Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Папам и мамам об особых детках"


 

"Папам и мамам об особых детках"


Выпуск N 129

2008-07-06

Тираж: 4127 экз.


* * *

"Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!"


* * *

Пишите мне:
natali-dok@mail.ru

Сайт рассылки:
Gold-Child.Ru

Архив рассылки:
На Gold-Child.Ru

Редакционный совет:

Н. Гузик - главный редактор

Н. Ратушна - ответственный редактор

Члены редакции:

М. Алекс,

А.И. Бороздин,

В. Боровская,

О.Г. Граф,

И. Глушенков,

Н.Н. Иващенко,

В.А. Качесов,

Р. Крайнова,

Е. Крестик,

Т. Пачколина,

В. Труфанов,

Е. Фалилеева


Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня Вы можете прочитать:

  • Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома.[прочитать]
  • Кому доступны звуки мира.[прочитать]
  • Сотрудничаем с семьей. Центр А.И. Бороздина.[прочитать]


 

Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома.

Статья размещена на сайте "Педагогическая библиотека" и публикуется с их разрешения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.

У детей с особенностями развития формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей не формируются, во всяком случае, полностью. Причин может быть много: различные нарушения движения, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций программирования и контроля, нарушения интеллектуального развития.

Формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является для них и их родителей жизненной необходимостью. Наша задача — помочь этим детям приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни.

Цели обучения:

достижение более высокой степени самостоятельности в освоении различных навыков самообслуживания детьми с особенностями развития;

обучение родителей работе по программе формирования навыков самообслуживания.

Предлагаемая программа, разработанная на основе опыта работы Центра лечебной педагогики (Москва), дает возможность обучать детей с различными нарушениями развития. Учитывая конкретные особенности и уровень развития детей, педагоги смогут выбрать из программы подходящие для обучения разделы.

В основу программы положена система пошагового обучения, разработанная американскими психологами (Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. "Путь к независимости"). Преимущество пошаговой системы состоит в том, что она позволяет быстро и эффективно обучить ребенка с особенностями развития определенному навыку "именно в том возрасте и в том объеме, в котором этот навык формируется в случае обычного развития". Для этого определяется уровень, на котором ребенок может самостоятельно совершить какое-либо действие внутри данного навыка, и следующий маленький шаг, которому надо ребенка обучать. Используется система поощрений (внимание, пищевое подкрепление — любимая еда или питье, любимые занятия и т.п.). Для каждого навыка расписаны последовательно шаги — от простого к сложному. Помощь взрослого по мере освоения действий внутри навыка уменьшается в объеме, сворачивается от физической помощи к жесту, а затем — к инструкции.

Задачи обучения:

определение текущего уровня развития данного навыка;

определение ближайших шагов;

отработка навыка внутри каждого шага;

разработка системы поощрений и контроля;

обсуждение результатов с родителями.

Формы работы:

индивидуальная (отрабатываются отдельные операции);

групповая (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу; кроме того, работает механизм подражания).

Решать отдельные задачи по обучению навыкам можно начиная с раннего возраста. В этом случае родители будут заниматься дома, а педагог — осуществлять контроль за прохождением программы. С четырехлетнего возраста, когда дети обычно начинают посещать занятия в Центре лечебной педагогики, навыки самообслуживания у детей или совсем не сформированы, или сформированы частично, в очень малом объеме.

Количество детей в одной группе — от 5 (дети со множественными нарушениями развития, с глубокой умственной отсталостью) до 8-9 человек (дети с эмоционально-волевыми нарушениями, с задержкой психомоторного и речевого развития). Такой количественный состав позволяет учитывать индивидуальные особенности детей во время групповой работы. Состав детей в группе в течение года, как правило, не меняется.

Продолжительность одного занятия, как индивидуального, так и группового, — 30 минут. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.

Работа с родителями:

создание заинтересованности у родителей: беседы о том, почему мы уделяем много внимания формированию навыков самообслуживания; обсуждение изменений в поведении, самовосприятии ребенка во время обучения; сравнение и оценка умений ребенка на начальном этапе, в середине и в конце обучения (с привлечением видеоматериалов);

обсуждение содержательной стороны понятия "навыки самообслуживания", необходимости специальной работы в этом направлении, знакомство родителей с программой;

заполнение родителями анкет или опросных листов, выявляющих уровень сформированности каждого навыка (Приложение 3);

определение вместе с родителями следующего шага в формировании навыка (Приложение 2), инструктирование по отработке дома данного шага (Приложение 1);

использование домашней видеозаписи занятий для консультирования родителей;

практическое занятие в присутствии родителей по обучению ребенка данному навыку;

обсуждение результатов работы совместно с родителями (Приложение 4);

обсуждение на родительских группах проблем и трудностей, возникающих при формировании навыков (таблица "Основные проблемы, возникающие во время обучения навыкам самообслуживания, и возможные пути их решения"). Оценка успешного продвижения по программе на примере конкретного ребенка. Поиск индивидуального пути формирования навыка у каждого ребенка путем побуждения творческой активности родителей (например, рассказ об удачно найденном способе обучения ребенка с множественными нарушениями развития).

Работа с ребенком

Уровни помощи педагога при работе с детьми:

совместное действие, осуществляемое "рука в руку" с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий;

частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам);

педагог помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого;

ребенок осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую речевую инструкцию педагога;

ребенок осуществляет действие сам, если программа действия выведена на предметный уровень (например, при одевании на каждом стуле лежит по одному предмету одежды в нужном порядке);

ребенок осуществляет действие полностью самостоятельно.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы

Сложность обучения социально-бытовым навыкам связана с нарушением контакта, трудностью произвольного сосредоточения и наличием страхов. Овладение навыком с трудом переносится в другую ситуацию. Неуспех может вызвать протест против повторной попытки неудавшегося действия. Поэтому очень важно создать ощущение успеха у ребенка, включать обучение навыкам в привычные, любимые дела, использовать "зрительную организацию" дня в виде расписания, организовать пространство вокруг ребенка, чтобы ему было ясно, где и каким делом он будет заниматься (Никольская О. С. и др. "Аутичный ребенок. Пути помощи").

Дети с выраженной (тяжелой) умственной отсталостью

При работе с этой группой детей необходимо учитывать инертность психических процессов, большой латентный период между предъявляемой информацией и ответной реакцией ребенка, часто выраженные двигательные проблемы. В связи с этим формирование навыков должно проводиться в медленном темпе, с большим количеством повторов одних и тех же действий. Важно правильно подобрать позу, например, для одевания, приема пищи.

Обычно с детьми такой группы на протяжении большого временного отрезка навыки отрабатываются "рука в руку" с педагогом, с максимальным привлечением внимания к происходящему: педагог помогает ребенку физически осуществить действие, направляет движения ребенка и координирует их. Например, при обучении самостоятельно есть ложкой взрослый своей рукой обхватывает руку ребенка и организует правильное движение. Постепенно физическая помощь уменьшается.

Дети с органическими поражениями центральной нервной системы, в том числе с гидроцефалией, детским церебральным параличом с выраженными нарушениями движений, с эпилепсией и эписиндромом

Здесь большое внимание уделяется консультированию родителей, подбору адекватных технических средств реабилитации (коляски, вертикализаторы, специальные приспособления, посуда и т.д.), организации пространства, подбору позы, в которой двигательные возможности ребенка будут реализованы наилучшим образом. Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность.

Дети с сочетанием двух и более нарушений развития, часто с сенсорными нарушениями (слуха, зрения, чувствительности)

При формировании навыков необходимо учитывать имеющуюся сенсорную дефицитарность. Например, при работе со слабовидящими детьми четко структурировать пространство, использовать предметное расписание (ячейки с различными предметами-символами, обозначающими предстоящее занятие). При работе со слабослышащими детьми — активнее задействовать зрительное восприятие (картинки, пиктограммы, предметы-символы, в зависимости от того, на каком уровне находится ребенок).

Дети дошкольного и младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями

Работа ведется по программе, представленной на предметном уровне (реальные предметы или их заместители, предметы-символы) или на символическом (расписание, составленное при помощи картинок или пиктограмм). Детей учат работать последовательно по заданной программе, контролировать каждое действие, подчинять свое поведение тем объективным требованиям, которые диктует данная ситуация.

Дети от 0 до 3-х лет с нарушениями формирования и функционирования речевых и интеллектуальных процессов разного происхождения и степени выраженности

Основной вид обучения — занятия родителей с ребенком дома. Педагог осуществляет контроль за освоением программы, проводит периодические консультации в сочетании с практическими занятиями.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

При организации процесса обучения бытовым навыкам необходимы правильная организация пространства, рабочего места, наборы бытовых и специальных предметов:

для формирования умения самостоятельно одеваться и раздеваться — шкафчик с полочками для одежды и обуви, удобные для детей по высоте сиденья - танкетки или стулья, наличие необходимой одежды (как правило, по сезону), карточки с изображением отдельных видов одежды, иллюстрированный план одевания;

для формирования умения самостоятельно принимать пищу — большие непромокаемые фартуки; ложки и вилки со специальными насадками на ручку; тарелки на присосках с одним более высоким краем (желательно); кружки с двумя ручками; соответствующий высоте стола стул и подставка под ноги (чтобы ребенок во время еды не болтал ногами, а имел опору); карточки с изображением отдельных видов еды;

для формирования умения пользования туалетом — ручки, прикрепленные к боковой стене, помогающие ребенку вставать и садиться; подставка под ноги, необходимая для опоры; набор разных сидений для унитаза;

для формирования умения умываться и ухаживать за собой — набор умывальных принадлежностей; легко открывающиеся ручки крана; зеркало на высоте, соответствующей росту ребенка.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ САМООБСЛУЖИВАНИЯ, И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Основные проблемы

Низкая мотивация родителей, позиция полной опеки, сложившийся стереотип отношений. (Родителям проще все делать самим, и они не видят смысла в обучении навыкам самообслуживания; особенно это касается детей с серьезными нарушениями двигательной и познавательной сферы)

Пути коррекции

Постоянная обратная связь с родителями, обмен информацией о достижениях ребенка. Проведение совместных с родителями занятий, когда педагог отрабатывает с ребенком конкретный навык в присутствии родителей, а через несколько занятий место педагога занимает родитель.

Обсуждение на родительских группах методов обучения детей с разными нарушениями развития навыкам самообслуживания. Совместный поиск различных приспособлений, помогающих успешному обучению навыку.

Основные проблемы

Низкая мотивация ребенка

Пути коррекции

Создание мотива и его постоянное подкрепление: "Как только оденешься, пойдем на улицу пускать пузыри" или "Надевай сам куртку (брюки и т.д.) и пойдем пускать пузыри". Педагог ставит перед ребенком задачу и терпеливо ждет, когда ребенок будет ее решать, побуждая к действию словами и жестами.

Основные проблемы

Поведенческие проблемы, связанные с нежеланием ребенка подчиняться общим правилам (пора уходить домой, все одеваются, а ребенок уходить не хочет, демонстрирует негативное поведение) или со сложившимся стереотипом поведения (у ребенка нет двигательных ограничений, но ложку в руки не берет, предпочитает, чтобы его по-прежнему кормила мама)

Пути коррекции

Построение четких границ:

а) пространственных — в раздевалке одеваемся, а покричать можно в соседней комнате;

б) временных — 15 мин. играешь, а потом идешь одеваться (если ребенку сложно уйти сразу, ему надо дать возможность постепенного перехода в другую ситуацию).

Отработка навыков в другой ситуации, изменение стереотипа (обучение есть ложкой вне дома: походы в гости, выезд в лагерь). Это дает возможность ребенку наблюдать за тем, как едят другие дети, включается механизм подражания.

Основные проблемы

Предъявление в семье к ребенку разных требований по вопросу обучения навыкам

Пути коррекции

Ознакомление всех членов семьи с тем, какой шаг отрабатывает сейчас ребенок, какой вид помощи ему необходим, какие действия ребенок уже может совершать самостоятельно (педагог консультирует родителей).

Основные проблемы

Трудности, связанные с нарушением двигательной сферы (проблемы удержания позы, координации, нарушений мелкой моторики и т.д.)

Пути коррекции

Педагог вместе со специалистом по двигательной терапии, с эрготерапевтом подбирает для ребенка правильную позу, консультирует родителей по поводу выбора необходимых ребенку средств технической реабилитации (вертикализаторы, коляски, наклонные доски), а так же специальной посуды и приспособлений для туалета.

Основные проблемы

У ребенка нет нарушений в двигательной сфере, но есть трудности, связанные с несформированностью схемы тела и особенностями межполушарного взаимодействия (частичное игнорирование полей зрения, не сформирована полностью схема тела, верхняя половина тела "изолирована" от нижней, не сформированы перекрестные движения). Например, ребенок не использует руки при надевании ботинок, не продевает ноги в брюки.

Пути коррекции

Специальные занятия, разработанные физическим терапевтом и нейропсихологом, направленные на формирование схемы тела, развитие зрительно-моторной координации, координированную работу рук и ног.

Педагог занимается с ребенком и консультирует родителей. Занятия направлены на привлечение внимания к ногам или рукам, на взаимодействие рук и ног (сенсорная стимуляция ног и рук, перешагивание, пролезание в обруч ногами, стимуляция хватательной функции, дифференцированных движений руками).

БАЗОВЫЕ НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

Работа по программе будет значительно эффективнее, если до начала занятий у ребенка уже есть элементарные базовые навыки опрятности, приема пищи, одевания и раздевания.

Навыки опрятности

Важно, чтобы физиологические процессы (опорожнение мочевого пузыря и кишечника) носили регулярный характер, т.е. чтобы у ребенка был регулярный стул и в течение дня он мог быть достаточно долго сухим (более часа). Также необходимо, чтобы ребенок осознавал, что из него что-то выходит наружу, и сообщал об этом взрослому жестом или словом. Если эти простейшие навыки полностью или частично не сформированы, родителям предлагаются следующие действия:

1. Необходимо, чтобы ребенок проводил часть дня без памперсов.

2. Родители должны обозначать словами соответствующие действия: "пи-пи", "а-а".

3. Дать возможность ребенку привыкнуть к горшку.

Навыки приема пищи

Чтобы сформировать навыки самостоятельного принятия пищи, ребенок сначала должен научиться делать следующее:

1. Произвольно выполнять движения головой, челюстью, языком и губами.

2. Брать бутылку руками.

3. Жевать и проглатывать полупротертую пищу.

4. Удерживать пищу руками, если взрослый вкладывает ее в руки ребенка.

5. Брать самостоятельно кусочки еды со стола.

Все это предполагает наличие у ребенка минимального контроля за своими движениями.

Навыки одевания и раздевания

Эти навыки всегда требуют некоторой степени развития двигательных функций. Ребенка необходимо научить тянуться к предмету, хватать его и затем выпускать из рук. Важна также способность удерживать равновесие. Нужно дать возможность ребенку:

1. Помогать одевать и раздевать себя соответствующими движениями рук.

2. Снимать носок, частично снятую через голову рубашку, шапку.

Моржина Е.В.

Центр лечебной педагогики г. Москва

Продолжение следует...


 

Кому доступны звуки мира?

Я думаю, что уже ни для кого не секрет, что слышим мы не ушами, видим не глазами, нюхаем не носом. Если секрет, то давайте не торопиться негодовать и попробуем порассуждать.

Глаза, нос и уши воспринимают весь доступный спектр ощущений и осязаний. Отсеивает за ненадобностью или невостребованностью слышимое, видимое и осязаемое наше сознание. Оно же и настраивает органы чувств на восприятие того, что жизненно необходимо человеку в данный момент.

Достаточно вспомнить случаи из жизни - бывает, что в упор не видим того, что лежит перед носом. Зато есть специалисты, которые одним взглядом охватывают такое количество вещей, вплоть до мельчайших деталей, что только удивляться впору. Также можно научиться видеть огромное количество оттенков цвета, особенно если ты художник. Можно видеть и свечение ауры.

Впрочем я хочу порассуждать не о том, что видим, а о том, что слышим . Мир полон звуков, причем для малышей он гораздо шире, чем для взрослых. Этот мир звуков заполнен массой шумов, которые иногда мешают малышу отличить единственный нужный звук - голос матери или другого близкого человека из всего окружающего шума. Конечно, малыш привык в материнскому голосу еще в утробе, к стуку сердца, к шумам ее организма и внешним шумам. Но они не были такими навязчивыми.

Малыш еще не научился отсеивать ненужные звуки и настраиваться на главный, жизненно важный. Впрочем по мнению некоторых исследователей, дети в это время могут слышать голоса из тонкого мира -ангелов, например. Замечали наверное, как, лежащий у себя в колыбельке, малыш вдруг улыбается кому-то, и "общается" с кем-то неведомым .

Настройка звукового восприятия продолжается до 10 летнего возраста.

Чтобы понять, как слышат младенцы, Вернер, профессор речи и слуха в Университете Вашингтона, опубликовавшая свои результаты исследования в майском выпуске Журнала Акустического Общества Америки, провела исследование.

Она изучила 73 младенцев в возрасте от 7 до 9 месяцев. Все они имели нормальный слух. Они слушали машинные звуки частот в диапазоне 1000 герц. Что-то подобное тоновому набору номера телефона. Иногда тон или шум были сыграны в одном звуке, замаскированные помехами. Звуки были сыграны на различных уровнях громкости, чтобы понять, могли ли они быть обнаружены в этом случае и влияет ли уровень громкости на восприятие. Испытуемые слышали звуки через наушник, вставленный на правую ушную раковину.

Компьютер беспорядочно производил четыре различных типа звуков. При этом младенцы были предварительно обучены отвечать, если они слышали звук. Наблюдатель вне кабины, следил за реакцией ребенка на звуковые сигналы через окно на мониторе, транслирующем сигнал с видеокамеры. Младенцы вознаграждались за ответ на звуковой сигнал запуском механической игрушки. Обычно младенцы реагировали на звук изменением физической реакции. Так же гарантией того, что они что-то слышали, были изменения в их мимике лица или резко обращенный взгляд на мать.

"Если вы - младенец, вы слышите в широкополосном диапазоне звука, что было необходимо нашим древним первобытным предкам для выживания", говорит Вернер. "Но в современной западной культуре младенец находится в большом дискомфорте. Весь шум, которыму мы все подвергаемся, делает наши собственные звуки трудными для восприятия младенцев. Практический урок от этого исследования состоит в том, что если вы говорите с младенцем или читаете ему историю или сказку, посторонние помехи в виде пения птиц, включенного телевизора или радио, звуков машин с улицы или дребезжания дрели соседа, могут быть проблемой для восприятия того, что вы ему читаете. Поэтому, ваша задача - выключить все возможные источники звуков и оградить ребенка от других посторонних внешних шумов".

По-моему, это правило может касаться не только малышей, но и более старших детей, учащихся школ, например. Прежде чем что-то спрашивать или объяснять им, нужно исключить посторониие звуки из их окружения. Дать им возможность настроится в тишине, то есть сделать паузу перед тем, как что-то сказать или спросить.

А может этот метод и для взрослых взять за правило?

Людмила Есипова

Логопед

Москва


 

Сотрудничаем с семьей. Центр А.И. Бороздина.

После бесед с родителями на тренингах, во время индивидуальных консультаций и после уроков, выделены трудности, которые приходится преодолевать семье, когда родители узнают, что их ребенок особый. Давайте вместе перечислим их:

1. Сильный стресс, вызванный таким известием. Известно, что семья, в которой родился ребенок с тяжелыми нарушениями развития, находится в условиях психотравматической ситуации.

2. Страх от неизвестности: что это такое, как это будет проявляться, почему это произошло с ними?

К рождению особого ребенка никто не может быть готов. Естественно, мы сейчас исключаем те ситуации, когда еще до рождения известен диагноз, или предпосылки каких-либо отклонений, и родители уже сделали выбор в пользу рождения такого малыша. Такие случаи – исключение из правил.

3. Неоднозначное и часто негативное отношение к ребенку и к семье при сообщении родителям диагноза ребенка.

Обычно это отвержение обществом в лице врача особого малыша, предложение сразу же отказаться от него, сдать его в детский дом, своеобразные запугивания трудностями и даже невозможностями его воспитания и, в связи с этим, многократное усиление негатива в сторону семьи особого ребенка. В редких случаях – это проявление внимательности, заботы, беспокойства, утешения, успокоения, совместного поиска вариантов его роста и развития. К сожалению, об историях, когда родители испытывали позитив со стороны врачей, представителей социальной защиты и т. д. именно при сообщении особенности своего ребенка, мы знаем только гипотетически. Очень часто даже родственники высказываются не в пользу такого малыша.

4. Соответственно, у родителей возникает чувство вины, особенно у мамы, перед собой, ребенком, окружающими. Начинается поиск причин рождения такого ребенка. Причины практически никогда не находятся, да и какой смысл их поиска, когда все уже свершилось. А нахождение причины – это только ухудшение положения, так как за этим следует обвинение другого, либо самообвинение.

5. Ухудшение материального положения, потому что кто-то, обычно мама, вынужден оставить работу, ведь необходимо постоянно находиться рядом с ребенком.

6. Изменяется социальный статус семьи. Теряется старый круг друзей и знакомых. Нарушается сложившаяся система семейных отношений.

7. Повышается тревожность. Начинают возникать стереотипы, оглядки на окружающих: что скажут, что подумают?

8. Возникает беспокойство о будущем семьи и ребенка, о его здоровье.

9. Возникает опасение не справиться с воспитанием особого ребенка. Рушатся надежды. Старые жизненные установки уже не работают, а новые еще не сформированы.

Все эти трудности ухудшают отношение к ребенку, что замедляет его развитие еще больше, и родителям нужно время, чтобы перестроиться, адаптироваться к ситуации и включиться в процесс заботы о своем ребенке и его воспитания. И все эти трудности во многом связаны с тем, что практически нигде еще нет общей системы абилитации: отсутствует информация об организациях, оказывающих такую специфическую помощь, нет информации о перспективах развития и обучения таких детей и их родителей.

Ведь в чем нуждаются родители особых детей?

– в психологической поддержке;

– в адаптации к той нестандартной ситуации, в которой они оказались;

– в общении с другими родителями, в объединении и в обмене опытом;

– в организации процесса развития своего ребенка.

Как происходит взаимодействие родителей и педагогов вы знаете сами.

Чтобы родители были ежедневно в курсе достижений и успехов своего ребенка необходимо обязательно беседовать с ними после уроков, демонстрировать родителям успехи ребенка, результаты его деятельности, полученные в процессе занятий.

После уроков детям нужно давать хотя бы маленькие домашние задания и составлять рекомендации родителям по выполнению этих заданий. Надо понимать, что домашние задания даются скорее не ребенку, а родителю, с тем, чтобы родители проводили больше времени с ребенком, использовали и закрепляли навыки и умения, достигнутые на уроках. Тем самым повышается уверенность родителей в себе: они начинают чувствовать, что могут участвовать в развитии ребенка и сотрудничать с ним.

Нам нужно еще больше привлекать родителей к активному участию в массовых мероприятиях и делах школы, опосредованно включая их в процесс абилитации. Это подготовки к утренникам, изготовление учебных пособий, помощь в оформлении стендов. Чем активнее родитель, тем он спокойнее и увереннее общается с ребенком.

Чему ребенок учится на уроках?

1. Вступать в контакт. Социализация – это первоочередная задача педагога при общении с ребенком.

2. Участвовать в деятельности. Как только контакт с ребенком установлен, сразу же начинается совместная деятельность. В самом начале это деятельность “рука в руке”, постепенно переходящая в самостоятельную.

3. Быть эмоциональным, радоваться успехам. При любом достижении, даже самом маленьком, педагог учит ребенка радоваться ему, хлопать в ладоши, хвалить себя.

4. Развивать речь. Очень часто неговорящие дети начинают говорить, когда пытаются читать или петь. Многие дети не умеют пользоваться речевым аппаратом и, лишь когда сформировано поле доверия к педагогу, зная буквы, зная песни, которые долгое время из урока в урок педагог повторяет, произносят свои первые слова.

5. Понимать, что необходимо в повседневной жизни. На уроках дети учатся застегивать пуговицы, надевать обувь, завязывать шнурки. Бывают и уроки – походы в магазин, когда ребенок сам делает выбор и сам впервые совершает покупку понравившегося ему продукта.

6. Знакомиться с окружающим миром. На уроках составляются коллажи из природных материалов, изучаются времена года, происходит изучение предметов быта, педагог с ребенком играют в ролевые игры с использованием посуды, мебели, бытовых принадлежностей.

7. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Раз в неделю проводятся комплексные занятия, где на уроке присутствуют одновременно несколько педагогов и несколько детей. Такие уроки посещают дети, которые способны вступать в контакт с другими детьми, или уже готовы этому научиться. В групповом взаимодействии дети учатся вести себя самостоятельно, опираться на себя.

8. Адаптироваться к школьной среде. Когда дети начинают воспринимать материал, давать обратную связь, взаимодействовать с другими детьми, тогда начинается новый этап социализации, так называемая квази-школа. Здесь, наряду с игровой деятельностью, происходит обучение детей письму, грамоте, чтению. На уроке с одним педагогом находятся одновременно два ученика. Пары подбираются долго и тщательно. Единственная цель – максимальное развитие особого ребенка.

Чему учится родитель параллельно с ребенком?

1. Понимать ребенка. Многим родителям язык и действия ребенка кажутся недоступными, расшифровка их происходит совместно с педагогами.

2. Позволять ребенку делать что-то самому. Если ребенок неохотно выполняет действия по самообслуживанию, родители учатся поощрять его к действиям, а не выполнять все за него.

3. Принимать и любить ребенка таким, какой он есть. При нарушенных ожиданиях родителям очень долго приходится перестраиваться, и при этом упускается драгоценное время по развитию и воспитанию ребенка. Многие родители учатся у педагогов Центра любить и принимать своего ребенка.

4. Помогать развивать речь. Логопедами и дефектологами родителям даются конкретные рекомендации по развитию речи.

5. Давать ребенку больше ответственности. Видя, как педагоги относятся к детям, какие дают задания, наблюдая процесс развития своего ребенка, родители начинают доверять своим детям выполнение все более ответственных поручений.

6. Испытывать радость жизни, лучше понимать себя. На тренинговых занятиях родители учатся разрешать себе быть более счастливыми.

7. Быть уверенным в себе и в способности обучать своего ребенка. Получая домашние задания, родители проводят с ребенком больше времени, ориентируются на успехи ребенка, продемонстрированные педагогом в процессе обучения ребенка.

8. Видеть перспективу развития себя и ребенка. Когда ребенок проходит по ступенькам социализации и достигает квази-школы, для родителей это означает, что их ребенок может обучаться в различного рода образовательных учреждениях. В опыте Центра А.И.Бороздина есть много случаев, когда дети, признанные необучаемыми, прозанимавшись несколько лет в нашем Центре, продолжали свое обучение в обычных общеобразовательных школах.

Давайте определим главные принципы для родителей.

  • Принятие ребенка.
  • Осторожность и постепенность.
  • Терпение и выдержка.

У каждого особого ребенка свой собственный темп развития. Мы сами не ждем быстрых результатов, и должны приучать к этому родителей.

Главным девизом в отношениях с особыми детьми мы могли бы назвать девиз “Не навреди!”. Бережное отношение к ребенку, к его внутреннему миру, постепенное формирование поля доверия, исследование зоны ближайшего развития, работа на опережение событий, использование любой ситуации в пользу ребенка, принятие ребенка в любом состоянии – это ключевые моменты при соприкосновении с особым ребенком.

Ирина Вайнер

Центр Бороздина

Новосибирск.


Ну а я сегодня с Вами прощаюсь.
Всего Вам самого доброго.
Любви и терпения!



© Наталья Гузик. "Папам и мамам об особых детках", 2005-2008 гг.

В избранное