Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Блеск и нищета НЛП (Нейро-лингвистического программирования)


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
ШКОЛА СВОЕГО ДЕЛА
Юрия МОРОЗА
Блеск и нищета НЛП (Нейро-Лингвистического Программирования)
http://www.moroz.onego.ru Электронная рассылка

Блеск и нищета НЛП.

Выпуск 5.

(продолжение, начало в выпуске 4).

Таких историй можно привести превеликое множество. Оставим пока в стороне нравственную подоплеку дела. А с точки зрения социологии религии вывод напрашивается один: рынок духовных услуг сформирован. Более того, он уже институализировался. Появились организации, которые способны реально удовлетворять запросы самых привередливых клиентов. Произошла сегментация рынка, четко определились целевые группы. Продавцы духовных услуг занимаются активной рекламной деятельностью и, надо сказать, небезуспешно.

Попробую высказать свои посильные соображения по поводу социальных детерминант исследуемого нами явления.

Отсчет следует начинать с конца восьмидесятых, когда появились первые проблески легализации альтернативных коммунистическому мировоззрению духовных систем, загнанных в советское время в подполье. Вместе с коммунизмом рухнули все ограничения на свободу совести (я предельно широко трактую это понятие). Однако, с советской эпохой почила в бозе и сама общенациональная идеология. Следствием этого стала наблюдаемая нами духовная энтропия.

Сегодня Россия, оставшаяся без национальной идеологии, напоминает брошенного родителями ребенка. Улица становится его главным воспитателем.

Для русской интеллигенции посткоммунистической эпохи такой улицей оказался рынок духовных услуг. Вначале нас привлекли сверкающие витрины магазинов на этой “авениде”. В конце восьмидесятых мы напоминали детей, забравшихся ночью в лавку игрушек. Здесь было всё, о чем мы раньше могли только мечтать. Правда, вместо плюшевых мишек, паровозиков и кукол, на стеллажах находились все из известных и доселе неизвестных нам духовных учений. Хотелось попробовать и то, и другого, и третьего.

Вначале мы выбирали сами. Потом вдруг очень быстро появились дяди и тети, которые стали помогать нам делать наш выбор. Борьба за русское наследство началась с завоевания наших умов. Хочу сразу оговориться, что я не склонен объяснять все протекающие сегодня процессы происками разного рода “злых сил”. Они лишь откорректировали наше потребностное состояние в нужном направлении.

Говоря “наше”, я имею в виду прежде всего российскую интеллигенцию. Околонаучное сектантство формируется в основном из людей этого круга.

Портрет адепта

С паранаучной мистикой знакомы практически все. Однако, ее адептами становятся люди определенного типа. Попробуем перечислить их личностные особенности:

  • Как правило, у наших героев нет хорошей научной школы. Они, конечно же, получили высшее образование, но либо им не повезло с преподавателями мировоззренческих дисциплин и до них не донесли знания по логике и методологии науки, либо они просто плохо учились.
  • В личной жизни адепта тоже не все складывается. Семейные неурядицы, отсутствие настоящих друзей, карьерные неудачи, либо нелады со здоровьем.
  • Эти люди достаточно амбициозны. Попытка же постичь тайные знания удовлетворяет нереализованное честолюбие.
  • Они легко внушаемы. Хотя в первом приближении могут показаться крайне скептичными, но на самом деле готовы поверить любому шарлатану, лишь бы он вещал то, что подсознательно жаждет услышать его потенциальная аудитория.

Указанными качествами список не исчерпывается, но именно опираясь на них, строят свою работу миссионеры от паранауки. Околонаучное сектантство практикует погружение человека в особое психо-эмоциональное состояние, в котором упрощается восприятие магико-мифологической картины мира.

Я присутствовал на одном из таких семинаров, проводимом миссионерами современного оккультного движения “Цветок жизни”. Миссионеры, женщина лет 50-ти и молодой человек лет 28-30, в течение двух дней работали с сотрудниками одной частной консалтинговой фирмы. Отцом-основателем “Цветка жизни” является некто Друнвало. Кстати, лично посетивший Россию в 1999 году.

Само движение родилось в США, но миссионеры уже оказались россиянами. На семинаре было достаточно профессионально выстроено символическое пространство, в котором и происходило само действо. Идеологическая доктрина “Цветка жизни” построена на принципах египетской и пифагорейской сакральной геометрии, познав тайный смысл которой, любой, якобы, сможет приобщиться эзотерическому братству и спастись во время неумолимо надвигающегося вселенского катаклизма. “Конец света”, согласно учению сектантов, может наступить в любое время в течение ближайших 15 лет. Столь близкий срок, как вы поняли, назначен неслучайно.

На семинаре речь шла об основах учения, круто замешанного на древнеегипетской мистике, которую, в свою очередь, занесли к нам пришельцы с Сириуса. Миссионеры демонстрировали сверкающие объемные геометрические фигуры, показывали красочные плакаты, прокрутили с комментариями видеофильм. Все было нацелено на внушение. Самую невероятную информацию, например, о переходе в четвертое измерение, о разговорах Друнвало с Гором (египетский бог; не путать с кандидатом в американские президенты!) и т.д., доносили твердым тоном, как нечто само собой разумеющееся. Несколько раз за два дня участники вводились в транс. Любые попытки робкой рефлексии пресекались. Вопросы просили не задавать.

Итогом стало то, что в секту оказались завербованы уже увлекающиеся мистикой сотрудники. Другие же отнеслись к этому как к забавному приключению.

Естественно, что выбор персонального мировоззрения – личное дело каждого. Социально опасным это становится тогда, когда представления наукообразной мистики присваиваются субъектами социальной политики. Причем, чем выше пост, занимаемый чиновником, тем больший вред он может нанести руководимой им группы (организации или даже целой нации).

Для примера приведу одну собственную гипотезу, связанную с возможным нахождением у государственного кормила адептов движения “Цветок жизни”. Согласно откровению, полученному одним из главных идеологов секты, в ближайшие годы произойдет глобальный катаклизм. Часть суши уйдет под воду. В частности, большая часть США, значительные территории Западной Европы, почти вся Южная Америка, Австралия. Россия, Африка, Индия и Китай сохраняются. Правда, наша страна теряет Чукотку, Камчатку, Курилы, Сахалин и Приморье. Теперь представим, что “обработанные” миссионерами от неомистицизма (западными консультантами по управлению, доморощенными провидцами) государственные мужи, принимая все это, принимают решение отдать Курилы Японии, а Камчатку с Чукоткой Соединенным Штатам. Все одно пропадет. А так хотя бы какие-то деньги взять можно. Да и на северный завоз можно не тратиться. А что Приморье замерзает, так это сигнал для тех, кто там живет. Мол, бросайте всё и уезжайте на “землю”.

Я не утрирую. Сам слышал подобные высказывания, принадлежащие людям со статусами и степенями. И дело здесь, видимо, помимо психологических особенностей личности наших героев, еще и в особенностях их способа мышления.

Сергей Егорович Гречишников grech@kaluga.ru. Выпускник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Кандидат философских наук, доцент, консультант по управлению. Автор книг “Поиск надежды и дух утешения. Очерки по истории религии” (1990), “Тайны магии” (1994), “Магия как социокультурный феномен” (1999).

Хотите узнать в чем секрет успеха? Приходите на сайт Школы своего Дела www.moroz.onego.ru


Юрий МОРОЗ
Последние новости ШСД:
http://www.moroz.onego.ru
На сайте Школы Своего Дела вы можете подписаться еще на 19 наших рассылок:
  1. Новости Школы Своего Дела
  2. Представитель Школы Своего Дела в регионе
  3. Бизнес. Пособие для слабоумных
  4. На пути к Метабизнесу
  5. Школа Своего Дела и Сетевой Маркетинг
  6. Школа Своего Дела в вопросах и ответах
  7. Статьи Юрия МОРОЗА
  8. ТРИЗ умер
  9. Блеск и нищета НЛП (Нейро-Лингвистического Программирования)
  10. Лучшие БИЗНЕС-ИСТОРИИ от Школы Своего Дела
  11. Лучшие БИЗНЕС-АФОРИЗМЫ от Школы Своего Дела
  12. МАРКЕТИНГ? Это очень ПРОСТО!
  13. МЕНЕДЖМЕНТ? Это очень ПРОСТО!
  14. Управленческий КОНСАЛТИНГ? Нет ничего проще!
  15. ПЕРЕГОВОРЫ? Это очень ПРОСТО!
  16. РЕКЛАМА? Нет ничего проще!
  17. 1000 и еще 1 ИДЕЯ для Вашего БИЗНЕСА
  18. Известные и неизвестные ноу-хау в бизнесе
  19. Избранные отрывки из литературы по бизнесу
  20. Выпускник МВТУ им. Баумана


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное