Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

НЛП и гипноз для продвинутых

  Все выпуски  

НЛП и гипноз для продвинутых


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка сайта www.gipnoz.ru

выпуск 11

Здравствуйте.

Сегодня Вам предлагается не совсем обычный выпуск. В середине лета прошлого года от одного из крупнейших псипорталов мне поступило предложение поучаствовать в дискуссии на тему НЛП В БИЗНЕСЕ: ЗА И ПРОТИВ, которая должна была выйти в одном из сентябрьских выпусков их рассылки. Материал был подготовлен и отправлен, однако этот номер рассылки в сентябре не вышел. Обещали к ноябрю. Вот май уж наступил… Вообщем, я подумал, что раз одна сторона не выполняет условия договора, то и я в данном случае могу поступить по собственному усмотрению, а потому сам предлагаю Вам этот материал, что называется, из первых рук. Не урезанный и не скорректированный. Возможно, многим изложение покажется слишком эмоциональным, а взгляд, - несколько однобоким. Напоминаю, материал готовился для дискуссии, где мне отводилась роль (во всяком случае, это подразумевалось) скептика, в самой дискуссии предполагалось участие и других людей, а потому, это лишь ОДНА ИЗ МНОГИХ точек зрения...

 

НЛП в бизнесе

Могу ли я обмануть человека, который мне полностью во всем доверяет?

А как Вы обманете того, кто Вам не доверяет?

(анекдот про армянское радио).

ИЗМЕНЯЙТЕСЬ! Именно под таким лозунгом начинается и заканчивается большинство книг, семинаров и тренингов, посвященных нейро-лингвистическому программированию. Однако о том, что в этом мире постоянны только перемены, что лишь из изменений и состоит вся наша жизнь, говорили еще древние китайские мудрецы. И, хотя НЛП и является синтезом лучших достижений в разных областях человеческой деятельности, в последнее время к “достижениям” НЛП относят так много известных издавна прописных истин, что уже не удивлюсь, если прочитаю, что знаниям о том, что Земля круглая, а после весны наступает лето мы также обязаны Гриндеру с Бэндлером.

Когда говорят, – изменяйтесь, то это можно отнести к чему угодно, к любым проявлениям нашей жизни. Понимая необходимость изменений, эффективных изменений, многие люди и обращаются к НЛП как к методу, читают книги и идут на тренинги. И идут они за ОТВЕТОМ на свои вопросы. И натыкаются на второй тезис: если у Вас что-то не получается, попробуйте что-нибудь еще! Т.к. и об этом с младых ногтей знает даже дурак, СРАЗУ же происходит элементарное ОТЗЕРКАЛИВАНИЕ, от авторов или тренера эти люди слышат то, о чем думали сами. Т.е. сразу происходит банальная подстройка, перед нами “вдруг” оказывается человек, который думает и все делает также (читай все о подстройке). И пришедший человек сразу проникается к нему (тренеру, автору) доверием, хотя НИЧЕГО НОВОГО тот еще не сказал. А коготок увяз – всей птичке пропасть… И похоже, большинство НЛПеров, просто боготворящих этот лозунг, (во всяком случае, он наиболее цитируемый) сами попались сначала на удочку Гриндера с Бэндлером и повелись (про ведение читали?), а затем запутались и в собственных сетях. Вообщем, уже на этом тезисе БГ (Бэндлер с Гриндером) всех классно “развели”…

Один из основных тезисов НЛП – если у вас что-то не получается, попробуйте что-нибудь еще, ведь у других это получилось, значит, получится и у Вас, отдает коварным лукавством. Конечно, капитаны Морган и Флинт нажили баснословные богатства, держа в страхе экипажи галер всех морей и океанов, Крупп сделал свой бизнес на военных поставках во время второй мировой войны. Арабские шейхи – на добыче и продаже нефти, Гусинский, Березовский, Чубайс – на близости к власти, но как бы Вы не менялись, у Вас “ТАК ЖЕ” не получится, времена не те и вряд ли Вам удастся захватить подобно Флинту хоть что-нибудь, мировая война давно окончена, бюджетные потоки распределены и все что можно приватизировать, приватизировано. Т.о., для того, чтобы Вы смогли достичь того, чего достигли другие, надо еще и оказаться в нужное время в нужном месте, родиться в нужной семье, получить определенное воспитание, образование, должны быть соответствующие социальные условия и т.д. А они у всех разные. Вообщем, что дозволено Юпитеру… И Вас хоть и убеждают, что Вы все сможете, и даже в общих чертах говорят, КАК, никто не говорит, как же достичь КОНКРЕТНОЙ цели. Предполагается, что знаете Вы. Но зачем тогда все это изучать, читать книги, ходить на тренинги? Этот тезис, применительно ли к бизнесу, терапии и другим сферам применения НЛП позволяет тренеру долго работать с Вами (и зарабатывать деньги), но полностью снимает с него всякую ответственность за КОНЕЧНЫЙ результат. Ведь любой тренер, зная, как заработать миллионы, давно бы сделал это сам, а не учил этому других порой за очень смешные деньги.

Однажды эмиру подарили осла и, зная о мудрости Ходжи Насреддина, эмир пригласил его во дворец.

Раньше у меня был очень умный осел, - сказал он Насреддину, как ты думаешь, а у этого осла есть хоть какой-нибудь талант?

Насреддин смекнул, что на этом можно заработать и ответил:

-Этот осел еще более талантлив, чем прежний, если ты отдашь его мне, и каждый день будешь платить по золотой монете, то за пятнадцать лет я научу его разговаривать.

Эмир принял условия Ходжи, а друзья стали над Ходжой смеяться.

-Глупец, говорили они, ты ведь знаешь, что никогда не сможешь этого сделать и рано или поздно эмир посадит тебя на кол.

-За пятнадцать лет, отвечал Насреддин, или эмир умрет, или осел, или со мной что-нибудь случится, а там разбирайся, умел осел говорить или нет.

И если Вы будете пробовать все, что Вам предлагают и полагаться на авось, витая в облаках с мыслью, что “будет когда-нибудь и на нашей улице праздник”, продолжая платить за аренду офисов, производственных и складских помещений, оплачивать рекламу и разговоры по мобильному телефону, выдавать зарплату сотрудникам, то закончите Вы свои дни, скорее всего, не преуспевающим бизнесменом, а нищим, сидящим в метро с протянутой рукой.

Но раз уж мы затронули эту тему, хотелось бы более конкретно определиться по следующим вопросам:

Что вообще в настоящее время подразумевается под НЛП? Это основные положения, разработанные когда-то Гриндером и Бэндлером (т.е. образца 70-х годов и по которым большая часть аудитории начинает знакомиться с НЛП), или же это вообще все положения и техники, лишь позволяющие измениться и предлагаемые людьми, называющими себя НЛПерами?

Отсюда вытекает второй вопрос: а что же такое НЛП в бизнесе? Это четко структурированные и принятые всеми положения, техники и подходы, за отступление от которых хоть на шаг влево или вправо – пожизненная каторга или расстрел, или же это набор разношерстных программ, составленных по принципу “кто во что горазд” и зачастую, как уже говорилось, никакого отношения к НЛП не имеющих?

И третье – насколько вообще всему этому можно научиться и насколько можно верить, т.е. насколько это опробовано в рамках серьезного эксперимента или, попросту говоря, насколько это научно? Последнее отнюдь немаловажно. Ведь для более-менее интересующихся НЛП не секрет, что приверженцы НЛП зачастую выдают его то за последние достижения психологической науки, то просто за набор инструментов, который, как уже говорилось, зачастую создают они сами и позиционируют на рынке в зависимости от того, что ИМ выгодно в каждом конкретном случае.

