Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Папам и мамам об особых детках"


 

"Папам и мамам об особых детках"


Выпуск N 143

2008-11-23

Тираж: 4176 экз.


* * *

"Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!"


* * *

Пишите мне:
natali-dok@mail.ru

Сайт рассылки:
Gold-Child.Ru

Архив рассылки:
На Gold-Child.Ru

Редакционный совет:

Н. Гузик - главный редактор

Н. Ратушна - ответственный редактор

Члены редакции:

М. Алекс,

А.И. Бороздин,

В. Боровская,

О.Г. Граф,

И. Глушенков,

О.В. Зонтова,

Н.Н. Иващенко,

В.А. Качесов,

Р. Крайнова,

Е. Крестик,

Т. Пачколина,

Е. Фалилеева


Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня Вы можете прочитать:



 

Здравствуйте, дорогие друзья.

Месяц назад мы с Вами расстались, объявив конкурс "Придумай сказку" и сообщив о приезде в Ригу, Москву и Киев Дугласа Домана – сына и исполнительного директора институтов Глена Домана.

Сегодня я хотела бы подвести промежуточные итоги и одного и второго мероприятия, а так же сообщить о прочих мелочах, которые, надеюсь, будут Вам интересны.


Итак, конкурс "Придумай сказку".

Благодаря информационной поддержке АСИ и сайта "Гранты и конкурсы", которая пришла совершенно неожиданно, но была очень своевременной, мы получили очень много сказок. Их авторы – и дети и взрослые, целые школы и детские садики, школы искусств и центры досуга. Просто удивительно: как много тепла, добра и света сохранилось в наших сердцах, несмотря на все трудности этой жизни.

Мы очень старались успеть хотя бы к понедельнику (сегодня) и выложить на сайт то, что уже пришло. И мы успели.

Сегодня каждый из Вас может посетить страничку сайта с работами конкурсантов, и проголосовать за понравившиеся.


Дуглас Доман посетил Москву 23 октября.

Прочитал лекцию "Путь к здоровью" – с синхронным переводом на русский язык, который организовали москвичи.

Некоторые говорили: "Мы думали, что будет "Ах!", а были истины, которые мы и так знаем..."

Что хотелось бы сказать по этому поводу, дорогие друзья и коллеги... Я всегда четко разграничивала "знание" и "делание". Потому что знать – это мало. Надо делать, ошибаться, набивать шишки, но приобретать СОБСТВЕННЫЙ опыт. Который только и подходит для взаимодействия Вас и Вашего ребенка.

Нет одинаковых детей, нет одинаковых мам и пап. И нет усредненных мероприятий по взаимодействию внутри семьи. Да и цели у всех разные: кто-то хочет только научиться читать, а кто-то хочет научиться всему и ходить в школу.

Дуглас Доман говорил обычные вещи. И все же, я Вам их процитирую.

"Нет такой вещи, как ложная надежда, но есть ложное отчаяние.

Время – враг ребенка с травмой мозга.

Каждый день без улучшений – ухудшение, так как его сверстники развиваются, а он отстает еще больше.

Никогда не делайте с ребенком того, чего Вы не понимаете или с чем не полностью согласны.

Объясняйте ребенку все, что Вы делаете, и почему делаете.

Доверяйте себе.

Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо другой.

Верьте в своего ребенка – тогда у Вас все впереди, и Вам нечего терять.

Ваш ребенок с травмой мозга крепче, чем Вы думаете.

Ваш ребенок с травмой мозга – самый храбрый член Вашей семьи.

Ваш ребенок с травмой мозга заслуживает лучшего – ищите это, найдите это и добейтесь этого для него, во что бы то ни стало.

Никогда, никогда, никогда, никогда не сдавайтесь."

Полный перевод брошюры "Путь к здоровью" выполнил Сергей Калинин. Он есть у меня. Единственной просьбой Дугласа Домана было –не размещать её в интернете. И давать только родителям больных детей.

Вы, уважаемые читатели, можете написать мне на e-mail – и я пришлю.


В Москве состоялась наша встреча с директором центра интегративного образования из Санкт-Петербурга Ольгой Викторовной Зонтовой. Приехала она на встречу со мной и с Дугласом не случайно. Благодаря ей в Питере создано региональное отделение нашего фонда.

Привезли коллеги и планы работы, которые с интересом были рассмотрены на общем собрании фонда. Надеемся, у нас получится их реализовать.

А еще мы долго вчетвером (Дуглас Доман, я, Ольга Зонтова и Николай Пудов – из Питера) обсуждали возможности нашего взаимодействия и строили планы... Это дело было настолько увлекательным, что Дуглас чуть не опаздал на чтение очередной лекции...


Следующая новость кажется рядовой. Но для нашего фонда она значима. Потому что, в ноябре уже заканчивается подписная компания на журнал "Чистый родник".

Что я считаю важным отметить.

То, что издание поддержал институт коррекционной педагогики и издательский дом "1 сентября", врачи, дефектологи, логопеды считают своим долгом писать в него статьи, чтобы рассказать родителям как заниматься с детьми. И от нас нужна такая малость –взять эти знания и начать что-то делать.

Я думаю, что нам это под силу.

Удачи нам всем!


 

МИМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Познавательное развитие ребенка базируется на его чувствах. При этом эмоции отражают заинтересованность малыша и влияют на его познавательную активность. Так, отрицательные переживания нежелание изучать окружающий мир, а положительные эмоции наоборот – способствуют активизации познавательного интереса ребенка.

Маленькие дети (в силу своих возрастных особенностей) не способны справиться с большим количеством эмоций, что значительно осложняет процесс познания окружающего мира. Поэтому главная задача близких ребенка – помочь ребенку научиться понимать свои эмоции и адекватно их выражать.

Именно поэтому для маленьких детей большое значение приобретает эмоциональная разгрузка. Лучшим средством эмоционального тренинга в таких ситуациях является мимическая гимнастика, которая помогает ребенку:

  • познать сущность эмоциональных состояний как собственных, так и окружающих людей;
  • развить произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций;
  • усилить глубину и устойчивость чувств;
  • разгрузиться от излишних переживаний, проявив свое эмоциональное состояние.

Рассмотрим ряд игровых ситуаций при проведении мимической гимнастики.

Игра 1. "Веселые мартышки".

Задачи игры:

  • развитие подражательной способности;
  • эмоциональная разгрузка от излишних переживаний, проявление веселья и радости.

Ход игры:

Взрослый, читая стихотворение, сопровождает свои слова движениями. Дети за ним повторяют.

Стихотворение:

Мы – веселые мартышки.
Мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем,


Хлопают в ладоши.
Мы ногами топаем,

Топают ногами.
Надуваем щечки,

Надувают щеки.
Скачем на носочках.

Прыгают на носочках.
И друг другу, даже,
Язычки покажем.



Показывают языки.
Дружно прыгнем к потолку,

Прыжок.
Пальчик поднесем к виску.

Крутят пальцем у виска.
Оттопырим ушки,

Руками оттопыривают уши.
Хвостик на макушке.

Помахать рукой у макушки.
Шире рот откроем,

Открывают рот.
Гримасы все состроим.

Делают любые гримасы.
Как скажу я цифру "три",
Все с гримасами - замри.



Замирают с гримасой.

Можно сфотографировать лицо каждого ребенка. Потом посмеяться всем вместе. Поговорить, кто, какую и зачем состроил такую гримасу.

Игра 2.

Задачи игры:

  • познать сущность эмоциональных состояний.

Оборудование и материалы:

Три прозрачных стакана с водой, кусок грязи или глины, блестки рассыпчатые (например, для ногтей), игрушка Би-Ба-Бо (на руку).

Ход игры:

Проводится веселая и наглядная беседа:

Взрослый: Это кто? Показывает игрушку.
Ребенок: Белочка Дуня.
Взрослый: Привет-привет. Здоровается за белочку.
Ребенок: Привет.
Взрослый: Посмотри, какая сегодня Дуня спокойная, у нее все хорошо. Настроение у нее хорошее, похоже на чистую воду. Мысли у нее ясные, ее ничего не беспокоит. Показывает стакан с водой.
Ребенок: Да.
Взрослый: А вчера Дуня была на каруселях и в аквапарке. Ей было очень весело.
Вот так.
В другой стакан с водой бросает блестки и перемешивает их.
Ребенок: Да. Помогает с блестками.
Взрослый: А иногда она бывает грустной, когда ее кто-то обидел. И мысли ее становятся такими же грустными. В другой стакан с водой бросает грязь и перемешивает.
Ребенок: Да Ребенок помогает.
Взрослый: А какое у тебя сейчас настроение. Покажи. Предлагает стакан ребенку с чистой водой, блестки и грязь.
Ребенок: Выполняет задание.
Взрослый: Может помогать наводящими вопросами и подсказками.

Кроме развивающего, данное задание можно охарактеризовать, как диагностическое. Т.к. с его помощью всегда можно определить какое настроение у малыша.

Игра 3. "Мусорное ведро".

Задачи:

  • познать сущность эмоциональных состояний;
  • разгрузиться от излишних переживаний.

Оборудование и материалы:

Мусорное ведро, фломастеры, бумага.

Ход игры:

Ребенку предлагается нарисовать все плохое и выкинуть это, скомкав, в мусорное ведро. Можно рисовать: слезы, дождь, занозу, плохой сон, крик и прочие возможные переживания. Абстрактные понятия взрослый может помочь изобразить ребенку.

Данная игра является психокоррекционной, т.е. хорошо избавляет от страхов и других негативных переживаний.

Игра 4. "Жалеем".

Задачи:

  • познать сущность эмоциональных состояний;
  • развить произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций.

Оборудование и материалы:

Нарисованные буквы.

Ход игры:

Ребенку предлагаются по одной картинки с буквами. Каждая буква обсуждается:

Взрослый: Посмотри, какая буква.
Она веселая?
Показывает букву А.
Ребенок: Нет.
Взрослый: А давай она будет радоваться. Дорисовывает ей глазки и улыбающийся ротик.
Ребенок: Давай.
Взрослый: А покажи, как ты радуешься?
Ребенок: Улыбается.
Взрослый: А это, какая буква? Показывает букву О.
Ребенок: О.
Взрослый: Посмотри, как она умеет удивляться. Дорисовывает ей глаза.
Ребенок: Да.
Взрослый: А как ты умеешь удивляться?
Ребенок: Удивляется.
Взрослый: Молодец.

Кроме того, что с ребенком проигрываются эмоции, данное задание позволяет весело повторить буквы. При этом другим буквам могут быть характерны такие эмоции:

  • У – капризуля, упрямица;
  • И – плакса, всегда плачет;
  • Ы – страшилка, любит всех пугать;
  • Э – нехочуха, ничего не хочет, ни кушать, ни ногти подстригать.

В результате проведения предложенной мимической гимнастики дети учатся проявлению различных эмоций и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Все это помогает лучше познать себя и других и снять психическое напряжение.

Успехов Вам и малышу.

Зонтова Ольга Викторовна,

Санкт-Петербург


 

Сказки и Сказкотерапия

Сегодня у нас в гостях Андрей Алексеевич Воронин. Насколько я понимаю, именно наш конкурс "Придумай сказку" позволил автору вспомнить, что он уже дедушка :).

Мечта была проста: хотелось, чтобы сказки нашли своих читателей. До настоящего момента они публиковались лишь однажды... в книге "Философия - детям. Диалог культур и культура диалога. Материалы Третьей Международной научно-практ. конференции. 4 - 7 июня 2008". Ох, ну и название. Не знаю как Вы, уважаемый читатель, а я такую книгу постеснялась бы и в руки взять. И была бы не права: сказки там чудесные. Итак, знакомьтесь. Сегодня у нас...

Барби

У всех моих подружек есть кукла Барби, а у меня нет. Они мне говорят – видишь, у нее голубые глаза, золотые волосы, самые длинные ноги и грудь как у большой. Вот я маме и говорю:

- Мам, купи мне Барби, я очень-очень хочу, ну пожалуйста! Я ее буду любить, больше всех, ну кроме вас с папой, конечно.

Мама говорит:

- А как же твоя Лялька, а как же Тютя и Клава?

А Лялька – это моя самая любимая кукла, она закрывает глаза и умеет разговаривать. Тютя – это мягкий рыжий щенок, а Клава - самая старая тряпочная кукла, она была еще у моей тети, ее тоже зовут Клава, и у нее остался только рот, а глаза уже отвалились. У куклы, а не у тети Клавы.

- Я их тоже буду любить, ну пожалуйста!

И вот мне купили Барби. В такой красивой коробочке, в красивом платье, белых туфлях и еще там было красное пальто с белым воротником – в самый раз. Она на всех так посмотрела и говорит:

- Я буду принцессой. Я же самая красивая, у меня самые длинные ноги и грудь как у взрослой, и золотые волосы.

И она стала у нас принцессой. Ни с кем не разговаривает, только смотрится в зеркало и прихорашивается. Но я же вижу, что ей хочется пообщаться, а с моими куклами она отношения уже испортила. Одной же скучно. Вот однажды она и говорит:

- Я собираюсь отдохнуть, поеду за границу, на остров принцесс. Если хотите, возьму вас с собой.

Все обрадовались, конечно, и мы поехали на остров принцесс. Зеленый диван у нас будет лужайка, за ней будет волшебный замок, он у нас вышит на коврике, а вокруг дивана будет Средиземное море.

А на острове уже собралось много принцесс. Все воображают, хвастаются. Зато мы все опять подружились, стали разговаривать, и даже наша Барби. И тут выяснилось, что скоро приедет принц выбирать невесту.

Ну, пришлось его самой рисовать, уж какой получится. Ножницами вырезала. Он получился красивый. добрый и хороший.

Начинается конкурс невест. Их спрашивают – кто что умеет делать. Ну, например, играть в шахматы, или на пианино. Или плавать. Или рисовать. А они все молчат, как языки прикусили. Тут всем стало понятно, что принцессы умеют только воображать, а больше и ничего. А вот наша Лялька умеет сочинять всякие истории, знает много сказок. Она хоть и болтушка, но зато никогда не врет. А Клава - у нее такой характер, что любовь до гроба, очень хорошая подруга, умеет хранить секреты, и никогда не капризничает.

Тютя верный и преданный друг и товарищ, всех защищает и охраняет, а в свободное время гоняется за своим хвостиком.

Принцессы видят, что дела их плохи и стали ссориться из-за принца, даже подрались. А мы только стоим в сторонке и смотрим. И думаем – вот мы бы ни за что не стали бы из-за этого драться. И принц тоже стоит и так грустно на них смотрит. Потом подходит к нам и говорит:

- Я раздумал жениться. Давайте лучше дружить со старыми куклами.

И мы вернулись домой, а Барби осталась на острове принцесс.

Андрей А. Воронин


Ну а я сегодня с Вами прощаюсь.
Всего Вам самого доброго.
Любви и терпения!



Наталья Гузик. "Папам и мамам об особых детках", 2005-2008 гг.

В избранное