Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Разрешение конфликтов

  Все выпуски  

Разрешение конфликтов выпуск 15 Океан репрессивности


Океан репрессивности

 Приехал с международной конференции по ювенальной юстиции (правосудию для несовершеннолетних), где я вел секцию по школьным службам примирения. Конференция прошла можно сказать душевно, люди говорили и спорили «по существу», рассказывали, как развивается восстановительное правосудие в их регионе.

 

 Один из участников так охарактеризовал ситуацию в нашем обществе: мы живем в «океане репрессивности». Этот образ отражает нашу реакцию на правонарушения  (в том числе несовершеннолетних подростков): наказать побольше, наказать поменьше, пригрозить наказанием, оставить без внимания. Например, когда спрашивали детей, что делать если кто-то неправильно поступает, то они отвечали: «сначала предупредить, а потом отправить в тюрьму». У взрослых это выражено еще сильнее J. При этом – напомню – в основе наказания лежит месть (око за око), «ответное причинение боли» (по словам криминолога Н. Кристи).

Да ладно, черт с ними, правонарушителями, пусть с ними  специалисты работают (а мы будем работать с этими специалистами J). Но дело в  том, что у многих людей такая реакция не только на правонарушения, а на  любое поведение, с которым эти люди не согласны. Если что-то случилось, то надо: 1) найти виноватого и 2) наказать его  да так, чтобы остальным неповадно было. Причем, это стало настолько естественным, что принимается как должное: может ли быть иначе? Многие ли люди из вашего окружения  в случае несогласия действуют НЕ в плоскости «наказать–не замечать»? Первое ведет  к обиде или ответным действиям, второе  -  к безответственности.  Вы в хорошем окружении, если люди ищут ДРУГОЙ ответ на чужие ошибки, конфликты и даже правонарушения.

Другой ответ лежит в области ответственности за сделанное в смысле ИСПРАВЛЕНИЯ всех негативных последствий совершенного. Но странно пытаться  восстанавливать что-то, не видя реальных последствий своих действий (а не просто нарушения абстрактного закона). Отсюда рождается идея  личной встречи обидчика и потерпевшего «за столом переговоров». И помочь ему в этой встрече должен  медиатор (нейтральный посредник в переговорах), владеющий коммуникативными техниками. Так появилась идея программ примирения (программ восстановительного правосудия), получившая развитие в большинстве стран от Австралии и Новой Зеландии до Америки, Англии, Франции, Польши, Канады и пр.

А если потерпевшего нет, если это ваш ребенок, который  что-то испортил? Все равно важно не ругать ребенка, а разбирать с ним последствия совершенного, высказывать свои чувства (обиду, гнев и т. п.) и обсуждать возможность исправления.

Как-то раз мой сын где-то в  годик возился с красками и я вижу, что банка с водой на краю стола и он сейчас воду разольет. Я так и говорю: «Ты можешь разлить воду; отодвинь ее или если разольешь – тебе нужно будет ее вытереть». Пролил, естественно.  Я сказал, что мне очень обидно, что пол, который я подметал, теперь грязный. Он пошел за тряпочкой на кухню, воду вытер. Я, конечно,  помог, похвалил.  Больше на угол воду он не ставил.

Так происходит не всегда, конечно. Я тоже порой попадаюсь на этот карательный стереотип, сжимаю в гневе кулаки и…  Эмоциональное облегчение и руины от человеческих отношений вокруг. Победителей нет. Но сразу скажу: не стоит ожидать от других понимания, если мы сами не хотим приложить усилия к пониманию другого. Так сказать: «начни перестройку с себя». 

Понаблюдайте за действиями других людей (и за своими действиями) во время ссоры, конфликта, недопонимания. Какая ваша первая реакция на «наезд»? А вторая реакция какая?

Захватывает ли вас океан репрессивности или же вам удается создать острова взаимопонимания? Что вы делаете для сотрудничества? Поделитесь: wheel-of-fortune@mail.ru

  

 

 

 

 


В избранное