На основе соответствующей литературы и различных программ, предлагаемых как центрами НЛП, так и отдельными специалистами, можно выделить следующие ключевые темы, рассматриваемые практически на всех тренингах и семинарах “НЛП в бизнесе”:

1. Калибровка

2. Подстройка

3. Ведение

4. Перепрограммирование

Методы калибровки (по движениям глаз, например, по другим вербальным и невербальным проявлениям – мимике, позе, движениям тела, дыханию) позволяют в первую очередь определить ведущую репрезентативную систему человека с тем, чтобы затем легче найти с ним общий язык, а так - же проследить некоторую неконгруэнтность, нелогичность между тем, что партнер говорит, какие золотые горы Вам обещает и как он себя при этом ведет, насколько он сам в это верит, что он сам об этом думает. Конечно, вряд ли это поможет Вам приумножить свой капитал – усомнившись в его словах или представленном бизнес-плане Вы просто отклоните его предложение. Но это вполне может помочь Вам хотя бы сохранить свой капитал и не разориться. А это тоже немало, это тоже один из способов умелого ведения бизнеса. И читать мысли человека по его жестам и движениям глаз вроде бы хорошо. Но представьте, что эти, свои мысли человек записал в своем блокноте или компьютере. Как Вы их узнаете? Только полистав ЕГО (т.е. чужие) записи. Вам нравится, когда кто-то роется в Вашей записной книжке или компьютере? Можно возразить, что калибровка позволяет получить информацию из “открытых источников”. Да! Но для получения подавляющего большинства информации мы вынуждены при этом задавать собеседнику наводящие вопросы. Даже простое задавание наводящих вопросов для последующей калибровки – это уже “взлом” системы. Похожий принцип применяется и в полиграфе (детекторе лжи), но его применение ограничено большим количеством оговорок. Есть, знаете ли, такая штука, как права человека.

Подстройка как эффективный способ донесения информации также может быть полезна, а вот последующее ведение – это уже определенное насилие. А если Вы еще и пытаетесь человека перепрограммировать, то хакеров за такие вещи в цивилизованном мире уже давно изолируют от общества на много лет. А разве перепрограммирование личности с помощью НЛП и без ее (личности) согласия не есть то же самое? Метафорично можно предположить, что Вы подбираете отмычку к ЧУЖОЙ входной двери (ведь добровольно Вас туда не пускают, а если пускают, зачем все эти калибровки и подстройки?), заходите в чужую квартиру, влезаете в компьютер, взламываете пароль и меняете в базе данных часть информации. С пользой для себя, разумеется. А если Вы станете “сканировать” с целью подбора “ключика” не сознание делового партнера, а, например, его Мерседес, то после такого “сканирования” о Вашем существовании, скорее всего, будет напоминать лишь холмик в дремучем лесу…(Кстати: подобные действия с НЛП очень трудно доказать, что многим и развязывает руки. А если бы Вы точно знали, что Вас не поймают, УБИТЬ человека Вы бы смогли?).

Когда говорят, что НЛП помогает измениться, упускают один важный момент: Вы сколь угодно можете подобным образом перепрограммировать себя, свой компьютер, но перепрограммировать других без их согласия Вы не имеете права. Хотя бы просто представьте, что это делается по отношению к Вам, кто-то лезет в Вашу квартиру и в Ваш компьютер.

Однако основной аргумент НЛПеров: это помогает эффективнее строить отношения с клиентом. Эффективнее для кого? Давайте посмотрим на программы, предлагающую научить:

Подстройка; - ведение; - раппорт (создание доверительных отношений). ( См. эпиграф к статье.)

Способы отслеживания внутренних переживаний партнера по его внешним проявлениям.

Использование тpансовых и гипнотических состояний людей.

Способы маскировки информации гипнотического характера.

Гипнотические шаблоны:

Речевое связывание и перегрузка сознания. ( Перегрузка в бизнесе? Зачем?)

Шесть речевых стратегий манипуляции сознанием.

Стратегии гипнотического воздействия на большую группу.

Овладение гипнотическими способами общения.

(выделено автором)

Или

“…А методика влияния на деловые ситуации? Умение разбираться в людях, эффективное общение и воздействие на них, а в некоторых случаях и манипулирование ими. Скрытое, прямое и метафорическое внушение, получение доверия, манипуляция партнером.
Кандидат психологических наук – … т … e-mail: …”

И таких предложений – десятки. О построении каких эффективных и доверительных отношений может идти речь?

