Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Папам и мамам об особых детках"


 

"Папам и мамам об особых детках"


Выпуск N 126

2008-06-15

Тираж: 4018 экз.


* * *

"Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!"


* * *

Пишите мне:
natali-dok@mail.ru

Сайт рассылки:
Gold-Child.Ru

Архив рассылки:
На Gold-Child.Ru

Редакционный совет:

Н. Гузик - главный редактор

Н. Ратушна - ответственный редактор

Члены редакции:

М. Алекс,

А.И. Бороздин,

В. Боровская,

О.Г. Граф,

И. Глушенков,

Н.Н. Иващенко,

В.А. Качесов,

Р. Крайнова,

Е. Крестик,

Т. Пачколина,

В. Труфанов,

Е. Фалилеева


Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня Вы можете прочитать:

  • В Москве проходит Всероссийская выставка "Больные дети против рака".[прочитать]
  • Знакомим с материалами Круглого стола "Семья и ребенок-инвалид" [прочитать]
  • Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. С чего начать помощь ребенку, отстающему в развитии [прочитать]


 

Всероссийская выставка "Больные дети против рака"

В Москве 30 мая 2008 года в Федеральном информационном телеграфном агентстве "ИТАР-ТАСС" состоялось открытие Всероссийской выставки "Больные дети против рака", организованной в рамках программы "Миллиард мелочью" Союзом благотворительных организаций России.

Главная цель этого мероприятия – привлечь внимание взрослых к проблемам детской онкологии и собрать благотворительные средства для спасения детских жизней от такого страшного недуга, как рак.

На выставке представлено 100 рисунков больных раком детей, находящихся на лечении в ведущих онкоцентрах Российской Федерации (г. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Балашиха Московской области).

Формат выставки – передвижной. В течение всего лета детские рисунки будут экспонироваться в столице России на площадях, предоставленных партнерами СБОРа по первой Национальной благотворительной программе "Миллиард мелочью".

Стартовав в информационном агентстве "ИТАР-ТАСС", благотворительная выставка пройдёт в сети семейно-развлекательных центров "Стар Гэлакси": с 31 мая по 15 июня - в торговом доме "Пражский пассаж" (ст. м. Пражская), с 16 по 30 июня - в ТЦ "Твой дом" (ст. м. "Каширская"). Затем она продолжится в сети кинотеатров "Формула кино": с 1 по 15 июля - в кинотеатре "Горизонт" (ст.м. "Фрунзенская"), с 16 по 31 июля - в кинотеатре "Прага", (ст. м. "Савеловская"). Потом экспозиция переедет на две недели в Государственный академический театр имени Евг. Вахтангова (с 1 по 15 августа), а завершится в Центральном доме журналистов (с 16 августа по 5 сентября).

Каждый посетитель выставки может оказать помощь авторам этих рисунков и другим тяжело больным ребятам. Для этого в местах размещения экспозиции установлены ящики-накопители для сбора пожертвований.

Еще один способ помочь детям – отправить любую (даже пустую) спасительную SMS на короткий номер 5035. Со счета автоматически спишут 20 руб. После вычета налогов, как того требует закон, эти деньги будут перечислены на лечение ребят, нуждающихся в экстренной медицинской помощи. Правда, этот способ доступен только абонентам ОАО "МегаФон".

Проявить милосердие к нуждающимся в помощи и сострадании ребятишкам также можно, приняв участие в благотворительном аукционе, который будет завершать выставку. Союз благотворительных организаций России планирует провести его 5 сентября в канун Дня города Москвы в Центральном доме журналистов. Кроме детских рисунков, экспонирующихся на выставке "Больные дети – против рака", на аукцион будут выставлены лоты, представленные фирмами-соисполнителями первой Национальной благотворительной программы "Миллиард мелочью" и рядом других социально ориентированных бизнес структур, а также друзьями СБОРа из числа частных лиц.

И ещё. Помочь тяжело больным детям также можно, приобретая каталог детских рисунков, экспонирующихся на выставке. Кроме самой выставки купить каталог также можно, обратившись в СБОР по электронной почте: sbor@sbornet.ru или по телефону: (495) 225-13-16.

Все деньги, вырученные от продажи каталога, детских рисунков и других лотов аукциона, а также от полученных SMS, Союз благотворительных организаций России направит на лечение больных раком детей.

Подробная информация о Всероссийской выставке "Больные дети – против рака" на сайте http://www.sbornet.ru/.

Дополнительная информация:

Тел: (495) 291-24-45, 291-69-72, 8 (910) 451-73-63;

e-mail: porik@apcom.ru (Алёна Порик)

или тел. (495) 225-13-16, e-mail: pressa@sbornet.ru (Шуанат Кадырова)


 

Материалы Круглого стола "Семья и ребенок-инвалид"

14 мая в Прес-центре Государственного Кремлевского Дворца прошел Круглый стол, на котором предпринята очередная попытка решить проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Разумеется, столь сложные проблемы невозможно решить за 2 часа работы. Но, интересно услышать мнение тех, кто сейчас при власти, и, вроде бы, пытается что-то изменить. Да, мы знаем, что это - в очередной раз. И все говорилось ранее неоднократно. Ощущение попытки "защититься" от назойливых вопрошающих - налицо. И все же... есть и что-то новое. А именно: понимание того, что отмахнуться в очередной раз не удасться и, все же, придется что-то делать, искать и находить.

Сегодня мы знакомим Вас с тезисами выступлений Шараповой Ольги Викторовны - директора Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Минздравсоцразвития России, и Алексея Ивановича Бороздина - директора Центра Бороздина из Новосибирска. Совершенно разные по тональности, эти тезисы показывают на пропасть между теми, кто работает, и кто только "отчитывается". И, все же, мы, такие разные, вынуждены искать то общее, что нам позволит находить выход из тупика. А, значит, мы - в одной лодке и Бог нам в помощь.


Шарапова Ольга Викторовна

Директор департамента медико-социальных проблем семьи,

материнства и детства Минздравсоцразвития РФ

Вопросы реализации мер социальной защиты детей-инвалидов в Российской Федерации

На 01.01.2008 в России зарегистрировано 533,926 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет (на 01.01.2007г. – 554,0 тыс.), из них получателей социальной пенсии – 526,5 тыс. человек и 7,4 тыс. детей-инвалидов, получающих трудовые пенсии по случаю потери кормильца.

Около 500 тыс. детей-инвалидов воспитываются в семьях, чуть более 28 тыс. - воспитываются в 151 детском доме-интернате системы социальной защиты населения (дети с тяжелыми умственными и физическими дефектами, которые не могут себя обслуживать и нуждаются в постоянном постороннем уходе), а так же до 5 тыс. детей-инвалидов находятся в 249 доме ребенка системы здравоохранения.

Уменьшение численности детей-инвалидов за прошедшие годы связано как с изменением подходов к установлению инвалидности у детей (изменение критериев инвалидности), так и объективными социально-демографическими условиями (снижением рождаемости), а также проведением комплекса мероприятий по профилактике инвалидности и реабилитации детей-инвалидов.

Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными по-прежнему являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей.

Государственная политика в Российской Федерации в отношении детей-инвалидов направлена на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

В настоящее время различные аспекты жизнеобеспечения, защиты прав и законных интересов детей-инвалидов урегулированы Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, в соответствии с которым основную часть обязательств берет на себя федеральный центр, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.

Новые федеральные обязательства позволили усилить адресность социальной защиты детей-инвалидов в части обеспечения техническими средствами реабилитации, необходимыми лекарственными средствами, путевками на санаторно-курортное лечение, проездом к месту лечения и обратно с сопровождающим лицом.

Государство гарантирует детям-инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, которые утверждены Правительством Российской Федерации и предоставляются за счет средств федерального бюджета (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12. 2005 № 2347-р).

Обеспечение детей-инвалидов техническими средствами реабилитации осуществлялось в 2007 году исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах средств федерального бюджета, выделенных и перечисленных Фонду на эти цели, в соответствии с Правилами обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005г. № 877.

В 2007 году в исполнительные органы Фонда за обеспечением техническими средствами реабилитации обратилось 60,6 тыс. детей-инвалидов, по заявлениям которых оформлено 265,9 тыс. заявок, из числа которых исполнено 219,9 тыс. заявок, что составляет 82,7%.

По исполненным заявкам было обеспечено 49,8 тыс. детей-инвалидов техническими средствами реабилитации (в том числе протезно-ортопедическими изделиями) в количестве 11720,1 тыс. единиц на общую сумму 822112,6 тыс. рублей.

В части обеспечения детей-инвалидов путевками в санаторно-курортные учреждения.

В 2007 году в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации было подано 99 тыс. заявлений на санаторно-курортное лечение детей-инвалидов (в 2006 году – 118,5 тыс. заявлений), из них более 68,0 тыс. детей-инвалидов (68%) были обеспечены санаторно-курортным лечением (в 2006 году –83,9 тыс. путевок, что составляло 70,8% от числа поданных заявок для детей-инвалидов).

При этом на санаторно-курортное лечение в летний период было предоставлено более 20, 7 тыс. путевок. Таблица обеспечения в 2007 году детей-инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение в рамках предоставления набора социальных услуг в региональном разрезе прилагается.

Обеспечение всех детей-инвалидов, нуждающихся в санаторно-курортном лечении путевками и предоставление им проезда к месту лечения возможно при условии увеличения финансирования Фонда социального страхования Российской Федерации из государственного бюджета на эти цели.

В части повышения качества медицинской помощи новорожденным с целью снижения показателя детской инвалидности следует отметить, что в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" предусмотрена программа "Родовый сертификат", реализация которой позволит улучшить материально-техническую базу и лекарственное обеспечение учреждений родовспоможения.

Кроме того, в мероприятия приоритетного национального проекта "Здоровье" включен неонатальный скрининг, как одно из важных направлений медико-генетической службы в профилактике наследственной и врожденной патологии у детей. В 2007 году всего обследовано 6 838 325 детей на 5 наследственных заболеваний, выявлено 875 всех случаев заболеваний.

В настоящее время внедрение неонатального скрининга в субъектах Российской Федерации и его финансовая поддержка из федерального бюджета позволили укрепить и расширить лабораторно-диагностическую базу неонатального скрининга медико-генетической службы. Приняты меры по расширению штатов и набора помещений медико-генетических консультаций и приведение медико-генетической службы в соответствие с существующими нормативными правовыми документами в этой области. Проведение различных форм обучения специалистов позволило повысить их знания в области диагностики и лечения скринируемых наследственных заболеваний.

Последовательная реализация всех мероприятий данного направления позволяет обеспечить раннее выявление тяжелых наследственных и врожденных заболеваний у детей и принятия необходимых мер по коррекции заболеваний, их своевременному лечению, профилактике детской инвалидности и развитию тяжелых осложнений указанных болезней, таких, как умственная отсталость, слепота, а также снизить обусловленную ими детскую смертность. Это в свою очередь позволит в будущем создать детям возможности и условия для нормального развития, получения образования, профессиональной подготовки, последующего трудоустройства и полноценной жизни.

Необходимо добавить, что в 2007 году 30997 больным детям (17,7% от всех больных) была оказана высокотехнологичная медицинская помощь в федеральных медицинских учреждениях и учреждениях субъектов Российской Федерации (в 2006г.-25 427 детям; в 2005г.-22935 детям).

На федеральном уровне решающее значение в становлении и развитии новой системы работы с детьми-инвалидами и их семьями имеет федеральная целевая программа "Дети России" на 2007–2010г.г., утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007г. № 172, в которую входит, в том числе, направление "Семья с детьми-инвалидами".

Предельный (прогнозный) объем затрат за счет средств федерального бюджета на весь период реализации мероприятий указанного направления (2007-2010г.г.) составляет 2544,9 млн. рублей, в том числе на капитальные вложения - 1963,8 млн. рублей, на прочие расходы-575,1 млн. рублей, на НИОКР-6,0 млн. рублей.

Финансирование и реализация мероприятий федеральной целевой программы "Дети России" способствует общим подходам всех ведомств, несущих ответственность в сфере защиты прав и законных интересов детей-инвалидов, их социальной поддержке и улучшению положения; дополнительному привлечению финансовых средств из внебюджетных источников; открывает возможности для более полной включенности семей с детьми в социальное окружение; создает условия, обеспечивающие активную жизненную позицию каждого ребенка-инвалида в зависимости от возможностей.

Важнейшим направлением работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации является развитие и укрепление системы учреждений социального обслуживания, созданной в предыдущее десятилетие, которая в настоящее время включает 294 реабилитационных центра для детей-инвалидов (против 33 в 1994 году) и более 600 отделений реабилитации на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей и детских домов-интернатов (против 38 в 1994 году).

Особенностью большинства реабилитационных учреждений для детей-инвалидов является их многопрофильность, что дает возможность оказывать реабилитационные услуги детям-инвалидам с различной патологией.

Анализ информации, поступившей от органов власти субъектов Российской Федерации показывает, что детские реабилитационные учреждения в настоящее время имеют достаточные возможности для успешной реализации реабилитационных мероприятий для детей-инвалидов. Расширяется спектр предоставляемых учреждениями услуг, внедряются новые технологии и методы реабилитации. Практический опыт показал, что только комплексные реабилитационные учреждения могут обеспечить детей-инвалидов максимально полной и своевременной реабилитацией, способствующей адаптации к жизни в обществе, семье, обучению и труду.

В детских реабилитационных центрах за десятилетний период прошли реабилитацию более 930 тыс. детей-инвалидов и более 720 тыс. семей, имеющих детей-инвалидов, получили консультации и необходимую социальную помощь.

В реабилитационных учреждениях для детей-инвалидов ежегодно разрабатываются авторские программы и методики, которые помогают в реабилитационном процессе.

Результатом развития и укрепления системы специализированных учреждений для детей и подростков с ограниченными возможностями становится их территориальная доступность, увеличение численности обслуживаемых в них детей-инвалидов, повышение качества предоставляемых реабилитационных, социальных и медицинских услуг.

Отдельно следует отметить, что целый ряд вопросов, касающихся реабилитации, образования детей-инвалидов, создания для них безбарьерной среды жизнедеятельности, условий для занятий спортом, творчеством относятся к ведению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В этой связи органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации должна проводиться целенаправленная работа по определению приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении детей-инвалидов.

В целях повышения уровня жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов, создания условий для реализации индивидуальных программ реабилитации, получения детьми-инвалидами образования, профессиональной подготовки, социальной адаптации практически во всех субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые документы, регулирующие дополнительные меры по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-инвалидов, региональные целевые программы в рамках полномочий, созданы информационные системы банков данных семей, воспитывающих детей-инвалидов (Республики Башкортостан, Бурятия, Карелия, Татарстан, Хакасия, Алтайский, Красноярский и Хабаровский края, Архангельская, Воронежская, Кемеровская, Курская, Мурманская, Оренбургская, Рязанская, Саратовская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская области и др.).

В обширной совокупности проблем реабилитации и интеграции в общество детей-инвалидов отдельно следует отметить вопрос, связанный с организацией воспитания и обучения умственно отсталых и глубоко умственно отсталых детей-инвалидов, вынужденных в силу социальных условий проживать в детских домах-интернатах системы социальной защиты населения.

С целью позитивного изменения ситуации по конкретному решению организации воспитания и обучения умственно отсталых и глубоко умственно отсталых детей и в целях повышения эффективности и качества социального обслуживания, Минздравсоцразвития России подготовил и направил в субъекты Российской Федерации приказ от 12.08.2005 г. № 524 "Об утверждении Рекомендуемых штатных нормативов персонала стационарных учреждений социального обслуживания "Детский дом-интернат для умственно отсталых детей" и "Детский дом-интернат для детей с физическими недостатками".

В названных рекомендациях предусмотрены дополнительные должности специалистов медицинского и педагогического профиля, которые смогут оказать ребенку-инвалиду необходимую помощь в решении вопроса его жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, педагогического и социального характера. В домах-интернатах предполагаются медико-социальное, психолого-педагогическое, социально-трудовое направления деятельности.

Вместе с тем следует иметь в виду, что расширение штатов в данных учреждениях находится в компетенции учредителя и влечет за собой материальные затраты из бюджетов субъектов Российской Федерации, которые самостоятельно определяют направления расходования финансовых средств.

Кроме того, в целях обеспечения согласованных действий, направленных на принятие дополнительных мер по реализации полного и всестороннего обеспечения конституционного права на получение образования каждого из детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах, Минздравсоцразвития России совместно с Минобрнауки России подготовил и направил письмо (от 04.04.2007 г. №№ 2608-ВС и ВФ-577/06) в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с разъяснениями по конкретному решению вопроса организации обучения и воспитания детей-инвалидов в указанных учреждениях в соответствии с действующим законодательством.

Материальное обеспечение детей-инвалидов.

В соответствии с действующим законодательством в настоящее время материальное обеспечение детей-инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям, а также компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

По нормам Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" дети-инвалиды имеют право на назначение социальной пенсии за счет средств федерального бюджета. Социальная пенсия детям-инвалидам назначается в размере 100% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и индексируется в порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Согласно статье 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату взамен предоставления им отдельных видов льгот, размер которой подлежит индексации в порядке и в сроки, определенные Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для индексации размера базовой части трудовой пенсии.

Кроме того, трудоспособные лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, имеют право на получение ежемесячной компенсационной выплаты, установленной в соответствии с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2008 "О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами" в Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" с 1 июля 2008г. в размере 1 200 рублей.

Указанная выплата производится к установленной ребенку-инвалиду пенсии в период осуществления ухода за ним. При этом период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за ребенком-инвалидом, в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности.

Необходимо добавить, что в соответствии со статьей 28 "Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан" Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного закона, в том числе одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет.

Предусмотренные в указанных федеральных законах меры социальной защиты детей-инвалидов распространяются по всей территории Российской Федерации, также как и меры социальной защиты, предусмотренные другими нормативными документами, принятыми на федеральном уровне.

Отдельно следует отметить, что с целью совершенствования нормативной правовой базы по социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов Министерством подготовлены нормативные документы: принято постановление Правительства Российской Федерации от 07.04. 2008 № 247 "О внесении изменений в правила признания лица инвалидом", а также постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (начало действия с 01.10.2008 года).

Поименованным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 247 определен перечень заболеваний, согласно которому инвалидность устанавливается без указания срока переосвидетельствования не позднее 2 лет после первичного признания лица инвалидом, что существенно облегчит процедуру установления статуса "ребенок-инвалид" и устранит необходимость ежегодного переосвидетельствования для подтверждения указного статуса. Вместе с тем, при равноценной важности решения всего комплекса проблем детей-инвалидов, на сегодня наиболее актуальным является задача принятия дополнительных мер материальной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Бороздин Алексей Иванович

Директор Городского центра абилитации Бороздина А.И., МОУ

г. Новосибирск

О формах работы МООУ "Городской Центр А.И.Бороздина"

Городской Центр А.И.Бороздина начал свою работу 1 декабря 1991 года как "Школа Бороздина", со штатом из трёх педагогов, на протяжении 7 лет работавших на общественных началах.

В 1998 году приказом мэра г. Новосибирска В.А. Толоконского "Школа" была учреждена как Муниципальное оздоровительно-образовательное учреждение городской Центр А.И. Бороздина.

Абилитационный процесс

АБИЛИТАЦИЯ (от ср.-век. лат. habilitatio – создание способности), восстановление физических и умственных способностей детей-инвалидов, официально признанных неизличимыми и необучаемыми. В результате абилитации неполноценные дети способны поступить в обычную среднюю школу. В России абилитационные центры стали возникать в 1990-е годы и получили значительную поддержку со стороны общественных организаций и благотворительных фондов, в т.ч. зарубежных. К особенностям деятельности абилитационных центров относится применение для абилитации не только методов медицины, детской психологии, специальной педагогики, но и в значительной мере музыки, изобразительного искусства, а также творческого, индивидуального подхода к каждому ребенку. Наиболее известен в России абилитационный центр в Новосибирске под руководством А.И. Бороздина.

(Социальная энциклопедия, Москва, Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 2000, с. 13).

В Центр поступают дети с тяжёлыми нарушениями умственного и психо-физического развития: синдром Дауна, ранний детский аутизм, олигофрения (разной степени), ДЦП и не уточнённые диагнозы. В большинстве случаев основной диагноз осложнён вторичными дефектами.

По Уставу учреждения, Центр могут посещать дети в возрасте от 3-х до 12-ти лет.

Работа Центра основана на комплексном (полисенсорном) воздействии на мозг больного ребёнка по всем возможным каналам связи: визуальному, аудиальному, кинестетическому, эмоциональному и др.

Срок работы с ребёнком в Центре не ограничен и определяется решением педсовета, в зависимости от уровня развития ребёнка.

Главная цель работы Центра: содействие формированию личности у детей дошкольного возраста с нарушением психического и психофизиологического развития тяжёлой формы средствами и методами абилитационной педагогики через создание целостного психолого-педагогического комплекса для развития социальной адаптации и интеграции в общество, в интересах личности, общества и государства, достижения обучающимися определённых образовательных уровней.

Главные задачи работы Центра: формирование интереса к совместной деятельности; развитие коммуникативных способностей;

На сегодняшний день в Центре существуют 2 уровня развития.

Первый уровень (он же основной)

3 занятия по 30 минут 2 раза в неделю:

- музыка;

- изобразительная деятельность;

- общее развитие (ознакомление с окружающим миром; развитие познавательных процессов; гармоничное физическое развитие ребёнка; формирование эмоций).

На этом уровне занятия строго индивидуальны. Работа проводится педагогической "тройкой" (педагог музыки, изобразительной деятельности, общего развития).

Второй уровень

"Квази-школа" - высшая ступенька развития в Центре, своеобразный трамплин для дальнейшего обучения детей в других образовательных учреждениях. На этих занятиях дети объединены в пары. Занятий тоже три:

- развитие элементарных математических представлений;

- развитие речи с элементами логопедии, чтение и письмо;

- развитие мелкой моторики через прикладную деятельность.

Социализация

Как правило, ребёнок с тяжелыми нарушениями развития приходит в Центр, не имея навыков общения. Для работы с ним в Центре разработаны и применяются 4 этапа социализации.

Первый этап

По достижении такого уровня развития, когда ребёнок готов общаться с другим ребёнком, их объединяют в пару. Эти пары тщательно подбираются, имея в виду совместимость по характеру, по темпераменту и др. Такие пары направляются в "квази-школу".

Второй этап

Групповое занятие. Продолжительность 30 минут, 1 раз в неделю. В этот день основные занятия сокращаются до 20 минут каждое, чтобы оставшиеся 30 минут использовать для проведения этого занятия.

Занятие проводится в составе смены. Смена состоит из двух педагогических "троек", таким образом, на занятии одновременно шестеро детей и столько же педагогов. За каждым ребёнком закреплен педагог, на протяжении всего занятия он помогает ребёнку справляться с заданиями.

Главная задача этого занятия – привыкание к коллективу.

Сценарий каждого занятия разрабатывается отдельно. Примерное содержание такого занятия:

1. Приветствие, в котором педагоги пропевают под ф-но: "Здрав-ствуй-те, ре-бя-та!" и вместе с детьми отвечают: "Здрав-ствуй-те!". Далее приветствуется каждый ребенок в отдельности.

2. Игра, в которой обыгрываются текущие события: времена года, праздники, дни рождения и т.д.

3. Хоровод, закрепляющий игру;

4. Релаксация: под колыбельную педагоги вместе с детьми садятся или ложатся на ковер и в течение 3-5 минут успокаиваются;

5. Новая активность: марш, динамичные упражнения, весёлый танец и т.д.;

6. Ролевые игры, развивающие, в том числе поведенческие навыки: умение ждать, уступать, помогать друг другу и др.

7. Прощание, в котором дети и педагоги несколько раз пропевают хором под ф-но: "До-сви-да-ни-я!".

Третий этап

Комплексное занятие. Продолжительность 1 час, по средам, 1 раз в неделю.

Комплексное занятие не совпадает с днями основных занятий и проводится для большинства детей Центра в большом зале.

В этом занятии участвуют все педагоги Центра. Здесь тоже за каждым ребёнком закреплен педагог или родитель; один из педагогов является ведущим, второй - музыкант. Расписана очерёдность ведущих, в результате чего каждый педагог имеет возможность проявить свои способности в этом качестве.

Комплексное занятие включает в себя разные виды деятельности:

- групповые игры;

- коллективное ИЗО-творчество;

- физические упражнения;

- коллективные логопедические задания;

- упражнения по психомоторике;

- ритмические упражнения;

- хороводы, песни, танцы и т.д.

Самое важное здесь то, что на этом занятии задействованы все виды деятельности, которые ребёнок получает на индивидуальных занятиях.

Четвертый этап

Общие тематические утренники. Проводятся 4 раза в год: осенний, новогодний, весенний и выпускной.

Утренник – это высшая ступень социализации детей Центра.

На утренники приходят педагоги Центра, дети, их родители, бывшие выпускники, а также все желающие: журналисты, специалисты, студенты-практиканты.

Проводят утренники педагоги Центра, студенты-практиканты и школьники старших классов местных школ.

Утренники – это общие праздники, где главным действующим лицом является детский коллектив Центра.

На протяжении этого праздника с помощью взрослых дети выступают уже и как солисты: один споёт песенку, другой расскажет стишок, третий станцует, и всё это в контексте тщательно разработанного сценария, учитывающего общий уровень развития детей в целом.

Методическая работа

С 1 декабря 1991 года по сегодняшний день принципы работы Центра не изменились.

Одним из принципов является открытость занятий.

С 1 сентября 1992 года, когда первые педагоги "Школы" адаптировались к новой для них работе, стало возможным посещение занятий специалистами, журналистами и всеми желающими с последующим обсуждением увиденного.

После первых публикаций в печати работа "Школы" заинтересовала российских и зарубежных специалистов. Они смотрели занятия, писали свои научные отзывы, чем укрепляли понимание в правильности выбранного пути.

После проведения занятий педагоги "тройки" обсуждают и корректируют индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка.

Динамика развития детей отслеживается также с помощью периодических видеозаписей занятий (примерно 1 раз в 3 месяца).

Вместо бессмысленных и бесполезных поурочных планов педагогами ведётся регулярная послеурочная запись с анализом проведённого занятия. На каждого ребёнка заведена отдельная тетрадь. На основе этих записей выводится кривая развития ребёнка, и результаты анализа докладываются "тройками" педагогов на педсоветах, которые проводятся 2 раза в год.

В 90-е годы с семинарами о принципах и результатах своей работы сотрудники Центра посетили различные города России от Петербурга до Владивостока. Особое внимание было уделено городам Западной Сибири.

За период с 1995 по 2007 гг. сотрудники Центра приняли участие в работе 4-х международных конгрессах, 18-ти общероссийских конференциях и множестве семинаров в Москве и других городах России.

С 2002 года педагоги Центра принимают активное участие в работе межрегиональных научно-практических конференций при НГПУ (г. Новосибирск) с проведением семинаров, "круглых столов" и мастер-классов.

Специалисты Центра на протяжении 4-х лет читали спецкурс "Абилитационная педагогика" в Томском филиале Московского открытого педагогического университета.

С 2004 года проводятся ежемесячные методические семинары для педагогов Центра по вопросам абилитационной педагогики.

С 2005 года педагоги Центра принимают участие в подготовке и проведении семинаров ОГУ "Областной методический Центр абилитационной педагогики" с целью трансляции абилитационного опыта специалистам Новосибирской области и в семинарах НИПКиПРО.

Начиная с 2005/06 учебного года, в Центре проходят практику студенты Новосибирских вузов:

- Новосибирского государственного педагогического университета;

- Новосибирского гуманитарного института;

- Новосибирского государственного университета.

Студенты, проходя практику в Центре, принимают активное участие не только на занятиях с детьми, но и на детских утренниках, в семинарах, а также участвуют в тренингах для родителей и педагогов, включают полученные на практике знания в свои курсовые и дипломные работы.

С сентября 2006 года с целью профилактики синдрома эмоционального сгорания в Центре проводятся тренинги для педагогов.

О работе Центра дважды докладывалось Верховному комиссару ООН по правам человека М. Робинсон.

В 2000 году было издано монографическое эссе "Этюды абилитационной педагогики (из опыта работы "Школы Бороздина")".

На данном этапе готовятся к печати "Этюды абилитационной педагогики – 2".

Работа с родителями

Когда специалистами Центра были получены устойчивые результаты в работе с детьми с тяжелыми формами умственной отсталости, на первое место вышла проблема работы с их родителями.

Эта работа началась с сентября 2004 года. Она включает:

- психологические тренинги на актуальные для родителей темы;

- индивидуальное психологическое консультирование родителей;

- "Родительский клуб" (начал свою работу с октября 2006 года).

Специалисты нашего Центра бесплатно консультируют родителей, имеющих детей с тяжёлыми нарушениями развития.

Итоги работы

75 детей, страдающих тяжёлыми формами умственной отсталости, с 1999 по 2007 гг. прошли курс абилитации в Центре А.И. Бороздина.

Из них поступили в образовательные учреждения разных типов 59 детей (75%). 19 детей, также имевших при выпуске положительную динамику развития, распределились так: 5 остались дома, как сложились судьбы оставшихся 11, неизвестны.

К примеру, в 2006/07 учебном году из Центра выпущено 17 детей. Они поступили:

- в общеобразовательные школы – 2;

- в коррекционные школы – 9;

- в ДОУ – 2;

- в реабилитационный центр – 1;

- в центр развития – 1;

- в Центр Детского Творчества – 1;

- неизвестно – 1.

В данный момент в Центре проходят курс абилитации 52 ребёнка.

Наши координаты

МООУ городской Центр А.И. Бороздина:

630117, Новосибирск-117, ул. Иванова, 44, телефон/факс +7-383-332-57-42

ОГУ Областной Методический Центр Абилитационной Педагогики:

630117, Новосибирск-117, ул. Иванова, 44, телефон/факс +7-383-332-85-10

e-mail: borozd@sibmail.ru


 

С чего начать помощь ребенку, отстающему в развитии

Больше играйте с детьми!

Помощь ребенку в умственном, физическом, речевом, нравственном и эстетическом развитии - это огромный повседневный труд родителей и окружающих ребенка лиц. В этом нелегком труде ведущая роль принадлежит организации игр.

Игру с детьми, отстающими в развитии, родителям и взрослым, воспитывающим их, следует рассматривать не как забаву, а как терапевтическую процедуру, которую надо проводить регулярно и целенаправленно. Выбор игры и ее проведение должны осуществляться с учетом возраста ребенка, его умственных и физических возможностей.

Одних детей приходится учить правильно использовать игрушки, с другими можно начать с довольно сложных игровых действий, включающих развитие зрительного и слухового внимания, памяти. У третьих с помощью игры можно формировать обобщающие понятия (овощи, фрукты, посуда и т.п.).

Однако с каким бы ребенком ни проводилась игра: малышом или старшим дошкольником, очень отстающим в развитии или не очень, - непременным условием игры должно быть создание у ребенка радостного чувства, которое поддерживается взрослым, ставшим равным ее участником.

Для каждого ребенка игра является ведущей деятельностью. В игре ребенок учится мыслить, развивает свои способности и сноровку, внимание, память, вырабатывает настойчивость и выдержку.

Игра вызывает чувство удовлетворения, знакомит ребенка с окружающими предметами и явлениями природы, формирует его чувства, наблюдательность и речь.

Дети, отстающие в развитии, как правило, либо не умеют играть, либо их "игра" носит своеобразный характер: проявляя интерес к игрушке, они долго ею не занимаются и часто используют не по назначению. Характерно желание сломать игрушку.

Если ребенок не умеет играть, не может сосредоточить свое внимание на какой-либо одной игрушке, хватается за все или, наоборот, бессмысленно повторяет одно и то же действие, например, часами заводит волчок или многократно открывает и закрывает кран с водой, - то такого ребенка необходимо скорее научить играть.

Обучение игре можно проводить как в неожиданно создавшейся для этого ситуации, так и в специально отведенное время, желательно до кормления ребенка. В первое время продолжительность игры целиком зависит от интереса и желания малыша, но с привитием у него вкуса к игре она должна стать его потребностью и может продолжаться часами.

О потребности детей в игре и игрушках знают все взрослые, но не все умеют подобрать нужную игрушку.

Какую выбрать игрушку?

Выбирая игрушки, родители прежде всего должны учитывать возраст, умственные и двигательные возможности ребенка.

Не следует очень маленьким детям, тем более ребенку, отстающему в развитии, предлагать слишком сложную игрушку. Так, например, полуторагодовалому малышу не надо давать заводную металлическую игрушку, в которую он не может вставить ключ. Такой игрушкой ребенок не играет, а стучит по столу или об пол. "Неинтересная" игрушка вызывает раздражение, а игра заканчивается поломкой неподходящего подарка или слезами.

Выбирая игрушку, помните, что игровая деятельность ребенка должна сочетать в себе физическую активность (например, приобретение двигательных навыков пальцев рук при надевании колец на остов пирамиды) с умственной (выбор колец в определенном порядке).

Советуем учесть следующее:

в возрасте до 1 года ребенок познает предмет, прикасаясь к нему, учится брать предмет. В этот период он учится слушать, знакомится с цветом. Дайте ребенку погремушку, резиновых животных, издающих разнообразные звуки. Помните, что надо выбирать яркие и обязательно красивые по форме игрушки;

от 1 года до 2 лет - возраст первых конструктивных представлений, когда дети начинают что-то складывать, сооружать. предложите ребенку вложить один кубик в другой или одну матрешку в другую. Можно собрать пирамидку, сложить колодец из брусочков или палочек. Кубики, несложные пирамидки, деревянные вагоны и животные всех видов - вот подбор игрушек для этого возраста;

от 2 до 3 лет мальчики и девочки по-разному проявляют свои склонности: девочки начинают одевать, кормить, причесывать кукол, мальчики же предпочитают машины, самосвалы, автобусы, пароходы и т.п. В этом возрасте девочке лучше давать мягкие куклы, а мальчику деревянные машины всех видов;

с 3 лет дети вступают в период вопросов: "Что это?", "Почему?". У них сильно развивается воображение. После 3 лет игра значительно усложняется: девочки часами могут играть в куклы, изображая мать, врача, продавца и т.п. Мальчики любят быть то летчиками, то шоферами, то космонавтами;

с 4 лет и мальчики, и девочки предпочитают игры на свежем воздухе: самокаты, велосипеды, лыжи, мячи. С этого возраста дети начинают устанавливать в игре правила, а их постройки становятся сложными и продуманными.

Таким образом, в разном возрасте дети играют по-разному и предпочитают разные игрушки. Можно сказать, что и у игрушек есть свой возраст.

Как учить играть и какую игру выбрать?

Для начала разделите все игрушки вашего ребенка на те, которыми он будет пользоваться по своему желанию, и те, которые будут использованы вами в дидактических, т.е. обучающих, целях, и не будут попадать в поле зрения малыша до тех пор, пока вы их ему не предложите, что и явится для него приятным сюрпризом.

Если ребенок совсем не умеет играть, необходимо начать с обучения его простейшим действиям с игрушкой, привлекшей внимание. Взрослый предлагает, например, вместе покатать в коляске куклу или мишку, вместе с ребенком кормит или поит куклу, укладывает спать, накрывает одеялом и т.п.

В момент совершающихся действий с игрушками взрослый неторопливо проговаривает простыми словами и фразами все то, что видит ребенок. По нескольку раз называет хорошо знакомые ребенку игрушки и то, что с ними происходит.

Совершая совместные игровые действия, взрослый обращает внимание ребенка на последовательность производимых действий, например: "Сначала куклу Машу мы искупаем, а потом вытрем. Вытри ее полотенцем. Вот так, хорошо. А теперь положим куклу спать" и т.д.

Создавая игровые ситуации и обучая детей осмысленным действиям с игрушками или предметами, взрослый должен вызвать у ребенка радостное отношение и интерес к игрушке. Этого можно достичь только в том случае, если родитель искренен в своем положительном эмоциональном настрое к детской игре. Малейшая неискренность взрослого будет тотчас же воспринята ребенком и вызовет у него негативную реакцию.

Полезно стимулировать у детей отраженные действия, а именно: "сделай, как мама, как папа, или брат, или сества".

Вот несколько примеров обучения детей, совсем не умеющих играть.

Поиграем на гармони (дудочке, барабане и др.). Взрослый показывает ребенку озвученную игрушку, издает на ней звук, сопровождая пением: ля-ля-ля. Берет малыша за руку, побуждая сделать то же самое (постучать по барабану, подуть в трубу и др.). Продвигаясь по комнате, играя и напевая, взрослый добивается, чтобы ребенок следил за движущимся источником звука.

Куда укатился мячик (шарик). Взрослый садится за стол и берет к себе на руки ребенка. Прокатывая по столу от себя мяч или шарик, взрослый привлекает внимание к катящемуся и исчезающему со стола предмету. Затем предлагает ребенку отыскать его на полу.

Поймай зайчика (обезьянку, мишку). Взрослый прячет за подушку игрушку, предупреждает ребенка, чтобы он ее поймал, как только она выглянет. Сначала игрушка появляется в одном и том же месте, но затем то справа, то слева от края подушки. В заключение игрушка может появляться в разных местах. Важно, чтобы ребенок следил за ее передвижением.

Катание мяча от взрослого к ребенку и обратно. Ребенок сидит на полу, разведя ноги в стороны. В такой же позе сидит напротив него взрослый. Он катит ребенку мяч: "Лови!" И предлагает вернуть мяч обратно. Мяч прокатывается несколько раз.

Бросание мяча по показу взрослого: вверх, о пол, в стену, через голову и т.п. Постарайтесь, чтобы ребенок имел возможность сам доставать мяч из мест, куда тот закатился.

Подражание движениям рук, ног, головы, плеч. Например, взрослый ставит ребенка против себя, затем поднимает руки вверх и делает мелкие движения кистями рук: "птички полетели". Предлагает ребенку сделать то же самое: "Покажи, как птички полетели", "Поболтаем ножками", "Покачаем головкой" и др.

Нанизывание колец пирамиды. Кольца с простой пирамиды (не более 4-5 крупных элементов) снимают на глазах у ребенка. Взрослый, забрав все кольца себе, выдает их ребенку по одному. Когда ребенок научится нанизывать их на стержень, перед ним выкладывают все кольца и предлагают самому собрать пирамиду. При этом следует обращать внимание ребенка на то, что изо всех лежащих перед ним колец надо выбирать самое большое.

Бросание мелких предметов (мозаик, бусинок) в сосуд с узким горлышком или узким отверстием. Ребенок должен брать по одной и бросать в сосуд. Потряхивая сосуд, прислушиваться, много ли там бусинок или одна. Рекомендуется забрасывать бусинки попеременно то правой, то левой рукой.

Складывание небольших парных предметов, игрушек в мешочек. Ребенок из разбросанных перед ним предметов выбирает два одинаковых и опускает их в мешок, например: два кубика, две пуговицы, двух одинаковых зайчиков и др.

Класть ладошки на стол так, как их положил взрослый. Ребенок вслед за взрослым повторяет движения кистями рук: ладони прижаты к столу, обращены вверх, можно поставить их на ребро, зажать в кулаки и т.д. После того как ребенок научится повторять каждое движение в отдельности, попробуйте, чтобы он воспроизвел за вами две позы ваших рук, например: ладони вниз - ладони вверх или ладони на ребро - ладони вниз и др. (Эта игра особенно полезна детям со значительным отставании в развитии речи).

С более развитыми детьми, у которых уже есть потребность в осмысленной игре, можно разыгрывать события из их жизни или жизни семьи, фрагменты любимых сказок, телепередач. В такой игре персонажи легко заменить куклами, игрушечными животными, масками. Не забудьте заранее продумать сценарий и активно сопровождать действия речью.

Постепенно в игры с ребенком необходимо включать целенаправленные и регулярные упражнения для развития слухового и зрительного внимания. Для этого надо развивать умение правильно воспринимать, сличать и сортировать предметы по основным признакам: цвету, форме, величине и целостности. Важно также начать формировать умение терпеливо выполнять постройки по образцу, развивать подражание и запоминание.

Литература:

Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1993.


Ну а я сегодня с Вами прощаюсь.
Всего Вам самого доброго.
Любви и терпения!



© Наталья Гузик. "Папам и мамам об особых детках", 2005-2008 гг.

В избранное