Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психологический Консультарий


Выпуск N 1637 Читателей - 3492
Психологический КОНСУЛЬТАРИЙ
Рассылку ведет Психологический центр на Пятницкой

Нам 10 лет!
Задайте свой вопрос (подробности ниже)

 

«Начальник поневоле».

Комментарий для сайта «Job.ru».

     

     

     1. Для кого-то повышение – долгожданная награда, для кого-то – неожиданность, иногда даже неприятная. Что делать рядовому сотруднику, не нацеленному на карьерные высоты, если его вдруг «назначили начальником»?

     Принимать дела у предыдущего начальника вместе со всей их кухней и изнанкой, изучать должностные инструкции, объемы и направления деятельности, состояние дел вообще и все прочее, что составляет его новое «хозяйство». Особенную ценность при этом представляют, как всегда, люди – бывший начальник и новые подчиненные. У бывшего стоит выяснить все, что только можно и что нельзя, и договориться с ним, что вы сможете обратиться к нему в дальнейшем, если будут затруднения. Про подчиненных – дальше по тексту.

     2. Какому типу людей от такого повышения следует отказаться и как это мотивировать?

     Тут каждый должен сам взвешивать свои возможности и пристрастия. И очень вдумчиво и внимательно, чтобы не принимать решение на волне первой эмоции страха или эйфории. Посовещаться с близкими тоже стоит, но окончательное решение все равно должно быть вашим и отвечающим вашему внутреннему «ДА!». Понятно, что статус и зарплата выше, но ответственности и стресса тоже гораздо больше. Если вам такая работа не по силам или не по душе, особенно если вы очень нерешительный человек, и ответственность вас безумно пугает, поблагодарите за доверие, выскажите большое сожаление и скажите, что уверены, что на прежнем месте вы будете точно гораздо более полезны и продуктивны, особенно если … (Тут можно что-то предложить). Руководство примет это нормально, поскольку заинтересовано не в вашем личном продвижении, а в успехе дела. И если вы считаете, что дело от вашего повышения проиграет – для них это будет важным основанием предложить этот пост кому-то еще.

     3. Если все же работник согласился на повышение – как ему выстраивать отношения с коллегами, которые еще вчера были с ним на одной ступени? Особенно, если среди этих коллег есть его близкие приятели?

     Стоит собрать их всех вместе и обратиться к ним с посланием, примерно таким:

      «Так случилось, что я теперь ваш начальник. За время совместной работы у нас сложились хорошие рабочие отношения, надеюсь, они останутся такими же продуктивными, как и раньше.

     Думаю, что это может быть хорошо, поскольку я работал наравне с вами и знаю изнутри, а не снаружи, что было удачно в прежнем руководстве, а что стоило бы изменить к лучшему. Вы хорошо знаете меня, а я вас, и это поможет нам выстраивать работу еще более продуктивно с учетом сильных и слабых сторон каждого из нас. Буду рад вашей помощи на новом месте и благодарен за честную обратную связь, про то, как, по-вашему, лучше будет перестроить то, что нужно перестроить, и какие мои решения будут казаться вам ошибочными.

     По поводу близких друзей – с ними нужен отдельный разговор. Нужно подчеркнуть, что дружеские отношения вам очень дороги и не хотелось бы их терять, и предложить четко обозначать роли каждый раз, когда есть взаимодействие.

     Например: «сейчас я, как подруга, с тобой разговариваю». Или «как начальник». Другой вариант – разделить формы общения, например, деловые вопросы, решать только в переписке, а личные устно.

     4. Как облегчить себе первые шаги в искусстве «командовать» людьми? Каких типичных ошибок стоит избегать?

     Самой типичной ошибкой будет считать, что ничего не изменилось или изменилось слишком многое, и вести себя соответственно, или как «свой парень» или как «звезда офиса». И не позволять им тоже игнорировать новую реальность. Ваши отношения с бывшими коллегами, а ныне подчиненными, изменились, хотя не слишком сильно – вы теперь на ступень выше их, а не на равных, и не на 10 ступеней вверх. Это – самое главное, о чем нельзя забывать и на что стоит опираться.

     Важно понимать, что, несмотря на вашу речь, кто-то будет недоволен, что выбрали вас, а не его, кто-то вам завидует, а кто-то теперь боится вас. И дело не только в вашей персоне. Часть сотрудников априори склонна саботировать решения начальства, рыть под него, вступать в конфликты и выдавать желаемое за действительное. Поэтому не верьте всему, что вам будут говорить, сверяйте полученную информацию с тем, что вы уже знаете о сотруднике и его типичном поведении с прежним руководством.

     В остальном – отдавайте распоряжения твердо, но с уважением к себе и сотрудникам. Не позволяйте им игнорировать ваши указания, не позволяйте себе вести себя с ними, как король со смердами. И, конечно, не делайте все за всех, не стесняйтесь делегировать ответственность, ваша задача теперь – не просто исполнение указаний начальства, а разумное распределение обязанностей и контроль над их выполнением. Народная мудрость «доверяй (в смысле «делегируй тому, кто с этим должен и может справляться») и проверяй» будет вам в вашей работе лучшим помощником. И никогда не забывайте про то, что адекватное ситуации одобрение и поощрение всегда работает лучше, чем «кнут».

     5. Хороший работник – далеко не всегда хороший начальник. Совет руководителям: какой тип людей не стоит назначать начальниками?

     Здесь рекомендация основана на всем сказанном выше.

     - Людей нерешительных, пугливых, каждое свое действие тридцать раз перепроверяющих.

     - Не доверяющих никому, или неспособных отдавать распоряжения, в результате чего такой человек тащит все на себе, решительно с этим не справляясь, а коллектив разлагается, сидя сверху и болтая ножками.

     - Легкомысленных беспечных безответственных «Питеров Пэнов». Тут, думаю, и так все понятно – проще сразу закрыть отдел, чем поручить его тому, кто все пустит на ветер.

     - А также тех, кто плохо умеет выстраивать партнерские отношения немного сверху, то есть тех, кто либо все время приседает, прибедняется, либо тех, кто чрезмерно «давит», презрительно обращается с окружающими, использует свою власть не для продуктивной работы, а как способ самому повыше подняться ценой унижения других и обесценивания их труда. Другими словами тех, кто либо совсем не уважает себя, либо людей вокруг, тех, у кого самооценка либо ниже плинтуса, либо выше звезд (что на самом деле суть одно и то же – просто два полюса нарциссического типа личности, ничтожного и грандиозного).

      Бабиевская Елена helen66@mail.ru, психотерапевт, коуч, ведущая группы «Я и ТЫ», соавтор книги "Он и Она. Любовь в вопросах и ответах", член Европейской Ассоциации психотерапии, директор "Психологического Центра на Пятницкой", +7 (495) 951-54-54.

Подписался сам - подпиши друзей
Subscribe.Ru
Психологический Консультарий



Вы можете задать вопрос из формы в Интернете или по e-mail: pcnp@inbox.ru

ВНИМАНИЕ!

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 1: Ваше письмо будет опубликовано! Если хотите сохранить анонимность, сделайте соответствующие пометки.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 2: Мы не можем гарантировать ответов на все вопросы, так же как и сроков ответа. Если Ваш вопрос действительно важен, подумайте об очной консультации.



В избранное