Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

НЛП Видео Уроки

  Все выпуски  

Институт НЛП


 

УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛЬНОСТЬЮ 12-13.09.2009 Москва, Институт НЛП

 

Предпоследний фрагмент из готовящегося к выходу двутомника С.Андреаса "Шесть слепых слонов".

Начало в предыдущих рассылках http://subscribe.ru/archive/psychology.nlpdhe/ начиная с 21 мая.

Ловушки категорий. Мы склонны упрощать наш мир до дискретных противоположностей, когда чувствуем себя в большой опасности, поскольку в таком случае очень важно определить потенциально опасные события и быть способным быстро реагировать. Это тот самый контекст, в котором имеет смысл упрощать таким образом.

Люди, чувствующие себя в опасности, часто говорят в терминах «черного и белого», мира «или/или»: «тони или плыви», «победители и побежденные», «успех или неудача». Их внутренние сообщения в действительности, скорее всего, «высококонтрастные» черно-белые – иногда с парой ярко-красных пятен или другого яркого цвета. Поскольку такое мышление ассоциируется с опасностью, когда человек впадает в такое мышление, он часто чувствует себя в опасности и занимает оборонительную позицию.

Такая в крайней степени сильно упрощенная категоризация лежит в основе большинства конфликтов, жестокости и войн, становясь причиной необъятного человеческого горя и смертей. Фраза «Ты или с нами, или против нас», - создает мир, в котором конфликт неизбежен и не допускает поиск альтернативных способы разрешения проблемы, которая могла бы удовлетворить обе стороны.

Противоположности категорий можно также использовать, чтобы ограничить выбор других людей, чтобы заставить их согласиться. Когда кто-то говорит: «Или по-моему, или никак», что сокращает возможность какой-либо дискуссии, это заставляет вас выбрать между тем, чтобы или согласиться, или иметь неприятные последствия. Вариацией этого является угроза прекращения любви. «Если бы ты любила меня, ты бы сделала по-моему», - пресуппозирует мир любви и нелюбви, и любовь означает, что ты всегда будешь делать то, что хочет другой человек.

Как и другие паттерны общения, установление альтернативы «или/или» может быть также использовано позитивно, чтобы помочь человеку избежать ловушки категорий. Когда пара спорит, обычно это о каком-то убеждении-категории – обычно о какой-то вариации на тему того, что один должен убедить другого, что его способ понимания более правильный и подходящий. Будет полезным сказать: «Хорошо, ты уже знаешь, как спорить и драться, и это делает тебя несчастным. Хотел бы ты научиться тому, как взаимодействовать более полезным способом, или ты бы предпочел продолжить то, что, как ты уже знаешь, не работает?»

Это может быть расширено до более чем двух альтернатив, и может позволить найти выбор, который находится между одним «или» и вторым «или». Во время одной сессии терапии Вирджиния Сатир сказала клиентке, которая ненавидела свою мать:

 

Что ж, судьи могут освобождать людей; они могут сажать их в тюрьму. Также они могут взять то, что видят перед собой (Вирджиния делает жест ладонью вверх перед лицом Линды), и провести разъяснительную работу. А теперь, какого же судью ты хочешь для себя? (Вирджиния, несомненно, предлагает Линде выбор между тремя альтернативами. В действительности, она сокращает выбор Линды до этих трех, поскольку маловероятно, что Линда будет тратить время на нахождение какой-либо четвертой возможности. И, поскольку, первые два выбора – свобода и тюремное заключение – являются, с уверенностью, неприемлемыми для Линды, то выбора в действительности нет вообще, а вместо этого есть способ изящно предложить Линде новое поведение, которое является балансом между осуждением и безразличием). (10, стр. 70-71)

 

Этот выбор был основой нового отношения, которое привело к тому, что клиентка простила свою мать и помирилась с ней.

Когда чье-то поведение терпит неудачу из-за надежд и ожиданий в определенном времени или месте, человек часто взбирается по логическим уровням и применяет это заключение об одном событии на гораздо больший диапазон, чем указывают факты. Человек, который делает ошибку на работе, может описать себя как «неумеху», а не «оценить результаты», понимая, что он сделал всего одну ошибку в контексте работы. Тот, кому отказали в свидании, может думать о себе как о «неудачнике», вместо того, чтобы понять, что он не понравился всего одному человеку – или думать, что другой человек неудачник, потому что упускает возможность получше узнать его. Из-за использования слов «неумеха» и «неудачник», трудность в одном небольшом диапазоне применяется на свое «я» и на всю свою жизнь, гораздо больший диапазон.

С дискретного на аналоговый. Люди часто описывают свои проблемы с использованием универсальных отрицаний. «Я никогда не могу… », или противоположное этому, «Я всегда должен… ». Всегда, когда человек описывает себя с использованием отрицания, такого отрицания как «неадекватный», «неспособный», «беспомощный», «никчемный», и т.д., буквальное значение этих слов: «не адекватный», «не способный», «не способный ничего сделать», «ничего не стоящий».

Одним из способов превратить эту дискретную категоризацию в более аналоговую является сказать: «Хорошо, мне нужно больше информации; просто насколько ты неадекватен (неспособный, беспомощен, никчемен)»? Ответ должен содержать в себе полезную информацию о диапазоне его неадекватности, но неважно, как он ответит, этот вопрос делает нечто, что еще более важно. Он меняет дискретную абсолютность того, чтобы быть полностью неадекватным на что-то, что находится в аналоговом диапазоне между крайностями адекватностью и неадекватностью. Если это не вызывает полезной реакции, вы можете продолжить другими сравнениями, чтобы заставить его сделать более аналоговую оценку, которая меньше, чем полная неадекватность. «Ты неадекватен по сравнению с новорожденным младенцем? Подростком? Отчисленным из университета? Бездомным?»

Милтон Эриксон часто начинал с превращения дискретных ограничений в аналоговые. Когда это получалось, он мог изменять аналоговые постепенно, пока ограничение не исчезнет. Например, один из клиентов Эриксона не мог пройти спокойно мимо «пивного сада» и не войти в него, чтобы пропустить стаканчик. Поскольку он проходил мимо «пивных садов» по дороге на работу, это влияло на его работу. Эриксон назначил ему путь из дома до работы, который избегал пересечения с пивными садами. В действительности, конечно, он все же шел мимо пивных садов, но они были вне поля зрения. Затем он постепенно сокращал и изменял путь, пока он не стал проходить мимо «пивных садов», но по противоположной стороне улицы. Наконец, мужчина обнаружил, что может проходить мимо «пивных садов» по той же стороне улицы. Это был способ постепенно научить его тому, как он мог проходить мимо и не заходить внутрь. (49, стр. 8)

 

То, о чем несколько месяцев замалчивалось, наконец открывается для широкого круга людей, интересующихся НЛП.

Представляем: Закрытая сеть НЛП-сообщества

 

Видеокурсы Института НЛП


В избранное