аспекты первого сознания Верите ли вы в то, что все гениальное просто? Если нет, то вам будет сложно смириться с новой моделью - потому что она ужасающе проста. Несмотря на то, что имеет под собой довольно сложную для первоначального знакомства основу в качестве физического обоснования теории групп и вариантов, которой мы, как уже говорили, сейчас касаться не будем. Итак, всего в рамках первого сознания, определяющего личностные качества человека, выделяется четыре аспекта сознания. Это: интеллект, эмоции, чувства и мысли. Верите ли вы, что это именно тот базис, на основе которого можно выразить любое качество человека? И правильно делаете, потому что иначе вас можно было легко обвинить в наивности и неадекватности. Но, несмотря на это вы скоро сами сможете убедиться, что это действительно так - и вышеприведенных аспектов сознания на самом деле достаточно, чтобы описать все многообразие психической деятельности человека. Рассмотрим, аспекты первого сознания подробнее. При этом хочу отметить, что важно понимать, что аспекты сознания могут быть развиты в различной мере у каждого человека. Мы же будем давать описание такого человека, у которого преимущественно развит только один соответствующий аспект. А многообразие порождаемых характеров при взаимном влиянии аспектов сознания друг на друга рассмотрим несколько позже. Интеллект. Этот аспект сознания выражает собой базовую интеллектуальную деятельность мозга. Интеллект - это исключительно прямолинейное логическое мышление. Это то, что можно назвать рассуждением или рациональным мышлением. Очевидно, оно же порождает рациональные черты в человеке, такие как логичность, расчетливость, стремление к выгоде, трудолюбие, хозяйственность, а также адекватность. Рациональные люди, как правило, считают важным жизненным приоритетом карьерный рост и добиваются в этом успеха. Главные ценности рационального человека - это логичность и факт. Он уважает исполнительность и пунктуальность. Рациональные люди склонны к изучению математики и других естественных наук. Уважительно относятся к личным принципам и общественным законам. Любят буквальность и ненавидят иррациональную неоднозначность. Люди исключительно рациональные предпочитают интеллектуальный труд и не понимают людей творческих, хотя с радостью наблюдают за их работами, когда они позволяют развлечься или приносят какую-либо другую пользу. Развитость интеллекта в той или иной мере наиболее распространена среди населения на сегодняшний день. Эмоции, пожалуй, являются наиболее простым аспектом сознания, который отличает человека от примитивной интеллектуальной машины, внося некоторый вклад в понятие индивидуальности и души. Эмоциями мы будем называть только те эмоциональные проявления, которые проходят бурно, длятся недолго и забываются легко. Эмоции, как правило, хорошо развиты уже у многих животных. Наиболее часто встречаются эмоции негативные, возможно, именно потому так обворожительны бывают эмоции положительные, когда нам выпадает удача увидеть их выражение на лице человека. Наилучшее проявление эмоций - это ощущение радости. Типичные черты эмоционального человека - это вспыльчивость, жизнерадостность, тактичность, а также настойчивость и решительность. Ощущение восхищения также является продуктом деятельности данного аспекта сознания. Эмоциональность наиболее типична мужчинам. Чувства представляют собой самый прекрасный аспект деятельности первого сознания человека. Однако насколько он может быть прекрасным, настолько же он может окрасить жизнь и черными красками. Чувства - это дыхание души, именно тот слой нашего сознания, который можно более всего назвать душой живого человека. Совершенным проявлением деятельности этого аспекта является ощущение любви. Именно он определяет степень доброты в сердце человека, а также добросовестность и внутреннее стремление к справедливости. Чувства - это наиболее яркий аспект сознания, в наибольшей степени определяющий цель жизни человека, способного к ощущению любви. Деятельность чувств является неотъемлемой во всякой творческой деятельности, в которой необходимо иметь чувство красоты и ощущение вдохновения. Чувственность наиболее характерна женщинам. Мысли. Этот аспект сознания определяет способность к образному мышлению человека. Когда мы глубоко думаем, мечтаем или фантазируем, видим сны - все это деятельность данного аспекта сознания. Наибольшая ценность человека, у которого развиты мысли - это истина. Преимущественная развитость мыслей определяет иррациональные черты характера - такие как мечтательность, изобретательность и даже в некоторых случаях гениальность, а также увлеченность и целеустремленность. Иррациональный склад ума определяет интерес к гуманитарным наукам, и особенно к литературному творчеству. Такие люди, как правило, имеют собственную мировоззренческую позицию как сложную мысленную конструкцию, которой руководствуются при принятии решений в большинстве случаев. Люди с развитыми мыслями встречаются наиболее редко, и в основном это мужчины. Модель сознания и соционика Все аспекты сознания в мере их развития у конкретного индивида учувствуют в деятельности сознания одновременно за счет их взаимного влияния. Так, к примеру, если у человека сильно развиты чувства, но развитость его мыслей и эмоций при этом существенно доминирует, то такой человек во имя какой-либо высокой для него идеи может быть человеком безжалостным (например, Гитлер). Чувства в данном случае будут являться заложником идей и целей, выражая ненависть к врагу, вместо более естественного для этого аспекта чувства любви. Эмоции же будут прекрасным инструментом для поиска истины за счет настойчивой, дерзкой и неотступной манеры выражения своих мыслей. Они же будут средством насаждения своих мыслей тем, кто не способен на должном уровне их оспорить. Таким образом, различные конфигурации набора преимущественных взаимных влияний аспектов сознания за счет их неравномерной развитости определяют конфигурацию психики человека - его психотип. На точно таком же принципе построена молодая наука соционика. Вся беда ее лишь в том, что она оперирует в своей основе слишком уж формальными и абстрактными категориями, не понимая их глубинной сути. Но эта проблема легко устраняется с введением четырех базовых аспектов сознания: интеллекта, эмоций, чувств и мыслей. Для того чтобы построить модель сознания, позволяющую легко и удобно описать любой возможный психотип, необходимо будет сделать небольшое замечание. Всего имеется четыре аспекта первого сознания, однако оказывается, что при рассмотрении их взаимного влияния друг на друга вовсе необязательно рассматривать все возможные пары из четырех аспектов. Так, к примеру, если чувства или мысли влияют на интеллект, то они при этом влияют и на эмоции. Обоснование этого факта довольно легко дает теория групп и вариантов. Мы же сейчас его только учтем в построении нашей модели. Для этого выделим интеллект и эмоции в случае рассмотрения их взаимных влияний с чувствами и мыслями в качестве единого самостоятельного <виртуального> аспекта и назовем его <большой группой>. Тогда возможные преимущественные взаимные влияния аспектов сознания друг на друга можно будет отобразить на такой схеме, которая приведена на рис. 1. Примечание: если у вас рисунок не отображается, его можно увидеть также по адресу: http://www.infocore.ru/works~word.model_files/image001.gif Для того чтобы теперь перейти от нашей модели сознания к соционике и обратно, достаточно воспользоваться информацией из таблицы 1. Примечание: если у вас рисунок не отображается, его можно увидеть также по адресу: http://www.infocore.ru/works~word.model_files/image004.gif Теперь осталось лишь убедиться, что предложенная модель действительно позволяет понять структуру сознания на еще более глубоком уровне, чем это удалось ранее соционике. Для этого достаточно на практике оценить уровень развития базовых аспектов сознания и их преимущественные взаимные влияния у знакомых людей или пациентов, воспользовавшись схемой, которая приведена на рис. 1. И затем убедиться как легко и точно можно определять соответствующий им психотип. Очень важно при этом понимать, что не всякому человеку можно поставить в соответствие какой-либо конкретный психотип. Как правило, это удается сделать только для сравнительно неразвитых людей. Духовно развитая многосторонняя личность обладает высоким уровнем развитием различных аспектов сознания настолько, что в данном случае в рамках традиционной соционики имеет смысл говорить лишь о моделях поведения, как психотипах-масках, которые применяет в той или иной ситуации сложная личность. В то же время, модель сознания, построенная исключительно на основе понимания уровня развития отдельных базовых аспектов сознания позволяет точно описать психику такого человека. Любовь и страсть Отдельно хотелось бы отметить заблуждение, которое принято считать за норму при использовании соционической модели сознания, которая широко применяется для определения наилучшего партнера в парах - дуала. Для этого сперва придется более подробно рассмотреть типы взаимоотношений в паре. Среди них можно выделить два основных - это те, которые можно назвать любовью и страстью. Так любовь подразумевает всякое отсутствие конфликтов, взаимное подобие партнеров, семейную гармонию, как наиболее благоприятную среду для рождения и воспитания детей. Как легко увидеть много общего у двух духовно развитых людей, так же сложно найти два простых одинаковых человека. Таким образом, в случае духовной незрелости не любовь, как ни странно это звучит, должна быть приоритетом, а страсть, которая позволяет за счет взаимной тяги друг к другу сталкиваться противоположностям, принося что-то новое в каждом конфликте для каждой из них. При этом стоит отметить, что наиболее сильным конфликтом является конфликт человека рационального и человека иррационального. Как же тогда велик соблазн сказать, что именно этого конфликта стоит избегать при выборе партнера для повышения гармонии в отношениях, но при этом требовать наличия противоположной психики по остальным аспектам, чтобы отношения не были слишком уж скучны. Так и сделали создатели соционики. Однако очевидно, что это неверно. Ведь тогда придется всегда