Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Папам и мамам об особых детках"


 

"Папам и мамам об особых детках"


Выпуск N 112

2008-03-04

Тираж: 3901 экз.


* * *

"Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!"


* * *

Пишите мне:
natali-dok@mail.ru

Сайт рассылки:
Gold-Child.Ru

Архив рассылки:
На Gold-Child.Ru

Редакционный совет:

Н. Гузик - главный редактор

Члены редакции:

А.И. Бороздин,

В. Боровская,

О.Г. Граф,

И. Глушенков,

Н.Н. Иващенко,

В.А. Качесов,

Р. Крайнова,

Е. Крестик,

Т. Пачколина

В. Труфанов,

Е. Фалилеева


Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня Вы можете прочитать:

  • Право на домашнее образование. Консультация юриста[прочитать]
  • Особенности развития детей с церебральным параличом в первые два года жизни. Отрывки из книги Е.Ф. Архиповой[прочитать]
  • Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать?[прочитать]



 

Право на домашнее образование детей-инвалидов


Тема статьи обозначена здесь не случайно. С её пред'историей можно познакомиться как на форуме "Города Золотого", так и на сайте "Особое детство" Центра Лечебной Педагогики из Москвы. К сожалению, на момент возникновения проблемы (маму ребенка-инвалида лишили пособия по уходу за ним в связи с тем, что она его сама обучала) у нас не хватило знаний, чтобы её защитить.

Именно поэтому, одним из первых заданий нашему юристу было: разобраться и дать четкие указания что делать и в какой последовательности. С чем он, на наш взгляд, прекрасно справился. Впрочем, судить, конечно, Вам...

Каждый гражданин РФ имеет право на образование, в то числе и дети – инвалиды. Но в нашей стране это право нарушается. Мы рассмотрим случай из практики Фонда, который может послужить примером, как надо действовать в случае, когда ребенка-инвалида хотят обучать по семейной форме обучения.

Для начала несколько юридических понятий, связанных с данной статьей:

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" (с изменениями и дополнениями на октябрь 2006 года) содержит следующие понятия.

Статья 7 дает понятие медико-социальной экспертизы - это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (МЭС).

Статья 9 содержит понятие реабилитации инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Статья 11 Индивидуальная программа реабилитации инвалида разрабатывается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Такая программа представляет собой комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (ИПР).

И так, мы определись с основными терминами.

Прежде чем идти с документами в ближайшую школу, необходимо обратиться к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии для получения заключения об образовательных возможностях ребенка. В заключении ПМПК обязаны указать тип образовательного учреждения для ребенка(например, общеобразовательная школа), форму обучения (индивидуальная программа, надомное обучение, заочное обучение, семейного образования и др.). Тип образовательного учреждения и форма получения образования, прописаны в Законе "ОБ Образовании".

Имея на руках заключение ПМПК необходимо обратиться в МСЭ для разработки индивидуальной программы реабилитации (ИПР) Вашего ребенка. Один из разделов ИПР - Программа психолого-педагогической реабилитации (для детей в возрасте до 18 лет). Именно на основании заключения ПМПК заполняется данный раздел, где подробно прописывается каждый пункт. ИПР не является обязательным документом при оформлении ребенка в школу, но наличие ИПР позволит защитить права ребенка, т.к. индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (Ст. 11 ФЗ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

В Программу психолого-педагогической реабилитации (для детей в возрасте до 18 лет) вноситься запись об уровне образования (начальное, среднее) с указанием типа образовательного учреждения (обычное общеобразовательное, специальная группа обычного общеобразовательного учреждения, специальное (коррекционное) общеобразовательное и др.) и формы обучения (индивидуальная программа, надомное обучение, заочное обучение, семейного образования и др.) в получении которого нуждается ребенок-инвалид согласно заключению федерального учреждения МСЭ. Срок указывается федеральным учреждением МСЭ.

При семейной форме обучения одного из родителей принимают на работу в качестве педагога, и заключают Трудовой договор.

В этой ситуации есть один подводный камень. Он заключается в следующем: Один из трудоспособных родителей, осуществляющий уход за ребенком инвалидом, получает компенсационную выплату согласно Указу Президента РФ от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами".

Компенсационная выплата осуществляется к пенсии, назначенной нетрудоспособному гражданину, в период осуществления ухода за ним в порядке, предусмотренном для выплаты соответствующих пенсий.

Компенсационная выплата назначается лицу, осуществляющему уход, независимо от родственных отношений и совместного проживания с нетрудоспособным гражданином.

Осуществление компенсационной выплаты прекращается в следующих случаях:

а) смерть нетрудоспособного гражданина либо лица, осуществлявшего уход, а также признание их в установленном порядке умершими или безвестно отсутствующими;

б) прекращение осуществления ухода лицом, осуществлявшим уход, подтвержденное заявлением нетрудоспособного гражданина (законного представителя) и (или) актом обследования органа, осуществляющего выплату пенсии;

в) назначение лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера;

г) назначение лицу, осуществляющему уход, пособия по безработице;

д) выполнение нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы;

е) истечение срока, на который нетрудоспособному гражданину была установлена I группа инвалидности либо категория "ребенок-инвалид";

ж) достижение ребенком-инвалидом возраста 18 лет, если ему по достижении этого возраста не установлена I группа инвалидности;

з) помещение нетрудоспособного гражданина в государственное или муниципальное стационарное учреждение социального обслуживания;

и) лишение родителя, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом, родительских прав.

Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты (Постановлением Правительства РФ от 4 июня 2007 г. N 343).

Из этого следует, при поступлении родителя на работу в качестве педагога он лишается компенсационной выплаты. Но есть один выход из этой ситуации. Нужно заключать не трудовой договор, а гражданско-правовой на оказание платных образовательных услуг. Заказчиком является школа, а исполнителем является родитель.

Выводы: При оформления ребенка в школу по семейной форме обучения следует иметь ИПР инвалида с четкой формулировкой по форме обучения. Это необходимо для защиты его прав на получение образование.

Для сохранения компенсационной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом, следует заключать Договор на оказание платных образовательных услуг.

В.Н. Алакозов.

Юрист НБПФ САД "ВИТА"


 

Особенности развития детей с церебральным параличом в первые два года жизни

Некоторые особенности психического развития


Книга, раздел которой мы сегодня публикуем, написана Еленой Филипповной Архиповой - профессором кафедры логопедии МГОПУ им. М.А. Шолохова.

Для выявления возможностей психического развития детей, страдающих церебральным параличом, большое значение имеет оценка уровня развития их сенсорных функций, ориентировочно-познавательных реакций, эмоционального и звукового общения с окружающими.

Обследование детей в возрасте до 5 месяцев показало, что характерным для них является кратковременность бодрствующего состояния, прерываемого сном. Причем на фоне бодрствования часто возникают отрицательные реакции. У некоторых детей отсутствует врожденный рефлекс движения глаз, возникающий под влиянием движущегося в поле зрения раздражителя. Зрительное сосредоточение появляется лишь после 4—8 месяцев и характеризуется рядом патологических особенностей: косоглазием, нистагмом, влиянием патологических тонических рефлексов на мышцы глаз и др.

Зрительное прослеживание длительное время характеризуется фрагментарностью, скачкообразностью и ограничением поля зрения. Значительно задерживается у них развитие зрительных, слуховых и ориентировочных реакций, а на любой оптический и слуховой раздражитель возникает притормаживание общих движений, в том числе и сосания. Двигательного же компонента, т. е. поворота в сторону раздражителя, вызвать не удается. В результате этих нарушений у детей первых 5 месяцев жизни ориентировочные реакции выражены слабо или отсутствуют вообще. У некоторых детей вместо ориентировочных реакций на оптический или слуховой раздражитель возникают защитно-оборонительные реакции: вздрагивание, плач, испуг. У детей, перенесших гемолитическую болезнь новорожденных, ориентировочные реакции на слуховой раздражитель либо отсутствуют, либо отмечается нарушение акустической установки на звуки или речь, а слуховое сосредоточение появляется очень поздно - после 5-17 месяцев. Нарушение сенсорного восприятия приводит к невозможности установления с детьми эмоционального контакта, что, в свою очередь, тормозит появление первых положительных эмоций. Так, улыбка у детей с ДЦП возникает лишь к 3- 6 месяцам.

Описанная патология наблюдается у детей с наиболее тяжелым поражением мозга. В более легких случаях у детей с опозданием, но все же формируются зрительное и слуховое сосредоточение, эмоциональные реакции развиваются в соответствии с возрастом. Однако комплекс оживления не всегда содержит в себе все существенные компоненты: в одних случаях оно проходит без двигательных реакций, а в других - без голосовых.

У части детей не удается установить эмоционального контакта в силу отсутствия у них интереса к окружающему и потребности общения с людьми. Эти дети не выделяют мать, не обращают внимания на игрушки, не гулят, их голосовая активность проявляется в монотонном крике, по которому невозможно определить желание ребенка.

Недостаточность зрительно-моторной координации отмечается у всех детей этого возраста: дети не тянутся к игрушке, не захватывают предложенную игрушку, так как зрение активно не направляет движения руки к оптическому объекту. Некоторые дети могут удерживать вложенную в руку игрушку, но не стараются ее рассмотреть, ощупать, дотянуть до рта.

Для детей, страдающих церебральным параличом, в возрасте от пяти месяцев до одного года характерно неравномерное развитие - отдельных психических функций: восприятия, зрительно-моторной координации, ориентировочно-познавательных реакций, эмоционального и звукового общения с окружающими.

У них в силу недостаточности слухового восприятия и недоразвития моторики имеет место слабость деятельности слухового анализатора. Эти дети с трудом локализуют направление звука или, хорошо реагируя на обычные звуки, не обращают внимания на речь. В этом возрасте у них не формируется первичное понимание речи: они не смотрят на обращающегося к ним взрослого, не прислушиваются к его голосу, не реагируют на свое имя, на смену интонации, голоса. У детей, не имеющих нарушений слухового восприятия, развитие импрессивной речи успешно идет в том случае, если уровень их дифференцированных эмоций достаточно высок.

Наиболее характерными нарушениями зрительного восприятия являются следующие: косоглазие, нистагм, сужение поля зрения (как вверх-вниз, так и влево-вправо), влияние патологических тонических рефлексов на мышцы глаз, трудности фиксации взора на интересующем объекте.

У подавляющего большинства детей ярко выражена недостаточность в развитии движения рук: они не могут дотянуться до игрушки и схватить ее из-за плотно сжатых кулаков. При попытках захватить игрушку отмечается тремор рук и промахи. Ребенок не тянется к игрушке, удаленной от него на 25- 30 см, а берет только находящуюся непосредственно перед глазами.

Движения их скованны и однообразны. Из-за неловкости движений ребенка игрушки часто падают на пол, при этом некоторые дети не прослеживают взором упавшую игрушку.

У детей этого возраста наблюдается слабость эмоционально-волевых проявлений: у них не создается собственного положительного эмоционального фона при общении со взрослым, при виде игрушки.

Средства общения детей с окружающими людьми крайне ограничены: чаще всего это маломодулированный крик или выразительные движения глаз. Такими безречевыми средствами общения пользуются очень многие дети. В большинстве случаев в процессе общения проявляется следующие особенности психической деятельности детей, страдающих церебральным параличом: низкий эмоциональный фон, инактивность, высокая истощаемость, неустойчивость внимания.

Вместе с тем встречается и другая категория детей, для которых характерен удовлетворительный уровень развития эмоциональных реакций и ориентировочно-познавательной деятельности, а также понимание обращенной к ним речи. Эти дети различают интонации голоса, реагируют на свое имя, выполняют простые речевые инструкции, знают названия некоторых игрушек. Несмотря на двигательную недостаточность, они активны, заинтересованы в общении с человеком, криком привлекают к себе внимание взрослого, бурно выражают эмоциональные переживания. Во время занятий эти дети настойчивы в достижении цели, например, многократно повторяют одно и то же движение, чтобы захватить игрушку и произвести с нею какое-либо действие.

У детей, страдающих церебральным параличом, в возрасте одного- двух лет жизни отсутствует активность зрительного восприятия: они не отыскивают глазами удаленный или упавший предмет, не рассматривают игрушку, не оглядываются по сторонам в новой обстановке. Отсутствие или недостаточность практической деятельности отмечается у большинства детей, что в ряде случаев объясняется ограниченностью возможностей зрительного восприятия, недоразвитием зрительно-моторной координации или ориентировочно-познавательной деятельности в целом. Дети затрудняются воспроизвести показанные взрослым действия с игрушками, плохо включаются в игру, не могут организовать собственную игровую деятельность. При самостоятельных занятиях с игрушками они не в состоянии использовать их по назначению - покатать машину, вызвать звучание пищащей игрушки и т. п.

У детей с церебральным параличом из-за двигательной и сенсорной недостаточности крайне затруднена связь с окружающим миром, что значительно замедляет развитие их познавательной деятельности; так у этих детей ограничены познавательные интересы, нарушена акустическая установка на звук или голос человека, снижен эмоциональный тонус; они инактивны. Лишь у некоторых детей развитие познавательной сферы находится в пределах нормы.

Общение детей с окружающими чаще всего реализуется посредством недифференцированных движений тела, сопровождающихся немодулированной вокализацией. На более высоком уровне развития эмоциональных реакций общение ребенка со взрослыми строится посредством дифференцированных мимических реакций и звуковых проявлений. В ряде случаев дети пользуются такими средствами общения, как жест, мимика, лепет, лепетные слова.

Существенные трудности встречаются при обследовании импрессивной речи детей с церебральным параличом, и часто окончательно решить вопрос об уровне импрессивной речи можно только после обучающего эксперимента. Это вызвано тем, что развитие понимания речи у обездвиженного ребенка, имеющего сенсорные нарушения, в значительной степени зависит от взрослого, от того объема информации о предметах и их свойствах, которые он получает: Поэтому в ряде случаев имеет место сенсорная депривация, не правильное воспитание. В связи с этим, характерной особенностью импрессивной речи детей является то, что они хорошо запоминают названия игрушек, предметов, находящихся в поле их зрения, но не могут часто отыскать хорошо знакомый предмет, удаленный на некоторое (1 - 1,5 метра) расстояние, так как для этого требуется активный поиск глазами, свободный поворот головы. У некоторых детей отмечается четкая диспропорция в развитии голосовых реакций и импрессивной речи: гуление и лепет еще отсутствуют, а понимание речи уже начинает формироваться.

Особенностью эмоционально-волевой сферы детей этого возраста является в одних случаях вялость и безучастность, а в других случаях, наоборот, обидчивость и возбудимость. Например, одни дети равнодушны к игре, не реагируют на игрушки, не заинтересованы в общении. Другие дети, наоборот, активны во время занятия, радуются новым игрушкам.


 

Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать?

И в заключение - выдержки из книги "Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? Коррекционно-педагогическая работа с не говорящими детьми". В свободном изложении...

1.Занимаясь с ребенком, старайтесь, чтобы занятия были ему интересны, чтобы он проявлял инициативу, учитывайте его предпочтения в выборе игр и книг.

2.Проверяйте насколько хорошо понимает вас ребенок:

- Покажи зайку, машинку, куклу

- Дай зайку, машину...

- Обними маму

- Закрой глаза

- Помаши ручкой

- Возьми маму за руку и иди домой

- Возьми у меня карандаши и положи их на стол и др.

3.Обратите внимание на развитие слухового внимания ребенка

Покажите муз. инструменты, дайте послушать как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадать, что звучало

Обращайте внимание на домашние звуки (Спрашивайте: Что там шумит? Это пылесос, это миксер...)

Привлекайте внимание к различным шумам и звукам: это капает дождь, вот гудит машина…

Сделайте вид, что говорите по телефону, малышу наверняка захочется повторить вас...

Почаще пойте короткие песенки, декламируйте стихи, приучайте слушать кассеты с детскими песенками, сказками...

Расширяйте кругозор: прогулки, экскурсии, поездки и обязательно комментируйте все, что видите, что делаете! Детально проговаривайте что происходит и должно произойти!

Вызывайте у ребенка инициативу к общению! Для этого попытайтесь наладить процесс общения с ним и сделайте его интересным, вызывайте потребность в нем.

Для стимулирования собственно речи можно попробовать применить следующие приемы:

ДИАЛОГ

Взрослый и ребенок - партнеры в диалоге, постарайтесь, чтобы стечение жизненных обстоятельств "спровоцировало" ребенка на ответ, на высказывание!!!!, поощряйте любую речевую и неречевую реакцию ребенка (даже жесты, даже отдельные звуки!!!)

1. Инсценировки:

Подойдут любые стихи и песенки в виде диалога:

-Был сапожник?

-Был!

-Шил сапожки?

-Шил!

-Для кого сапожки?

-Для пушистой кошки

или, например:

-Кто живет под потолком?

-Гном

-У него есть борода?

-Да!

-И манишка и жилет?

-Нет

-Как встает он по утрам?

-Сам

-Кто с ним бегает вдоль крыш?

-Мышь

-Кто с ним утром кофе пьет?

-Кот

-И давно он там живет?

-Год

-Ну,а как его зовут?

-Скрут

-Он капризничает, да?

-Ни-ког-да!

Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов-диалогов. Можно сделать простейшие иллюстрации (в этом случае ребенок при затруднении с выбором слова может указать на картинку, а вы уже произнесете четко и с выражением то, что он не смог сказать)

Хороши для инсценировок сказки Носова, Сутеева, Житкова, Бианки ...

2. Вопросы:

Для этого ребенка ставят в ситуацию, в которой ему необходимо отвечать, хотя бы односложно: да или нет:

а) Хочешь есть?

Ты не замерз?

Видишь машину?

б) Предложения, предполагающие отрицательный ответ на вопрос, как бы провокация:

Ты не играешь? (когда ребенок играет)

Ты сидишь? (когда он идет) и т.д.

в)Ответы на вопросы: Кто это? Что это?

Кто там пришел? Кто летит?

(нужно на первых порах подбирать простые одно-двухсложные слова мяч, дом, суп, кот, ваза, бусы, муха, сумка, вилка, елка и затем трехсложные: собака, машина и т.д.

Взрослый принимает любой вариант ответа, при этом сам обязательно ненавязчиво дает правильный образец, утрированно подчеркивая ритмический рисунок слова и логическое ударение.

г)Вопросы Что делает? (ставит перед необходимостью употреблять глаголы :идет, стоит, бежит, дает, играет, несет, ест, пьет, плачет, говорит, моет, строит

Игры:

"Куклы разговаривают"( две пальчиковые куклы говорят между собой)

"Праздничное чаепитие" (за столом спрашивайте ребенка: Ты какой хочешь чай - теплый или холодный? Что тебе дать - печенье или конфету?

"Кормление зверей" (объясните ребенку, что кошка любит молоко, собака - косточки, мишка - мед. Предложите накормить игрушечных зверей)

д)Вопросы на появление в речи указательных местоимений: там, тут, здесь, вон Где мама? Где мишка?

3. Команды (то есть использование глаголов в повелительном наклонении)

Наиболее значимы команды, которые происходят в естественных условиях в реальной жизни и играх: иди, сядь, помоги, ешь, пей, смотри, стой, лови, пусти и т.д. Постарайтесь, чтобы в течение дня такие команды повторялись как можно чаще!!! Отказ выполнить просьбу ребенка, выраженную жестом может спровоцировать негативную реакцию. вплоть до прекращения игры и общения, поэтому поощряйте любой доступный вариант звукового оформления ответа малыша: иди - ди, дай-дяй-дя, читай-титяй-тяй-тя

4. Домашний театр

Ребенок является активным наблюдателем и вначале будет просто слушать взрослого, повторять за ним, затем копировать интонацию, отдельные звуки и слова.

Сюжеты для инсценировок могут быть любыми доступными ребенку и интересными ему.

Имитация и звукоподражание

- в присутствии малыша говорите за разных зверей, имитируя звуки, издаваемые ими: гав-гав, мяу, ква-ква

- произносите междометия, отражающие эмоциональные состояния: ах, ох, ой-йой-йой (ребенок, заражаясь вашей реакцией будет повторять)

Лучше при этом создавать реальные ситуации: Маме холодно- Бррр!

Укладываем игрушки спать - Баю-бай!

Кормим - Ням-ням

Играем в прятки - Ку-ку!

Смотрим как капает вода - Кап-кап

Едем на лошадке - Но-но

- договаривание потешек,сказок

Гуси-гуси!

Га-га-га

Есть хотите?

Да-да-да!

или "Сказка Курочка Ряба",где ребенок добавляет за курочку - ко-ко, за мышку - пи-пи, бабушку - ай-яй-яй!

Речевой материал должен быть интересен ребенку, учитывайте это при его отборе.

Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

"Ха-ха-ха

Да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи

Да бyх-бyх!

Бy-бy-бy

Да бе-бе-бе,

Динь-динь-динь

Да трюх-трюх!"

Раз, yвидя паyка,

Страшно испyгался.

Но, схватившись за бока,

Громко рассмеялся:

"Хи-хи-хи

Да ха-ха-ха,

Хо-хо-хо

Да гyль-гyль!

Ги-ги-ги

Да га-га-га,

Го-го-го

Да бyль-бyль!"

А yвидя стрекозy,

Страшно рассердился,

Но от смеха на травy

Так и повалился:

"Гы-гы-гы

Да гy-гy-гy,

Го-го-го

Да бах-бах!

Ой, ребята не могy!

Ой, ребята,

Ах-ах!"

Или отрывок из сказки "Трое из Простоквашино", когда почтальон Печкин стучится в дверь, а ему отвечает галчонок.

Стихи

Конечно сразу не получится заучивать стихи, но важно, чтобы ребенок на первых порах просто слушал стихи и отхлопывал ритм или же проговаривал отдельные слоги и слова.

Подарил мне папа

Льва!

Ох, и струсил я сперва!

Я два дня

Его боялся,

А на третий —

Он сломался!

вот еще:

Под крыльцом построен дом –

Лубяная крыша.

Кто живёт в домишке том?

Ну конечно мыши!

Из зерна они пекут

Вкусные лепёшки

И мышонка берегут

От соседки-кошки

и еще:

Купите лук, зеленый лук,

Петрушку и морковку,

Купите нашу девочку,

Шалунью и плутовку!

Не нужен нам зеленый лук,

Петрушка и морковка.

Нужна нам только девочка,

Шалунья и плутовка!


Ну а я сегодня с Вами прощаюсь.
Всего Вам самого доброго.
Любви и терпения!



© Наталья Гузик. "Папам и мамам об особых детках", 2005-2008 гг.

В избранное