Мы за Восстановление работоспособности Всероссийского общества слепых!
Original Message From: "Модераторы" <zpv***@y*****.ru>
To: <mkvrv***@g*****.com>
Sent: Thursday, August 14, 2014 8:53 PM
Subject: {ВОС} Незрячие и глухие таганрожцы рассказали
> Сейчас на помощь приходят всякие технические средства, всякие
> GPS-навигаторы, встроенные в телефоны. Считается, что они облегчают нам
> жизнь. Но все это теория, далековатая от нашей жизни.
>
http://taganrog.rusplt.ru/index/nezriachie_i_gluhie_taganrozchi_rasskazali_o_sebe-11959.html
>
> Незрячие и глухие таганрожцы рассказали <Русской планете> о безопасности,
> врачебных ошибках, компьютерных технологиях и поисках себя
>
> Сергей Смирнов, 51 год:
>
> - Родился в Костроме. Юрфак заканчивал в Ярославле. Сюда, в Таганрог попал
> в 1989 году, то есть 25 лет назад. Работаю школьным учителем в школе ?16,
> занимаюсь на дому с детьми, которым общий класс по каким-то причинам
> противопоказан.
>
> У меня проблема со зрением врожденная. Вас я вижу как некое очертание.
> Если мы с вами столкнемся в двери, я не узнаю вас, как человека, с которым
> полчаса назад разговаривал. Вижу только светлые и темные пятна. Так что
> вся надежда на голос.
>
> В детстве я учился в специальной школе для слепых. Они раньше были почти в
> каждом городе, в каждой области. Я учился в Костроме. Там дети учат азбуку
> Брайля, и уже на ее основе учатся дальше. И я не чувствовал себя там
> ущемленным. Там все такие. С точки зрения объективных критериев, учили нас
> лучше, чем в средней школе. У нас в классе на выходе было 12 человек, и из
> них были двое с медалями, еще одному чуть-чуть не хватило до медали. То
> есть у нас подготовка была очень хорошая, и шестеро из нас без всякого
> напряга, без репетиторов пошли и поступили, кто куда хотел. Я поступил на
> юрфак, в Ярославль, в самую обычную группу. Лекции я писал для себя с
> помощью той же азбуки Брайля. Я пишу быстрее даже, чем человек ручкой
> пишет. А для преподов я на обычной печатной машинке свои работы делал - в
> то время компьютеров еще не было. В общении с сокурсниками каких-то особых
> проблем не было. Потому что мои знания были выше средних, и людям, как
> говорится, было, зачем ко мне обратиться. Появлялась взаимность: если я
> кому-то чем-то полезен, значит, и я могу обратиться за какой-то
> поддержкой, они не откажут. И студенческие вечеринки, безусловно, у меня,
> как у всех были, ведь я же жил в общежитии, вместе со всеми. Конечно,
> сложности были, но чтобы вот прямо запомнилось - дискомфорт,
> недопонимание - нет такого.
>
> Я вообще никогда не был ни в депрессии, ни в отчаянии. Потому что,
> во-первых, в школе кроме обычной грамотности, дети проходили
> психологическую подготовку. А во-вторых, не иметь зрения с детства или
> потерять его очень рано - это психологически проще. Приспособляемость у
> человека гораздо выше, чем, когда человек потерял зрение в зрелом
> возрасте, в 20, 30 лет. Вот тут трагедия! Раз - и сразу тьма. Предложите
> такому человеку сварить кофе, покормить кошку. Я уже не говорю про улицу:
> на улицу выходить не надо, это опасно. А меня-то уже ничем не напугаешь, я
> уже напуганный с детства.
>
> В целом, дома у незрячих ничем специфическим не отличаются, единственное,
> что всех своих домочадцев надо приучать, чтобы они клали каждую вещь на
> свое место. Все это годами устаканивается. Такое вот искусство бытия. Ну,
> бывает, обожжешься чуть-чуть кипятком, но это же у всех случается.
>
> На улице как я ориентируюсь? Сейчас на помощь приходят всякие технические
> средства, всякие GPS-навигаторы, встроенные в телефоны. Считается, что они
> облегчают нам жизнь. Но все это теория, далековатая от нашей жизни. В
> повседневной жизни мы ходим по нескольким привычным маршрутам.
> Работа-дом-ближайший магазин-друзья. И мы по ним ходим, ожидая неприятных
> сюрпризов в виде разрытой ямы, брошенной поперек дороги машины. А через
> дорогу как ходим: если перекресток оживленный, идешь вместе со всеми
> людьми, если нет, тут уже начинаются напряги, прислушиваешься во все
> стороны. Должен признать: сейчас водители притормаживают, когда человек
> ступает на <зебру>, особенно в Таганроге. В Ростове, конечно, с этим хуже.
> Я езжу иногда в Ростов, там у меня друг хороший живет, тоже незрячий. Мы с
> ним 20 лет общаемся.
>
> Семью так и не создал. Так получилось. Окончил школу, поехал в Ярославль,
> окончил университет, поехал в Москву на повышение квалификации, закончил в
> Москве, год проучился, поехал в Таганрог, в Таганроге жил на съемной
> квартире, получил свою. А потом уже начинаются всякие мысли: все уже
> устроено, надо ли менять что-то в этой жизни, будет ли оно лучше.
>
> Я был первым из незрячих в Таганроге, кто освоил компьютер. Я помогаю
> другим незрячим, оказываю техническую поддержку. Но сейчас уже немало тех,
> кто освоил компьютер. Для компьютеров есть сейчас программы специальные -
> скринридеры. То, что вы видите глазом - если оно не графическое, а
> текстовое - компьютер озвучивает синтетическим голосом. Так и книги читаю.
> Вообще, всегда оставляю <окошко> в своем расписании: появляюсь раз в
> неделю здесь, в Обществе слепых, чтобы помочь в чем-то. Консультирую, в
> том числе, как юрист. Вижу свою социальную роль в том, чтоб помогать
> людям.
>
> Вообще, незрячие люди очень любят всякие передовые технологии, которые
> облегчают им жизнь. Конечно, лучше заплатить коммуналку дома, лежа на
> диване через <Онлайн Сбербанк>, чем тащиться на почту и стоять в очереди.
>
> Из своих развлекалочек досугопроведения, могу назвать компьютерные
> игрушки, шашки, да и социальные сети, хотя я не особо их люблю. Готовить
> тоже не особо люблю. По молодости, бывало, чего-то такого захочется - и
> приготовишь. А сейчас жизнь упрощается: есть все эти микроволновочки,
> мультиварочки.
>
> О чем мечтаю, даже и не скажешь сразу. О чем-то глобальном? Вряд ли.
> Потому что в моем возрасте понятно, что чудес не бывает. А вот в бытовых
> мелочах встретишь какое-то неудобство, думаешь: <Ну, проблема-то на
> раз-два решается>. Хотелось бы, чтоб ее не было. Например, в таганрогском
> транспорте не объявляют остановки. Только в трамваях, и то не всегда. А
> проблему-то эту решить элементарно: заключили муниципальный заказ и
> вписали одну строку - <объявлять остановки>. Это что, никому в голову не
> придет? Но это не мечта, конечно. В юности я мечтал в своем институте, где
> я юрфак заканчивал, остаться преподом. Видел себя в качество вузовского
> преподавателя, а получился школьным.
>
> Радость в жизни бывает самая неожиданная. Иногда - что-то вкусное съесть,
> иногда - с друзьями посидеть за рюмочкой, пообщаться. Радость - новые
> впечатления, съездить куда-то. В понедельник в Азов поеду, интересно.
> Конечно, в окружающем пространстве всегда есть опасность висящей ветки,
> вырытой ямы, брошеной машины. Но что же теперь, не вылезать, вообще сидеть
> дома? Как в Израиле: они всегда боятся взрыва, но жизнь идет. Они куда-то
> ездят, ходят на работу.
>
> Палочкой я пользуюсь в совершенно незнакомых местах. Во-первых, она мне
> помогает, а во-вторых, она сигнализирует людям, какой рядом человек.
> Сейчас я уже не летаю на самолетах - деньги не позволяют, а раньше летал,
> и тогда палочка была необходима.
>
> Ирина Прыхненко, 26 лет:
>
> - Я такая родилась. У меня первая группа инвалидности по зрению. У меня
> все здесь, в обществе слепых: мама, папа, брат. Поэтому логично, что я
> стала председателем общества в Таганроге. Тем более, я психолог: к людям
> идти - самое правильное.
>
> Чувствовать себя незрячей мне привычно. Нет же другой картины мира. А вот
> человеку, который раньше все делал, ориентируясь на свое зрение, после его
> потери очень тяжело. Но постепенно компенсация наступает. Жаль, сейчас в
> городе нет молодого мужчины, который недавно ослеп, после аварии. У него
> была большая трагедия. Он хотел уйти из семьи, чтобы не быть обузой. Он
> был самодостаточный мужчина: и воевал где-то, и жена с сыном на нем были.
> А тут полностью ослеп. Но постепенно он научился многому, у нас же есть
> реабилитационные центры. В Волоколамске, например, людей, потерявших
> зрение, обучают банальным вещам: картошку чистить, ходить с тросточкой. Их
> прямо на улицу выводят, рассказывают все, объясняют, а потом смотрят, как
> они ориентируются. Он побыл там. И картина жизни у него начала меняться,
> он понял, что жить-то он сможет. Сейчас он учится на массажиста в
> Кисловодске.
>
> У меня сотые проценты зрения. Это мало очень. Но я приспособленная, хожу
> без палочки. Училась в специализированной школе в Новочеркасске. Там,
> естественно, все рассчитано на детей незрячих и слабовидящих. А здесь я
> заканчивала наш обычный вуз, бывший ТРТИ, специальность <Психология>.
> Были, конечно, трудности, но за счет коммуникативности справлялась.
> Сдавала на флэшке работы. Ходила по вузу с ноутбуком поначалу, меня так в
> шутку и называли - <девочка с ноутбуком>. Пять килограммов носила каждый
> день с собой. Набирать-то тексты мы быстро умеем. У меня еще потом многие
> лекции просили. Была проблема только с доской. Ну и с учебником мы
> <общались> отдельно. В моей группе я такая была одна, но на самом деле,
> среди незрячих довольно много людей <вышку> получают. Конечно, больше
> гуманитарные специальности. Хотя я знаю, есть в городе слепой программист,
> но не знаю, как это все у него получается.
>
> С медицинской точки зрения в моем случае получился <конфликт времени> у
> медиков. При таком заболевании, как у меня, нужно было сразу искусственный
> хрусталик ставить. В детстве мне сказали: <Придешь в 16 лет>, а в 16 лет
> сказали: <А чего ты раньше не пришла? Уже поздно>. Злюсь, конечно. Еще
> злюсь на то, что во все организации, где какие-то бумаги надо заполнять,
> нужно с кем-то идти, просить помочь. Хотя вот те же электронные записи в
> поликлинику - это выход для нас. Выкручиваемся так: берем бланки, приходим
> сюда, к примеру, и тут уже на месте помогаем заполнять.
>
> Обида на мир была. Пришла в 15 лет, как у всех, наверное, в подростковом
> периоде. Только у таких, как я она приходит по своей причине. Я закрылась
> сильно, никуда не выходила. Ну а потом решила просто поиграть в то, что я
> такая, как все. Поиграла - привыкла. Как-то так. Сначала надеваешь
> масочку, потом она становится частью тебя. Когда видишь, что люди
> принимают этот образ, тогда уже приходит мысль: <А действительно, чем мы
> так уж отличаемся от остальных>. Тем более, мы же можем в чем-то другом их
> превосходить.
>
> Своей семьи у меня пока нет, я не спешу. Слишком серьезно к этому
> отношусь. С одной стороны, я хочу семью, детей. С другой стороны, дети
> могут родиться с инвалидностью. Конечно, они выживут - я же выживаю. Но
> никто ведь не хочет такого для своих детей.
>
> А друзья у меня разные. Я всегда говорю про себя: <Я стою на самом пороге
> между мирами>. А некоторые себя как-то отделяют: вот есть мир слепых, и мы
> в нем тусуемся. Но я не такая. Я общаюсь со знакомыми по вузу, но и с
> инвалидами много общаюсь, да. У меня нет границ в плане общения. Думаю, ни
> у кого их не должно быть. Но, к сожалению, наши интернаты воспитывают
> детей с ощущением, что есть другой мир - зрячих, и ты там не нужен, тебя
> никто в этом большом мире не примет. Это очень трудно потом ломать в себе.
> Приходишь куда-то и сразу закрываешься от всех. Поэтому я всегда выступаю
> за то, чтобы детки, если могут, учились в обычных школах.
>
> Все бытовые вещи я научилась легко делать еще в детстве. У меня же вся
> семья такая - и мама, и папа, и брат. Так и жили. Но и в школе многому
> научилась. Это же интернат. Мама и папа уже за тебя не сделают, приходится
> учиться самой. Там вообще неплохо было, довольно комфортно. Но это же
> закрытое учреждение, дети отделены от внешнего мира все-таки, нет контакта
> с внешним миром, с другими детьми. А он нужен. Я с детства привыкла во
> дворе гулять спокойно, ко мне дети привыкали, я - к ним. Для меня
> нормально это было. А когда в школу пришла, для меня сильно ограничился
> круг общения. Еще часто так бывает, что у ребенка есть сопутствующее
> заболевание, а классы маленькие. И, мягко говоря, можно оказаться среди
> детей с другим уровнем интеллекта. Это затрудняет развитие.
>
> По улице я ориентируюсь. Да и потом, люди-то есть, не заблужусь. Я всегда
> говорю: <Где есть люди, я не потеряюсь>. Сейчас появились GPS-навигаторы,
> но только не в наушниках ими пользоваться надо. Слепой должен слышать
> улицу, и не только шум машин. Вот и вы, если закроете глаза, будете
> понимать, в закрытом или открытом пространстве находитесь. Слух нельзя
> отбирать у незрячего человека.
>
> Мое увлечение - пение. Непрофессиональное, конечно. Еще я стихи пишу, но
> только когда мне плохо, наверное. А плохо бывает какими-то моментами, ну,
> как у обычного человека.
>
> Раньше общество слепых давало работу людям, жилье. Строились дома для
> незрячих. И, естественно, все сюда шли. Мои родители, как работники
> предприятия, получили квартиру. Сейчас такое кажется нереальным. Даже
> самодеятельность плохо оплачивается.
>
> Сейчас в обществе состоят на учете 831 человек. Жалко, что оно стареет. И
> дело не в том, что нет молодых инвалидов. Они сюда не приходят, потому что
> здесь им нечего делать. Работы нет. Но и тех, кто работает на обычных
> предприятиях, мало. Если говорить о специальностях, то массажистов у нас
> очень много. В Кисловодске есть колледж, где выделены места для инвалидов
> по зрению. И вот все наши - туда, вперед за орденами. Есть еще у нас
> музыканты. Колледж такой в Курске находится. Но музыкантам-то где работать
> сейчас?
>
> Сталина Гунько, 80 лет:
>
> - Я родилась в Астраханской области в селе Черный Яр в 1934 году. В пять
> лет, перед войной, я заболела сильно. Менингит забрал у меня слух. Я
> лежала в больнице, очнулась, начала говорить и не поняла, почему мне не
> отвечают. Губы шевелятся, но что говорят, я не слышала уже. После этого,
> когда кого-то не понимала, я начинала драться. Когда выросла, поняла, что
> глупо сваливать свою беду, свою глухоту на всех. Раньше много таких детей
> было. Заболевали менингитом, свинкой или скарлатиной, и становились
> глухими.
>
> После того, как я оглохла, началась война. Саму войну я не видела. Но
> пролетали самолеты, бомбили нашу деревню. В Волге часто плавали тела, люди
> баграми их вылавливали и хоронили. Когда война кончилась, мама не знала,
> куда меня направить учиться. Моя старшая сестра поехала учиться в рыбный
> техникум, в Астрахань, и там она проходила по улице и увидела специальную
> школу для глухих, сообщила о ней маме. Я загорелась получить образование и
> все время спрашивала у мамы, когда мы поедем в Астрахань.
>
> В школу глухих меня повезли в 1946 году, и там я закончила 8 классов.
> Школа научила меня труду - и шить, и вышивать. Самая лучшая была эта
> школа, и она очень хорошо нас учила адаптироваться в жизни. После пошла
> работать на предприятие глухих там же, в Астрахани. Специальности на таких
> предприятиях были швейные и обувные.
>
> Замуж вышла. Муж тоже глухой. Ему захотелось переехать на Украину жить. И
> мы выбрали город Николаев, начали искать обмен квартирами. В итоге
> приехали в этот город. Там я прожила всего 8 месяцев и убежала в Таганрог.
> Без мужа. С ребенком, сыну было четыре годика. Тосковала по Астрахани, но
> привыкла. Устроила сына в детский садик. Он слышащий. И я пришла в
> Общество глухих в Таганроге, попросила, чтобы меня устроили на работу. Но
> работать на предприятии глухих - это было не мое, поэтому я попросила
> найти другое предприятие, среди слышащих. Мне сказали, что нет другой
> работы. А один глухой стоял, смотрел на меня, подозвал и говорит: <Пойдем,
> я тебе покажу, где можно еще работать>. И привел меня на швейную фабрику.
> Там я стала работать среди слышащих. Многие мне помогали. Даже осваивали
> какие-то жесты, чтобы общаться со мной.
>
> Вышла замуж во второй раз. У меня был прекрасный второй муж. Он был мне и
> мамой, и папой, и любовником. Он тоже был глухой. С ним вместе я пришла в
> драмкружок для глухих. У нас была сильная труппа. Мы приглашали режиссера
> из театра Чехова. И он ставил с нами пьесы. Дважды мы на сцене чеховского
> театра показывали свои постановки. Мы соперничали с ростовским ВОГом
> (Всесоюзным обществом глухих - прим. ред.). Это были две сильные труппы.
> Нашим, таганрогским, даже удалось побывать дважды на сцене московского
> театра мимики и жестов. Я играла в <Грозе> дочку Бакенчука, а в пьесе
> <Медведь> - вдову. Спектакль шел в жестовом исполнении, были переводчики,
> которые его озвучивали.
>
> Как воспитывала сына слышащего? Было дело, связался с нехорошей компанией
> и, пользуясь тем, что я не слышу, мог меня обманывать. И такое во многих
> семьях с глухими родителями случалось. Когда сына забрали в армию, он
> поумнел и совсем начал по-другому ко мне относиться.
>
> Сын не очень хорошо знает язык жестов. Когда он был маленьким и что-то
> говорил, а я не понимала, я его ставила перед собой и говорила: <Твоя мама
> не слышит совсем. Ты говори медленно и четко, чтобы я тебя читала с губ>.
> По губам ведь я не всегда понимаю. Только когда артикуляция хорошая у
> человека. А когда сын вырос, я дала ему азбуку жестовую, чтобы он мог мне
> дактилем проговорить каждое слово. Он знает несколько жестов бытовых. Но у
> него есть и свои собственные жесты, которые я понимаю, но это не те жесты,
> которые входят в обиход глухих. Почему я в детстве не учила его языку
> жестов? Потому что у меня первый муж нецензурно выражался, а я не хотела,
> чтобы ребенок это понимал.
>
> Среди друзей, в основном, неслышащие люди. В детстве у меня, конечно, была
> слышащие друзья, но они мне не помогали, а, наоборот, дразнили. Мы,
> глухие, очень ограничены в общении. И еще мы не можем получить полную
> информацию. Мне всегда было мало информации. По телевизору редко идут
> передачи с сурдопереводом или с бегущей строкой. А мне всегда хотелось
> больше знать, что происходит в мире. Я смотрю телевизор и часто ничего не
> понимаю. Нервничаю, звоню сыну, спрашиваю, что происходит. Он мне пишет, и
> я успокаиваюсь.
>
> Татьяна Кучеренко, 58 лет:
>
> - Родилась в Ремонтнентском районе Ростовской области. Оглохла в два
> годика, было сильное воспаление. Я была невозможная в детстве. Хотела
> говорить, но у меня ничего не получалось. Мама увидела в столовой ребят,
> которые общались жестами, и они подсказали, что в Новочеркасске есть
> специальная школа. Я там выучилась, приехала в Таганрог, и здесь начала
> уже работать. Работала на предприятии глухих швеей. Люблю вышивать картины
> крестиком.
>
> Родился сын. Он слышал в раннем детстве, но у него очень болели ушки, надо
> было ехать на консультацию к сурдологу в Петербург, но не успели вовремя.
> Слух ушел. Сейчас сын взрослый, у него семья, работает на обувной фабрике.
> Но с жильем очень трудно. Взять кредит мы не можем, нам его не дают,
> потому что с нами нет общения.
>
> К врачу, даже если ты не хочешь, чтобы о твоей проблеме узнал кто-то
> третий, приходится идти с переводчиком. Тем более, что врачи часто в
> масках, по губам ничего не прочитаешь. А как врачи пишут, сами знаете,
> ничего непонятно. И приходится вставать и уходить ни с чем.
>
> Для таких, как я, вокруг много опасностей. Я не слышу шума машин. Если
> кто-то нападать начнет сзади, я тоже не услышу. Дома у меня есть кошка.
> Если вдруг что-то происходит непонятное, она встрепенется, и я понимаю -
> что-то происходит. Еще был такой случай: я жила на квартире с сыном
> вдвоем. И как-то он мне показывает: <Там пришли, открой дверь>. А я
> удивилась: <Ты что, слышишь?>. А он как-то уловил вибрацию от стука в
> дверь.
>
> Глухота ограничила мое общение. Из-за этого я чувствую себя несчастливой.
> Полиция, чиновники относятся к нам как к прокаженным. Если нужно,
> например, вызвать скорую, полицию, нам приходится в любое время дня и ночи
> звонить переводчику. Без них никуда. Но переводчиков не хватает.
> --
>
> > Вы получили это сообщение, поскольку подписаны на группу Прямое зрение.
>
> Чтобы отменить подписку на эту группу и больше не получать от нее
> сообщения, отправьте письмо на электронный адрес
> mkvrvos+unsubscri***@g*****.com.
> Чтобы добавлять сообщения в эту группу, отправьте письмо по адресу
> mkvrv***@g*****.com.
> Перейдите в группу по ссылке http://groups.google.com/group/mkvrvos.
> Настройки подписки и доставки писем: https://groups.google.com/d/optout.
>
*
Пожалуйста, поделитесь со знакомыми адресом для подписки на Гласность:
psychology.oglaska-sub@subscribe.ru
*
Данное сообщение отправлено 305 подписчикам.