оставаться человеком либо с рациональным, либо с иррациональным складом ума, блокируя тем самым свой личностный и духовный рост. Приоритеты аспектов сознания Особого внимания стоит вопрос определения оптимальных приоритетов аспектов сознания. Очевидно, что в каждой ситуации существует наиболее правильное и оптимальное решение. Конфигурация психики при этом самым радикальным образом влияет на набор тех решений, которые способен принять в данной ситуации человек. Выходит, что для каждой ситуации имеется наиболее оптимальная соответствующая ей конфигурация сознания. А есть ли наиболее оптимальная конфигурация для жизни в целом? Легко убедиться, что проблемы на уровне более низких аспектов легко решить на уровне более высоких (в порядке приоритета: интеллект, эмоции, чувства, мысли). Так, к примеру, рассмотрим ситуацию, в которой человек чувственно негативно реагирует на неблагоприятное событие. Он может упиваться своем горем целую вечность, пока, наконец, не возьмется осмыслить произошедшее. В данной ситуации, чувство служит скорее сигналом, требующим вмешательства более развитого слоя сознания - мыслей, которому видна истина, и которое может увязать воедино и разобраться в самых сложных ситуациях. Облегчение в данном случае приходит, причем всегда, именно тогда, когда мыслительная деятельность принесет достаточно глубоко продуманный результат. И тогда мысли легко подавят негативное чувство. Множество аналогичных вышеприведенному рассуждений явно наводят на мысль о существовании оптимальной конфигурации сознания, определяемой преимущественным взаимным влиянием аспектов сознания в соответствии с указанными приоритетами. Так, в оптимальном психотипе мысли имеют доминирующее влияние над чувствами, эмоциями и интеллектом. Чувства - над эмоциями и интеллектом. А эмоции - только над интеллектом. Более подробное рассмотрение данного вопроса может стать основой для написания многочисленных томов самых удивительных и полезных измышлений, однако, мы вынуждены будем оставить это удовольствие пока для вас. Хочется только еще раз отметить, что идея наличия приоритетов среди аспектов сознания является одной из ключевых в теории групп и вариантов, ясно освещая дорогу к личностному и духовному развитию. Аспекты второго сознания Возможно, вы уже заметили, что на самом деле не все качества, упомянутые в описании базовых аспектов сознания, действительно встречаются вместе. Так, к примеру, человек может эмоциональным и вспыльчивым, но при этом нерешительным, т.е. не иметь воли. Такое встречается очень редко, и, как правило, речь о невысоко развитых людях. Однако это все же бывает. В чем же секрет? Дело в том, что каждое качество в рамках базовых аспектов первого сознания служит своеобразным источником для формирования качеств иного порядка - духовных качеств человека. В рамках теории групп и вариантов строго показывается, что человек имеет два <кольца самосознания>, определяющих личностный и духовный характеры. Они чаще соответствуют друг другу, однако это бывает не всегда. Наличие второго сознания служит прекрасной основой в научном подходе к исследованию явления реинкарнации. К сожалению, только в случае свободной манеры использования этого понятия можно в должной мере продолжить изложение этой темы. Назовем сейчас лишь аспекты второго сознания. Это: выбор, воля, совесть и суть (соответственно интеллекту, эмоциям, чувствам и мыслям). Аспекты второго сознания служат основой для развития аспектов первого сознания в молодости, в то время как новый жизненный опыт деятельности первого сознания в свою очередь служит <пищей> для развития аспектов второго сознания. Уровень развития аспектов второго сознания, как правило, воспринимается как врожденный талант, или, иначе говоря, как гарантированный потенциал развития аспектов первого сознания. Психология духовного развития Несмотря на всю необычность своих следствий, теория групп и вариантов идет гораздо дальше. Таким же естественным следствием, как понятие первого и второго сознаний для нее является понятие третьего сознания. Это именно то, что можно назвать Планетарным, а также Вселенским или Космическим Разумом. К сожалению, из этических соображений к научному стилю изложения мы и этой темы сейчас касаться не будем. Однако, уже ни для кого не представляет секрет способность некоторых людей к восприятью, как они утверждают, других миров. Это в первую очередь явления внетелесного опыта, астральной проекции и осознанных сновидений. Все эти и многие другие необычные проявления психики человека находят строгие и подробные объяснения в рамках теории групп и вариантов. Исследование путей личного и духовного роста, взгляд на взаимоотношения и конфликты, как на метод взаимного развития, исследование необычных способностей психики человека, и в частности способности воспринимать другие миры - все это является предметом исследования психологии духовного развития. Прочитать подробнее о теории групп и вариантов и психологии духовного развития можно в книге <Ядро Знаний>, которую легко можно найти в сети Интернет в открытом доступе. Дмитрий Ковба, 2006 г. |
В избранное | ||