Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Гласность

Сальери и Моцарт

Сальери и Моцарт. Немаленькая трагедия реабилитации?
Галя Константинова
Антонио Сальери (Фрагмент портрета кисти Йозефа Малера)
Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет - и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
(А. Пушкин. Маленькие трагедии. <Моцарт и Сальери>)

18 августа исполняется 260 лет со дня рождения знаменитого человека.
Печально знаменитого, как принято говорить. Убийцы гения, убийцы Моцарта.

1997 год, 13 лет назад. Дворец юстиции в Милане. Слушается дело, <Встать,
суд идет!>. Вердикт суда: <Невиновен за отсутствием состава преступления>.
Доводы защиты - безупречны. Если человек страдал патологической завистью,
мир бы лишился многих гениев. В частности, учеников самого же Сальери:
Бетховена, Шуберта, Листа, Мейербера, Черни (чьи этюды детишки штудируют),
Гуммеля.

Какие имена! Можно обзавидоваться потрясающим талантам, которых
одновременно воспитываешь и пестуешь. И любишь, и помогаешь всеми силами,
средствами. А такой простенький, но ошеломляющий факт, что вдова Моцарта,
Констанца, взяла сыну педагога по музыкальным дисциплинам, и это был:
Сальери. Отдать сына в обучение убийце мужа? Невероятно.

Сальери всыпает яд в бокал Моцарта (Врубель, иллюстрация, 1884 год)

200 с лишним лет человечество с удовольствием муссировало тему. Моцарт
и
Сальери - это стало символом. Символом непреодолимой зависти. Во-первых,
сам Сальери признался, правда, уже в помутившемся рассудке, впоследствии
яростно это отрицая. Признанию не поверили люди, хорошо знавшие Сальери:
ни Бетховен, ни Россини. Но слухи, слухи поползли по Европе.

Во-вторых, гениальный А. Пушкин написал гениальную <Маленькую трагедию>.
А
гениальный Н. Римский-Корсаков написал по ней оперу. А блестящий драматург
Питер Шеффер уже в 20 веке написал свою пьесу. А гениальный Милош Форман
снял по ней оскароносный фильм <Амадей> (1984 год).

Постер к фильму "Амадеус"

И везде Сальери - убийца, только трактовки разные. И до сих пор Сальери
мало исполняют, имя его давно стало нарицательным. Причина - расхожее
мнение, что один композитор убил другого. Из зависти, конечно. Все очень
просто. Но это не так. Даже у Пушкина это не так, хотя и там убийца
назван. Но все сложнее.

Вот Сальери у Пушкина сам о себе говорит:

Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
МузЫку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию.
(А. Пушкин. Маленькие трагедии. <Моцарт и Сальери>).

Глубокие слова, непростые. Сразу, с ходу, Сальери признается в том, что
он
- посредственность. А так ли это было на самом деле?

Антонио Сальери родился18 августа 1750 г., недалеко от Вероны, в
Венецианской республике (умер 7 мая 1825 года). Рано уехал в Вену -
тогдашнюю музыкальную столицу мира. Написал более 40 опер и других
произведений (ставились и в Петербурге). Обучал многих музыкальных гениев
своей эпохи (Ф. Шуберт в благодарность посвятил ему свою кантату).
Занимался благотворительностью. Заботился о детях своего учителя Глюка.
Не
обойден прижизненной славой и регалиями.

Дом, в котором родился Сальери (Фото: Didier Descouens,
en.wikipedia.org)

Но почему так быстро и с удовольствием поверили сплетням? А еще и
традиционный антагонизм: Сальери - итальянец, живущий в Вене, а в то время
уже провозглашалась своя национальная культура. Композитор Карл Мария фон
Вебер (родственник Моцарта по жене) даже отказывался знаться с Сальери.
Хотя сам Моцарт <знался>.

А еще Сальери - глубоко верующий католик. Но и здесь возникли какие-то
проблемы (<но правды нет и выше>). И всю жизнь ему приходится искать Бога.
В Моцарте он его и находит:

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я.
(А. Пушкин. Маленькие трагедии. <Моцарт и Сальери>).

Но этот <несносный>, <ребячливый> шутник Моцарт (Пушкина), вместо того,
чтобы приосаниться и надуть щеки, в ответ веселится:

Ба! право? может быть...
Но божество мое проголодалось.
(А. Пушкин. Маленькие трагедии. <Моцарт и Сальери>).

Какой удар для человека, наконец, нашедшего для себя то, что всю жизнь
искал и чему даже дал невероятное определение. Вердикт Сальери:

Ты, Моцарт, недостоин сам себя.
(А. Пушкин. Маленькие трагедии. <Моцарт и Сальери>).

В этой фразе - чуть ли не вся суть. Дальше следует беседа о знаменитом
и
таинственном Реквиеме, которому Моцарту заказал <Черный Человек>:

На третий день играл я на полу
С моим мальчишкой. Кликнули меня;
Я вышел. Человек, одетый в черном,
Учтиво поклонившись, заказал
Мне Requiem и скрылся. Сел я тотчас
И стал писать - и с той поры за мною
Не приходил мой черный человек
(А. Пушкин. Маленькие трагедии. <Моцарт и Сальери>).

Существуют разнообразные и потрясающие трактовки этой философской
маленькой трагедии. И то, что Сальери (который 18 лет носит с собой яд)
сам стремится к суициду, и то, что Моцарт понимает, что его сейчас
отравят:

Мацарт: Ах, правда ли, Сальери,
Что Бомарше кого-то отравил?
Сальери: Не думаю: он слишком был смешон
Для ремесла такого.
Моцарт: Он же гений,
Как ты да я. А гений и злодейство -
Две вещи несовместные. Не правда ль?
Сальери: Ты думаешь? (Бросает яд в стакан Моцарта.) - Ну, пей же.

Об этой Маленькой трагедии Пушкина можно говорить бесконечно. Она вся -
пластами, уходящая в глубину. И давно разобрана на цитаты. Но
художественная правда не равна правде исторической. Хотя, как пишут, есть
уже давно специализированный термин: <синдром Сальери>.

Все говорят: нет правды на земле.

Но, может, случается? Вердикт Миланским судом вынесен. И Сальери будет
исполняться. И гениальная пьеса Пушкина будет исполняться и останется в
веках как философское размышление на вечные темы. Что такое гений? Должен
ли он соответствовать чьим-либо представлениям? Что такое зависть как идея
фикс (<ах, Моцарт, Моцарт, когда же мне не до тебя?>)? Совместимы ли
гениальность и злодейство? И многое, многое другое.
(Послушать и Пушкина, и Сальери, и Моцарта можно в комментариях).
Источник:
журнал "Школа жизни ру"

Ответить   Wed, 25 Aug 2010 08:44:03 +0400 (#1180647)