Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Психология" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Октябрь 2009 → | ||||||
1
|
2
|
4
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
8
|
10
|
11
|
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
23
|
24
|
25
|
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
Статистика
-1 за неделю
Книга: Чашечка кофе для умного читателя
Выпуск 13 Часть вторая Личностный рост (за пределами психотерапии)
Глава первая: Что это такое.
Когда мы говорили о психотерапии, то, хотим мы этого или нет, но, мы говорили о лечении. Само слово психотерапия состоит из двух частей: психо (душа) и терапия (лечение). Если пользоваться метафорой, то, можно сказать, что терапия это расчистка запутанных переживаний и отношений. Если мы расчистим эти завалы, то освободим естественное течение. Но течение чего? Что течет? В культуре существует много определений того, к чему мы добирались с таким усердием, занимаясь психотерапией. Так как я сам являюсь психологом, то языком буду пользоваться психологическим. Поэтому я скажу, что это личность, человеческое «Я». И если на его пути нет психологических (внутриличностных) препятствий, то, взаимодействуя с миром, переходя их одной ситуации в другую ситуацию, человеческое «Я» развивается и растет. Личностный рост (анекдот). Первый случай: Приходит человек к психотерапевту. «У меня проблемы. Депрессия, страхи, конфликты с людьми. Помогите мне избавиться от этого». Это психотерапия. Второй случай: Приходит человек к психотерапевту. «У меня нет проблем. Мне хорошо, но я хочу, что бы стало еще лучше. Я знаю, что у меня есть резервы. Найдите у меня проблемы. Решив их, я стану еще более свободным и счастливым». Это личностный рост. А если серьезно, то нам важно понять, за счет чего растет наше «Я». Это все-таки не физический рост, который можно измерить линейкой и не объем мышц, который можно тренировать, поднимая тяжести. Что же растет и за счет чего? Чтобы подойти к такому пониманию, давайте обратимся к своему опыту. Если Вы читаете эту книгу, то у Вас уже есть широкий опыт личностных переживаний и состояний. Вот к нему мы и обратимся. Постарайтесь вспомнить, переживали ли Вы когда-нибудь состояния радости без видимых к тому причин. Вот Вы идете по улице и вдруг, раз, приходит состояние счастья. Ничего не произошло во внешнем мире, ничего не изменилось в ситуации. Нечто произошло внутри Вас. Может быть, такие состояния трудно вспомнить, может быть, они были очень давно. Возможно, они были очень короткими (несколько секунд), возможно, длились дольше, не важно, главное, что они были. По моему опыту, нет людей, которые бы не испытывали такое. На самом деле, диапазон таких переживаний довольно велик. Не обязательно они выражаются как вспышки радости. Это может быть инсайт ясного понимания или расширение сознания, когда вся твоя жизнь видится как единое целое. Это может быть ощущение присутствия бога или чувство любви ко всему живому. Я не буду здесь полностью описывать все варианты или классифицировать их. Такие попытки уже имеются. Здесь важно то, что все они не связаны напрямую с ситуациями. Они неожиданны. Их причина лежит не вне нас, а где-то внутри нашей сущности. Все это такие чувства, которые можно вспомнить, но ими трудно воспользоваться. Им можно радоваться, как подаркам, но, чаще всего, они остаются недоступными для нас. Попробуйте сесть в удобную позу и… почувствовать счастье. Произвольно сделать такое крайне затруднительно. Получается так, что у нас есть разрозненный опыт, которым мы не можем воспользоваться. Если говорить об этом научными словами, то это звучит так: большое количество нашего опыта не интегрировано, не становится чем-то целостным, тем, что мы называем нашим «Я». Этот опыт есть в нас, но нам не принадлежит. Причем, заметьте себе, что я говорю лишь о том опыте, о котором мы в принципе можем вспомнить. Но есть еще огромный потенциал опыта, недоступного нашему сознанию сейчас, но который, в принципе, может быть доступен. В духовных практиках, да и в современной психологии, существуют техники и методы, которые позволяют расширить опыт переживаний. Это опыт переживаний других состояний нашего сознания. Таким образом, получается, что мы можем всю жизнь прожить сидя у ворот огромной страны невыразимой красоты и силы, ожидая, что иногда оттуда залетит ненароком маленькое перышко незнакомой птицы. Для кого-то такое перышко будет знаком, весточкой, а кто-то скажет: нет в жизни счастья, и не может быть, а это перышко лишь сказка, забудем о ней поскорее. Это сказка, сказка о личностном росте, или, другими словами об интеграции своего опыта. Интегрированный опыт – это такой опыт, который стал соотнесенным с нашим «Я», стал своим собственным. И тогда наше «Я» начинает расти, оно увеличивается за счет тех сил и энергий, которые и так были в нас, но ранее были для нас недоступны. У писательницы Ле-Гуин есть хорошая сказка на эту тему. Молодой волшебник Герд, из-за своей глупости, впускает в мир опасную темную силу, которая начинает преследовать его. Многие годы Герд убегает от нее. Но однажды, он понимает, что, то, что он выпустил это часть его самого. Не интегрированная, отвергнутая, она неуправляема и, поэтому, опасна. Оцениваемая негативно, она и становится воплощением зла. Поняв это, он смог повернуться к ней лицом и назвать ее по имени: «ты Герд». Интеграция произошла. В ощущении своего «Я» появилась как бы новая координата, новая глубина, и с ней, новая мудрость.
Глава вторая: Что же делать с негативным опытом?
Мне почему-то кажется, что Вы уже знаете ответ. Во всяком случае, я довольно часто слышал: «из негативного опыта надо извлекать уроки». Вы тоже так думаете? Тогда попробуйте прямо сейчас это сделать. Если в настоящее время или, по крайней мере, в ближайшем прошлом, Вы имеете негативное переживание (разрыв с близким человеком, ссору, потерю любимого мобильника), то попробуйте просто улыбнуться этому событию. Надеюсь, что хоть кому-нибудь это удалось. Хотя вряд ли такая улыбка будет веселой, но, даже, если в ней будет печаль – это уже не плохо. Ведь печаль может быть очень светлой (это та печаль, в которой есть и радость, и боль, некий синтез того и другого, как символ принятия мира со всеми его светлыми и темными сторонами). Но в большинстве случаев, такой улыбки не получится. В этом случае, постарайтесь осознать, что же именно не дает Вам улыбнуться, принять данное переживание как свой собственный опыт, как часть своей удивительной судьбы. Тут есть два момента. Первый. Данное переживание еще очень живое. Когда Вы вспоминаете о том событии, которое и вызвало переживание, Вы прямо сейчас заново проживаете ту же боль. То есть, Вы застряли в этом переживании, двигаетесь в нем по кругу, который невозможно разорвать. Время замерло. Вы держитесь за это переживание, держите его в своих чувствах, снова и снова актуализируя боль, не давая ей исчезнуть. Какой уж тут опыт, какой урок!? Второй момент. Этот момент более сложный. Он относится не к самому переживанию, но к тебе, мой читатель, то есть, к тому, кто переживает. Из какого состояния ты смотришь на это переживание, из какого состояния ты его вспоминаешь? Какова та точка отсчета, на которую ты опираешься в своем восприятии. Если ты подавлен, потерян, не чувствуешь себя сильным отважным путешественником в краях своей жизни, то тогда ты увидишь свое негативное переживание через призму своего состояния. Что же ты сможешь разглядеть в нем? Оказывается, извлечь урок из своих негативных переживаний не так уж просто. Если мы попробуем опереться на обычную логику, то, может быть, у нас даже что-то получится. Например: «Я потерял ключи от квартиры. Черт возьми, теперь всегда буду внимательно следить, куда я их кладу». Думаете, такой совет самому себе сработает? Или так: «Хотя в этой ссоре я, безусловно, был прав, но, в следующий раз, я попытаюсь держать свою правоту при себе, потому что, отношения дороже»! Такие обещания даются без учета того состояния, в котором эти обещания нужно будет выполнять. Так что же делать? Можно ли все же, извлечь нечто позитивное из таких переживаний? Возможно ли улыбнуться своим неприятностям? Я расскажу о некоторых техниках, которыми можно пользоваться для того, что бы это получилось. Первая техника. Если Вы помните, то, первое, что нам мешает спокойно воспринимать наши негативные эмоции, это та жесткая фиксация нашего внимания, за счет которой они переживаются как реальные, здесь и сейчас происходящие события. Логично будет нарушить данную фиксацию и тогда значимость события уменьшится. Для этого существует несколько приемов. Самый красивый из них - это юмор. Юмор разрушает фиксацию. И делает он это за счет создания новых, парадоксальных точек зрения. Представьте себе то, что с Вами происходило как кинофильм, где Вы – главное действующее лицо. Посмотрите, как этот фильм будет разворачиваться на экране. Фильм можно посмотреть, остановить, , прокрутить назад, проанализировать; в конце концов, представить себя кинокритиком и с умным видом дать анализ поведения главного героя. Может быть, уже от этого Вам станет неизмеримо легче. Если этого действия еще недостаточно, то можно с этим фильмом поэкспериментировать. Пустить его кверху ногами, сделать его черно-белым, пустить несоответствующую, но смешную музыку, просто сделать из него комедию. Дайте волю своей фантазии! Вторая техника. Для того, чтобы убрать фиксацию, полезно перевести переживание на другой язык. Что это значит? Наш обычный язык – это слова, описывающие, в первую очередь, события, и после этого, соответствующие им чувства и мысли по поводу. Вот здесь и кроется ловушка. Какие могут быть мысли по поводу негативных чувств, какие чувства могут быть по поводу негативных событий? Согласитесь, что это будет неправдой, если мы будем думать: «Ой, как здорово, я чувствую обиду и злость по поводу того, что меня так унизили»! Чтобы вырваться из этой логики, мы можем перевести эти переживания на язык тела. Это совсем другой язык, в нем описываются ощущения и движения. Вернее даже так, ощущения, переходящие в движения. А это уже почти танец! В движении, в жесте не существует оценки. «Вот это движение плохое для меня, а это хорошее». Странно звучит. Сложность состоит в том, что нужно стать очень внимательным к своему телу. Причувствуйтесь к тому, что происходит с Вашим телом. Столько разных ощущений. Если мы будем к ним внимательны, то сможем различить в них те основные, к которые все сводится. Конечно, в каждый момент, мы можем различить множество случайных (нос зачесался или ноги замерзли – одеть носки), но если их отбросить, то остаются только те, которые «хотят быть выраженными». В этом и состоит их секрет: все ощущения это начинающиеся движения в нашем теле. Давайте возьмем пример – обида. Если мы попробуем описать ее обычным языком, то получится что-нибудь типа: «Ну вот, как же они могли так поступить со мной. Если бы я был на их мессе, я бы… А теперь мне очень обидно, кажется, что я становлюсь маленьким и жалким. Мне действительно становится жалко себя, внутри все скукоживается, появляются слезы». Если мы будем переводить такое переживание на телесный язык, то для нас в этом описании будут важны только два слова, имеющие глагольную (двигательную) природу: «становиться маленьким» и «скукоживаться». Мы можем обратить свое внимание на то, имеют ли эти слова какое-нибудь отношение к ощущениям в теле. Действительно, имеют. И, хотя сами ощущения могут быть разными, но все они сходятся в одном – это некое сжатие. Другими словами, то, что мы делаем, когда обижаемся, это сжатие своего тела. На самом деле, не так уж и плохо. Почему бы и нет? Можно попробовать сделать это сознательно. Часто мы сжимаемся, когда хотим оказаться в безопасности, как бы прячась внутри себя, стараясь попасть туда, где внутри нас живет уют и тепло. Такое движение можно делать с удовольствием, потому что это движение направлено к нашему внутреннему резерву, к тому, что может поддержать нас, дать нам отдых и силы. Важно действительно его сделать! Я часто наблюдал за тем, как люди недоделывали свое сжатие, они замирали на пол дороге, не находя выхода, но получая напряжение и скованность. Находясь в группе людей, я вижу, как кто-то вдруг слегка сжимается, закрывается. Возможно, его обидели, не поняли, не выслушали, и он хочет уйти туда, где никого нет – внутрь себя. Если бы у него хватило осознания, если бы у него хватило смелости действительно уйти, сжаться, погрузиться в себя на какое-то время, почувствовать там свою силу, то он смог бы вернуться к друзьям освеженным. Но нет, он остановил движение на пол пути к себе, и теперь будет страдать. Мы просто делаем движение, мы не делаем слова, не оцениваем, не интерпретируем, не делаем выводы типа: «раз так, значит, меня не любят». Мы просто двигаем нашим телом. Важно двигаться всем телом. Вы помните, о чем мы с Вами говорили? О том, как взять негативный опыт, сделав его своим собственным (уже не страшным) опытом, полезным для себя. Поэтому мы делаем движение всем телом, а не частями. Чтобы сделать его своим, нам нужно прочувствовать его всем своим «Я». Не присвоенный опыт обычно локализируется в каких-либо отдельных частях тела. Прячется? Комок в горле, онемения в руке, тяжесть на сердце, «чугунная» голова. Он как бы существует независимо от нас. Поэтому мы переводим его в безопасный для нас язык, тогда открываемся ему, выражаем его. Тогда приходит понимание того, что же значит это движение, что мы хотим на самом деле. Когда Вам удалось сделать это, выразить свое переживание в движении, начинается новый этап, и здесь могут быть два варианта развития событий. Первый. Движение заканчивается в какой-либо позе, которая комфортна для Вас. Если Вы работали с обидой, то это, может быть, «поза зародыша». Представляете? Вы сворачиваетесь в уютный калачик. Здесь не столько сжатость, сколько «прижатость» частей тела друг к другу. И тогда я могу спросить Вас, что Вы можете извлечь важного для себя из этой позы, какой урок? Может быть то, что в ситуациях, когда Вы оказываетесь не в состоянии справиться с натиском мира, можно просто уйти в себя, почувствовать себя уютно, отдохнуть, восстановиться, и с новыми силами вернуться в мир? Второй вариант. Движение не заканчивается в какой-либо позе. Оно рождает новое движение, трансформируется в него, продолжается и развивается в нем. Например, при обиде, Вы сжимаетесь и сжимаетесь, все сильнее, в какой-то момент времени, начиная чувствовать, что откуда-то изнутри, из глубины, из центра сжатия начинает рождаться дрожь. И чем сильнее Вы сжимаете себя, тем она сильнее. Происходит переключение, в какой-то момент Вы замечаете, что делаете уже не сжатие, а дрожание. Тогда Вы дрожите чуть-чуть сильнее. Если дать возможность своему телу делать это движение, то дрожь переходит в расширение. Такое расширение может произойти словно взрыв, или целенаправленное действие, идущее куда-то вовне. Возможно, в нем Вы почувствуете агрессию или силу, но, всегда это освобождение. Возможно, даже, на волне этой силы Вы захотите что-то изменить, исправить в своей жизни, в ситуации, в которой Вы находитесь. Теперь можно и улыбнуться. Получилось? Третья техника. Когда мы анализировали причины, по которым трудно присвоить свой негативный опыт, мы говорили, что его восприятие зависит от состояния, из которого Вы это делаете. Данная техника состоит в том, чтобы посмотреть и прочувствовать свой негативный опыт из состояния своего центра, из центра своего «Я». Подробнее об этом центре мы будем говорить чуть дальше. Придется тебе, читатель, немного подождать. Исходя из того, что мы рассмотрели, понятно, что извлекать уроки из своего негативного опыта, это не столько давать самому себе очередные умные советы, сколько дать возможность самому себе прожить этот опыт до конца. Прожитый опыт сам отложится и в теле и в мыслях, если Вы не будете ему мешать и запутывать. Продолжение следует. Автор: Леонид Исеев Познакомиться с автором: http://leonpsy.narod.ru/ Психологические консультации on-line - информация на сайте. Новый проект автора: http://vkontakte.ru/club11451074 (Оn-line курс - "Осознавание как инструмент личностного роста") |
В избранное | ||