Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологические лохмотья

  Все выпуски  

Психологические лохмотья


Всех с майскими праздниками! :) Кто хочет – с социалистическими, кто хочет – с началом природной (в московских краях) весны. Посажу и я свое маленькой майское деревце – для вас.

********************************

«А у нас в квартире газ…»

Итак, мы начинаем набор на наши летние компакт-курсы: «Психодрама», «Системная семейная терапия», «Эриксоновский гипноз», «Психосоматика» и «Основы тренерского мастерства». Я никак не буду обставлять эту новость, поскольку все знают, что учиться – это хорошо. А учиться у правильных людей в правильном месте – хорошо вдвойне.

Если вы сходили по всем этим ссылкам, но ничего не поняли – пишите мне на subscr@igisp.ru: сочувствие и дельная помощь гарантированы.

 

Внимание!

Мастерская по работе с эмоциональной зависимостью в связи с переносом туда-сюда выходных и будних дней пройдет не 6 и 7, а 7 и 8 мая.

 

В качестве танца вокруг майского деревца предлагаю сходить на тренинг Ольги Горневой «Танец женской души». Право слово, это вас порадует и вдохновит.

*******************************

«Изба-читальня»

Для разнообразия сегодня предлагаю не совсем «психологическую» статью. Почему – увидите.

Интенсив длиною в жизнь

Окончив школу и поступив в высшее учебное заведение или в техникум, молодой абитуриент и не подозревает о том, что учиться ему еще придется не три или пять положенных лет, а скорее всего, всю жизнь. Несомненно, это обусловлено потребностями современной жизни, которая диктует человеку умение быть гибким и вовремя ориентироваться в текущей обстановке и меняющимся спросом на специалистов. Закончил вуз по одной специальности – еще не факт, что будешь в этой сфере работать всю жизнь. Однако, бывает, что за пятнадцать лет стандартного обучения (школа, вуз, возможно, даже - аспирантура) – учеба надоедает навсегда. Вопрос в том, какая именно учеба? А это уже зависит от форм обучения, от подхода к обучению, то есть, от метода и от цели обучения.

Интенсив — образование для всех

В последнее время возник все нарастающий спрос на так называемое интенсивное обучение. Можно говорить о двух главных отличительных особенностях интенсива — это «метод погружения», который стал известным, в основном,  благодаря языковым образовательным программам, и принцип «ничего лишнего», ярким примером воплощения которого стала всевозможная тренинговая деятельность.

Кто же заинтересован в интенсивном обучении, какова его целевая аудитория? Это, в основном, те люди, которые в силу своих жизненных обстоятельств и психологических предпочтений не могут учиться длительное время с заданной периодичностью (раз в месяц, несколько вечеров в неделю и т.д.). А также те, кто живет в городах, где нет соответствующей их интересам учебной программы. Для них такая форма обучения становится не только максимально удобной и возможной, но и дает свободу выбора – чему и где им удобнее и эффективнее обучаться. Это также могут быть студенты, которые часто строят свой распорядок жизни в соответствии с расписанием своего учебного заведения и хотят или могут использовать для параллельного обучения/специализации свое каникулярное время, тем самым, с одной стороны, разграничивая, с другой стороны, совмещая процессы получения образования.

Особенности психологического интенсивного обучения.

Для участников…

Интенсивное обучение — это не изобретение последних лет, это хорошо известный и зарекомендовавший себя в мировой практике формат образования, более того, это ведущий способ обучения в области психотерапии и психологии, поскольку это одна из тех сфер знаний и опыта, для которой характерно обучение и повышение квалификации на протяжении всей профессиональной жизни.

Особенности интенсивного, в том числе, психологического и психотерапевтического образования видны достаточно отчетливо. Прежде всего,  это приобретение на длительную перспективу знаний, умений и навыков, которые можно непосредственно и, как правило, незамедлительно применять и проверять на практике, встраивать в существующий профессиональный опыт. Интенсив, как теоретический, так и тренинговый, имеет четкую структуру курса с определенными целями, программой и формализованными результатами. В этой форме обучения основным является, конечно, характеристика интенсивности. Интенсивность – это концентрация и сосредоточение на учебном процессе, уплотненные во времени знания и всепроникающий профессиональный опыт. Интенсив дает – возможность делать дело целостно и без отвлечений. Возникают насыщенные рабочие отношения и хороший контакт между участниками и ведущими (тренерами). Это позволяет ускорить процесс обучения и личностного развития. Увеличивает степень самораскрытия и эмоциональной заинтересованности, а также побуждает к дальнейшей самостоятельной работе, что, несомненно, важно. Особая психологическая атмосфера, характерная для подобного обучения, складывается в результате взаимодействия людей со схожими потребностями и задачами, ориентированных на получение профессионального развития и интересных друг другу. Это предполагает нахождение своей меры включенности в процесс обучения и общения, создание эмоциональных и профессиональных связей, пробуждение энергии и спонтанности. Участники, естественно и добровольно оторванные от привычной внешней активности, создают «микроструктуру», берущую  свои истоки с одной стороны – в «единстве непохожих», а с другой стороны – в общем поле взаимодействия, отношений, тем и интересов, складывающихся именно «здесь и теперь».