В данном случае все последующие разговоры о том, что “это поможет Вам лучше понимать других” и “отслеживать возможные попытки косвенного воздействия со стороны других людей” – не более, чем разговоры. Это лишь попытка сделать хорошую мину при плохой игре. Отследить “косвенные попытки” со стороны Мастера практически невозможно. Иначе, зачем они нужны? Хотя все и так всё прекрасно понимают и “косвенным попыткам воздействия” обучают те же тренеры на тех же курсах. Но кто ж открыто признается, что пришел учиться ДУРАЧИТЬ людей? Кстати, это напоминает притчу о крысолове, который, отловив в амбаре заказчика всех крыс и, казалось бы, отлично выполнив свою работу, всегда перед уходом выпускал парочку крыс обратно с тем, чтобы через некоторое время туда вернуться вновь.

Спрос надо создавать!

Следует заметить, что многие подобные попытки “косвенного воздействия” именно в бизнесе давно запрещены законом, однако на занятиях по созданию “эффективной” рекламы и Пи-Ар с помощью НЛП об этом не говорят ни слова, просто подставляя, по сути, своих учеников.

ЗАКОН РФ от 27.12.1991 N 2124-1

(ред. от 25.07.2002)

"О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ"

Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации.

Запрещается использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье. (в ред. Федерального закона от 19.07.1995 N 114-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 18.07.1995 N 108-ФЗ

(ред. от 30.12.2001)

"О РЕКЛАМЕ"

(принят ГД ФС РФ 14.06.1995)

(с изм. и доп., вступившими в силу с 01.07.2002)

Статья 10. Скрытая реклама

Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в иной продукции и распространение иными способами скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами, не допускаются.

(выделено автором)

(А что, может и нам пора зарабатывать деньги, предъявляя судебные иски компаниям, с утра до вечера рекламирующим свои товары по телевизору при помощи роликов, снятых по всем правилам НЛП и попадающих под запрет? Среди наших читателей есть хорошие адвокаты?)

Многие знают, что самый лучший товар – это Мечта. А о чем мечтает обычный человек? Он мечтает о том, чтобы быть круче других, быть красивее, здоровее, богаче, сильнее, он мечтает о том, чтобы занять более высокое положение в обществе, жить в престижном районе, нравиться людям и, желательно, управлять ими. А т.к. спрос и предложение тесно связаны, в вышеприведенном заключении можно убедиться, просто полистав рекламные газеты и журналы. Большая часть их площадей занята рекламой услуг по снижению веса и увеличению потенции, улучшению фигуры и т.д. Вам предлагают подтяжки для лица, обещают лучезарную улыбку, глаза и волосы любого цвета, а кожу сделают нежной и шелковистой. И если посмотреть рекламу многих тренингов по НЛП, то, как мы уже видели, там говорится в первую очередь о том, что Вы научитесь скрытому внушению, манипуляциям, умению подчинять людей своей воле и добиваться от них тех или иных, нужных Вам действий, уступок и т.д. ( Замечено, кстати, что чем меньше человек развит как личность, тем больше его интересуют подобные, “ломовые” приемы. Так догадайтесь, почему они сейчас так популярны?).

Но когда Вы научитесь этому и после заключения сделки потенциальный “партнер”, выйдя из Вашего офиса поймет, что уже заключенная сделка его, вообщем-то, не устраивает, то произойдет что? Начнутся интриги, суды, бандитские разборки, начнутся мордобой и стрельба. Конечно, кто-то пусть и в ущерб себе, выполнит условия договора, не желая рисковать репутацией, здоровьем, мотаться по судам или просто связываться, не захочет (из-за небольших потерь) ставить себя в неловкое положение перед коллегами, показав тем самым, как ловко Вы его провели. И Вы можете гордиться сотней проведенных подобным образом сделок, и благодаря этому, солидным счетом в банке и рассказывать на всех углах о преимуществах НЛП (в бизнесе). Но и на старуху бывает проруха. Сто первым “партнером” вполне может оказаться человек, не желающий следовать предписанным моделям поведения, он разорвет шаблон Ваших же устоявшихся представлений и просто пустит Вам пулю в лоб. И к чему тогда успех ста предыдущих сделок, если о них Вам придется рассказывать разве что на небесах? Конечно, Вы вполне можете оказаться из тех, кто не боится ни Бога, ни черта. Но, в таком случае, зачем Вам забивать голову всякими психотехниками? Ведь тогда, как сказал М. Жванецкий, “можно подъехать на танке и просто спросить”.

