Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Блеск и нищета НЛП (Нейро-лингвистического программирования)


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
ШКОЛА СВОЕГО ДЕЛА
Юрия МОРОЗА
Блеск и нищета НЛП (Нейро-Лингвистического Программирования)
http://www.moroz.onego.ru Электронная рассылка

Блеск и нищета НЛП.

Выпуск 6 (окончание, начало в выпусках 4 и 5).

Особенности способа мышления адептов околонаучных сект

Мышление есть процесс. Это растянутая во времени связь логических форм познания, сопровождающаяся спонтанно возникающими “инсайтами” - всплесками интуитивного озарения. Способ мышления предполагает наличие определенной культуры познания. Эта культура не есть общечеловеческий стандарт. Под культурой мышления я понимаю, прежде всего, набор принципов познания. Принципы же у каждого могут быть свои. Тем не менее, различные способы мышления можно типологизировать исходя из общепринятых в данном сообществе базовых критериев правильности осуществления мыслительной деятельности. Или просто провести классификацию по специфике прохождения когнитивных процессов. Способ мышления может быть научным, магико-мифологическим, обыденным и т.д., исходя из выбранного основания типологизации.

Способ мышления “охотников за благодатью” можно назвать паранаучным. “Околонаучность” познавательных ходов наших героев определяется тем, что, с одной стороны, они получили-таки определенное научное воспитание, присвоили научную лексику. А с другой стороны, они выстраивают для себя ненаучную картину мира. Причем, используют для этого как научные так и ненаучные познавательные инструменты. Поэтому первым признаком паранаучного мышления является эклектичность.

Второй признак - отсутствие развитой рефлексии. Прежде всего, такой его составляющей как критическое отношение к действительности. Понятно, что наши герои способны мыслить достаточно оригинально. Однако, отсутствие подлинной культуры научного мышления создает те гносеологические ловушки, в которые адепты загоняют сами себя. Культура научного мышления предполагает обязательное следование трем главным критериям научности. Эти критерии: интерсубъективность, номологичность и верифицируемость. Интерсубъективность предполагает наличие определенного языка науки, понятного всем членам данного научного сообщества. Номологичность означает наличие открытых наукой законов. Верифицируемость предполагает обязательную возможность проверки выдвигаемых предположений.

В отличие от науки, в паранаучных сектах верифицируемость заменяется верой в откровения или непреложную истинность всех высказываний “учителя”. Адепт не задает себе вопросы типа: “А зачем это нужно? На каком основании выдвигается данное утверждение?” и т.п. Ему сказали – он сделал. Помните, как Дракон составлял список на съедение? “Ты приходи в понедельник – я тебя есть буду. А ты приходи во вторник – я тебя есть буду”. И так далее. Наконец один из “приглашенных” спрашивает: “А можно не приходить?” “Можно. Вычеркиваю”. Так вот, из тех, кто спрашивает в рефлексивной манере, в секте никого не остается. Если, конечно, “вопрошающий” не собирается сделать на паранауке бизнес. У Рона Хаббарда рефлексия была поставлена на высоком уровне.

Номологичность в учениях сектантов присутствует. В основном используются законы оккультной магии, в частности, законы магического подобия и магической симпатии. Из науки берутся только те выкладки, которые при определенном софистическом сопровождении можно использовать в качестве аргументов в доказательствах правильности паранаучной идеологии.

Интерсубъективность тоже частично присутствует. В частности, любой представитель академической интеллигенции (да и не только) поймет то, о чем говорят сектанты. К тому же законы рекламы ими сегодня выдерживаются. Проще, еще проще, понятнее. Исключение составляют только некоторые паранаучные идеологии, рассчитанные четко на узкие целевые группы. Например, книга “Урантия”, появившаяся в русском переводе пару лет назад. Она написана крайне сложным языком и представляет собой талантливо сделанную компиляцию из историко-философских текстов. На академическую интеллигенцию, ищущую “альтернативные пути”, но не имеющую профессионального философского образования, действует неотразимо.

Вместо заключения

Заканчивая наше краткое исследование, хочется подчеркнуть следующее. Околонаучное сектантство сегодня для одних мировоззрение, а для других – бизнес. Власть и богатство – вот две главных мотивации идеологов современного мистицизма. В их бескорыстие я не верю.

Сергей Егорович Гречишников grech@kaluga.ru Выпускник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Кандидат философских наук, доцент, консультант по управлению. Автор книг “Поиск надежды и дух утешения. Очерки по истории религии” (1990), “Тайны магии” (1994), “Магия как социокультурный феномен” (1999).

Смотрите на сайте Школы своего Дела:

  1. Объявлен новый конкурс!!!
  2. По числу рассылок открыт 21 форум (один общий).
  3. Для тех, у кого есть свое сайт, действует ПАРТНЕРСКАЯ ПРОГРАММА.

Об этом и о многом другом на сайте ШСД www.moroz.onego.ru

 

 

 


Юрий МОРОЗ
Последние новости ШСД:
http://www.moroz.onego.ru
На сайте Школы Своего Дела вы можете подписаться еще на 19 наших рассылок:
  1. Новости Школы Своего Дела
  2. Представитель Школы Своего Дела в регионе
  3. Бизнес. Пособие для слабоумных
  4. На пути к Метабизнесу
  5. Школа Своего Дела и Сетевой Маркетинг
  6. Школа Своего Дела в вопросах и ответах
  7. Статьи Юрия МОРОЗА
  8. ТРИЗ умер
  9. Блеск и нищета НЛП (Нейро-Лингвистического Программирования)
  10. Лучшие БИЗНЕС-ИСТОРИИ от Школы Своего Дела
  11. Лучшие БИЗНЕС-АФОРИЗМЫ от Школы Своего Дела
  12. МАРКЕТИНГ? Это очень ПРОСТО!
  13. МЕНЕДЖМЕНТ? Это очень ПРОСТО!
  14. Управленческий КОНСАЛТИНГ? Нет ничего проще!
  15. ПЕРЕГОВОРЫ? Это очень ПРОСТО!
  16. РЕКЛАМА? Нет ничего проще!
  17. 1000 и еще 1 ИДЕЯ для Вашего БИЗНЕСА
  18. Известные и неизвестные ноу-хау в бизнесе
  19. Избранные отрывки из литературы по бизнесу
  20. Выпускник МВТУ им. Баумана


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное