Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"ПАПАМ И МАМАМ ОБ ОСОБЫХ ДЕТКАХ" №41


 

"ПАПАМ И МАМАМ ОБ ОСОБЫХ ДЕТКАХ"


Выпуск N41

2006-05-28

Тираж: 2024 экз.


* * *

"Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО..."


* * *

Пишите мне:
natali-dok@mail.ru

Сайт рассылки:
Gold-Child.Ru

Архив рассылки:
На Gold-Child.Ru

Дружественные проекты:


Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня Вы можете прочитать:




 

Младенцы говорят глазами.

Повышенная агрессивность детей тесно связана с дефицитом эмоционального контакта между матерью и ребенком с момента рождения.

Итальянские ученые, изучая новорожденных младенцев, сделали открытие: они умеют разговаривать глазами. Этот факт лишь подтвердил мнение, что после родов разделять мать и дитя нельзя. С момента рождения между ними устанавливается мощнейшая эмоциональная связь. Отделение младенца затрудняет контакт с ним и сказывается на дальнейшем развитии. Уже в трехмесячном возрасте дети улыбаются меньше, если взрослые перестают смотреть на них, встречаться взглядом. "Излишняя холодность и отсутствие физического контакта может привести к проявлению агрессии в поведении ребенка". Итальянские ученые опубликовали итоги исследования, из которых следует, что новорожденные умеют разговаривать глазами. Оказывается, сразу после появления на свет они воспринимают мир глазами. Более того, младенец глазами устанавливает свой первый контакт с окружающим миром. Младенец готов с самого рождения воспринимать все посылаемые ему сигналы и может общаться при помощи взглядов, сообщает журнал Proceedings of the National Academy of Sciences. Исследование проводилось группой ученых во главе с психологом Терезой Фаррони из университета города Падова и Дино Фарагуна, директором отделения педиатрии госпиталя Monfalcone в Гориции. Ученые с помощью видеокамеры наблюдали за взглядами 105 новорожденных двух-трех дней от роду. Младенцы смотрели на экран компьютера, где были изображены фотографии женских лиц. Часть лиц были "обычными", у которых можно было уловить взгляд, и часть - измененными с помощью различного освещения, когда уловить взгляд было невозможно. Оказалось, что уже в самые первые дни новорожденные стремятся фиксировать взгляд человека. "Такая потрясающая способность, – говорит Фарагуна, – является фундаментом для дальнейшего развития способности индивидуумов общаться друг с другом". Результаты исследования свидетельствуют также о том, что люди рождаются уже с "социальным мозгом", готовыми принимать стимулы извне, взаимодействовать и воспринимать опыт. "Встречаться взглядом с другими – самая мощная форма общения", – поясняет Фаррони.

Психолог приводит подтверждающий информацию простейший пример: уже в трехмесячном возрасте дети улыбаются меньше, если взрослые перестают смотреть на них. Посредством взгляда происходит общение между ребенком и его матерью. Физический контакт и послеродовое общение имеют большое значение не только для ребенка, но и для матери.

Долгое время считалось, что новорожденные в первое время после рождения неспособны к познавательному процессу.. На момент рождения многие системы, в том числе и зрение, очень незрелые. Например, факт незрелости центральной нервной системы стал причиной возникновения теории о примитивности новорожденного. Между тем ребенок приходит в мир уже с некоторым багажом знаний. В возрасте 10-12 недель с момента зачатия у ребенка появляются тактильные ощущения - "понятие" о форме своего тела. Сразу после рождения ребенок испытывает страх.. Это утверждение подтверждает тот факт, что при рождении в моче младенца содержится большое количество гормона стресса - адреналина. Одни ученые утверждают, что отделение младенца от матери сразу после рождения затрудняет развитие эмоциональной связи с ним и сказывается на дальнейшем развитии. Другие ученые уверены в том, что до шести месяцев физический контакт между матерью и ребенком не влияет на формирование эмоциональной связи. Физическая близость ребенка и матери в первые часы после родов не гарантирует мгновенного появления эмоциональной близости. Исследования итальянцев об умении новорожденных говорить глазами лишь подтверждают правильность первой теории.

Раньше в российских роддомах практиковалась полная изоляция матерей после родов – детей приносили лишь на кормление. Сейчас роженица имеет право выбрать: оставаться с ребенком в палате и заботиться о нем круглосуточно или встречаться с ним только на кормлении. Но как показали исследования, именно от количества внимания, оказываемого ребенку, зависит его дальнейшее развитие. Кстати, медики считают, что повышенная агрессивность детей в возрасте от 3 до 6 лет тесно связана с дефицитом эмоционального контакта между матерью и ребенком уже с момента рождения. Психологи называют это эмоциональной депривацией, или лишением. Американские психологи проводили исследование с новорожденной обезьяной, лишенной настоящей матери. Обезьянка всегда предпочитала куклу-маму, сделанную не из жесткого, а из мягкого материала. Все эти факты ставят под сомнение распространенную установку, что "нечего ребенка приучать сидеть на руках". Наоборот, излишняя холодность и отсутствие физического контакта может привести к проявлению агрессии в поведении ребенка. Интересно, что послеродовое общение имеет большое значение не только для ребенка, но и для матери. Сотрудник Еврейского университета доктор Марша Кайц утверждает, что матери обладают повышенной осязательной и обонятельной чувствительностью. Проще говоря, различают своих детей не только визуально, но и по единственному прикосновению. Эксперимент состоял в том, что глаза и нос роженицы плотно завязывали толстым шарфом.Матерям предлагали исключительно на основании осторожного поглаживания рук младенцев определить их собственного малыша из трех, спящих в одинаковых кроватках. Из 68 участниц эксперимента 69% указали на своего ребенка. Это более чем вдвое превышает возможность случайного угадывания. Когда женщин попросили объяснить, каким образом им удалось узнать своего младенца, большинство ответили, что по температуре и фактуре кожи, сообщает "Знание - сила". Ученые настаивают, что подобная чувствительность является фундаментом развития механизма материнской привязанности. Именно от количества внимания, оказываемого ребенку, зависит его дальнейшее развитие.



 

Школа коррекции

Стало уже привычным, что слово в рассылке я предоставляю тем, кто не равнодушен к нашим проблемам и болеет сердцем за будущее наших детей: и здоровых и больных, и счастливых и не очень. Сегодня я предоставляю слово замечательному отцу. Его взгляд на проблемы становления наших детей необычен и требует неравнодушного отношения к миру. А, значит, мы с вами чуть-чуть приблизимся к их разрешению.

Школа коррекции. Эту школу надо открывать даже не для детей, а для всего нашего постсоветского общества. Посмотрите вокруг ребенка. Взрослые на работе, дяди на мерседесах на улице, телевизор с рекламой, голивудскими фильмами и сериалами, мальчишки и девчонки на улице вместо детских игр зарабатывают или тусуются в зависимости от социального статуса. В школе собраны вместе дети разных умственных способностей, разного социального положения, больные по справкам и действительно нуждающие в лечении, если не сказать просто - нуждающиеся. В школе то введут то выведут психолога из штата. Где же сегодня классная дама 19 века, пионервожатая и совет дружины 20-го? Все легло на плечи учителя-предметника с нагрузкой в 2 ставки и классного руководителя за подачку от народного образования. Что имеем, 18-ти летние дети Чернобыля и дети перестройки, потом демократизации и дикого капитализма? Можно после проживания в таких условиях говорить хотя бы об одном нормальном ребенке? Кто остался рядом с маленьким существом в большом и несправедливом взрослом мире? Школа без поддержки со стороны государства, без шефов, выездов на колхозные поля и внешкольные мероприятия. С учителем у которого мел, тряпка и засаленная доска. Списаны телевизоры, разукомплектованы лингафонные кабинеты, компьютерный класс с уже морально устаревшей техникой или без таковой. В классе вместо дружного коллектива – группы случайно собравшиеся по форме одежды, громкости голоса в классе, отщепенцы и тугодумы. В состоянии ли учитель за 45 минут провести индивидуальный урок с каждым из 30-ти стандартных учеников? По теории, при одном уровне знаний это возможно. На практике уроки слушают и выполняют домашние задания единицы. Десяток посмотрит и возьмет с собой тетрадь и учебник, камчатка обойдется общей тетрадью или листочком, если очень попросит учитель.