Теперь о “научности” НЛП… Об эффективности многих методов НЛП судят, главным образом, по эффективности работы человека в процессе тренинга. Однако здесь есть свои нюансы.

Говоря о тренингах (это применимо к большинству психологических тренингов вообще) следует заметить, что человек в группе должен по определению вести себя иначе. Представьте компьютер с 16 Мб оперативной памяти. Понятно, что в нынешних условиях он сможет выполнять лишь ограниченный круг задач. Но если их объединить в сеть или просто вытащить микросхему памяти (отдельную личность) и вставить их в одну плату в количестве 30-50 штук (объединить в группу), то компьютер с таким ресурсом сможет решать совершенно иные задачи, работая с более производительными программами и приложениями. Также и в группе возникает общий, огромный ресурс и человек получает доступ к опыту других участников группы. И наивно полагать, что если после этого вновь вернуть микросхемы памяти или людей, прошедших тренинг, на свои места, то они смогут продолжать выполнять те же задачи, что и вместе, в общем компьютере или в группе. К тому же, при объединении срабатывает еще и принцип дополнительности, сформулированный давным-давно одним из отцов квантовой физики Шредингером, а также Дж. Миллем, который считал, что свойства целого не равны сумме свойств входящих в это целое частей, т.е. эффективность работы группы увеличивается не пропорционально числу участников, а становится несколько больше. Возникает новое качество.

Целое, это больше, чем сумма составных частей.

Один скворец не знает, что ему делать осенью, но когда этих скворцов набирается определенное количество, они собираются в стаю и летят на юг. Один муравей также не знает, как строить муравейник, но когда их набирается сколько-то, они стройными рядами начинают этот муравейник строить. Т.е. при увеличении количества живых существ в группе их сознание качественно меняется. Биологи назвали это явление “эффектом сотой обезьяны”. На этом принципе основана и такая методика принятия решений, как мозговой штурм.

Вам наверняка знакомы люди, которые не могут познакомиться с девушкой самостоятельно, но, собравшись в компании, они чувствуют себя уверенно и блещут красноречием, оставшись же одни, вновь ничего не могут. В психологии это явление называется социальной фацилитацией – когда в присутствии других дружелюбно настроенных людей человек показывает более высокий результат. Таким образом, стратегии или программы поведения – это одно, а ресурсы (в нашем случае – ресурс группы) для их выполнения – это другое. И далеко не всегда у человека хватит собственных ресурсов.

Конечно, разумным ответом на это будет то, что на тренинге человека лишь учат действовать в различных ситуациях, знакомят с различными моделями и шаблонами поведения, а дальше все зависит от него самого, все зависит от того, как он на ПРАКТИКЕ сможет применять усвоенные знания и умения. Все так! Однако это говорит лишь о том, что сравнивать эффективность работы человека в однородной группе (на тренинге) и в реальной обстановке по меньшей мере некорректно. Абсолютное большинство людей после прохождения тренинга НЕ СМОЖЕТ в одиночку (по описанным выше причинам) применить эти знания и навыки на практике. В той или иной степени это смогут сделать лишь единицы. А остальные, не поняв в чем дело, вновь пойдут на тренинг, если он им понравился. И все тренеры и ведущие семинаров об этом знают!!! (некоторые наблюдения на этот счет описаны также в статьях А. Плигина , Д. Заборни и здесь).

Когда говорят, что НЛП – это психология, стараются проникнуть под вызывающее доверие “крышу”, то подчас забывают, что психология изучает психические процессы и модели поведения человека с ЦЕЛЬЮ ПОМОЧЬ именно ему, помочь преодолеть комплексы, проблемы, найти оптимальные решения, стать чище, лучше, добрее. И конкретные методы, разрабатываемые на основе этих знаний, также призваны помочь человеку, причем помочь так, чтобы это не отразилось негативно на других. Однако существует тенденция (не только в НЛП, во многих областях психологии), когда пытаются достичь результата любой ценой, не считаясь мнением, чувствами, убеждениями других людей. А это уже не психология (так же как на улице можно вспороть живот скальпелем по всем правилам хирургии, но это уже не медицина). Многие почему-то считают, что если они используют НЛП как хотят, не учитывая мнение других, то это нормально. Они овладели инструментом, который хоть как-то позволяет им достичь желаемого. Что ж, молоток – тоже инструмент, однако никто (ну почти, почти…), ни один нормальный человек не бьет им других по голове. И, хотя в НЛП существует проверка на экологичность проведенной работы, применительно к бизнесу – это нонсенс. К тому же, один из основных этических принципов психодиагностики (и психологии в целом) гласит: никто не может быть подвергнут какому – либо обследованию обманным путем. Человек перед обследованием должен быть предупрежден, с какой целью обследование проводится, кто будет иметь доступ к результатам обследования и какие решения на его основе могут быть приняты. А это также противоречит большинству основных принципов НЛП. И еще раз показывает, что и с этической точки зрения НЛП к психологии никакого отношения не имеет.

К тому же, когда говорят о научности и эффективности НЛП, часто ссылаются на авторитет М. Эриксона, “забывая” сказать, что будучи психиатром, он старался работать далеко не со всеми, а лишь с сильно мотивированными людьми. Которые приходили к нему сами! Ведь наблюдение наблюдением, подстройка подстройкой, но если Вы, подобно Эриксону, предложите своим пациентам съездить после первой консультации в соседний штат и обойти там двести раз гору, а затем подняться на нее и хорошенько подумать, то на втором сеансе пациент, сделавший это (другие просто не придут и потому в расчет уже не берутся и на имидж не работают) будет максимально открыт, будет слушать Вас, раскрыв рот и внимая каждому слову. И все Эриксоновские “заморочки” окажутся уже ни к чему, у Вас и так будет 100% результат, кстати, вне зависимости от техник и методов, которые Вы затем к ним (пациентам) примените! Вот только как добиться того же от представителей бизнеса, - это секрет Эриксон унес с собой. Однако, спустя некоторое время его описал один наш НЛПер, который, со свойственными ему открытостью, иронией и цинизмом (за что он мне и нравится), делая, правда, реверанс в сторону потенциальной жертвы (что так же свойственно многим НЛПерам) пишет:

Работать надо на победителя. И это означает как то, что лучше всего работать там, где и без Вас все получится, так и то, что если Вы взялись работать – делайте победителем своего подопечного…((и разумеется, “сделаете”, ведь там “и без вас все получится”.Только вот причем тут НЛП, я так и не понял!? Авт..) Горин С. НЛП: техники россыпью.-М.: Издательство “КСП+”, 2001. –С.484)

Так вот, НЛП ненаучно. Хотя бы потому, что если кто-то даже и проверял отдельные техники и доказал их эффективность, этого нельзя сказать обо всей системе. Отчасти и потому, что, как уже говорилось, никто толком не знает, что такое НЛП, что в него входит, а что нет, где оно начинается и где заканчивается. Как правило, в лучших традициях рекламы финансовых пирамид начинающей группе лишь показывают очередного Лёню Голубкова (или рассказывают про такового), который благодаря НЛП стал успешным, богатым и т.д. Но если, следуя подобной логике, в качестве “доказательства” показать им миллион человек, которым помог, например, Господь Бог - засмеют ведь, те же самые люди скажут, что это несерьезно и ненаучно! И действительно, появляющиеся сообщения о доказательствах высокой эффективности работы людей в процессе тренингов не содержат сведений ни о контрольных группах, ни об эффективности этих людей, научно доказанной, спустя полгода - год после тренингов. И вся серьезность и научность достигается лишь демонстрацией дипломов мастера НЛП или международных сертификатов какого-нибудь института. Как правило, без лицензии и аккредитации. Хотя Вы понимаете, сейчас любой руководитель кружка может зарегистрировать Международную Академию имени Чего-Бы-То-Ни-Было и из доморощенного гуру сразу превратиться в академика. С соответствующей печатью, счетом в банке и почтовым офисом в Беверли Хилз. Словом, “скажите, что Вы умеете консультировать всех и все, что угодно, и работайте. Люди притворяться, что верят нам; потом притворяться, что стали вашими клиентами; потом забудут, что притворяются, и станут клиентами по-настоящему…Лишь бы Вы помнили, с чего все началось.” (С. Горин. Там-же. С.483)

Так почему же все это происходит, почему, если все не так просто, продолжается этот фарс?

