Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

На наш взгляд, в трилогии <<Мальчик со шпагой>> писатель закладывает краеугольные камни своей концепции, последовательно и целостно охватывает многие её стороны. Поэтому нами для анализа взято именно это произведение писателя, так как в последующем, в других произведениях, В.Крапивин уделяет внимание то одной, то другой стороне подростковой жизни, даже в таком романе, как <<Журавлёнок и молнии>>, где крапивинская концепция снова выступает целостно, но несколько суженно, главным образом основываясь на семейно-бытовых коллизиях. Думается, главное произведение В.Крапивина - в смысле целостного художественного отображения своей концепции современного подростка - ещё впереди, так как появится потребность вернуться и досказать то, что нельзя было говорить в недавнем прошлом. Нашей задачей в данной работе является обоснование концептуального характера изображения подростков в трилогии <<Мальчик со шпагой>>. Разумеется, нет у нас возможности в своём анализе охватить все стороны произведения. Все наши суждения главным образом будут связаны с центральным героем повестей Сергеем Каховским, по возможности будут охвачены связи и отношения С.Каховского с окружающей его средой, так как анализ героя вне среды, формирующей его, не имеет смысла.


См.

XXI век и психология людей новой цивилизации - 17 (605)

Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной Адаптации (ЦСкА) http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=3

Центр в Екатеринбурге, связь через электронную почту: zovuzovu@narod.ru, или zovu_pochta@list.ru

Выпуск посвящен выходу в свет сентябрьского выпуска эл.журнала "ЗОВУ РИТМ"

В нашей рассылке вся информация о свежих материалах, анонсы новых номеров журнала "ЗОВУ РИТМ" (подробности по журналу см. здесь: http://zovu.zovu.ru), а также новости пяти проектов (сайтов) Пресс-центра ЗоВУ!

 

 

Выпуск посвящен памяти писателя и командора Владислава Петровича Крапивина

 

Годы жизни Крапивина В.П.: 14 октября 1938 - 1 сентября 2020.

Все публикации с фотографиями и иллюстрациями см. в журнале "ЗОВУ РИТМ".

 

А еще сегодня, 17 сентября, уже год, как нет с нами выдающегося историка Пыжикова Александра Владимировича (27 ноября 1965 - 17 сентября 2019), публикация тоже в этом номере ... … ...

( читать все тексты можно в журнале "ЗОВУ РИТМ" за сентябрь 2020, который можно скачать со стр. http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=356)

 

 

Видеоанонс всех номеров доступен на стр. http://zovu.zovu.ru (или http://zovu.ru/index.php?dn=photos&to=image&id=569, или http://zovuobraz.ru )

 

Анонсы к электронному журналу "ЗОВУ РИТМ" (сентябрь 2020):

(см. полностью все статьи рассылок в журнале или некоторые из них на сайте)

 

1. "XXI век и психология людей новой цивилизации-4" (выпуск № 605) - ХАРАКТЕР ПОДРОСТКА В ТРИЛОГИИ ВЛАДИСЛАВА КРАПИВИНА «МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ»

- «... Свою задачу В.Крапивин, как писатель - автор произведений детской литературы, сформулировал ясно: через правдивое отражение действительности дать свою собственную модель («каким вижу»), свою концепцию подростка, с прицелом на будущее («хотел бы видеть»), в чём, в частности, заключён преобразовательный момент...»

 

2. "Властелин Времени-4" (выпуск № 547) - КОНФЛИКТ ПОДРОСТКА СО СРЕДОЙ В РОМАНЕ «МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ»

- «...Писатель даёт свою суровую оценку не только всему косному в школе, в семье, на улице, взрослым и детям, но и предлагает ещё в каждом случае своё понимание вопроса, как должны строиться отношения в семье, школе и на улице - словом, везде, где есть дети...»

 

3. "Назад в Будущее-4" (выпуск № 486) - ВЛАДИСЛАВ КРАПИВИН И ТРАДИЦИИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

- «...Творчество В.Крапивина не может быть замкнуто на какой-то одной связи с предшествующим литературным опытом. Он синтезирует традиции, идущие от того или иного писателя, в особом, крапивинском своеобразии его произведений, даёт новаторский сплав этих традиций в приложении к современному материалу ...»

 

4. "Через Язык - к Истокам разумной Жизни" (выпуск № 476) - РОДНЫЕ ИСТОКИ «ДРЕВНЕЙ» ЛАТЫНИ, или РУССКАЯ «ЛАТИНА» (по книге «Родные слова: правильно ли говорим и понимаем»?)

«... Из нас давно пытаются вылепить «древних латинов» по миропониманию, чтобы мы полностью стали служебным приложением или дополнением «римского мира» или «западной цивилизации». Языковая политика последних столетий и отношение к русскому языку полностью этой тенденции соответствуют...»

 

Внимание! ПОЛНЫЙ АНОНС СЕНТЯБРЬского номера журнала "ЗОВУ РИТМ" можно посмотреть и скачать журнал по ссылке: http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=356, а еще можно скачать АВГУСТовский номер по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=355.

 

 

!?! По страницам свободно распространяемого электронного журнала "ЗОВУ РИТМ":

 

НАПОМИНАНИЕ 31 ГОД СПУСТЯ:

 

ХАРАКТЕР ПОДРОСТКА В ТРИЛОГИИ ВЛАДИСЛАВА КРАПИВИНА "МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ"

(ВВЕДЕНИЕ)

 

Когда я писал „Мальчика со шпагой“, рядом со мной, вместе со мной, рос и работал отряд юных моряков, юнкоров и фехтовальщиков. Не будь этих ребят - не было бы и книги, и потому я посвящаю её матросам, барабанщикам, штурманам и капитанам отряда „Каравелла“»
В.Крапивин

 

 

В связи с переменами в обществе всерьёз поднимается вопрос и о детской литературе. Разговор на эту тему ведётся на страницах газет и журналов последних лет. Совсем недавно в "Литературной газете" начат разговор на тему: "Большие заботы литературы для маленьких" (Лит.газ. 1988. №36 за 1 сент., №40 за 5 окт., №43 за 26 окт., №49 за 7 дек. и продолжается в номерах за 1989г.), в котором принимают участие и писатели, и читатели. Хотя речь идёт конкретно о литературе для малышей, некоторые проблемы выходят далеко за пределы указанной темы, касаясь общих для всей детской литературы забот.
Их накопилось немало, и они составляют ещё один сложный клубок "перестроечных" вопросов, так как напрямую связаны с воспитанием нового поколения, от которого во многом зависит решение задач, поставленных сегодня. А внимания детской литературе уделяется пока явно недостаточно, и это не может не волновать тех, кто так или иначе связан с детьми. И волнует. Но этого мало.

Литература для детей должна стать для всего общества таким же приоритетным направлением, как перестройка всей системы народного образования и возрождение всей духовной культуры общества. Пока же приходится признать, что осознания важности задачи нет. Многих такое положение тревожит. Детский писатель Юрий Коваль пишет: "Меня поражает до глубины души, почему детская литература и её проблемы не интересуют общество с такой же силой, как другие вопросы сегодняшнего дня?!" (Коваль Ю. Праздник белого верблюда. // Лит.газ. 1988. 26 окт.)

Как мы далеки от совершенства, показывают такие данные: доля детской литературы в общей массе издаваемой ежегодно составляет 4-5%, что в 2-3 раза ниже, чем, к примеру, в Китае, в 4-5 раз - чем во Франции. Уступаем практически всем крупным странам. Разбазариваем не только материальные ценности и сырьё, но и ценности духовные, необходимые для наших детей. А на Западе давно приглядываются к творчеству наших талантливых писателей, особенно детских, уделяют им больше внимания, чем у нас, на родине, издают их тоже больше. Можно привести десятки и десятки примеров, начиная от чисто педагогической литературы (например, книги Никитиных) и кончая художественной (Ю.Коринец, В.Крапивин и др.).

Но, несмотря на все сложности, детская литература у нас существует, и перед ней во многих отношениях стоит та же задача переоценки ценностей, которая характерна для литературы в целом. В ней тоже надо избавляться от многих стереотипов и мифов; проблема серой литературы, конъюнктурщины остра и здесь. "Современных детских писателей нередко упрекают в том, что жизнь их героев рисуется беспроблемной, противоречия сглажены, детская психология недостаточно учтена, произведения не рассчитаны на способности ребёнка к восприятию абстракций, символов, переносных значений и т.п." (Бутенко И. (выступ. в "Круглом столе") // Лит.газ. 1988. 7дек) Ещё категоричней поэт Конст.Скворцов: "Я считаю, две третьи изданных прежде книг сегодня не годятся, ибо были созданы по изначально ложным указаниям и инструкциям, не всегда существующим на бумаге, но витающим в воздухе". (Там же. - В данной работе, в частности, показывается и то, что многие произведения В.Крапивина не относятся к числу тех, о которых с горечью говорят Конст. Скворцов, Л.Бутенко, другие писатели, а также читатели, хотя главное внимание мы сосредоточим на анализе трилогии "Мальчик со шпагой".) Плохая литература для детей либо отталкивает их, либо воспитывает временщиков, людей, живущих одним днём и только для себя. У детской литературы больше ответственности перед читателями, чем у взрослой. Взрослый человек может не принять прочитанного, а ребёнку труднее разобраться, что есть что. Поэтому и писать для них "надо так, как будто пишешь для маленького Пушкина". Ориентироваться на вечность.

"Нынешняя детская литература должна ответить на вопрос: "Во что верить? Как оправдать нам пап и мам, взрослых, которые довели страну до того состояния, в котором она находится?" Беспокоит и то, что исчезли уважение и любовь к труду - естественному состоянию человека. Молчит об этом и наша детская литература. А ведь если вера - важнейшее духовное начало, то труд - материальное. И на этих двух ногах стоит человек, даже маленький. Мы воспитываем на жестокой правде первое поколение и не знаем ещё, чем это обернётся" (Коваль Ю. Праздник белого верблюда. //Лит. газ. 1988.26 окт. 2.Скворцов К. (выст.на"Кругл.столе").//Лит.газ. 1988.7 дек.).

Хотя мысль Конст.Скворцова полемически заострена, она в целом верно оценивает ситуацию. Наше время действительно заставляет привычное видеть иначе. Не так уж и давно на произведения В.Крапивина учителя и деятели от народного образования и педагогической науки смотрели настороженно или выражали явное неприятие. И это в то время, когда часть учащихся совершенно отвыкла от всякого чтения, несмотря на возрастающие, но, видимо, необязательные требования к ним, а часть взахлёб читала Крапивина. Сегодня же оказывается, что характеры подростков, изображаемых нашим писателем, как раз и соответствуют новым путям развития. Потому что В.Крапивин издавна убеждён в том, что бороться за человека лучше всего и вернее всего с детства, чем потом переделывать искалеченные судьбы, что в тысячу раз труднее. А в 70-е годы, когда писался "Мальчик со шпагой", деформации в общественном сознании всё глубже проникали в систему воспитания. Школа превратилась в казарму. Дети, ради которых существовали школы, лагеря и т.п., оказались на заднем плане - после процентов, вала, "показухи". В жизни детей и взрослых утверждалась двойная мораль, двойственное поведение. Взрослыми это переживалось относительно легко, зато детей, детские души калечило основательно.

Против такого положения вещей и боролся В.Крапивин и в жизни, и всем своим творчеством, насколько это тогда было возможно.

"В.Крапивин - один из тех, кто пишет только о детях и для детей", - говорилось о нём в 1975 году (Кузин Н. Между жизнью и сказкой.//На смену! 1975. 9 окт.). Но книги его адресованы и взрослым, что, пожалуй, мало учитывается критикой. Поэтому писателю приходится специально указывать на эту характерную черту своих книг. Прежде всего они о воспитании детей взрослыми и о самовоспитании детей.

В том же 1975 году И.Мотяшов заметил, что такие книги "спорят с устаревшими методами воспитания и отжившими догмами, и сами при этом могут рассматриваться детьми и взрослыми как практические руководства по воспитанию, как учебники новой педагогики" (Мотяшов И. Верность большому искусству .//Дет. лит. 1975. №8.). А ещё раньше, оценивая повесть "Оруженосец Кашка", С.Баруздин, в сущности, подчёркивает то же: "...о сегодняшней ребячьей жизни со всеми её радостями, хлопотами и заботами, о взрослых тётях и дядях, которые не всегда понимают, что воспитывать новое поколение советских людей надо с малолетства и без демагогии, и не с помощью специальных мероприятий, а на каждом шагу - будь то в лагере или на улице, в школе или в детском саду, дома или на лесной тропинке» (Баруздин С. В.Крапивин и его герои. // Лит.Россия. 1969. 26 дек.).
Действие трилогии «Мальчик со шпагой» происходит в начале 70-х годов. А ещё точнее - летом 1973г. («Всадники со станции Роса»), до лета 1974 года («Флаг-капитаны»). Об этом свидетельствует, например, беспокойство подростков за жизнь Алехандро Альварес Риос, своего сверстника, в связи с сообщениями в прессе о фашистском перевороте в Чили в сентябре 1973г. Но важнее то, что в конфликте повести, в её проблематике отразились те процессы начала 70-х годов, которые позднее получили название «застойных». Они уже тогда были проявлены в характере подрастающего поколения, в частности - в столкновении с миром взрослых. Ниже мы скажем об этом подробнее. Здесь же важно отметить, что критика прошла мимо этого и по-своему пыталась как бы «оторвать» писателя от суровой реальности текущего дня. Так, И.Кузин считал, что «в своих последних из опубликованных (к 1975 году - А.Н.) произведений В.Крапивин чаще обращается к сказочному миру в жизни подростка», что это даже тенденция, заявка на «программу-позицию писателя в изображении внутреннего мира подростка и его нравственного развития». Он же справедливо выделяет у В.Крапивина такую черту, как романтико-поэтическое восприятие мира. А у маленьких героев – «практицизм», «необыкновенно чуткую и обострённую «реактивность» именно в реальном мире» (Кузин Н. Между жизнью и сказкой. // На смену! 1975. 9 окт.), что характерно, по его мнению, ранним, до 1970 года, произведениям писателя. После 1970 года «герои нередко стали как-то обходить трудности стороной что ли, подменяя активность сопротивления уходом в... сказочный мир» (Кузин Н. Между жизнью и сказкой. // На смену! 1975. 9 окт.) Далее отмечается факт преобладания одиноких героев, чувствующих своё превосходство над окружающими, а также выделяет такой недостаток, как изображение героев в статике, без развития.

С.Цымбаленко пишет о трудностях открытия мира, о том, что нужны детям «всадники» из добрых сказок, о товариществе, о чувстве собственного достоинства подростков, о крепком характере, то есть обо всех тех проблемах, которые подняты в трилогии «Мальчик со шпагой» (Цымбаленко С. Всадники из добрых книжек. // Ур.рабоч. 1975, 11 сен.). Да, очень нужны были сказки о человеческом достоинстве, о красоте духовной в период узкого практицизма, прагматизма и формализма, чтобы сохранить в детских сердцах частицы добра, прекрасной мечты, то есть того, что целенаправленно и методично вытравливалось всей практикой воспитания и общественной жизни 70-х годов. Прав и Н.Кузин, говоря об одиночестве героев В.Крапивина. Нравственное превосходство тоже ведёт к одиночеству. Герой повести «Всадники со станции Роса» сначала действительно одинок в чуждой среде приспособленчества, молчания и терпения произвола со стороны взрослых. И он всей своей легкоранимой душой тянется к каждому светлому огоньку человеческого тепла и доброты. Таковы второклассник Димка, напоминающий Кашку, вожатый Костя и журналист Иванов. Но писатель не останавливается на этом, идёт дальше. Все потенциальные возможности Сергея открываются во второй части трилогии («Звёздный час Сергея Каховского»), как только он оказывается в кругу близких по духу ребят и понимающих детство взрослых.

В уходе от борьбы с негативным героев В.Крапивина трудно винить. Писатель создаёт, и не только создаёт, свою концепцию подростка 70-х годов, но и успешно подключает его к действительности тех лет: правдиво, достоверно, убедительно, притягательно.

Свою задачу В.Крапивин, как писатель - автор произведений детской литературы, сформулировал ясно: через правдивое отражение действительности дать свою собственную модель («каким вижу»), свою концепцию подростка, с прицелом на будущее («хотел бы видеть»), в чём, в частности, заключён преобразовательный момент.

На наш взгляд, в трилогии «Мальчик со шпагой» писатель закладывает краеугольные камни своей концепции, последовательно и целостно охватывает многие её стороны. Поэтому нами для анализа взято именно это произведение писателя, так как в последующем, в других произведениях, В.Крапивин уделяет внимание то одной, то другой стороне подростковой жизни, даже в таком романе, как «Журавлёнок и молнии», где крапивинская концепция снова выступает целостно, но несколько суженно, главным образом основываясь на семейно-бытовых коллизиях. Думается, главное произведение В.Крапивина - в смысле целостного художественного отображения своей концепции современного подростка - ещё впереди, так как появится потребность вернуться и досказать то, что нельзя было говорить в недавнем прошлом.
Нашей задачей в данной работе является обоснование концептуального характера изображения подростков в трилогии «Мальчик со шпагой». Разумеется, нет у нас возможности в своём анализе охватить все стороны произведения. Все наши суждения главным образом будут связаны с центральным героем повестей Сергеем Каховским, по возможности будут охвачены связи и отношения С.Каховского с окружающей его средой, так как анализ героя вне среды, формирующей его, не имеет смысла.

А среда, окружающая Сергея, достаточно разнообразна и «густо населена». На страницах книги выведено в той или иной степени раскрытости 168 действующих лиц (а всех «имён» около 200). Нелишне будет указать и состав «населения» трилогии. Как ни странно, в повести для детей и о детях из 168 действующих лиц 115 взрослых и всего 53 представителя детского мира, хотя, конечно, эти цифры отражают роль взрослых в жизни детей. (Даже из 50 основных персонажей детей всего 20.) Эпизодических лиц в книге 74, так или иначе задействованных и упоминаемых - ещё 40. Небезынтересны, думается, и такие цифры: мужское население повестей составляет 119 человек, женское - 49 человек. Есть характерная деталь, имеющая большое значение в смысле подтверждения мысли о малочисленности плохих людей: 120 персонажей можно назвать положительными, а таких, которых традиционно относят к отрицательным, в трилогии 46. Кстати, в числе этих 48: взрослых - 39 и детей - 9; мужского пола - 31 и 17 женщин. Даже по такой статистике видно, что подавляющее количество зла и всего плохого в мире сконцентрировано во взрослой среде и среди мужчин, а детское социально негативное поведение - лишь бледное отражение отрицательных сторон взрослого мира...

Основная часть данной работы состоит из трёх глав. В первой главе рассматриваются в основном литературно-художественные и педагогические традиции, на которые в той или иной степени опирался В.Крапивин, а также сфера его интересов в жизни, связанная с воспитанием подростков. Говоря о традициях, в первой главе мы уделяем внимание в основном А.Гайдару и А.С.Макаренко, а А.Грина переносим в третью главу, так как на наш взгляд, разговор о гриновском влиянии более уместен по отношению к поэтике В.Крапивина и основным принципам изображения характеров.

Характер подростка В.Крапивина рассматривается во второй главе. В центре нашего внимания - конфликт подростка со средой, его внутренний мир. Здесь будут даны: 1) более подробная характеристика среды, окружающей подростков, обстановка вокруг них, оценка этой среды писателем; 2) группировка образов, чёткое их разделение на два лагеря.
В третьей главе речь идёт об основных творческих принципах писателя, особенностях его поэтического видения, гриновских мотивах и романтическом реализме, а также сюжетно-композиционные, поэтические и другие характеристики творческого метода писателя.

В заключении последуют некоторые оценки и выводы относительно концепции современного подростка В.Крапивина, связанные с борьбой старого и нового в обществе по отношению к воспитанию подрастающего поколения, а также оценка повестей как отражения процессов жизни и новых подходов в воспитании, которые стали сегодня первостепенно важными.

НЯНИН АЛЕКСЕЙ. ХАРАКТЕР ПОДРОСТКА В ТРИЛОГИИ ВЛАДИСЛАВА КРАПИВИНА «МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ». (Традиции. Новаторство. Авторская позиция.). - Свердловск. Уральский Государственный Университет им. А.М.Горького. 1989 г. - 62 с. – Источник (скачать ): http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=332

 

 

 

!!! Дорогие читатели и посетители сайта ЗоВУ.ру. Приветствуются ссылки на страницы сайта "Золотые Врата Урала (ЗоВУ)" и указания источника при цитировании. Размещение копии на своих сайтах без разрешения является нарушением авторских прав!!!

 

Справочная информация по уровням вещания и практика:

см. начало в предыдущем выпуске: ...

4) Подписные издания: Альманах "Карта Успеха" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=17), эл.журнал "ЗОВУ РИТМ" (http://zovu.zovu.ru), газета "Золотые Врата Урала" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=16) , 47 брошюр (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=19) и двухтомник "Властелин времени: технологии разумной жизни" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=18). Заказ на нашу литературу см. по ссылке http://zovu.ru/index.php?dn=info&pa=forma_zakaz .
5) Выставка-магазин "У Золотых ворот" (здесь можно выбрать и заказать литературу Команды ЗоВУ и РИТМ): http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=2!

Наши сайты ждут вас: 1) Золотые Врата Урала - http://zovu.ru, 2) Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) - http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=8. 3) Зову Образ Лада - http://zovuobraz.ru. 4) ШУТ-КИ.НЕТ - http://shut-ki.net , 5) Журнал "ЗОВУ РИТМ" (скачать бесплатно) - http://zovu.zovu.ru,

До следующих встреч! Наша почта: zovuzovu@narod.ru. Пресс-центр ЗоВУ. 2020.

* * *

 


В избранное