Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ведь вы же понимаете в этом месте, что речь идет на самом деле не о шалостях невинных, а о том, что в стране беспорядок, на жизнь человека могут покуситься в любой момент, и особенно в этих условиях страдают женщины. Что попраны даже не социальные условности времени, а вообще-то вековые ТРАДИЦИИ И ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ (известные как божественные), которые никак нельзя было нарушать. Мы ведь с вами и сегодня понимаем, что нельзя безнаказанно нарушать законы природы и что трагические последствия от этого неминуемы! Как знаем и то, что была и есть масса людей, которые как будто об этом не ведают и творят зло каждый день себе и другим на погибель. Получается, люди не стесняются творить насилие, губить судьбы других людей и предавать души свои и Бога ради недолгих плотских утех или иной выгоды еще в то время, которое официальной историей относится к XVI веку. Поэтому в данном случае у царского служивого даже мыслей не возникает о почитании ЕСТЕСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ, ПО КОТОРЫМ ИЗДРЕВЛЕ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ УСТРАИВАЛАСЬ. У него на уме только лишь желание утолить любой ценой свою страсть - хотя бы даже путем обмана и предательства, несмотря на то, что у него уже есть женщина, которая его любит (Любаша) и которую он и сам вроде бы любил до встречи с Марфой


Если хотите увидеть полный текст публикации в окружении тематически близких материалов, то перейдите на сайт по ссылке

XXI век и психология людей новой цивилизации - 14 (554)

Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной Адаптации (ЦСкА) http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=3

Центр в Екатеринбурге: zovuzovu@narod.ru, тел. +79222967135 (с 12.00 до 18.00 по московскому времени), или zovu_pochta@list.ru,

Представительство в Москве (эл.адрес: alex0504@hotbox.ru. Конт.тел. (985) 761-4902, Алексей Басов),
Представительство в Новосибирске (эл.адрес: minax@inbox.ru . Конт.тел. 2656793, Александр Васильевич),
Представительство во Владивостоке (эл.адрес:avm2003@mail.ru . Конт.тел. 8(4232)333535, Мазур Анатолий Викторович).

Выпуск посвящен выходу в свет июльского номера эл.журнала "ЗОВУ РИТМ"

В нашей рассылке вся информация о свежих материалах, анонсы новых номеров журнала "ЗОВУ РИТМ" (подробности по журналу см. здесь: http://zovu.zovu.ru), а также новости пяти проектов (сайтов) Пресс-центра ЗоВУ!

 

ИТОГ КАЖДЫЙ ПОЛУЧАЕТ СВОЙ!

 

На дворе июль 2018-го года. В стране еще продолжается чемпионат мира по футболу (мундиаль). И о том, что происходит и как это видится (людьми), хочется начать как раз с футбольного примера. Можете ли вы, сидя на трибуне стадиона (или перед экраном телевизора) во время матча, представить такое, когда игрок бьет ногой по мячу, а мяч летит не вперед, в направлении удара, а куда-то назад, в противоположную сторону? Или вообще непонятно куда и почему! Любой из вас возразит:

- Да нет, быть такого не может, это уже какая-то нелепица, фантастика, зазеркалье!..

В вещах видимых, возможно, такого и не бывает. Хотя сомнения остаются (особенно в здравости восприятия фактов и событий), когда одни и те же вещи в современном мире разными людьми толкуются совершенно различно. Эта разница еще более усугубляется, когда касается вещей «невидимых» (например, МЫСЛЕЙ, СОЗНАНИЯ), в которых открывается простор не только заблуждениям и фантазии, но и вранью и манипулированию массами. Ведь неискушенным читателям очень трудно бывает разобраться, в каком случае говорится правда, а в каком случае лгут, потому что в обоих случаях РАЗГОВОР ВЕДЕТСЯ ОБ ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ РЕАЛЬНОСТИ, В КОТОРОЙ МЫ С ВАМИ УЧАСТНИКИ И СВИДЕТЕЛИ, и в которой мы с вами смотрим футбольный матч и мяч летит в «правильном» направлении – почти туда, куда его пнули!

О сложности выбора (различения) приведем еще такой пример.

В одной притче рассказывают о желании человека узнать разницу между «адом» и «раем». Подводит его Бог сначала к одной двери, за которой в большой комнате накрыт огромный стол со всевозможной вкусной едой, какую только можно пожелать. Вокруг стола сидят изможденные от голода и злые, раздраженные и рычащие друг на друга по каждой мелочи люди. Они очень хотят есть, но не могут. Потому что у них вместо рук – ложки с очень и очень длинными ручками. Дотянуться до любой еды и зачерпнуть ее можно, а вот поднести такую ложку к своему рту нельзя. «Это Ад», - говорит Бог человеку, пораженному видом этих несчастных мучеников. Затем Бог подводит человека к другой точно такой же двери точно такой же комнаты, в которой накрыт точно такой же стол с точно такой же едой. Даже за столом сидят точно такие же люди с точно такими же ложками - с очень длинной ручкой - вместо своих рук, которыми можно дотянуться до любой еды, но нельзя до собственного рта. Только эти люди, в отличие от тех, сытые и радостные, с уважением относятся друг к другу. «Здесь Рай», - говорит Бог человеку. А тот в недоумении спрашивает: «Как же так, Ад и Рай совсем одинаковые, но почему же тогда этим людям так хорошо, а те мучаются»? И отвечает ему Бог: «Да, Ад и Рай одинаковы, разница лишь в душах и сознании людей. В Аду все думают только о себе, а в Раю научились кормить друг друга».

Выходит, ОРИЕНТИРУЯСЬ ТОЛЬКО НА ВНЕШНЕЕ И ВИДИМОЕ, И НЕ РАЗЛИЧИТЬ, КУДА ПУТЬ ДЕРЖАТЬ ЧЕЛОВЕКУ И ЗА ЧТО ДЕРЖАТЬСЯ В ЖИЗНИ. ЧТОБЫ НЕ ЗАБЛУДИТЬСЯ, НУЖНО РАЗВИВАТЬ СВОЕ СОЗНАНИЕ И НЕ ЗАБЫВАТЬ О БОЖЕСТВЕННОЙ ДУШЕ!

Но это в теории, скажет нам читатель, а как же быть в реальной действительности? Сегодня, к примеру, очень много разного говорится о нашей стране, и преобладает в СМИ по объему и массе как раз «негатив» («чернуха»): мол, «на Западе хорошо, а у нас, в России, плохо»! Или, как вариант: «Да, плевать на них (Запад), надо решать свои проблемы – с хозяйством, с зарплатами, с пенсиями, чтобы всего было вдоволь» (т.е., надо понимать, пока у нас со всем этим проблемы)!

Или вот, для сравнения, один историк пишет:

«У нас поразительный потенциал. Свою настоящую историю мы не видим за мифами. Например, миф о демократии, которую якобы Русь не знала. Боярские думы действовали в русских княжествах ещё с X века, обогнав Европу на полтысячелетия. Сравнялся с нами Запад лишь при Петре I, который заменил русскую демократию на бюрократию европейского образца. Но даже после этого Европа еле поспевала за Россией. Женщины получили полные права у нас ещё при Временном правительстве в 1917 году. А в Англии – лишь 11 лет спустя. Мы победили два самых страшных тоталитаризма в мировой истории: германский и свой – советский. Освободили от фашизма мир. Никто со стороны нас не освобождал. И не смог бы. Не по зубам им такую махину, как Россия, сдвинуть. Только мы сами».

И тут же в последние дни взбудоражили людей в СМИ высказываниями одной писательницы. Больше всего было возмущающихся! Ну, допустим, заблудилась она, заработала репутацию «прозападной». Местами ошибается, но ведь местами говорит правильно! Спрашивается, на что и за что тогда обижаться? За то, что она сказала, что в России «очень падает образовательный уровень и уровень культуры»? А разве это не так? И только ли от власти зависит этот уровень, заботится она или не заботится об этом?

А САМИ ЛЮДИ? ГДЕ ЖЕ ИХ ОСОЗНАННОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЮ СУДЬБУ?!

Еще, по словам писательницы, существует «разница догоняния» между «передовой» Европой и «провинциальной» Россией, и чтобы России превратиться в Европу потребуется «еще 150 лет, а может, больше». Развитие России она называет «архаическим движением, которое идет поперек всему цивилизационному процессу». Однако сама она надеется, «что это когда-нибудь двинется в другую сторону».

Во-первых, сравните с предыдущим мнением. Все не так однозначно, как кому-то кажется без непредвзятого учета полноты событий и фактов. Действительно, это еще нужно посмотреть, кто куда движется и кто от кого отстает! Вопрос в критериях оценки и ориентирах (прим.ред.: именно о естественном «компасе и карте» реальности для человека мы и даем публикации). Дай Бог нам никогда не превращаться в такую Европу, какая сегодня есть, т.е. оторвавшаяся от БОЖЕСТВЕННОСТИ, ДУШЕВНОСТИ И ЧЕЛОВЕЧНОСТИ «лет на 150» в сторону мертвой техники и разврата, барахла и бумажно-цифровых денежек!

Во-вторых, с учетом природного «компаса» в человеке, о чем у нас было уже немало публикаций, это еще хорошо, что Россия все еще держится и не «падает в бездну» вслед за Европой. Дай Бог, чтобы противоестественно живущей Европе понадобилось меньше 150 лет, чтобы вернуться к здравому состоянию! Но ведь писательница при этом правильно заметила или уловила «архаичность» (т.е., ДРЕВНОСТЬ, ИЗНАЧАЛЬНОСТЬ, ПЕРВОЗДАННОСТЬ) Руси-России, которая встала «поперек всему цивилизационному процессу» расчеловечивания и деградации!

Поэтому очень хочется пожелать критикующим и возмущающимся научиться ценить правду, кто бы ее ни высказывал (друг или враг), и правильно ориентироваться в информационных потоках, согласно своему внутреннему чутью, или от Природы данному «компасу» в душе: какая информация куда толкает – вниз или вверх, к божественному совершенству!

В конце концов, надо осознавать главное. Из сложения двух чисел получается их сумма. Любое следствие вызвано его собственной причиной, а не чем-то посторонним. И мяч все-таки летит туда, куда его и пнули, а точность попадания зависит от мастерства игры!

Что бы в мире не происходило, на каком бы уровне ни находился, в каком бы состоянии не пребывал, КАЖДЫЙ ПОЛУЧАЕТ ТОТ РЕЗУЛЬТАТ, ТОТ ИТОГ, КОТОРЫЙ СКЛАДЫВАЕТСЯ ИЗ ЕГО ПОМЫСЛОВ, ПОСТУПКОВ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Если вы получили не то, что ожидали, то все ли вы учли, рассчитали (есть многое на свете, что влияет на исход)?

Да и успокаиваться на достигнутом (заслуженном или добытом) еще рановато, где бы вы на данный момент ни находились – на вершине или на дне. Как говорится, хорошо смеется тот, кто смеется последним. Еще не вечер!..

Все самое интересное и важное только начинается!

Команда ЗоВУ, июль 2018

 

(Примечание: в связи с недоступностью сайта из-за DDOS-атаки статьи приводятся полностью)

 

Видеоанонс всех номеров доступен на стр. http://zovu.zovu.ru (или http://zovu.ru/index.php?dn=photos&to=image&id=569, или http://zovuobraz.ru )

 

Анонсы к электронному журналу "ЗОВУ РИТМ" (июль 2018):

(см. по ссылкам в названии все новые статьи рассылок или скачайте сразу весь журнал на сайте http://zovu.zovu.ru)

 

1. "XXI век и психология людей новой цивилизации-4" (выпуск № 554) - О ТОМ, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ (или Снова о «Царской невесте»)

- «...С одной стороны, мы видим показатель того, насколько «обмелели» чувства и оскудели души, раз у людей такие поверхностные речи о сути Любви, на основании социальных стереотипов своего времени... С другой стороны, перед нами уже ситуация, когда легко позволяется чувствам вступать в противоречие с жизненными устоями ради приемлемых отношений... Где же тут помыслы о преемственности поколений и чистоте рода, о высоте чувства и святости любви, которая не сводится лишь к ревности и страсти?...»

 

2. "Властелин Времени-4" (выпуск № 496) - НА МЕСТЕ ТОГО, ЧЕЙ ОБРАЗ И ПОДОБИЕ? (или Из путеводителя в смысловом пространстве)

- «...Жизнь человека строится в неком смысловом пространстве, в котором каждый для себя выбирает те или иные ценности и идеалы...»

 

3. "Назад в Будущее-4" (выпуск № 435) - КУДА ПОКАЗЫВАЕТ «КОМПАС» (или Когда в сознании полный «раздрай»)

- «... Понятно, конечно, что мертвое все равно обречено, что живое сохранится и продолжится. Понятно, что идет процесс разделения живого от мертвого, жизнеспособного от вымирающего, здорового от патологического. Идет процесс перехода одних к новой жизни и ухода других ...»

 

4. "Через Язык - к Истокам разумной Жизни" (выпуск № 425) - «АЗВУКА» РОДНОЙ РЕЧИ: ПРОСТРАНСТВЕННО-СМЫСЛОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКОВ (ОБЩИЙ ОБЗОР) (Из курса русского языка как родного)

- «...Одна из причин того, почему современная «научная» лингвистика не переходит «запретную» черту и не говорит об энергетике звуков речи, как раз и заключается в том, видимо, что придется вслед за этим признать правду о «происхождении языка» ...»

 

Внимание! ПОЛНЫЙ АНОНС ИЮЛЬского номера журнала "ЗОВУ РИТМ" можно посмотреть по ссылке: http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=326 . (Там же можно скачать и весь журнал.)

А еще есть возможность скачать ИЮНЬСКИЙ номер на стр. http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=324

 

 

Постоянный адрес полного текста публикации в окружении тематически близких материалов см. по ссылке:

Примечание: в связи с недоступностью сайта из-за DDOS-атаки на момент выхода рассылки статьи приводятся полностью

 

!?! По страницам свободно распространяемого электронного журнала "ЗОВУ РИТМ":

После публикации в прошлом, июньском номере статьи «О ТОМ, ЧТО ДОЛЖНО БЫЛО СЛУЧИТЬСЯ» (см. «ЗОВУ РИТМ», июнь 2018) - о трагической судьбе страны под названием СССР и людях, населяющих эту страну, – статьи по третьей части фильма режиссера Александра Карпиловского «Частное пионерское» (2017г.), мы задумали продолжить эту тему, но заглянуть подальше в прошлое. В этом нам помогает на этот раз опера Н.А.Римского-Корсакова «Царская невеста», уводящая нас во времена царя Ивана Грозного. Тем более и дата юбилейная: эта опера была создана ровно 120 лет назад, в 1898-м году, и считается на сегодня одной из лучших русских опер и одной из самых репертуарных опер Римского-Корсакова даже на международном уровне, раз часто ставится в разных театрах и за границей! Так у нас и родилась статья «О ТОМ, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ» с людьми достаточно давно, почему они живут так «неправильно». От редакции

 

О ТОМ, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ

(или СНОВА О "ЦАРСКОЙ НЕВЕСТЕ")

Нас давно волнуют проблемы современного общества и процессы, происходящие с людьми. Давно есть желание понять, КОГДА МЫ СВЕРНУЛИ С ЛАДНОГО ПУТИ ЖИЗНИ, отказались от здравого смысла и забыли о настоящем человеческом предназначении. Сегодня люди напоминают тяжелобольных, заблудившихся в своих кошмарах. Но ведь так было не всегда.

Конечно, мы с вами пока, в условиях полной фальсификации всемирной истории, не можем наверняка сказать, а что же здесь случилось, почему люди в этом мире живут НЕ ТАК? Но можем догадываться, раз множество источников из прежних времен, когда помнили лучше, настойчиво на это намекают. Не будем говорить обо всем мире, а ограничимся пока нашей страной и укажем для примера на оперу Н.А.Римского-Корсакова (1844-1908) «Царская невеста» по драме Льва Мея (1822-1862) в обработке Ильи Тюменева, первое представление которой состоялось в октябре 1899 года в Москве. Причем в аннотациях обычно указывается, что либретто оперы было создано самим композитором по драме Л.А.Мея 1849 года с сохранением не только общего плана драмы, но и многих текстов из неё. На этот пример мы обратили внимание не только потому, что он по праву считается значимым музыкальным повествованием о ПРИРОДЕ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ (прим.ред.: здесь и далее выделено нами), но и еще, кстати, благодаря недавней премьере «Царской невесты» в Екатеринбургском театре оперы и балета. Давайте теперь вспомним содержание оперы «Царская невеста» с опорой на полное либретто.

«Действие происходит в Александровской слободе осенью 1572 года.

Действие первое — «Пирушка». Невесело на душе у царского опричника Григория Грязного. Крепко полюбил он дочь новгородского купца Собакина — красавицу Марфу, заслал сватов, да получил отказ: Марфа УЖЕ ПРОСВАТАНА за боярина Ивана Лыкова. Все опостылело Грязному («…С ума нейдет красавица! И рад бы забыть ее, забыть-то силы нет…»). Вот и затеял он пирушку, чтобы отвлечься от неотступных дум о Марфе. Собираются гости. Среди них — опричник Григорий Малюта-Скуратов, жених Марфы Иван Лыков и царский лекарь немец Бомелий. Веселятся гости, слушают песни гусляров, пьют мед и брагу. Но близится заутреня, пора и расходиться. Грязной останавливает Бомелия и просит дать ему такое зелье, которое приворожило бы девичье сердце. Прощаясь, Бомелий обещает выполнить просьбу Грязного. Этот разговор слышит возлюбленная Грязного — Любаша. Ее душат слезы; она умоляет Грязного не оставлять ее. Ведь он один у нее на целом свете. Не зная, что ответить, Грязной уходит. Любаша оскорблена: «Ох, отыщу же я твою колдунью, — гневно восклицает она, — и от тебя ее отворожу»!..

Действие второе — «Приворотное зелье». Улица в Александровской слободе возле дома Собакиных. В монастыре отслужили вечерню, и народ расходится по домам. У всех только и разговоров, что про ЦАРСКИЕ СМОТРИНЫ НЕВЕСТ. Много красивых девушек для этого свезено в слободу. Из монастыря выходят Марфа и Дуняша. Марфа рассказывает подруге о женихе, которого знает и ЛЮБИТ С ДЕТСТВА. Внезапно Марфа чувствует на себе чей-то взгляд. Два знатных вершника медленно проезжают по улице. Один из них — Иван Грозный — долго и пристально смотрит на Марфу. МАРФА НЕ УЗНАЕТ ЦАРЯ, но от его тяжелого взгляда ей становится не по себе. К девушкам подходят Собакин и Лыков, и все вместе они уходят в дом. На улице появляется Любаша. Узнав, где живет Марфа, она пришла взглянуть на нее. Красота Марфы поражает Любашу. Вне себя от ревности, стучит она в окно к Бомелию и просит дать такое зелье, «чтоб извело всю красоту девичью». В награду она обещает ему все свои драгоценности. Но ЛЕКАРЬ ХОЧЕТ ПОЛУЧИТЬ В ОБМЕН НА ЗЕЛЬЕ ЛЮБОВЬ ДЕВУШКИ. Любава с отвращением отталкивает Бомелия, но он грозит обо всем рассказать Грязному. В волнении Любаша не знает, на что решиться. Из дома Собакиных доносится веселый, звонкий смех Марфы. Он пронзает сердце Любаши: «Смеется... О, заплатишь же ты мне за этот смех! Ступай готовить зелье. Я покупаю. Слышишь? — кричит она Бомелию. — Я согласна. Я... постараюсь полюбить тебя».

Действие третье — «Дружко». Тревожно в доме Собакиных: МАРФУ ПОЗВАЛИ НА ЦАРСКИЕ СМОТРИНЫ. Неужели не бывать ее свадьбе с Лыковым? Собакин, Лыков и Грязной с нетерпением ждут возвращения Марфы, Дуняши и ее матери — Домны Ивановны Сабуровой. Наконец, вот и они. ЦАРЬ ДОЛГО ГОВОРИЛ С ДУНЯШЕЙ, — рассказывает Сабурова, — А НА МАРФУ ТОЛЬКО РАЗ ВЗГЛЯНУЛ (Дуняша – купеческая дочь, подруга Марфы). Лыков не смеет верить счастью. Грязной хочет сегодня же поздравить жениха и невесту — ведь на их свадьбе он будет дружкой жениха. Незаметно всыпает он зелье в чарку Марфы. Девушки величают Марфу и Лыкова. Внезапно в горницу входит Малюта и объявляет, что ЦАРЬ ВЫБРАЛ В ЖЕНЫ МАРФУ.

Действие четвертое — «Невеста». ЧАХНЕТ В ЦАРСКОМ ТЕРЕМЕ МАРФА. Странный недуг губит ее. Приходит Грязной с царским словом: Лыков под пыткой сознался в том, что отравил государеву невесту, и он, Грязной, по царскому приказу казнил «злодея». Марфа лишается чувств, рассудок ее мутится. Все случившееся представляется ей тяжелым сном. В таком состоянии Грязного она принимает за своего любимого Лыкова. НЕ В СИЛАХ ДОЛЬШЕ СКРЫВАТЬ СВОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ГРЯЗНОЙ ПРИЗНАЕТСЯ, ЧТО ОКЛЕВЕТАЛ ЛЫКОВА И ПОГУБИЛ ЗЕЛЬЕМ НЕВЕСТУ ГОСУДАРЯ. Он готов принять жестокую кару, которую заслужил, но прежде хочет разведаться с Бомелием. Из толпы сенных девушек выбегает Любаша. «Разведайся со мною!..— восклицает она. — Я ЗЕЛЬЕ ПОДМЕНИЛА, А ТЫ ЕГО МОЕЙ РАЗЛУЧНИЦЕ ПОДНЕС!» ГРЯЗНОЙ УБИВАЕТ ЛЮБАШУ. ОПРИЧНИКИ УВОДЯТ ГРЯЗНОГО, а вслед ему несутся слова безумной Марфы: «Приди же завтра, Ваня!».

Вот такая трагическая история, которая невольно обращает наше с вами внимание на то суровое время и социально-исторические условия того периода страны. Разумеется, мы с вами будем помнить, что перед нами художественное произведение, от которого не следует ожидать исторической достоверности фактов. Да и для нас важней более дух времени, культурная и психологическая сторона. И тут нельзя не обратиться к подробностям событий, которые становятся известны еще в первом действии со слов героев оперы. Например, тот же царский опричник Григорий Грязной поет о том, как:

«…Бывало мы, чуть девица по сердцу, нагрянем ночью,
дверь с крюка сорвали, красавицу на тройку, и пошел.
Нагрянули, и поминай, как звали.
Немало их я выкрал на роду,
немало их умчал на борзых конях
и юной девичьей красою потешил кровь горячую свою…»

Ведь вы же понимаете в этом месте, что речь идет на самом деле не о шалостях невинных, а о том, что в стране беспорядок, на жизнь человека могут покуситься в любой момент, и особенно в этих условиях страдают женщины. Что попраны даже не социальные условности времени, а вообще-то вековые ТРАДИЦИИ И ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ (известные как божественные), которые никак нельзя было нарушать. Мы ведь с вами и сегодня понимаем, что нельзя безнаказанно нарушать законы природы и что трагические последствия от этого неминуемы! Как знаем и то, что была и есть масса людей, которые как будто об этом не ведают и творят зло каждый день себе и другим на погибель. Получается, люди не стесняются творить насилие, губить судьбы других людей и предавать души свои и Бога ради недолгих плотских утех или иной выгоды еще в то время, которое официальной историей относится к XVI веку. Поэтому в данном случае у царского служивого даже мыслей не возникает о почитании ЕСТЕСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ, ПО КОТОРЫМ ИЗДРЕВЛЕ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ УСТРАИВАЛАСЬ. У него на уме только лишь желание утолить любой ценой свою страсть - хотя бы даже путем обмана и предательства, несмотря на то, что у него уже есть женщина, которая его любит (Любаша) и которую он и сам вроде бы любил до встречи с Марфой:

«…Чем кончится, что будет впереди, не знаю сам.
А Лыкову Ивашке не обходить кругом налоя с Марфой…»

То есть, не обвенчаться по церковному обряду. Кстати, очень символично, что как только намечается какое-то «грязное дело», так это сразу связывается с чем-то «ЗАПАДным», что говорит о распространенности западной всевозможной экспансии на быт людей уже в то суровое время. Так и тут вспоминается к подлому случаю западный («немчин, немец, голландец») ЛЕКАРЬ, УМЕЮЩИЙ ДЕЛАТЬ ЗЕЛЬЯ (для воздействия на психофизиологическое состояние человека), который нанят служить у царя. Грязной после отказа затевает пирушку с друзьями и задумывает приворожить Марфу с помощью «лихого зелья»:

«…Придет ли только Елисей Бомелий? Он мне нужнее всех…»

Символична и говорящая фамилия Григория Грязного: слово «грязь» издревле была известна народу в смысле «опасного ухода за пределы высших (божественных) энергий» и закрепилась ко времени событий оперы в значениях «вязкой среды, болота, топи», в которую не только можно «погрузиться, пачкаться», но и можно в которой «утонуть». Выходит, недаром опричник носит по сюжету произведения именно такую фамилию. Классические правила литературного жанра авторами вполне соблюдаются!

А еще, помимо того, что люди стали предавать традиции предков и нарушать естественный закон Жизни, они стали еще утрачивать и живые знания, поддаваться коварной западной лжи, заблуждаться и порой даже завидовать тому, как жестко строится по линеечке, по задаваемым правилам, население там, на Западе. Другой герой оперы, боярин Иван Лыков, побывавший там и весьма поверхностно все увидевший, рассказывает гостям о западных нравах, в частности:

«…Сами немцы ходят богато, и жен нарядно водят, и взаперти не держат, как у нас…»

Вот так люди теряют причинно-следственные связи, забывая, что сложившиеся обычаи некоторой изоляции женщин у себя дома как раз возникли поначалу из необходимости уберечь близких от всего вражеского, плохого в ухудшающихся условиях лихого времени (и только со времени укоренения «Домостроя» толкуемые патриархально воспитанными «знатоками» в духе содержания девиц в неволе). А западные же «нравы» в этом вопросе, наоборот, говорят о том, что там не просто плюнули давно на то, что происходит вредного с человеком внутри, в сознании и душе, от разнообразных внешних воздействий разного уровня, но даже стали всяко использовать свои такие разнузданные «свободы» в личных корыстных целях, от телесных утех до извлечения какой-либо социальной или финансовой выгоды.

А еще не совсем ясно, по каким мотивам создатели произведения (Л.Мей, Н.Римский-Корсаков и другие причастные) согласны на такие двусмысленные вставки, как:

«…Хваленье воздадим мы государю, зане он, как отец, об нас печется и хочет, чтобы мы у иноземцев понаучились доброму…»

Это что, прямое влияние Запада на ситуацию в стране в ту эпоху (во времена опричнины), или же просто заблуждение авторов (конца XIX века), начитавшихся о спорах «западников» со «славянофилами», относительно дипломатических связей между странами в XVI веке? Может быть, конечно, и без особого умысла обыденным привычным жестом преклонения перед коронованными особами. Но без сомнения лекарь Бомелий является при царском дворе представителем западной науки:

«…Много в мире есть сокровенных тайн,
Много темных сил неразгаданных;
Но в науке ключ к этим тайнам дан.
Но ключ к ним дан, к ним дан светом знания…»

Вопрос лишь в том, от чего именно «лечит» этот «немец» из далекой «Голландии» утрачивающее живые знания и традиции своих собственных предков население земли русской?

Такое же сомнение и в ситуации странного объяснения прозвища царя («Грозный»), что это не просто выдумали какие-то заграничные «басурмане» ради клеветы, по мнению боярина, а сам Малюта Скуратов прилюдно как бы подтверждает:

«…Грозен! Он грозен! Ох! Гроза то милость божья; гроза гнилую сосну изломает, а целый бор дремучий оживит…»

А здесь что же перед нами, настоящая правда о нраве царя Ивана Васильевича? Или историческое признание того, что опричникам выгодно было прикрывать свои бесчинства именем якобы «грозного» царя? Или же опять простое авторское желание приукрасить произведение сложившимися историческими мифами, не задумываясь особо, а где же тут правда?

Есть, конечно, и другие сомнительные моменты достоверности. Но ведь в искусстве давно стали допускать обман ради украшательства, выразительности задумки, т.е. разделять художественное от документального, хотя не переставали от этого меньше врать и в том, и другом. Поэтому не будем уж слишком придирчивы к подобным «деталям», хотя они, в совокупности, задают характерный (т.е. искаженный) общий колорит для восприятия оперы.

Однако вернемся к общей канве сюжетных событий. В конце первого действия мы узнаем о второй намечающейся трагедии, помимо судеб прекрасной Марфы и его возлюбленного Ивана. В сцене странного «объяснения» между Григорием и его (как сказано Малютой-Скуратовым) «любовницей» Любашей, которую сам Грязной все-таки ценил больше всех девиц до того, как увидел Марфу.

«ГРЯЗНОЙ.
…Тяжко речи эти слушать и глядеть на горьки слезы.
Сам не знаешь, что на это ей сказать; или винен я, что Марфу повстречал, что красой своею кровь она зажгла, сердце покорила?
Ведь любовь-то та же тетива на луке: порвалась она, узлом ее не свяжешь.
Не воротится любовь прежняя, коль красой своею кровь она зажгла, сердце покорила.

ЛЮБАША (бросается к Грязному).
Нет, быть не может!… Ты меня не кинешь!
Я прогневила чем-нибудь тебя? Ты, верно, полюбил с сердцов другую.
Оставь ее! Она тебя не любит. Ведь я одна тебя люблю.
О, вспомни, вспомни, милый мой, свой стыд девичий для тебя забыла я.
Забыла я отца и мать, забыла племя и свой род.
О них слезы не пролила, все для тебя. Все для тебя!..»

С одной стороны, мы видим показатель того, насколько «обмелели» чувства и оскудели души, раз у людей такие поверхностные речи о сути ЛЮБВИ, на основании социальных стереотипов своего времени («любовь… как тетива на луке» и т.п.). Сначала можно любить одну, потом другую, третью… С другой стороны, перед нами уже ситуация, когда легко позволяется чувствам вступать в противоречие с жизненными устоями ради приемлемых отношений («свой стыд девичий для тебя забыла я. Забыла я отца и мать, забыла племя и свой род»). Любашу когда-то выкрали из родного дома для Гришкиной «потехи», но она оказалась увлекающейся и буквально до смерти влюбилась в опозорившего её опричника. Где же тут помыслы о преемственности поколений и чистоте рода, о высоте чувства и святости любви, которая не сводится лишь к ревности и страсти?

И мы понимаем, что НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛНОЦЕННОГО СЧАСТЬЯ У ТЕХ, КТО ПЕРЕСТАЕТ СОБЛЮДАТЬ ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ ЖИЗНИ И ПРЕДАЕТ ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ ОДНУ ЗА ДРУГОЙ. Что расплата рано или поздно наступит. Что и показывают дальнейшие события оперы, когда та же Любаша, однажды поступившаяся своим родом, отцом и матерью, падает дальше вниз - идет и на проституцию, выторговывая нужное ей средство, и на преступление, покушение на здоровье и жизнь другого человека.

Только не думайте, что мы тут легко развешиваем ярлыки на персонажей и не видим в героях ничего человеческого. Видим! …

(Продолжение следует)

 

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2018г.)

 

Литература

СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО:

1. Центр Сказки. - РИТМ. Екатеринбург. 2015г. (скачать книгу по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=277 бесплатно)

2. XXI век и психология людей новой цивилизации. Книга 1. - РИТМ. Екатеринбург. 2005г. (скачать книгу по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=255 бесплатно)

3. XXI век и психология людей новой цивилизации. Книга 4. " Карта и компас" для переходного периода. - РИТМ. Екатеринбург. 2016г. (скачать книгу по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=293 бесплатно)

 

!!! Дорогие читатели и посетители сайта ЗоВУ.ру. Приветствуются ссылки на страницы сайта "Золотые Врата Урала (ЗоВУ)" и указания источника при цитировании. Размещение копии на своих сайтах без разрешения является нарушением авторских прав!!!

 

Справочная информация по уровням вещания и практика:

см. начало в предыдущем выпуске: ...

4) Подписные издания: Альманах "Карта Успеха" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=17), эл.журнал "ЗОВУ РИТМ" (http://zovu.zovu.ru), газета "Золотые Врата Урала" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=16) , 47 брошюр (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=19) и двухтомник "Властелин времени: технологии разумной жизни" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=18). Заказ на нашу литературу см. по ссылке http://zovu.ru/index.php?dn=info&pa=forma_zakaz .
5) Выставка-магазин "У Золотых ворот" (здесь можно выбрать и заказать литературу Команды ЗоВУ и РИТМ): http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=2!

Наши сайты ждут вас: 1) Золотые Врата Урала - http://zovu.ru, 2) Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) - http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=8. 3) Зову Образ Лада - http://zovuobraz.ru. 4) ШУТ-КИ.НЕТ - http://shut-ki.net , 5) Журнал "ЗОВУ РИТМ" (скачать) - http://zovu.zovu.ru,

До следующих встреч! Наша почта: zovuzovu@narod.ru. Пресс-центр ЗоВУ. 2018.

* * *

 


В избранное