Здравствуйте. Теперь вас уже двое. Сегодня я не буду о грустном. Просто немного юмора. Как я можно по-новому взглянуть на давно знакомые вещи.
Пришлось мне однажды писать
сочинение. Тема: "Идейная направленность в стихотворении Н.А.
Некрасова "Крестьянские дети". Взял я книжку, нашел известный
всем отрывок - "Мужичок-с-ноготок", прочитал первые две строчки, и
что же я обнаружил?
Комментирую построчно.
Однажды, в студеную зимнюю
пору
Я из лесу
вышел...
Оказывается, великий русский
писатель Николай Алексеевич Некрасов жил в лесу (никаких упоминаний о том, что
он входил в лес, ни выше, ни ниже по тексту не обнаружено), и
однажды, когда от жуткого холода ему стало совсем уж невмоготу, он решился-таки
выйти из лесу к людям. Что ж, из познавательной телепередачи "В мире
животных" мы знаем, что некоторые звери, лоси, например, в лютые холода в
поисках пропитания выходят к людям. Видно, у Николая Алексеевича тоже провизия
закончилась. А может быть, наш знаменитый поэт подрабатывал лесником и скрывал
этот факт, дабы не быть обнаружену царскими налоговиками? Хотя лесник, вроде,
тоже на государственной службе состоит... Вот так, исподволь, открываются новые
детали биографии классиков. Вывод: тщательнее проверяйте рукописи! Н.В. Гоголь
в таких случаях просто сжигал целые тома.
Я из лесу
вышел; был сильный мороз.
Николай Алексеевич явно озадачен:
мало того, что в лесу холодно, так еще и за лесом никаких тебе подснежников.
Гляжу,
поднимается медленно в гору
Лошадка.
везущая хворосту воз.
И шествуя
важно, в спокойствии чинном,
Лошадку
ведет под узцы мужичок
В больших
сапогах, в полушубке овчинном,
В больших
рукавицах... а сам с ноготок!
Тут воображению представляются сразу
две ситуации, одну из которых лучше и не представлять (чуть позже объясню,
почему), а другая - следующая. Выходит Некрасов на опушку леса, видит лошадку с
хворостом и, то ли для сугрева, то ли из журналистского любопытства (редактор
все-таки), то ли по служебной необходимости (если он - лесник) пускается в
горочку за лошадкой.
(Допускать, что классики, подобно
лосям питаются хворостом, я все же не берусь). Дистанция, видимо, немалая
(поясним ниже).
"Здорово,
парнище!"
Это странное обращение к
малюсенькому мужичку не покажется столь неуместным в дальнейшем.
"Ступай
себе мимо!"
Вполне логичный ответ на приветствие прискакавшего неизвестно откуда
идиота.
"Уж больно ты грозен, как я погляжу!"
Погляди - погляди.
"Откуда дровишки?"
Вспомнили мужичка-с-ноготок, который оказался здоровенным парнищем? То же самое и с хворостом,
который оказался дровишками. Теперь понятно, почему Николай Алексеевич
довольно далеко бежал? То, что издали казалось маленьким, вблизи оказалось
большим. А вы что думали, у него дефект зрения? Дефект - да, но не зрения (см.
ниже).
"Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу."
Действительно, я, мол - не лось, живу в деревне, и в зимнюю стужу не
спринтом занимаюсь по пересеченной местности, а дрова домой вожу. И вообще,
будешь идиотские вопросы задавать и к маленьким приставать (хотя, если парнище, то какой же он маленький?), позову папаню; он тоже не хило бегает да еще и
топор метает.
Тут самое время вспомнить другую ситуацию, которую я так не хотел
представлять. Представим, что Николай Алексеевич, выйдя из лесу в зимнюю стужу,
никуда не бежал, а стоял себе на опушке, в то время как лошадка с хворостом
медленно поднималась ему навстречу. Итак, мы - Николай Алексеич стоим за
елочкой и ждем-с. Ага! Вот и лошадка! -Ну, здравствуй, парнище! - Ступай себе
мимо! - Куда ж это мимо? Я полчаса стою тут в зимнюю стужу, понимаешь, тебя
дожидаюсь. Уж больно ты грозен, не к месту совсем. Сказывай, откуда дровишки! А
не то сейчас живо оформим: опись, протокол, отпечатки пальцев. - Из лесу,
конечно. Папаня, вон, рубит, а я отвожу. -Ты ври да не заговаривайся! Дрова из
леса в лес возишь? - Ну да! Я маленький, дома одного не оставишь; вот папаня и
взял меня с собой. Он там себе рубит, а я катаюсь с горки, а потом потихоньку на
горочку: так и отвожу... Душу...
Вот такой диалог. Чтой-то в нем не то. Вернемся-ка к нашим дровишкам.
(В лесу раздавался топор дровосека.)
Вот он, дефект! Причем научного объяснения ему до сих пор нет. В иконописи
есть принцип перевернутой перспективы, когда близлежащие предметы выглядят
меньше чем дальние. У Некрасова то же самое происходит со слухом: в лесу сидел
- ничего не слышал, из лесу вышел - кроме сильного мороза ничего не заметил,
пока в гору за лошадкой бежал - аналогично. Минут пять с парнищем говорил и
потом только услышал - топор дровосека. Чем дальше источник звука, тем лучше он слышен. Феномен. Где был лечащий врач Николая
Алексеевича? Пьесы, наверно писал, как Чехов. И остался неизвестен потомкам. А мог бы
одним только этим дефектом прославить свое имя в веках! (О Дауне, между прочим,
сейчас все знают.) Вывод: не распыляйся! Опять же налоговикам меньше работы.
Дальнейшее повествование не вносит ничего нового в настоящую картину.
"А что, у отца-то большая семья?"
- "Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я..."
- "Так вон оно что! А как звать тебя?" - "Власом"
- "А кой тебе годик?" - "Шестой миновал...
Ну, мертвая!" - крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
Все же непонятно, оформил ли лесник Некрасов парнищу за незаконный вывоз
дров или амнистировал по малолетству. И хочется сказать вслед за одним из наших
современников: Парнище меня загрузил и смотался, а я же, как лоcь, все стоял и считал.
Так и стоит на горе Николай Алексеевич Некрасов, поэт и гражданин, лесник и
чемпион (по спринту в гору в зимнюю стужу).
В ушах раздается топор
дровосека (не зря парнище стращал своим папаней: дровосек действительно знатный
- один раз ударил, а как долго звенит!). Куда идти? Назад в лес или вперед в
люди? Вот она - величайшая идея произведения Н.А. Некрасова.