Обратимся к родителям. Вот незадача - и здесь перестроились. Родитель - бабушка, которая вас питает как положено, а помочь с уроками или с одноклассниками справиться уже не в состоянии. Мать-одиночка, это изобретение эксСССР, за которое можно в книгу Гиннеса сразу.

"А у меня много пап" - говорит, не смутившись, маленькая девочка. И что из нее потом выйдет? Но на деле заниматься с ребенком у мамы времени катастрофически не хватает, и на вид красивая, хорошо одетая девочка может не отличаться ни хорошим здоровьем ни хорошими манерами. Парень, выросший в окружении мамки-няньки это отдельный разговор. По силам ли отцу, пропадающему на работе, позаботся о семье в полном объме, зависит от многих факторов.

Подведем итог: раскупленные и приватизированные детские сады,спецшколы, интернаты и просто столовые востребованы подрастающим поколением. Но сможет ли госучреждение или туркомплекс/гостиница вернуть их детям в надлежащем виде - вот где задача. А пока во всесоюзной здравнице Артек - смена многодетных, малоимущих, от матерей-одиночек деток отдыхает-лечится. Один запах в палате чего стоит... Тем временем молодые талантливые и более-менее образованные раскидывают умом по ближним и дальним заграницам в целях восстановления семей. Отбросили детей в погоне за уровнем жизни.

А живем для кого?

Владимир Дубровский.

Феодосия. Крым.



 

"Мама играет" - главы из книги

Где же мамин голос?

Большинство родителей получают информацию о том, каким будет их малыш – спокойным или беспокойным, миролюбивым или воинственным по его поведению еще до рождения, когда он находится в животе у мамы. Но имеют ли такие связи между предродовым и послеродовым поведением младенца под собой какую-либо научную основу?

Исследователи Университета Джона Хопкинса нашли несколько факторов, включая сердечную деятельность и движение плода в матке, которые могут действительно охарактеризовать характер малыша в течение первых месяцев жизни. Согласно исследованию, более активные зародыши вообще превращаются в более живых и непредсказуемых младенцев.

Младенцы с рождения обладают способностью воспринимать человеческий голос, однако у них отсутствует способность определить местонахождение источника звука в комнате. Чтобы помочь вашему ребенку и развить его слух, попробуйте следующее: разместите его на любом одеяльце или матрасике в середине комнаты. Погуляйте вокруг него, взад и вперед, при этом говорите с ним, пойте песни или воспроизводите забавные звуки. Потом попробуйте пройти к противоположной стороне комнаты и назад, позволяя ему следить за вами и следовать за звуком вашего голоса. И хотя, он не будет поворачивать голову в ту сторону, где он слышит ваш голос, ваш малыш обязательно услышит различие в звуке голоса при вашем удалении и приближении к нему. Происходит:

  • развитие слуха
  • социальное развитие
  • развитие визуального восприятия

Слушание и поиск вашего голоса помогают вашему ребенку развить навыки его визуального прослеживания и приобрести навыки определения вашего местоположения на слух. Однако важно, чтобы это нововведение подкреплялось смехом, улыбками и похвалой с вашей стороны. Впоследствии он с удовольствием будет улыбаться и смеяться вам в ответ, а потом попробует заставить Вас повернуть голову к нему, когда он будет воспроизводить забавные звуки.

Поиск маминого голоса, в конечном счете, превратится в забавную игру типа пряток.

Определи игрушку

Когда новорожденные начинают проявлять заинтересованность к окружающим их предметам и звукам, попробуйте следующее упражнение. Перемещайте ярко раскрашенную пищащую игрушку взад вперед перед глазами ребенка. Когда он сосредоточится на игрушке, измените направление движения, например слева направо. Не нужно перемещать игрушку слишком быстро или слишком далеко. Если ребенок будет терять визуальный контакт с игрушкой, он будет предполагать, что ее не существует и потеряет интерес к игре в целом.

Что является звуком для ребенка? Каким образом этот звук перемещается? Поскольку ребенок уже в состоянии поворачивать голову, он учится определять местонахождение источника звука (шума) и отслеживать перемещение объекта производящего этот звук. Став чуть старше, он в состоянии ударить рукой по игрушке, а потом и схватит ее.

Балансирование с поддержкой

Когда мы думаем о том, как качать ребенка, то обычно представляем себе его лежащим на спинке и как мы качаем его в колыбели или на своих руках. Но есть еще одно очень успокоительное раскачивание для младенца – его нужно качать поперек, когда он лежит на животике. Для этого скатайте полотенце или два. Положите вашего ребенка на рулон из полотенец так, чтобы на нем лежали его грудь, живот и бедра. Помогите ребенку повернуть голову в сторону. И мягко качайте его из стороны в сторону, напевая песенку. Качающие движения помогут малышу развить вестибулярный аппарат, посредством развития чувства равновесия, в то же время положение на животе даст ему шанс ощутить перемену положения тела и попробовать изменить положение головы.

Мы развиваем:

  • чувство равновесия;
  • ориентирование в пространстве
  • растяжку и укрепление верхней части тела

Песенка для качания

Качи, качи, качи, кач

Прилетит веселый грач,

Принесет весну в кармане

Солнце ясное на шляпе.

Свежий ветер с гор высоких,

Синий дождь с морей глубоких.

Качи, качи, качи, кач

Только ты, малыш, не плачь.

Игры-качалки, игры-перекатывания

Ваши малыши еще не любят долго лежать на животике. Исключение составляет положение, когда малыш лежит на чем то большом и мягком (валик из полотенец, мамины колени, надувной мяч).

Попробуйте положить ребенка на животик на большой надувной мяч. Помогите повернуть ему голову в сторону и, поддерживая ребенка, чтобы он не соскользнул с мяча, медленно и осторожно качайте его назад и вперед или из стороны в сторону. Говорите с ним или напевайте песенку во время упражнения, это поможет малышу сосредоточится на вашем голосе, в то время как ритмичное покачивание и нежное давление успокоят его животик. Прекратите упражнение как только заметите, что кроха утомлена. Когда она станет постарше и будет сидеть самостоятельно или с поддержкой, можно будет посадить ребенка на надувной мяч и, поддерживая, покачать на мяче вверх вниз, изображая подпрыгивание.

Вращение (качание) назад и вперед или из стороны в сторону позволяет развить у ребенка чувство равновесия. Наступит такой момент, когда малыш будет пытаться поднять голову лежа на животе, чтобы увидеть, что делается вокруг него. Это поможет укрепить мышцы верхней части спины, шеи. Нежное давление на животик поможет младенцам, страдающим газами или коликами, избавится от боли.

Звуковые ощущения (развитие слуха)

Слушание различных звуков от подвешенных предметов позволит вашему ребенку развить слух и сформирует способность различать разные звуки. Наблюдение за качающимися объектами позволят ему сосредоточиться. А через несколько месяцев, когда ваш малыш будет способен схватить или ударить по висящей игрушке, это упражнение позволит сформировать и развить моторные навыки.

Знаком или не знаком этот звук? Прислушиваются к звукам даже новорожденные. Вы можете создать свою коллекцию звуков, привязывая на веревочку множество предметов – ложек, бутылочных крышек, погремушек и т.д. – для воспроизведения множества звуков, от дребезжания до скрежета.

Подвесьте созданную погремушку приблизительно в тридцати сантиметрах от лица ребенка и встряхните ее. Можно повесить ее поперек кроватки и периодически встряхивать. Качание предметов и производимые ими звуки позволят заинтересовать ребенка, однако ни в коем случае не оставляйте его без присмотра наедине с импровизированной погремушкой.

Физические упражнения для развития тела

Родившись, ребенок понятия не имеет, что его тело является самостоятельным и отдельным от вашего. Но можно расширить его физические возможности и одновременно акцентировать его внимание на отдельных частях своего тела. Это также позволит ему наслаждаться большим количеством физических, диалоговых игр. В этом упражнении вы очень мягко и очень медленно перемещаете ноги малыша, повторяя движения едущего велосипедиста, говоря с ним во время всего упражнения и поощряя малыша шевелить ножками без вашей помощи. Впоследствии он будет захватывать собственные ноги и в конечном счете будет способен выполнить упражнение самостоятельно.

Перемещая ноги ребенка, вы позволяете ему чувствовать свои ножки и как они перемещаются новым способом, прочувствовать каждую часть тела, работающую во взаимном движении. Вы также подражаете его действиям, поощряете его повторять их, это важно для последующего обучения ползанию.

Нежная гимнастика

После нахождения в мамы в животе в течение девяти месяцев, новорожденный чаще всего пытается принять наиболее привычную позу – позу эмбриона, свернувшись клубочком. Нежная гимнастика и упражнения на потягивание призваны помочь малышу почувствовать свои ручки и ножки. Уложите ребенка на спине в его кроватке, на пеленальном столе или на толстом одеяле, на полу. Очень мягко потяните его ручки к голове, а затем снова вниз. Попробуйте потянуть одну ручку вверх, а другую вниз. Поднимите одну ручку к голове, а противоположную ногу потяните осторожно вниз. Можно также осторожно притянуть друг к другу локоть руки и колено противоположной ноги.

Тянушки, потягушки

Тянушки потягушки

Тянем, тянем ножки

Тянушки потягушки

Тянем, тянем ручки.

Будем ручками хватать,

Ножками топотать.

Будем ползать, будем бегать,

Будем лазать, будем петь,

Только нужно очень сильно, сильно очень захотеть

И немного попотеть.

А ну-ка поймай.

Ваш ребенок может быть в состоянии видеть вблизи, так же как и вы, однако его способность хватать игрушки еще не так хорошо развита. Чтобы помочь ему развить эту способность, возьмите небольшую плюшевую игрушку или кольцо, привяжите к яркой цветной ленте и позвольте свисать таким образом, чтобы ребенок смог дотянуться до игрушки. Игрушка свисает перед малышом и качается на ленточке, когда малыш дотрагивается до нее. Поощряйте усилия ребенка, когда он потягивается и достает игрушку или сильно ударяет по ней ручкой или ножкой. Но никогда не оставляете ребенка наедине с лентами или игрушками нанизанными на ленту, это может быть опасно.

Подрастая и развиваясь, малыш начинает следить за движущимися предметами, используя поворот головы с одновременным движением глаз. Таким образом, предмет перемещается налево, ребенок вслед за ним поворачивает голову, чтобы проследить за ним, вместо того, чтобы только переместить глаза. Однако он должен практиковать и этот навык. Слежение за перемещающимся объектом помогает малышу точно скоординировать движение глаз, головы и рук.

Когда ваш малыш хватает розового плюшевого щенка, подвешенного за веревочку, он осуществляет свое желание потрогать предмет, движущийся перед ним и тем самым начинает свой путь к познанию окружающего мира.

Практика движения

Малыши не рождаются со знанием, как переворачиваться с боку на бок, со спинки на животик, однако, те движения которые они производят на пеленальном столе, качение или попытки повернуться, казалось свидетельствуют об обратном. На самом же деле они узнают о том, как переворачиваться с боку на бок не раньше полугодовалого возраста. Дайте вашему ребенку возможность сделать неплохой старт в освоении важного этапа в формировании навыков движения, с развитием двусторонней координации, которая позволит ему перекатываться с боку на бок или со спины на живот и обратно. Разместите малыша на животике или спине на одной стороне одеяла или плотного полотенца. Затем мягко поднимите один конец одеяла таким образом, чтобы ребенок перекатился на другую сторону. Потом мягко передвиньте его обратно, таким образом ребенок узнает как правильно переносить вес при качении. Возможно вам необходимо помочь ребенку поднять руки, когда он начнет катиться.

Процессу формирования навыков переворачивания обычно предшествует качание из стороны в сторону. Вообще навык качения формируется тогда, когда ребенку исполняется приблизительно пять месяцев, и он достаточно силен и в достаточной степени владеет своим телом, чтобы перекатится с боку на бок, со спины на живот и обратно. Это движение помогает ребенку использовать на практике мышцу обеих сторон тела, которые затем потребуются для выполнения основных движений: ползания и ходьбы.



Ну а я сегодня с Вами прощаюсь.
Всего Вам самого доброго.
Любви и терпения!



© Наталья Гузик. "Папам и мамам об особых детках", 2005-2006 гг.

В избранное