Да потому, что НЛП В БИЗНЕСЕ – это и есть БИЗНЕС.

И рассматривать эту тему, все равно, что смотреть на себя любимого собственными глазами. В своем глазу, как известно, и бревна не заметишь. Да и что еще ждать от нашего насквозь криминального бизнеса?

И вообще, НЛП занимается большей частью тем, что пытается совместить несовместимое. Генетики давно пошли этим путем, но сейчас накладывается все больше и больше запретов на их эксперименты: либо получаются уроды и монстры, либо привлекательный на первый взгляд гибрид приносит или принесет в ближайшем будущем человечеству немало проблем. Внешне все вроде бы логично: берешь все самое лучшее оттуда, нужные качества – отсюда и получаешь нечто выдающееся. Однако нарушается ГАРОМОНИЯ. Ведь, несмотря на то, что и НЛП попыталось вроде бы вобрать в себя все лучшее, при попытке объединения разных подходов и методик возникает, как мы уже говорили, и новое качество, которого не было раньше. И далеко не всегда – самое лучшее. И последствия всего этого еще не изучены.

Конечно, и наука – всего лишь модель, описывающая явления и то, что сегодня научно, завтра столь же научно может быть опровергнуто. И во многих случаях достаточно просто опыта. И инструмента. Но большинство людей, не имеющих к науке никакого отношения, воспринимают ее (науку) как нечто незыблимое и вызывающее беспрекословное доверие. И любые параллели, любые аналогии НЛП с наукой – это попытка вызвать у клиента положительные ассоциации, вызвать доверие в соответствии с принципами самого НЛП. А это уже выдача желаемого за действительное, это уже манипуляция, это уже начало нечестной игры.

Можно спросить, а где граница между тем, что здесь хорошо, и где начинается плохо? Где критерий, позволяющий провести грань между ними? Критерий один – поступай с людьми так, как хочешь, чтобы и они поступали с тобой. Думаю, Вы неоднократно сталкивались и с торговыми агентами, и с врачами которые вели себя так, чему Вы, возможно, только хотите научиться. Но кроме разочарования и досады Вы ведь затем ничего не испытывали? Хотя, конечно, о какой этике, какой нравственности, какой гармонии можно говорить, когда речь идет о достижении Мечты, и о Больших Деньгах. Но может наступить момент, когда и к Вам “приедут на танке”.

Кому-то может показаться, что все сказанное здесь доведено до абсурда. Отчасти это действительно так. И сделал это я лишь потому, что многие “пользователи” в погоне за овладением техник просто перестали задумываться: а что же они делают на самом деле? Ослепленные кажущейся эффективностью этого “инструмента”, они перестали понимать: молоток тоже инструмент, но не для головы.

Думается, после нескольких лет эйфории специалистам в этой сфере настала пора критически проанализировать, систематизировать и осмыслить полученные за это время знания и опыт, отделить зерна от плевел и сформулировать действительно экологичные принципы НЛП (хотя вряд ли это уже будет НЛП), а пользователям, в частности, бизнесменам, определиться, чего они хотят больше – синицу в руках или журавля в небе, хотят ли действительно корректно и эффективно вести свой бизнес или продолжать покупать Мечту.

 

Copyright © 2002 Валерий Сары-Гузель.

 

P.S.: автор готов обсудить конструктивные замечания (и даже продолжить дискуссию), которые можно оставить в гостевой книге или прислать по адресу: mail@gipnoz.ru

(фразы типа все это бред или весна… обострение… я уже слышал,

и они будут немедленно удаляться)

Архив выпусков

книги, статьи, тесты компьютерные и бланковые (в т.ч. профессиональные),

видеозаписи экспериментов и т.д.

 

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное