Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Гласность

[Гласность] Мышинная возня в руководстве ВОС.

Статья очень длинная, но я её прослушал на одном дыханье. Если внимательно читать
и сравнивать материал с тем, что происходит в действительности на предприятии,
где работаешь, в регионе, где живёшь, то вырисовывается весьма интересная картинка.
Конечно, забавно следить за тем, как руководители ВОС друг друга "размазывают
по стенке", устраивая цирк перед президентом ВОС. На которого "рука так и не
поднялась". Почему же этот "святой" продолжает терпеть своих коллег, периодически
позволяя "давить" друг друга и "опускать" ниже себя, пытаясь возвысить себя над
другими. Возможно, таким образом, тешит своё тщеславие, а может таким своеобразным
способом он напоминает, кто здесь хозяин.

И раз уж я представляю Свердловскую область, то добавлю немного дёгтя в бочку
мёда.
"В этом деле значительная роль отведена Наблюдательным советам хозяйственных
обществ. Докладчик привел в пример Наблюдательные советы, которые возглавляет
Мария Ахмадеевна Юдина. Они активно вникают в дела. Разработаны целевые программы
поддержки предприятий. Эти программы были поддержаны правительством Свердловской
области и в 2004 году нашим предприятиям выделено 38 млн. рублей"
Деньги были выделены, и оборудование было получено. И в этом году Юдина уже побывала
у Мишарина, прося очередную подачку для предприятий. А вот куда тратятся эти
средства и какова отдача, это уже дело третье, ведь главное, создавая популярность
себе, вовсе не обязательно озвучивать крайне не выгодную для себя информацию.
Из официальных данных:

" За период 2003-2007 годы предприятия "ВОС" Свердловской области получили финансовую
поддержку на приобретение оборудования по областной целевой программе
"Развитие учреждений социальной защиты и неотложные меры социальной поддержки
населения..." на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов по зрению
более 101 млн. рублей. По федеральной программе "Социальная поддержка инвалидов
2006-2010г.г." предприятия ВОС Свердловской области в 2006-2008г.г. на приобретение
оборудования получили 57,7 млн. руб. Однако предпринятые меры государственной
поддержки не предотвратили сокращение рабочих мест в этой сфере, .."
Источник: http://econom.midural.ru/
Если к этим деньгам прибавить выручку с продажи имущества и оплаты аренды, то
разделив на количества работающих инвалидов, коих осталось около 350, получим
внушительную сумму. Попрошайничать научились, а вот работать нет.
Хотя вру. Из статьи Лапшина. "Крах был на втором предприятии Екатеринбурга. Ничего,
подняли предприятие" А точнее поднял предприятие Бурматов И.Г., взяв дополнительную
нагрузку на Ревдинское предприятие. Возможно, именно поэтому, так и не смогли,
отстроить жилой дом, а Бурматов в благодарность лишился должности, не без помощи
Юдиной. Бурматов и сейчас на деле доказывает свой профессионализм и не забывает
про незрячих помогая не только деньгами.

А теперь читайте и наслаждайтесь.

Журнал "Диалог" No 1 за 2005г.

Итоги Александр ЛАПШИН: В ОЖИДАНИИ БЛАГОСКЛОННОСТИ

4 и 5 ноября 2004 года в подмосковном санатории <<Сосны>> состоялось Всероссийское
совещание актива ВОС. Открывая совещание, Александр Яковлевич Неумывакин никого
ни к чему не призывал, а просто сообщил, что сначала вице-президенты доложат,
как обстоят дела по их направлениям деятельности
ДеДдденьги дес, а потом предложил поразмышлять вместе, как нам жить дальше.

Что показалось мне примечательным в докладе Валерия Александровича Балдыкина?

Он сообщил, что на 163 предприятиях трудится 31062 человека, в том числе 17 тысяч
инвалидов по зрению. В течение 2004 года количество работающих инвалидов по зрению
сократилось на 836 человек. Среднемесячная зарплата с учетом социальных выплат
составляла 3790 рублей, в том числе у инвалидов -2500 рублей, а у зрячих - 5
тысяч. По сравнению с 2003 годом выплаты увеличились на 18 %.

Прибыль предприятий от реализации товаров и услуг составила за первое полугодие
155 млн. рублей. Кредиторская задолженность за это же время увеличилась на 30
млн. рублей, а в целом она составляет 671 млн.рублей.

Резко обострились проблемы предприятий по всем группам изделий.не Одна из основных
причин - рост цен на медный и алюминиевый провод, холоднокатаную сталь, полистирол,
полиэтилен и многое другое.

19 хозяйственных Обществ заняты производством картонажной и бумажно-меловой продукции.
Все они требуют значительной финансовой поддержки для приобретения современного
оборудования, освоения цветной печати. Особое место на этом рынке занимают изделия
из микрогофрокартона. Отсутствие соответствующего оборудования не позволяет предприятиям
выдерживать конкуренцию на рынке. Их ниши - это мелкие потребители с низкой платежеспособностью.
Работая с такими потребителями надо иметь мобильное производство, способное выпускать
широкий ассортимент изделий.

Сорок хозяйственных обществ занято производством электротехнической продукции.
Здесь работают 4940 инвалидов по зрению. Они заняты на сборочных операциях. Рынок
электротехнических товаров емкий, но наши изделия теряют привлекательность. Причины
- старые технологии и высокая цена. Чтобы сохранить рабочие места инвалидов по
зрению, надо укомплектовать заготовительное производство высокопроизводительными
автоматами, применять новые пластмассы и, конечно, улучшить дизайн изделий. Для
этого требуется приблизительно 150 млн. рублей капиталовложений.

В других группах предприятий ситуация примерно такая же. Наступило время, заявил
Балдыкин, когда сохранение рабочих мест для инвалидов по зрению, да и самих наших
предприятий зависит от серьезных финансовых вливаний. Ведь большинство предприятий
действительно находятся в критическом положении.

С 2002 года, когда нашим предприятиям были сокращены налоговые льготы, они ежегодно
выплачивают государству различных налогов с учетом налога на добавленную стоимость
и на землю, свыше миллиарда рублей. Кроме того, они выполняют обязательства перед
ВОС по содержанию нашей системы и по арендной плате за использование восовского
имущества. За 9 месяцев этого года предприятия перечислили в централизованный
фонд 176 млн. рублей. Налоги плюс взносы - это финансовое бремя значительно снижает
конкурентоспособность хозяйственных обществ.

Разработан проект программы по сохранению и созданию рабочих мест для инвалидов
по зрению на 2006-2010 годы. Намечено сохранить 12 тысяч рабочих мест и создать
свыше 4 тысяч новых. В программе сформулированы основные направления развития
предприятий с максимальным привлечением к труду инвалидов по зрению трудоспособного
возраста. По предварительным расчетам, для этого потребуется 2 млрд. 300 млн.
рублей. Центральное правление одобрило предложенный проект и рекомендовало включить
его в целевую федеральную программу по поддержке общественных объединений инвалидов.
У нас есть основания ожидать, что государство должно поддержать это направление
нашей работы. Необходимо разработать программы на 2006-2010 годы для каждого
региона, в котором имеются наши предприятия, по модернизации производства, сокращению
затрат на вспомогательные и управленческие службы, развитию кооперированных связей
между предприятиями Общества.

В этом деле значительная роль отведена Наблюдательным советам хозяйственных обществ.
Докладчик привел в пример Наблюдательные советы, которые возглавляет Мария Ахмадеевна
Юдина. Они активно вникают в дела. Разработаны целевые программы поддержки предприятий.
Эти программы были поддержаны правительством Свердловской области и в 2004 году
нашим предприятиям выделено 38 млн. рублей. Балдыкин назвал целый ряд активно
работающих Наблюдательных советов.

В то же время многие руководители региональных организаций относятся к обязанностям
председателя Наблюдательных советов формально, посетовал Валерий Александрович:
столкнувшись с проблемами на предприятиях, они встают в позу именно наблюдателей,
требуют, чтобы из Москвы приехала комиссия и решила все проблемы. Армавирское
и Ейское предприятия практически стали банкротами, а председатель их Наблюдательных
советов Третьяк никаких инициатив по выводу коллективов из кризиса не проявляет.
Этим занимаются другие люди.

Нередко сталкиваешься и с такой ситуацией. Хозяйственные общества едва-едва сводят
концы с концами и не получают никакой поддержки от местных властей, а председатель
заявляет: у нас-де дотационный регион, и мы не находим понимания... Но ведь для
того и существует наша организация на местах, чтобы поворачивать власть лицом
к людям, которые нуждаются в поддержке. Ведь только мы реально решаем проблему
трудовой реабилитации слепых, никто, кроме нас, этим не занимается.

Впрочем, и на предприятиях далеко не всегда по-хозяйски используют внутренние
ресурсы. Балдыкин напомнил, что, в соответствии с постановлением Центрального
правления от 18 мая 2004 года, средства, получаемые за субаренду, должны расходоваться
только на развитие предприятий и сохранение рабочих мест инвалидов по зрению.
Предприятия сдают в аренду 189 тысяч квадратных метров площадей. В 2005 году
планируется получить за субаренду 345 млн. рублей. Но значительная часть этих
средств идет не на развитие, а на покрытие нашей неорганизованности. Жить за
счет субаренды - нет ничего проще. Но для чего тогда содержать на предприятиях
персонал управленцев и вспомогательные службы?

Для повышения оперативности управления предприятиями и своевременного принятия
мер с 2005 года вводятся формы контроля по итогам первого квартала, полугодия,
девяти месяцев и года. Эти документы должны представляться в аппарат Центрального
правления ВОС не позднее 30 числа того месяца, который идет после отчетного периода.
Изменены формы, представляемые в аппарат управления ВОС по годовому бизнес-плану.
Формы упрощены, но в них предусмотрена поэлементная расшифровка. Необходимо,
наконец, улучшить оперативную связь с центром, прежде всего применяя электронную
почту. Недопустимо плохо используется у нас это средство связи. В чем причина?
Выделены средства на оборудование, на оплату электронной связи. Повсюду имеются
секретари. Или это нежелание подчиняться указаниям центра? Балдыкин привел такой
пример. 20 октября 2004 года правлениям региональных организаций и хозяйственным
обществам по электронной почте были разосланы материалы по бизнес-планированию
на 2005 год, всего в 193 адреса. В сопроводительном письме, подписанном президентом
ВОС, указывалось, что адресат должен незамедлительно подтвердить факт получения
материалов. Дело это минутное. Но прошло две недели, а подтверждение поступило
лишь от 22 правлений и 40 хозяйственных обществ. Уважаемые руководители, как
можно работать оперативно, пересылая такого рода документы обычной почтой?

Завершая выступление, Балдыкин доложил о финансовом положении Общества. Бюджет
ВОС за 9 месяцев выполнен по доходам на 288 млн. рублей, по расходам - 274 млн.
рублей. На финансовую помощь хозяйственным Обществам планировалось 28 млн. рублей,
фактически выделено 79 млн. рублей. Региональные организации за 10 месяцев профинансированы
полностью согласно их сметам - общая сумма 63 млн. рублей. Предполагается, что
в 2005 году хозяйственные общества несколько уменьшат отчисления в централизованный
фонд, но для некоторых коллективов эти платежи даже возрастут. Мы предполагаем
получить в доходную часть бюджета Общества от предприятий 218 млн. рублей.

Вице-президент Лидия Павловна Абрамова, выйдя на трибуну, сообщила, что финансово-экономическое
состояние большинства региональных организаций ВОС позволяет эффективно решать
задачи, связанные с социальной защитой инвалидов по зрению. Анализ баланса региональных
организаций за первое полугодие показал, что ими получено средств на уставные
цели почти на 30 процентов больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого
года. Однако не все региональные организации активно работали по привлечению
средств...

Лидия Павловна долго перечисляла организации, добившиеся и не добившиеся тех
или иных результатов. И все эти результаты исчислялись в процентах. Прервав,
наконец, эти перечисления, она сказала, что мы проанализировали прогноз бюджетов
региональных организаций на 2005 год. Основной акцент должен быть сделан на оказание
помощи инвалидам по зрению. Ведь ради этого и существует наше Общество.

Я было подумал, что теперь докладчик заговорит по существу, но ошибся. Опять
замелькали названия региональных организаций и проценты. 20 процентов... 32 процента...
47 процентов.... Но какие суммы приросли на эти проценты? Об этом не было сказано
ни слова. Участники художественной самодеятельности... отдохнувшие в санаториях...
их стало больше. Но вместо конкретных данных опять проценты. За этим звоном не
возникало представления о реальном положении дел в организациях.

В потоке слов вдруг мелькнуло, что в таких организациях, как Нижегородская, Чувашская,
Тюменская, Калужская, доходы в 2005 году планируется направить на содержание
организации. При распределении доходов расходы на социальные нужды членов ВОС
снижены до 5 процентов. Факт вроде бы возмутительный, но какие у региональной
организации доходы? И откуда? Разве что от сдачи в аренду помещений? Или что-то
еще? И какие распределяются суммы? Несколько тысяч рублей? Или многие десятки
тысяч? Но в докладе не было ответа.

Лидия Павловна сообщила, и опять же без комментариев, что уменьшилось количество
первичных организаций, которые финансируются из местных бюджетов. Сейчас их 56,
а в прошлом 2003 году таких организаций было 73.

Анализ штатных расписаний показывает, продолжала Абрамова, что в региональных
организациях числится 2186 работников, в том числе 657 штатных единиц работают
непосредственно в аппарате правления, 135 - в домах культуры, существующих на
правах отделов правлений, и 1395 человек - в местных организациях. На протяжении
ряда лет Центральное правление ориентирует организации привести штатную численность
аппарата правления в соответствие с численностью членов ВОС в регионе. В группе
организаций с численностью от 4 до 6 тысяч членов ВОС аппарат правления не должен
быть больше 8 человек. Татарская республиканская организация успешно решает свои
задачи при численности аппарата правления как раз в 8 человек, в то же время
в Башкирском правлении - 13 штатных единиц, и понятно, здесь низкая заработная
плата специалистов, особенно бухгалтеров. Мы считаем, что в 20 правлениях можно
и нужно сократить численность штатных работников. Эта мера, безусловно, затрагивает
людские судьбы, но держать лишний штат с копеечной зарплатой - это неэффективно.

Вице-президент Абрамова доложила о состоянии дел в учреждениях Общества. Она
заявила, что их финансово-экономическое состояние достаточно устойчиво. По ее
словам, важнейшим показателем работы учреждений является себестоимость тех услуг,
которые они предоставляют инвалидам по зрению, и эти показатели по сравнению
с прошлым 2003 годом возросли на 8,5 процентов. Докладчик проинформировала, какие
налоговые льготы получили в 2004 году наши учреждения, какую это дало экономию
средств, своевременно ли предоставляют учреждения бухгалтерскую отчетность.

Конечно, все это важно: и привлечение средств, и целевые программы реабилитации,
и рост числа участников художественных коллективов и спортивных соревнований,
и налоговые льготы, и бухгалтерская отчетность. Но всякого рода достижения, выраженные
не в конкретных данных, а в процентных показателях, длинные списки добившихся
тех или иных успехов и не менее длинные списки отстающих ясно обозначают положение
дел разве что для людей, искушенных в аппаратной работе. А я так и не понял,
почему Лидия Павловна ограничилась лишь этим и практически ничего не сказала
о содержании работы организации ВОС и реабилитационных учреждений, о том, как
воспринимают их работу инвалиды по зрению. Ее доклад вызвал у меня, да и не только
у меня, удивление. И, конечно, вопросы, например, такие, как выслушивает ли Лидия
Павловна, хоть бы изредка, мнение о восовской жизни руководителей и активистов
местных организаций, или, скажем, почему среди отдыхающих в санаториях ВОС не
часто встретишь инвалида по зрению.

Вице-президент на общественных началах, генеральный директор ИПТК <<Логос>> Владислав
Сергеевич Степанов остановился в своем докладе на некоторых проблемах информационной
реабилитации. В частности, он сообщил, что в конце июня 2004 года правительство
внесло поправку в <<Закон о социальной защите инвалидов>>, которая фактически
лишала нас, незрячих, государственной гарантии доступа к информации. Поправка
предполагала федеральное обеспечение инвалида литературой лишь в рамках адресной
помощи. Это означало крах всей нашей информационной системы, в том числе библиотек
для слепых. Надо отдать должное Олегу Николаевичу Смолину, который взял на себя
исправление ситуации. В конце концов, нам удалось убедить заместителя министра
финансов Татьяну Голикову, что в <<Законе о социальной защите>> необходимо выделить
незрячих. В 14 статье закона теперь записано, что обеспечение литературой инвалидов
по зрению осуществляется за счет федеральных средств по федеральным обязательствам.
Это позволит более или менее гарантированно получать в год на информационную
реабилитацию инвалидов по зрению приблизительно 100 миллионов рублей.

Теперь о проблемах периодических изданий ВОС. Журналы - это информация о жизни
Общества, это привлечение незрячих к активному участию в ней, формирование единого
понимания задач Общества как рядовыми членами, так и его руководителями. Но в
последнее время стал резко падать тираж журнала <<Наша жизнь>>. Многие председатели
региональных организаций уверяют, что причина этого в многократном удорожании
рассылки, особенно брайлевских журналов. Однако меня озадачило, почему в регионах
не воспринимают всерьез документы о секограмме, а именно постановление правительства
Российской Федерации от 2000 года о бесплатной доставке информационных тифлотехнических
средств. Председатели правлений, возможно, просто позабыли об этом постановлении.
Мы вновь распространили его. Совсем недавно мы дозвонились до начальников отделов
рассылки нескольких регионов. Они знают об этом постановлении, и заверили, что
взимание платы за доставку противозаконно. Это относится к международной и внутренней
пересылке, которая выполняется наземным транспортом.

Но, возможно, существуют другие причины падения тиражей журнала. Просто нет у
нас сегодня такого количества желающих выписывать его, сколько было еще два года
назад. Тогда сократим тиражи, увеличим объемы номеров журнала.

Иногда слышишь, что наши периодические издания в своих публикациях обходят острые
проблемы Общества, нет глубокого анализа причин тех или иных недостатков, мало
материалов об опыте решения проблем, которые возникают в нынешней обстановке.
Но почему-то руководители региональных организаций, активисты ВОС редко используют
журналы как трибуну. Такие выступления, конечно, бывают, но практически всегда
по инициативе редакции. Чем это объяснить? То ли заедает текучка, то ли нет толковых,
аргументированных соображений о возможных решениях проблем Общества, опирающихся
на практический опыт, соображений о путях развития Общества. Но ведь это не так.
Когда общаешься с людьми, они высказывают столько интересного, ценного, так глубоко
и точно анализируют... Почему бы не поделиться всем этим с читателями?

Теперь о федеральном перечне технических средств и услуг, которые должны бесплатно
предоставляться незрячим в рамках адресной помощи. Этот перечень мы обосновывали,
согласовывали в течение двух лет. В него были включены аппарат для прослушивания
книг, <<говорящие>> медицинские приборы, еще ряд технических средств и услуг,
а также собака-проводник, ее питание и ветеринарное обслуживание. Ответственные
работники социальной защиты говорили, что окончательный вариант перечня мы должны
представить до конца 2004 года. И вдруг мы узнаем, случайно, из Интернета, что
этот перечень уже утвержден распоряжением правительства России. В него включены
лишь прибор для письма по Брайлю, трость, книги, напечатанные рельефно-точечным
шрифтом Брайля, и собака-проводник. Ни озвученные книги, ни профессиональная
подготовка - ничего из того, что дал слепым ХХ век, в этом перечне практически
даже не упомянуто. Откуда взялся этот нелепый перечень? О том, что готовится
такое распоряжение, не знали даже ведущие работники федеральных органов социальной
защиты. Несколько обнадеживает, что это все-таки только распоряжение, а не постановление
и есть шансы добиться некоторых изменений. Но мы знаем, с какой неохотой идут
чиновники на исправление собственных ошибок.

Значение информационной реабилитации для незрячего человека трудно переоценить.
В огромной мере эта работа выполняется библиотеками. И Степанов остановился на
взаимоотношениях нашего Общества и специальных библиотек. В прошлом библиотеки,
по сути, находились в единой системе общества слепых, сказал он. Но произошли
перестроечные события, и Общество по объективным причинам и в силу, так сказать,
некоторых психологических обстоятельств, перестало уделять библиотекам должное
внимание. Ситуация, я считаю, не критическая. Даже после введения жестких для
библиотек условий аренды восовских помещений наши отношения утрясаются, налаживаются.
Только в нескольких местах по всей России руководители не смогли, не сумели договориться
о взаимоприемлемых условиях аренды. Требуя от библиотек для слепых высокой арендной
платы, мы должны тщательно взвешивать, что нам выгоднее: дополнительные средства
или налаженное библиотечное обслуживание незрячих. И - побольше дипломатии! Даже
худой мир, как говорится, лучше доброй ссоры.

В Красноярске председатель правления Сипкин ведет долгую тяжбу с краевой библиотекой.
Но, как выяснилось, не с самой библиотекой, а с департаментом культуры, которому
она подчинена. Мы постараемся помочь Владимиру Васильевичу разобраться в этом
конфликте. Но куда правильнее было бы не доводить до конфликтов с государственной
организацией. Ведь сегодня спецбиблиотеки имеют возможность получать дополнительные
средства, если будут обслуживать не только слепых, но и инвалидов других категорий.
На Западе есть такое понятие - инвалид по чтению. Это зрячий человек, который
по каким-то причинам не может держать в руках книгу, переворачивать страницы,
и <<говорящая>> книга для него необходима, как и для незрячего. Такие новые читатели
для наших библиотек объяснимы. Но нас не может не настораживать, когда спецбиблиотеки
заявляют, что, судя по действиям ВОС, незрячим уже не нужен существующий объем
библиотечного обслуживания и можно использовать наши возможности для обслуживания
других инвалидов. Подобное смешение понятий может серьезно ухудшить информационное
обслуживание незрячих. Председателям региональных организаций надо обратить самое
серьезное внимание на отношение с этими государственными учреждениями. Организовать,
например, активные библиотечные советы, приблизить директора библиотеки к правлению,
как это уже сделали во многих регионах.

После докладов вице-президентов на трибуну стали один за другим подниматься
председатели региональных правлений и генеральные директора. Что-то, видно, меняется
в атмосфере нашего Общества. Даже члены нынешнего Центрального правления здесь
заговорили решительнее, определеннее, чем в узком кругу на заседаниях руководящего
органа. Ведь, казалось бы, должно быть наоборот.

Вот что сказал на совещании председатель Ростовской областной организации, член
Центрального правления Виктор Алексеевич Солопанов:

Когда слушаешь вице-президентов, то возникает впечатление, что руководители на
местах то ли перестали думать, то ли устали. Но это не так. Реальная обстановка
в нашем обществе свидетельствует, что мы, председатели региональных организаций,
руководители предприятий умеем решать вопросы. Ведь Всероссийское общество слепых
находится не в Москве, не в аппарате Центрального правления, а в областях, республиках
и краях, и оно живет, работает.

Чего не хватает нам в регионах? Средств на развитие нашей производственной и
реабилитационной базы. Стабильно работающих предприятий у нас становится все
меньше. Причина, по-моему, одна: мы не стремимся развивать наши предприятия.
Мы думаем не о том, как переломить настроения упадка, заботит нас только: как
бы слепить любыми путями бюджет Общества. А что значит любыми путями? Предприятия
Ростовской организации работают, я считаю, нормально. Мы отчисляем, что положено,
в централизованный фонд. Но каждый год нам приходится отчислять на 15, а то и
на 30 процентов больше. На предприятиях не остается денег, чтобы покупать современное
оборудование.

Нашим вице-президентам надо прежде всего работать с федеральными властями, решать
вопросы по тем направлениям, которые им поручены. По предварительным расчетам,
на техническое перевооружение наших предприятий необходимо два с четвертью миллиарда
рублей. У нас таких денег нет и близко. Значит, чтобы государство профинансировало
эту программу, к ней необходимы ноги и голова. Иначе ничего не будет.

У нас провалы по социальной защите инвалидов. Не понимают, дескать, правительственные
чиновники... Но прежде всего вице-президенты должны обратиться к себе, это вы
что-то упустили, где-то недоработали. Тот же желательный список тифлотехнических
изделий и услуг... Пока Смолин и Степанов держали под контролем, в каком виде
этот список переходит от чиновника к чиновнику, там было много из того, что необходимо
слепому человеку, а как выпустили его из рук, так из списка почти все вылетело.
Просто он попал к дилетантам. Здесь многие были когда-то зрячими. Что мы знали
тогда о слепых? Да ничего. Вот так и чиновники, включая председателя правительства.
Наши службы, наши вице-президенты должны точно знать, от каких именно чиновников
зависит решение тех или иных вопросов, должны встречаться с ними, рассказывать
им о возможностях слепых, об их реальных нуждах.

Весной на семинарском занятии в институте, продолжал Виктор Алексеевич, зашел
разговор об отношениях между библиотеками и региональными правлениями. Я тогда
сказал, что библиотеки дистанцируются от нас, и эта дистанция будет увеличиваться,
потому что они не зависят от нас. А зависят они от министерства культуры и от
<<Логоса>>. Когда вы, Владислав Сергеевич, будете в очередной раз предоставлять
библиотекам аппаратуру, книги, то согласовывайте все это с председателями правлений,
чтобы мы через вас могли реально на них влиять. Библиотеки вроде бы не игнорируют
нас, но поступают, как им выгодно, и не всегда в интересах слепых. Если так будет
и дальше, то в работе библиотек все меньше и меньше места будет занимать обслуживание
незрячих.

Куда решительнее на совещании выступил член Центрального правления Владимир Васильевич
Сипкин. Тут необходимо пояснение. В летнем номере <<Диалога>> прозвучало замечание,
что Сипкин своими действиями завел в тупик отношения с Красноярской краевой библиотекой
для слепых, требуя от нее платы за аренду восовских помещений, точно это коммерческая
структура. На одном из заседаний Центрального правления Владимир Васильевич возмутился,
как это смеет журнал критиковать его и другие персоны Общества. Но никакой поддержки
он не получил и тогда, наверное, решил выразить свое возмущение на совещании
актива, несколько изменив, впрочем, угол атаки. Не надо говорить, что у нас в
Обществе кризис, сказал он, у нас нормальная ситуация. А вот наша восовская пресса
чахнет год от года. Среди восовцев, среди наших организаций уже нет интереса
ни к одному из восовских журнальчиков. Это нужно отметить определенно. Куда охотнее
люди выписывают издания, где есть телепрограммы или какие-то другие новости.
Вице-президент Степанов, который курирует прессу, любит критику. Я ее тоже люблю.
Но дела региональной организации Владислав Сергеевич не совсем понимает, потому
что воспринимает их по информации сарафанного радио. Отсюда в наших журналах
появляются выступления, что-де программа реабилитации, принятая Центральным правлением,
никому ничего не дает, что нашему Обществу не нужны средства, которые мы могли
бы получить от библиотек за аренду наших помещений. А что представляют собой
эти библиотеки? Здесь в зале - десятки председателей региональных организаций.
Скажите, обновляются ли хоть где-нибудь фонды библиотек? Вот у меня председатели
местных организаций говорят: библиотека возит с места на место один и тот же
мешок с книгами. Да, я требую с краевой библиотеки для слепых, чтобы она рассчиталась
за аренду наших помещений. Но я делаю это еще и для того, чтобы наш мудрый губернатор
Хлопонин хоть какое-то внимание обратил на эту библиотеку. Наши власти предержащие
считают, наверное, что это никому не нужное учреждение.

Но есть тут и другой аспект: спор хозяйствующих субъектов. Есть Красноярское
УПП с его площадями и есть краевая библиотека. Если Владиславу Сергеевичу посадить
на его площади, например, РГБС, то мне было бы интересно, какие льготы он дал
бы ей.

В этом месте в бурную речь вмешался Неумывакин, ведший совещание: <<Поаккуратней,
Владимир Васильевич! Не увлекайтесь!>> Но просьба президента, как видно, не охладила
оратора. <<Пусть Степанов платит мне аренду, - продолжал он, - и пользуется Красноярской
библиотекой. Поведение Степанова я считаю отвратительным. Частный вопрос он огласил
с трибуны в присутствии представителя президента России. А вообще, кто внимательно
читает наши восовские журналы (а их сегодня надо читать внимательно), тот заметил,
что там уже началась, можно сказать, московская предвыборная компания. То одного
вице-президента помажут, то другого, то мелькают какие-то колкости. Пока еще
не замахнулись, слава Богу, на президента ВОС.

Что я предлагаю? Надо основательно проверить работу редакций и редколлегий наших
журналов. Уж очень увлеклись там самостоятельностью. Надо бы разобраться, кому
это выгодно?>>

Неужель и впрямь что-то изменилось в атмосфере Общества? Прежде на пленумах Центрального
правления председатель Ульяновской областной организации Сергей Григорьевич Степанов,
поднявшись на трибуну, благодушно балагурил, а теперь он заговорило жестко, почти
яростно:

- Самая главная задача сегодня - удержать предприятия хотя бы на том уровне,
на каком они находятся сейчас. Большое значение в этом может иметь наш восовский
опыт работы с органами власти. Удачные примеры такой работы надо незамедлительно
распространять в Обществе. Почему бы вице-президентам Балдыкину и Абрамовой не
рассказать на совещаниях в свое время, что председатель Свердловской организации
Юдина добилась от областных властей 38 миллионов рублей на поддержку своих предприятий
и как ей это удалось. Ведь кое-кто, а возможно и многие, воспользовались бы этим
опытом. Почему такое формальное отношение к делу у наших вице-президентов?

Семь лет назад Ульяновское и Димитровградское предприятия просто лежали. Чем
помогли им управление промышленности ЦП и лично Валерий Александрович как вице-президент
ВОС? Да практически, ничем. Предприятия, тем не менее, поднялись, встали в ряд
лучших. Но вы, Валерий Александрович, упрямо стараетесь сделать из хороших предприятий
плохие. Вы наметили, что в будущем году Ульяновское и Димитровградское предприятия
должны отчислить в централизованный фонд Общества на миллион четыреста тысяч
рублей больше, чем в этом году. Что вы делаете?! Нельзя три шкуры драть с этих
предприятий, а то добьетесь, что они закроются на замок. Почему <<Самараавтожгут>>
не перечислило в этом году в централизованный фонд ни копейки? Потому что из
хорошего предприятия оно превратилось в плохое. Вы навязали Дорофееву два прицепа,
а он их вытянул такой ценой, что сам оказался на мели. На совещаниях только и
слышишь о трудностях. Неужели мы такие неграмотные и не понимаем, что к чему?
Вы подскажите нам, как эти трудности преодолевать. Я хотел бы видеть в лице вице-президента
нашего Общества человека знающего, глубоко разбирающегося в проблемах, которыми
он занимается.

Из выступления Анатолия Михайловича Ермошина - директора Купавинского реабилитационного
центра подготовки собак-проводников. <<Я должен сказать об исполнительской дисциплине
в аппарате Центрального правления. Еще в апреле Центр подготовки собак-проводников
представил в аппарат проект нашего бюджета на 2005 год, а согласовали его лишь
в октябре. Только после этого я смог выходить на депутатов Государственной думы,
разговаривать об увеличении суммы, которая выделяется государством на содержание
нашего Центра. У меня практически нет надежды, что я успею чего-то добиться.
Значит, Центр в будущем году останется с тем же бюджетом, что был нынче. Если
мы в аппарате Центрального правления не можем наладить исполнительскую дисциплину,
то как мы можем требовать ее от региональных правлений, а тем более от государственных
учреждений>>.

Член Центрального правления Мария Ахмадеевна Юдина выступила, как мне кажется,
в своей обычной манере. Сергей Григорьевич Степанов упрекнул руководство, сказала
она, почему, дескать, не хвалите деятельных председателей региональных организаций.
<<Хвалить нас, может, необязательно, но мы должны слышать оценку своей работы.
Председатели оцениваются сегодня только по результатам работы Наблюдательных
советов. Валерий Александрович Балдыкин где-то нас похвалит, где-то пожурит.
Но Наблюдательные советы хозяйственных обществ - это наша дополнительная, я считаю,
нагрузка. Прежде всего нас, председателей, должны оценивать по тому, как идет
работа в правлениях, в местных организациях, как налажено взаимодействие с органами
власти. Получается же так, что эту основную нашу работу оценивать в руководстве
Общества некому. А ведь среди председателей много новичков, которым надо помогать,
которых надо учить, морально поддерживать. Мы то и дело обращаемся за советами,
за разъяснениями в управление промышленности, к Валерию Александровичу Балдыкину,
и у него, кстати, хватает терпения отвечать на все наши вопросы.

За работу с региональными организациями отвечает вице-президент Абрамова. Но
ей, наверно, не до нас. Она успешно занимается привлечением денежных средств
для спорта слепых... Пусть занимается. А для руководства региональными организациями,
может, стоит избрать еще одного вице-президента? Уж не пожалеем денег! Зато у
нас будет свой куратор, советчик, будет кому по-настоящему оценивать нашу работу.

Это предложение я высказала еще в декабре 2003 года, когда Александр Иванович
Лапшин брал у меня интервью. Он посчитал это предложение то ли не существенным,
то ли чересчур острым (он обошел почему-то и некоторые другие острые углы), но
так или иначе в интервью мое предложение не попало.

Вообще-то, восовские журналы могут сыграть заметную роль в активизации нашей
общественности, в частности, <<Диалог>>, на него есть спрос. Нам необходимо поднимать
голос. Можем ли мы смириться с законом, который лишил инвалидов не только льгот,
но и многого другого? Я полагаю, никак нельзя. Возражения в адрес президента
России должны поступать не только от нас, из регионов, но и от руководства нашего
Общества. Этот закон о монетизации отменил, например, квотирование рабочих мест
для инвалидов, лишил инвалидов права регистрироваться в службе занятости в качестве
безработных, получать пособие по безработице, подбирать себе какую-то работу
и трудоустраиваться. Конституция предоставляет каждому гражданину, в том числе
и инвалиду, право на труд. А 122-й закон, фактически отменяет это право>>.

Николай Федотович Поклад избран председателем Белгородской областной организации
в апреле 2003 года. За время работы у него накопилось немало вопросов и, так
сказать, пожеланий к руководству Общества. Некоторые из них он высказал в своем
выступлении.

В нашем Обществе все права отданы центру, заметил он, все вопросы решаются в
Москве. Чем располагает председатель Наблюдательного совета, который вроде бы
должен участвовать в управлении предприятием? Чуть начинаешь что-нибудь спрашивать
с директора, а он отвечает: контракт я заключил не с тобой, а с президентом Общества.
И ты не имеешь права вмешиваться в хозяйственную деятельность. Да как же это?
У нас получается так: если дела на предприятии идут хорошо, ты как председатель
тут ни при чем, а если дела плохи - то ты за это в ответе.

Кроме того, каждый вице-президент предъявляет директору свои требования. Потом
приходишь к нему с разговором, что надо бы помочь какой-нибудь местной организации
или выделить средства на какие-либо социальные дела, а он возражает: в Москве
меня трясут, зачем, дескать, ты делаешь затраты на социалку, когда у тебя прибыли
кот наплакал?! Но как иначе?! ВОС - это социальное общество. Наше руководство
должно выработать, наконец, единую политику во взаимоотношениях хозяйственных
обществ и Наблюдательных советов. Задачи Общества определены Уставом, решениями
съездов, и указания вице-президентов не должны идти в разрез с этими задачами.

<<Аппарат Центрального правления небольшой, - продолжал Николай Федотович. -
Прежде всего он должен работать с федеральными структурами, решая вопросы поддержки
нашего Общества и социальной защиты инвалидов по зрению. А мы на местах должны
решать задачи, которые ставит перед нами повседневная жизнь и, конечно, центр.
Нередко звонишь в управление аппарата, чтобы уточнить какой-либо вопрос, а в
ответ слышишь: <<Это знает только президент либо вице-президент>>. Но они не
всегда на месте, и важный подчас вопрос зависает. В Обществе должна быть отлажена
обратная связь хотя бы региональных правлений с центром. Я предлагаю создать
информационный, допустим, еженедельный бюллетень, который будет сообщать о том,
что обсуждается на заседаниях Центрального правления, на совещаниях в аппарате,
какова точка зрения руководителей Общества по тому или иному вопросу, как мы
в регионах должны реагировать на ту или иную ситуацию. Наши журналы не могут
оперативно откликаться на меняющуюся обстановку, да и не для этого они созданы>>.

Критический запал иссяк, и те, кто выходил на трибуну, просто рассказывали уже
о собственном опыте работы в условиях рынка, делились планами и заботами.

Из выступления члена Центрального правления Александра Константиновича Дорофеева.
<<Напомню, - сказал он, - объединение <<Самара-автожгут>>- это 700 работающих,
3 филиала, объем производства 200 млн.рублей. Зарплата зрячих работников - четыре
с лишним тысячи рублей, зарплата слепых - три с лишним тысячи.

Показатели вроде бы удовлетворительные. Но за последние пять лет у нас снижалась
прибыль. Мы ежегодно процентов на пятнадцать наращивали объем производства. Росла
производительность труда, а прибыль снижалась. Просто менялась структура заказов.
В основном прибыль нам давал <<ЗИЛ>>, а там объемы производства падали и все
меньше становились заказы. Росли заказы Волжского автозавода, но прибыль от них
оставалась минимальной, почти нулевой. В начале года медный провод, который идет
на пучки электропроводки, еще раз основательно подорожал, а цены на нашу продукцию
поднимать никто не собирался. Переговоры с заводом ни к чему не привели. И стало
ясно, что объединение вплотную подошло к убыткам, банкротству. Кое-акие внутренние
резервы у нас были. Процентов 30 наших площадей мы сдали в аренду. Пришлось крепко
сократить вспомогательных рабочих и специалистов. Перетряхнули наш автопарк.
Вместе с председателем правления встретились с губернатором области, объяснили
ситуацию и сказали, что завтра 400 инвалидов по зрению могут оказаться на улице.
По распоряжению губернатора состоялось совещание, на котором присутствовали представители
автозавода и сырьевики. И те, и другие нам помогли. А мы, в свою очередь, записали
в протоколе, что обязуемся сохранить рабочие места для инвалидов по зрению. В
общем, мы отодвинулись от убытков, однако запаса прочности все равно не создали.

Нам предлагают заказы, но, чтобы они были прибыльными, у нас должно быть высокопроизводительное
оборудование, способное на большие объемы производства. Мы снова пошли к губернатору,
попросили и получили малопроцентный десятимиллионный кредит на пять лет, чтобы
приобрести необходимое оборудование.

Я согласен, объединение утопили не только низкие цены на нашу продукцию, но и
в какой-то степени присоединенные филиалы. На восстановление в Чапаевске мы затратили
свыше четырех миллионов рублей. Мне показали там трубы отопления. На десяти метрах
этой трубы было 18 заплаток. Пришлось заменять трубы, электропроводку, крышу
- да все. Предлагали один корпус в Чапаевске продать, но мы все же его отремонтировали
и теперь сдаем в аренду. За 2-3 года мы получим те деньги, что надеялись выручить
продажей. Этот корпус и дальше будет приносить прибыль. Если возникает выбор:
продажа или аренда, я считаю, надо выбирать аренду.

Но ни экономия, ни деньги за аренду наши предприятия не спасут. Нам необходимо
высокопроизводительное оборудование, а приобрести его без помощи государства
мы не сможем. Кроме того, необходимо качество. Если мы не аттестуемся по качеству
нашей продукции, то грош нам цена и нам не получить настоящих заказов.

А теперь вот о чем. Возник некий разговор, что нужно прежде всего включить в
перечень тифлотехники и услуг, которые государство будет предоставлять инвалидам
по зрению бесплатно. Считаю, обязательно должен быть аппарат для прослушивания
книг. Для слепого человека - это окно в мир. Ведь Брайлем пользуется, дай Бог,
один из десяти, а слушают книги практически все. Озвучивание литературы надо
развивать. Озвучивать не только книги, но и периодику>>.

Татьяна Павловна Савицкая работает в нашем Обществе давно. Она была делегатом
нескольких съездов ВОС. В декабре 2000 года ее избрали председателем Челябинской
областной организации. В работе пленумов Центрального правления 90-х годов она
не участвовала, и в моих репортажах Савицкая, можно сказать, новое лицо. Выйдя
на трибуну, Татьяна Павловна сказала:

- На выставке <<Равные возможности>> побывали руководители области, и мы заговорили
о том, что наши УПП - социальные, здесь трудятся инвалиды первой и второй групп
по зрению, а вице-губернатор, который курирует промышленность, на это ответил:
<<Ваши предприятия коммерческие. Это бизнес инвалидов по зрению>>. И ведь он
прав. Наши предприятия - на самом деле бизнес нашего Общества, и никто не снимает
с нас обязанности по содержанию ВОС. Но тем не менее нам нужно определиться,
как совмещать коммерческую деятельность наших предприятий и их социальное предназначение.

Х1Х съезд утвердил стратегию развития нашего Общества на 2001-2006 годы, и там
прописаны дельные соображения, например, создание фактически двух производств
в рамках одного УПП: производства с применением высоких технологий для получения
прибыли и социальное производство, обеспечивающее занятость инвалидов по зрению.
Такое предприятие, как я понимаю, вписывается в структуру малого или среднего
бизнеса, а этому направлению сейчас открыта зеленая улица. И надо действовать,
пользуясь благоприятной конъюнктурой.

А какова реальность? Мы заняты тем, что затыкаем дыры. Из областного бюджета
мы получили пять миллионов рублей и приобрели кое-какое оборудование. Мы попросим
еще и, возможно, нам опять не откажут. Но и это пойдет на затыкание очередных
дыр. А что же стратегия? Вокруг Челябинского УПП, которое расположено в центре
города, строятся элитные дома. Развивать какое-либо производство здесь неперспективно.
Выгоднее все, что можно, сдавать в аренду. Необходимо выкупить земельный участок,
который занимает УПП, иначе нас отсюда вытеснят. Пора нам сказать открыто, что
на труде слепых большой прибыли не получишь, но сохранять их занятость - это
обязанность нашего Общества, кстати, занятость не только в сфере промышленного
производства, но и в сфере информационных, интеллектуальных услуг.

Когда я училась на факультете организаторов в нашем Институте повышения квалификации,
то нам втолковывали, что кооперация с заводами изжила себя. Но практика показывает,
что кооперация с большой промышленностью по-прежнему выгодна. На Миасском предприятии
развивают производство новых видов сидений для грузовиков <<Урал>>. Да и вообще
на кооперацию опираются все бюджетообразующие предприятия нашего Общества.

Я сравниваю себя с неудачливым стрелком. Прежде, чем попасть в яблочко, столько
бывает промахов. Я возлагала надежды на выставки <<Равные возможности>>. К нам
приезжали гости из Самары, Новосибирска, но никаких новых заказов наши предприятия
не получили. Правда, благодаря этим выставкам о нас лучше узнали в области. На
выставке побывал губернатор, а после появились программы развития. На недавней
встрече с губернатором мы договорились, что нужна долгосрочная программа оказания
помощи предприятиям ВОС, находящимся на территории Челябинской области. Эту программу
мы решили строить на привлечении инвесторов. Без инвестиций нам не обойтись.
Кроме нас, никто не занимается инвалидами первой и второй групп по зрению. У
нас накоплен уникальный опыт, которого нет ни у кого другого. Этот опыт нужно
не только сохранять, но надо научиться совмещать его с реалиями нынешней жизни.
Лучше, по-моему, поделиться с кем-то прибылью на приемлемых условиях, чем наблюдать,
как угасают наши предприятия. Государственные, да и прочие структуры будут с
нами считаться, если мы станем не просителями, а партнерами.

И еще. Надо все же узаконить награды ВОС для того, чтобы они являлись основанием
для присвоения награжденным звания <<Ветеран труда>>.

Юрий Николаевич Акшинцев избран в 2003 году председателем Башкирской республиканской
организации. Но в нашем Обществе он уже много лет. Работал на разных должностях,
до тонкости знает хозяйство своей организации и ее проблемы. Став председателем,
он сразу взялся за дело. И, главное, добился уже ощутимых результатов.

Сохранение, развитие производства, где трудятся незрячие, остается нашей приоритетной
задачей, сказал он, поднявшись на трибуну. <<Но нам необходимо расширять экономическую
базу, чтобы ни от кого не зависеть. В Уфе предприятие занимает две площадки.
На одной расположено действующее производство, а вторая площадка - это старое
помещение УПП. Ее передали нам в оперативное управление. Когда-то улица здесь
упиралась в овраг, и этот участок земли никого не интересовал. Но город развивается,
овраг засыпали, и сейчас поблизости от этого участка оказался один из центральных
проспектов Уфы. Мы более или менее научились с выгодой использовать предоставленные
помещения. Здание УПП было построено давным-давно, и никто ничего тут не ремонтировал.
Мы заново подвели воду, электричество - в общем, навели порядок. Желающих арендовать
эти помещения хватает, и теперь Башкирская республиканская организация находится
на полном самофинансировании, а в ближайшее время мы приступим к ремонту кровли
здания. Это даст нам еще как минимум 500 кв. метров площадей. В будущем мы планируем
дальнейшее обустройство и развитие нашего земельного участка.

Предприятия нашего Общества - это, как правило, добротные здания и сооружения,
расположены они в хороших местах, у нас развитая отлаженная инфраструктура. Сдачу
в аренду наших свободных помещений надо воспринимать как нормальный бизнес. Ведь
предприниматель строит громадные здания не для каких-то собственных нужд, а чтобы
сдавать их в аренду, извлекать доход. Вот и у нас накапливается опыт эффективного
использования нашего имущества>>.

А вот что сказала на совещании Нина Петровна Гончарова - руководитель Железногорского
центра социально-трудовой реабилитации инвалидов.

- Наше учреждение существует всего пять лет, но незрячие Железногорска уже подняли
голову. И теперь ясно, как это было правильно, когда разрешили нам стать социально-трудовым
комплексом инвалидов. Наши люди делают ту работу, какую могут. Это сложно, и
тем не менее наше учреждение самоокупаемое. Почему бы всем нашим предприятиям
не принять статус социально-трудовых учреждений? Пожалуйста, зарабатывайте деньги!...
Но если это социальное учреждение, то у властей сразу же другое отношение, другое
внимание.

Выступил на совещании и генеральный директор Нижегородского объединения <<Волга>>
Валентин Кузьмич Донских. <<Мы работаем в рыночной экономике, она над нами властвует,
- начал он, - а наши директора, по крайней мере, в Нижегородской области все
вопросы решают только через аппарат Центрального правления. Привыкли к этому.
Но в рыночной экономике так работать невозможно. И все-таки не в этом причина
плохой работы наших предприятий. Главное, у нас нет рынка сбыта. Нужна ли вообще
наша продукция? Безусловно, нужна, хотя она и невысокого качества. Из разговоров
с директорами я знаю, что практически каждое предприятие имеет перспективные
заказы, но нет денег, чтобы развернуть на должном уровне производство. Объединение
<<Волга>> получило заказ примерно на 300 млн. рублей, но чтобы взяться за выполнение
этого заказа, мне нужны большие деньги. Я вступил в дело, но уже сейчас не хватает
средств. Если я найду их, значит, на ближайшие пять лет обеспечу объединение
нормальной работой, нормальными отчислениями в централизованный фонд Общества.

Правительство предполагает развивать предприятия малого и среднего бизнеса. Государство
вроде бы намерено инвестировать их. Наши хозяйственные общества платят налоги
наравне со всеми. Нельзя ли нам вклиниться хотя бы в разряд малых предприятий?
Тогда мы получили бы государственные инвестиции. Надо внимательно изучить эту
возможность. Ведь у самих нас для настоящих инвестиций нет средств и не предвидится.
Больше половины наших предприятий не перечисляют в централизованный фонд ни копейки
или перечисляют чисто символические суммы.

Нам всем надо искать способы получения инвестиций. Это главная проблема. Если
мы получим необходимые инвестиции, тогда все наши социальные проблемы сможем
решать без посторонней помощи.

Активность участников обсуждения побудила вице-президентов отозваться, разъяснить
свои позиции.

Из выступления Балдыкина. <<Практически каждое наше предприятие нуждается в поддержке,
- заметил он. - На предприятиях, которым мы увеличили отчисления в централизованный
фонд, ситуация несколько иная. Например, два хозяйственных общества в Ульяновской
области за 2003 год заплатили четыре с лишним миллиона рублей налогов на прибыль,
хотя на этот налог есть льгота, которой, правда, надо уметь воспользоваться.
Мы увеличили взносы на содержание Общества, чтобы заставить руководителей задуматься.
Так сделано и по некоторым другим нашим хозяйственным обществам.

В этом году 126 предприятий активно участвуют в формировании бюджета ВОС, внося
в его доходную часть от 500 тысяч рублей и выше. Заслуга тут не только директоров,
но и председателей Наблюдательных советов, нашего аппарата управления и руководства
ВОС. Это совместная работа. Выслушав выступления, я могу отметить, что руководители
среднего звена прониклись пониманием проблем, которые стоят перед предприятиями.
И мы должны решать эти проблемы общими усилиями.

Должен подчеркнуть, у нас, руководителей общества, нет расхождения в понимании
социального назначения наших предприятий. Самая главная их задача - повышение
заработной платы инвалидов по зрению, а не только их занятость. Социальные работники
предприятий должны разрабатывать программы и через них добиваться получения средств
на проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий. Председатели местных
организаций находят средства, а социальные службы предприятий живут почему-то
только за счет средств, зарабатываемых коллективом.

В Обществе катастрофически не хватает средств на развитие. Только что выступал
генеральный директор объединения <<Волга>>, это одно из лучших наших предприятий.
Ему срочно требуется на модернизацию 50 млн. рублей, и тем не менее объединение
передало в централизованный фонд 18 миллионов. Вот так приходится собирать средства
на уставную деятельность Общества.

Мы можем назвать наши предприятия социально значимыми или реабилитационными учреждениями,
это ничего не изменит. Успехи коллектива, отношение к нему определяют люди. Железногорское
учреждение так эффективно работает только потому, что им руководит Нина Петровна
Гончарова. Главная удача объединения <<Волга>>, что во главе его стоит Валентин
Кузьмич Донских. То же можно сказать и о Московском УПП No 11, которым руководит
Александр Александрович Маркелов. У нас сильный директорский корпус. И только
благодаря этому удается сохранять производственную базу Общества и обеспечивать
на терпимом уровне финансирование его деятельности.

Через Наблюдательные советы хозяйственных обществ либо через их председателей
идет подбор кадров на должность директоров. Вопросы использования средств, продажи
имущества или его приобретения директор обязан согласовывать с председателем,
это зафиксировано в документах. Какие еще нужны права Наблюдательному совету?
Дела директора - это кого ставить, на какие должности, какие назначать оклады,
как организовать работу тех или иных служб. Многие председатели в основном правильно
понимают задачи Наблюдательного совета. К их числу я отношу и Николая Федотовича
Поклада. На предприятиях Белгородской организации нет пока высокоэффективной
работы, но есть позитивные изменения. И Валуйское, и Белгородское УПП начинают
давать прибыль.

Ну а какой вклад в общее дело внес вице-президент Балдыкин? В том, что наши предприятия
функционируют, приносят необходимую прибыль, есть и моя заслуга. Но я не могу
отделить свою работу от работы аппарата Центрального правления>>.

Из выступления вице-президента Абрамовой: <<Должна сказать о библиотеках. В Красноярске,
Саратове, Белгороде и во многих местах библиотеки для слепых занимают помещения
ВОС. Но в нынешней обстановке нам не по карману полностью взять на себя содержание
этих государственных учреждений. Что такое библиотека на предприятии? Это дополнительные
накладные расходы, это увеличение себестоимости продукции, уменьшение зарплаты
слепых. А сколько же читателей в этих библиотеках? Мы посмотрели посещаемость
нотного отдела, расположенного в КСРК. Несоизмеримы те площади, которые занимают
библиотеки, и посещаемость.

А что происходит в региональных организациях? Лучшие нижние этажи зданий занимают
библиотеки для слепых, правление же находится на третьем, а то и на четвертом
этаже. Я не против библиотек, но надо разобраться. В Оренбурге Анастасия Ивановна,
я считаю, грамотно поставила вопрос. Библиотека там платит за аренду наших помещений
по рыночной ставке. Средств на это у нее не хватает, и библиотека уплотняется.
Но там все решается спокойно. Ни одной жалобы из Оренбурга нет. Проводится хороший
ремонт.

Информация нам нужна, доступ к литературе нужен, но откроем 95-й закон. Там черным
по белому написано, что государство гарантирует протекционизм по отношению к
учреждениям культуры для слабо защищенных слоев населения. И нам надо бы вместе
идти в министерство культуры или к губернаторам и защищать интересы слепых. Я
думаю, что мы не допустим ухудшения обслуживания слепых в наших библиотеках.
Мы не благотворительная организация, тем не менее Общество оказывает библиотекам
огромную помощь. Нужна машина для передвижки - председатель или директор дают.
Но библиотеки для слепых не должны наносить ущерба нашему Обществу и региональным
организациям>>.

Не могу удержаться, чтобы не прокомментировать это выступление вице-президента.
Когда-то на наших УПП были библиотеки, которые полностью содержались за счет
предприятий. Денег хватало и на оплату коммунальных услуг, и на выписывание множества
газет и журналов, и даже на зарплату одной, а то и двух работниц. Но уже давно,
десятки лет назад, эти библиотеки стали филиалами региональных библиотек для
слепых и полностью содержатся за их счет. Где-то, возможно, есть отступления
от правила, но это чья-то недоработка, не более.

Кроме того, меня озадачило, мягко говоря, высказывание вице-президента ВОС Абрамовой,
что несоизмеримы те площади, которые занимают библиотеки, и их посещаемость,
и приведенный в пример нотно-музыкальный отдел РГБС.

Библиотека - это, прежде всего, книгохранилище, а библиотека для слепых - это,
замечу, хранилище книг, напечатанных рельефно-точечным шрифтом Брайля. Держала
ли когда-нибудь в руках Абрамова издание по Брайлю? Не знаю, брала ли она книги
в библиотеке для слепых, когда жила в Иркутске, а в Москве Лидия Павловна не
берет ни говорящих, ни тем более брайлевских книг. И даже не записана в РГБС.
Кстати, президент ВОС Неумывакин, который занят по работе, наверное, не меньше
Абрамовой, является активным читателем библиотеки. Книги по Брайлю, как известно,
громоздки. Например, один такой роман, как <<Война и мир>> или <<Сага о Форсайтах>>,
занимает целую книжную полку. Если в фонде филиала всего лишь несколько сотен
книг по Брайлю, то стеллажи с ними занимают десятки квадратных метров площадей.
А если этих книг тысячи? И попутно еще один вопрос. За счет чего происходит уплотнение
Оренбургской библиотеки? Уж не за счет ли выбрасывания на свалку брайлевской
литературы?

Нотно-музыкальный отдел РГБС - это уникальное, единственное в стране собрание
тысяч нотных и музыковедческих изданий по Брайлю, свыше 30 тысяч грампластинок,
компакт-дисков и кассет, на которых записана музыка всех жанров. Имеющаяся литература
и фонотека расписаны в картотеках. Пользуясь их указаниями, легко отыскать нужный
нотный сборник или грампластинку с нужной записью. Богатствами нотно-музыкального
отдела пользуются сотни незрячих музыкантов и любителей музыки Москвы и Московской
области.

У меня такое впечатление, что всего этого не хочет знать вице-президент ВОС,
отвечающая за реабилитационную и культурно-массовую работу. И, кстати, о жалобах.
Лидия Павловна поторопилась сказать, что из Оренбурга нет жалоб. Пока я готовил
репортаж о совещании, из оренбургской библиотеки поступила многостраничная жалоба.
Не буду ее пересказывать, но мое предположение, к сожалению, подтвердилось. Для
<<уплотнения>> библиотеки выбросили на свалку массу брайлевских книг. Как видно,
такие уж нынче времена и нравы.

Из выступления вице-президента Степанова. <<Взаимоотношения Общества слепых и
библиотек для слепых в последние годы осложнились, и у руководства ВОС подчас
по этой проблеме нет единого мнения. Но скажу сразу, я как вице-президент остаюсь
ярым сторонником сохранения библиотек и специалистов, которые работают на нас.
Ведь в библиотеках с их филиалами и передвижками, как выразился здесь один из
выступавших, незрячие находят отдушину. И я буду всегда, как бы там ни было,
за сохранение этой системы.

Спору нет, вопрос этих взаимоотношений надо решать взвешенно. Никаких скоропалительных
выводов об отношении к этой проблеме руководителей Общества мы не делаем, многократно
все проверяем через министерство культуры, через директора РГБС всеми уважаемую
Аллу Демьяновну Макееву и через общественность. Но я еще раз призываю не допускать
всякого рода непродуманных действий в отношении библиотек для слепых.

Тут прозвучало предложение: пусть, дескать, Степанов, коль он радеет о библиотеках,
возьмет на себя всю эту систему. В свое время по поручению президента ВОС <<Логос>>
взял на себя эту заботу в той мере, в какой было возможно. В начале 90-х годов
мы попросту спасли библиотеки. Мы переориентировали их на использование современных
технологий, оснастили соответствующей аппаратурой. Без этого половина библиотек,
если не больше, превратилась бы в уголки для слепых при каких-нибудь районных
библиотеках. Мы смогли выбить, выцарапать у государства средства, чтобы сохранить
эти библиотеки, а главное, добились понимания, что они должны оставаться специальными,
отдельными. Сохранив систему библиотек для слепых, мы не имеем права разрушить
ее или отпустить от себя. На Украине библиотеки находились не на государственном
содержании, а были при предприятиях товарищества слепых. Сегодня они не способны
покупать у нас книги даже по сниженным ценам. Предлагать повесить на нас библиотеки
- это безответственно. Сначала надо было бы поинтересоваться, располагает ли
Общество такими средствами.

Те, кто пользуется библиотекой, знают, что ежегодно <<Логос>>, издательства <<Чтение>>
и <<Репро>> выпускают свыше 500 книг, и примерно столько же книг выпускают сами
библиотеки. Так что фонды библиотек активно пополняются, обновляются. Не знаю,
о каком мешке книг говорил здесь Владимир Васильевич Сипкин. Просто аккуратнее
надо выбирать слова, когда говоришь о серьезных делах.

Теперь о журналах - продолжал вице-президент Степанов. У нас в редакциях не хватает
кадров. Нужны талант и опыт, чтобы написать хорошо и не обидеть. Трудно найти
людей, которые могли бы это идеально сделать. Если и найдешь такого человека,
то представьте, сколько ему нужно платить - это тысячи, а то и десятки тысяч
долларов. Впрочем, дело тут не только в профессионализме. Главные редакторы наших
журналов - это умные люди, живущие интересами Общества. Подозревать их в том,
что они стремятся поинтриговать, что-то разрушить - это просто глупо. Наиболее
острые материалы, как правило, рассматриваются с моим участием, а нередко вместе
с президентом ВОС Александром Яковлевичем. Сказать, что редакции журналов работают
бесконтрольно, - это заблуждение. Но я приглашаю нашу центральную контрольно-ревизионную
комиссию проверить состояние дел в редакциях. Мы расскажем, как формируется тематика
журнала, покажем черновые записи и то, как они обрабатываются, доводятся до приемлемого
вида. Одних не устраивают слишком жесткие высказывания, другие утверждают, что
редактор сглаживает углы. Мнения вокруг публикаций в периодике могут быть самыми
разными. Так было, так есть и так будет.

Наши журналы не предназначены для оперативной информации. Большинство их публикаций
не устаревают ни через месяц, ни через несколько месяцев. Многие проблемы, о
которых мы говорили на пленумах и совещаниях актива, скажем, пять лет назад,
не утратили своей актуальности и сегодня.

Но необязательно ждать, когда вы получите номер журнала в привычном виде. Основные
материалы каждого номера <<Нашей жизни>> и <<Диалога>> помещаются на сайте Всероссийского
общества слепых, а также на сайте <<Логоса>>. Эти материалы из Интернета, в удобном
для вас виде, может извлекать библиотека. Здесь это сделают с удовольствием.
Библиотеки, насколько я знаю, с готовностью воспринимают просьбы наших правлений
и первичных организаций. Вот когда их нет, библиотеки, действительно, начинают
отрываться от наших проблем, от наших читателей. Кстати замечу, информация и
оценки директоров библиотек (а это в основном женщины), а также сотрудниц министерства
культуры, которые стоят над нашей библиотечной системой, я не считаю, в отличие
от Владимира Васильевича Сипкина, <<сарафанным радио>>, они работают не хуже,
а подчас и лучше, ответственнее руководителей-мужчин. Нам нужно сделать все,
чтобы не только сохранить библиотеки для слепых, но и не разрушить добрые отношения.

Слово попросил Сипкин. <<У вас, Владислав Сергеевич, нет привычки, - сказал он,
- позвонить и получить информацию из первых рук>>.

- Я не вмешивался в конфликт, который возник у вас с краевой библиотекой для
слепых, - ответил Владислав Сергеевич Степанов. - Теперь я об этом сожалею. Я
в теснейшем контакте с десятками председателей региональных организаций. Они
бывают у меня на <<Логосе>>, мы постоянно общаемся по телефону. Действительно,
я не обсуждал с вами, Владимир Васильевич, ваш конфликт с библиотекой, это мое
упущение. Но это еще и ваш характер, который, мягко говоря, не способствует желанию
обсуждать с вами какие-либо вопросы.

Это замечание Степанова многие в зале встретили аплодисментами.

Завершая совещание, Александр Яковлевич Неумывакин сказал, что состоявшийся разговор
был предметным и откровенным, надеюсь, он пойдет на пользу нашему делу.

- Мы поменяли тактику отношений с органами государственной власти, - продолжал
Александр Яковлевич. - Прежде мы работали с депутатами Государственной думы,
но теперь подавляющее большинство депутатов оказалось во фракции <<Единая Россия>>,
а там порядок такой: как лидер сказал, так и будет. И мы переключились на работу
с правительством. Представители нашего Общества входят в десяток комитетов и
комиссий при структурах исполнительной власти. Они не просто числятся там, а
активно работают в интересах нашего Общества, в интересах незрячих. Должен заметить,
что с нами считаются как с надежной, серьезной организацией. Многие наши поправки
были учтены в законе о монетизации. Девять с половиной миллиардов рублей, по
словам правительственных чиновников, дополнительно выделяется регионам на компенсацию
льгот. Эта дотация обязательно должна проявиться в бесплатном проезде инвалидов
по городу. Отказ от предоставления такой льготы - отговорка местных властей.
Задача председателя региональной организации настоять на своем. Попасть к нынешним
чиновникам не просто, но, как говорится, надо стучаться в дверь, пока не откроют.

Во главе всей восовской работы в регионе стоит руководитель организации. Самостоятельность
директоров предприятий подчас вредит делу, таких примеров сколько угодно. Директора
должны работать совместно с председателем. Да, в нашем Обществе сохранились элементы
централизованного управления. Только благодаря этой централизации, я считаю,
и сохранилось наше Общество.

За последние два года в 23 региональных организациях избраны новые председатели.
Ушедшие на заслуженный отдых наши товарищи сделали для Общества много, но нынешние
времена требуют новых подходов и молодой энергии. Делами теперь правит рынок,
и никуда от него не денешься, каждый из нас убедился в этом. Мы не знаем, что
будет с нами, когда Россия вступит во Всемирную торговую организацию. Пугаться
ни к чему, но надо приготовиться к большим трудностям, и нам надо иметь толковых,
умелых руководителей на местах. Мы ищем их, в этом году сменили 30 руководителей
предприятий. Это не положительный факт, но иначе нельзя. Ответственность за подбор
кадров лежит теперь не только на мне, но и на председателях Наблюдательных советов.

Первое требование к руководителю - это знание российского законодательства, и
особенно нашего, восовского. Если новый руководитель один раз прочитал наш Устав
и решил, что ему уже все понятно, то, мягко говоря, он не прав. Это знание по
верхам. Отсутствие настоящего знания законодательства - это беда наших ветеранов
и особенно молодых руководителей. Чтобы грамотно управлять, надо до тонкостей
знать законы и подзаконные акты. Уважаемые председатели Наблюдательных советов,
вы обязаны управлять хозяйственными Обществами, расположенными на территории
вашей организации. Ни один вопрос, связанный с их работой, не должен проходить
мимо вас. Если возникают разногласия с директором, то найдите в себе силы и договоритесь
о совместной работе. Другого не может быть. Как бы ни повернулось, но мы обязаны
сохранить наши предприятия, пусть даже в виде филиалов.

Минувшим летом ко мне пришел уважаемый директор Дорофеев: совсем, говорит, плохи
дела. Я сказал: не паникуй! Александр Константинович - это наш, восовский человек,
он понял меня и взялся выправлять положение. И теперь, можно сказать, выправил.
Крах был на втором предприятии Екатеринбурга. Ничего, подняли предприятие. Хуже
некуда сложилась ситуация на Воронежском УПП. И тоже выправили. И выправим любое
предприятие. Ведь это еще и наше имущество. Пока на ходу производство, живы все
сооружения и корпус, беречь наше имущество - это важно не меньше, чем сохранять
производство. Я категорически против продажи. Незанятые площади куда разумнее
сдавать в аренду. Полученные от аренды средства нужно направлять на развитие
предприятий, а не на покрытие убытков, как это нередко у нас бывает.

Здесь опять поднимали вопрос, зачем мы увеличиваем некоторым предприятиям выплаты
в централизованный фонд. Но в свое время Общество столько вложило в эти предприятия.
Так что же? Пусть они имеют, а до остальных им дела нет? Но на то у нас и правления,
и Наблюдательные советы, чтобы регулировать отношения, разумно распределять внутренние
ресурсы. На какие средства иначе мы будем содержать бюджетные структуры? Кроме
того, надо поддержать предприятия, которые накопили миллионные долги при попустительстве,
кстати, Наблюдательных советов. Наблюдали, как растут эти долги, а потом ставили
нас перед фактом. Так сработали <<деятели>> из Удмуртии и из Тверского правления.
Вот почему мы реорганизовали некоторые предприятия в филиалы. Повесили, например,
на Московское УПП No 11 Ставропольское УПП, а теперь и Александровское, а Московское
объединение <<Электротехника>> взяло на прицеп Тверское УПП. Мы обязаны спасти
производственные единицы. Предприятие или филиал - это прежде всего рабочие места
для незрячих.

Через всю нашу деятельность красной нитью должна проходить работа по приобщению
незрячих к общественно-полезному труду. Если мы утратим социальную значимость
наших предприятий, нашего Общества, то у нас ничего не останется. Да, мы будем
иметь имущество, но вряд ли мы долго продержимся, имея только эту недвижимость
и землю, на которой она расположена. Вот почему во всех наших делах прежде всего
должна быть их социальная направленность. Тогда и рыночному государству будет
понятно, зачем нашему Обществу собственность, зачем разного рода льготы и привилегии.

Затем Неумывакин остановился на некоторых проблемах социальной сферы. <<Мы никогда
не отказывались от поддержки библиотек для слепых, - сказал он. - Во многом стараниями
Общества, в частности, Владислава Сергеевича Степанова и моими, идет техническое
оснащение библиотек, пополнение и обновление их книжного фонда. Мы обязаны заботиться
о библиотеках, вернее, о незрячих читателях. Если мы пустим это дело на самотек,
то библиотеки для слепых зачахнут, как зачахли они на Украине. В библиотеки вложены
несметные миллионы, если не миллиарды, в том числе десятки миллионов рублей нашего
Общества.

Вместе с тем библиотеки - это государственные учреждения. По содержанию работы
- они наши, это безусловно. Но финансирует их государство, а оно имеет несоизмеримо
больше, чем наше общество. Мы не собираемся брать с библиотек плату за аренду
наших помещений, словно бы это какие-нибудь коммерческие структуры, но эта плата
не должна быть копеечной. По арендным ставкам для библиотек будем проводить дипломатическую
работу с управлениями или министерствами культуры. Алла Демьяновна Макеева -
уважаемый руководитель, человек при своем деле, но два года назад РГБС задолжало
Обществу по аренде 4 миллиона рублей, министерство культуры не выделяло средства.
Общими усилиями мы решили этот вопрос. Я считаю, отношения библиотек и нашего
Общества зависят только от взаимной доброй воли руководителей. В общем, вопрос
отношения с библиотеками для слепых есть, но будем улаживать его терпеливо, без
перегибов.

У нас три санатория, - напомнил Александр Яковлевич, переходя к другой проблеме.
- Санатории обеспечены диагностическим и лечебным оборудованием, здесь проведен
ремонт помещений. Короче говоря, сделано много. На 2005 год санаториям ВОС выделено
за счет государства десять с половиной тысяч путевок по четыреста рублей за один
койко-день. И нам необходимо наладить строгий порядок в работе наших здравниц.

Все хотят отдыхать в летние месяцы, особенно это касается санатория в Геленджике.
Но надо разъяснять людям на местах, что наполняемость наших здравниц должна быть
более-менее равномерной в течение года. Зимой я беру обычно двухнедельный отпуск
и бываю в санатории. Среди отдыхающих мало слепых: кроме меня, два-три человека,
а остальные - это пенсионеры, которых присылают местные социальные органы. Это
непорядок. Я считаю, минимум половина отдыхающих в санаториях ВОС должны быть
инвалиды по зрению. Нужно прекратить практику, когда люди приезжают в санатории
без путевки, а покупают ее на месте и отдыхают. Каждый отдыхающий должен приезжать
с путевкой и курортной картой, как это было когда-то.

Еще один больной вопрос - отпуск лечебных процедур отдыхающим по путевке инвалидам
по зрению и зрячим работникам нашей системы. Медицина предполагает, что для курса
лечения нужно не меньше шести процедур. А в санаториях теперь говорят: хочешь
больше, покупай талоны и лечись. Так не должно быть. По-моему, шесть процедур
- это не лечение. В стоимость путевки входит не менее десяти процедур. Кроме
того, в стоимость путевки входит и использование санаторного бассейна. Для того
мы и строили эти бассейны, чтобы незрячие и работники Общества могли пользоваться
ими во время отдыха.

Несмотря на недостатки в работе, о которых мы говорили, несмотря на трудности,
которые обступают нас со всех сторон, наша организация живет, развивается и не
утрачивает перспектив своей деятельности. Я не думаю, что нынешняя власть создает
нам проблемы сознательно. Скорее это результат плохой информированности органов
власти и в центре, и на местах. Ведь сколько раз за последние годы сменялись
во всех властных структурах и руководящие лица и чиновники! Мы, руководители,
должны набраться терпения и разъяснять этим вновь пришедшим, что представляет
собой наше Общество, его цели и задачи, аргументированно убеждать этих людей
в нужности нашей работы, в разумности наших просьб.

Центральное правление созывается теперь едва ли не каждый месяц, но эти собрания
называются уже не пленумами, а просто заседаниями. В основном обсуждаются на
них вопросы повседневной деятельности Общества: назначения директоров хозяйственных
обществ, результаты проверок работы отдельных региональных организаций или учреждений,
премирование победителей и призеров международных и российских первенств, а также
всевозможных развлекательных мероприятий - в общем, все то, что прежде обсуждалось
на заседаниях президиума центрального правления. Присутствуют на этих заседаниях
лишь члены центрального правления (сейчас их 20) и руководители управлений аппарата
центрального правления, не считая тех, кто приглашен по тому или иному вопросу.

А как же с демократией в Обществе? Как с широким обсуждением назревших проблем?
Попытались было проводить зональные совещания. На них присутствовали не только
председатели региональных организаций, руководители хозяйственных Обществ, но
и, так сказать, низовой актив. Присутствовали, конечно, и руководители Общества.
Но, не смотря на все это, эти совещания показались их участникам какими-то не
представительными, что ли.

Так сложилось, что в регионах за Уралом нет ни одного предприятия, равного по
мощности, например, Самарскому объединению <<Автожгут>>, Нижегородскому объединению
<<Волга>> или предприятиям Ростовской области. И на совещаниях за Уралом говорили
о том, как удается выживать предприятиям, теряющим объемы продаж своих изделий,
как используются здесь свободные площади, как помогают власти сохранять рабочие
места для инвалидов по зрению. Настроение преобладало такое, что занятость слепых
в промышленном производстве в городах Сибири и Дальнего Востока доживает если
не последние дни, то последние годы.

На зональные совещания Поволжья, Центральной части России и Юга собирались не
только генеральные директора процветающих предприятий, но и руководители УПП,
положение которых было вряд ли лучше большинства коллективов Зауралья. Но, тон,
конечно, задавали не они. В речах генеральных мелькали цифры со многими нулями,
названия приобретенных высокопроизводительных и, разумеется, высокоточных пресс-автоматов,
станков, автоматических линий. Говорили они о наращивании продаж, о предпринимаемых
мерах для расширения сбыта своей продукции.

Все, как известно, возвращается на круги своя, особенно то, что когда-то прижилось,
доказало свою эффективность. Нет, к пленумам не вернулись. Для этого потребовалось
бы многое поменять в Уставе Общества. Но в 2003 году решили созвать Всероссийское
совещание актива, на котором руководители областных, республиканских, краевых
организаций и ведущих хозяйственных Обществ Юга и Севера, Центральных, Восточных
и Западных регионов могли бы услышать друг друга, обменяться мнениями, ощутить,
как говорится, в живую, единство нашего Общества.

Открывая совещание, президент ВОС Александр Яковлевич Неумывакин призвал собравшихся
поразмышлять вместе о неиспользованных резервах для повышения эффективности работы
организаций, хозяйственных обществ и учреждений. То ли руководители не хотели
раскрывать резервов, придерживая их для каких-то собственных целей, то ли эти
резервы казались им столь несущественными, что не стоило о них и упоминать, так
или иначе, призыв Александра Яковлевича не был подхвачен. Председатели региональных
правлений и кое-кто из руководителей хозяйственных обществ, поднимаясь на трибуну,
говорили не на предложенную тему, а как обычно, о том, кого что беспокоит.

Впрочем, у многих причины для беспокойства оказались одинаковыми. Выступавшие
говорили, например, что комиссии медико-социальной экспертизы не знают толком,
что записывать в индивидуальные программы реабилитации, пишут, что предъявитель
может работать в специально созданных условиях. Но ни слова о том, где и за счет
кого должны быть созданы эти условия. Комиссии не любят давать каких-либо рекомендаций
о необходимых технических средствах. Эта некомпетентность экспертизы мешает развертыванию
массовой выдачи инвалидам по зрению индивидуальных программ реабилитации.

Но, видно, не зря кто-то из мудрецов изрек: <<Что ни делается, все к лучшему>>.
Позднее выяснилось, что МСЭ не только предоставляет незрячим индивидуальные программы
реабилитации, но и определяет степень их трудоспособности. Оказывается, у нас
в стране уже несколько лет действует закон, по которому инвалидность определяется
не по состоянию здоровья, как во всем мире, а по степени реабилитированности
инвалидов. Тотально слепым людям даже с дополнительными заболеваниями, независимо
от возраста, комиссия МСЭ определяют вторую степень трудоспособности, а это означает,
что и без того их куцые пенсии уменьшают практически на треть. Региональные руководители
тогда, в ноябре 2003 года то ли не знали об этом законе детально, то ли не сталкивались
с примерами его повсеместной реализации. Но только через полгода после этого
совещания в Обществе открыто заговорили, что имеющим постоянную группу инвалидности
не следует не особой нужды получать индивидуальную программу реабилитации.

На совещании обозначилось еще одно общее беспокойство, прямо скажу, неожиданное
для этой аудитории. Председатели хотели услышать разъяснения, почему в этом году
нерегулярно поступают номера журнала <<Диалог>>. Задававшие этот вопрос ни словом
не обмолвились о том, популярен ли <<Диалог>>, не высказывались о характере его
публикаций, а лишь твердили, что люди ждут журнал. По началу этот повторяющийся
вопрос удивлял меня. Ведь многие из тех, кто задавал его, знали, что я долго,
несколько месяцев, болел, и прежде всего этим объясняется задержка с выходом
номеров журнала. Но потом я понял, что вопрос адресован скорее всего не мне.

Это, конечно, замечательно, что после двухлетнего перерыва, люди собрались из
всех регионов России, пообщались со старыми знакомыми, познакомились с новичками,
убедились, что не все так уж плохо. И все же от совещания ждали чего-то более
значимого.

Ответить   Mon, 07 Nov 2011 22:08:28 +0400 (#2199493)