… и организаторов.

Основное  отличие интенсивного психологического, психотерапевтического обучения от интенсива вообще надо видеть не в поле «потребителей» такого рода программ, а в позиции организаторов и ведущих подобных групп. Они должны учитывать не только вполне очевидные изменения познавательных процессов, вызванных предполагаемой активностью обучаемых и усталостью, неизбежно возникающей в результате интенсификации курсов, но и динамическую составляющую как групповых, так и индивидуальных психологических процессов. Особо важно принимать во внимание тот факт, что участники таких учебных групп активизируют и привносят в учебный процесс свой психологический материал, личностно значимый и не всегда безболезненный, даже когда обучение строится как исключительно теоретический курс. Поэтому задача ведущего следующая: создание безопасной психологической атмосферы, чуткое отслеживание групповых процессов, понимание индивидуального состояния каждого участника, ориентируясь на которые он может гибко изменять и перестраивать свой курс, как в целом, так и в рамках каждого учебного дня. Необходимо четкое и своевременное заключение группового «контракта», который будет оговаривать ответственность каждого участника и группы в целом относительно собственной психологической безопасности и возможности решения проблем, вызванных процессами, происходящими и вызванными внутригрупповым взаимодействием и событиями. Соблюдение этих правил необходимо в контексте любого формата практического психологического образования, однако особую важность оно приобретает в рамках интенсивного обучения, прежде всего, в силу усиления и уплотнения психологических процессов и уменьшения времени на переработку актуализировавшегося материала. Как было сказано выше, в связи с тем, что в таком обучении велика доля участников из других городов, у которых могут возникать трудности в том, чтобы при необходимости найти и получить психологическую поддержку. Это накладывает на организаторов и ведущих особую ответственность и требует достаточной предусмотрительности для того, чтобы, с одной стороны, возникающие психологические процессы участников и группы были умеренной и посильной интенсивности, а c другой стороны, должна быть возможность их возникновения, поскольку это и есть тот самый «учебный материал» и личностный опыт. Однако представляется важным, чтобы эти процессы были в достаточной степени переработаны и «упакованы» к завершению курса.

Что в итоге

Результаты интенсивного психологического обучения можно разделить на «официальные» и «неофициальные». «Официальные» — это сертификат, диплом, предполагаемый «набор» знаний, умений и навыков. «Неофициальные» – это личностная проработка, знакомство с возможностями и мастерством других специалистов, опыт  групповой работы. В любом случае, такое образование есть, своего рода, «инвестиционный вклад» как в профессиональное, так и личностное развитие, основа для формирования нового опыта и компетенций, «клуб» единомышленников, где устанавливаются профессиональные и просто человеческие связи.

Статья опубликована в журнале «Иматон» (№11/2005)

********************************

«Лоскутная энциклопедия».

Для тех, на кого весна действует как-то странно… слово на букву «Д»:

Дисфория - (от греч. dysphoréo - тяжело переношу, раздражён), расстройство настроения, характеризующееся напряжённым, злобно-тоскливым аффектом с выраженной раздражительностью, доходящей до взрывов гнева с агрессивностью.

При легкой дисфории отмечаются придирчивость, вздорность, ворчливость, обидчивость, в ряде случаев ирония и язвительность, которые могут распространяться лишь на отдельные лица, события или касаться всех. Обычно легкую дисфорию принимают за присущую индивидууму характерологическую особенность Выраженная дисфория проявляется тоской и злобой. Тоскливое настроение может сочетаться с тревогой, отчаянием, безысходностью, страхом: злоба, часто напряженная, может перемежаться с яростью. Дисфория, особенно выраженная, сопровождается двигательными расстройствами (преимущественно непоседливостью, которая в части случаев достигает степени двигательного возбуждения), реже состоянием заторможенности вплоть до субступора.

 

Что, страшно?

Впрочем, я сегодня добрая: напоследок расскажу про майское дерево: откуда и зачем оно растет.

 

В мае англичане отмечают Майский праздник (May Day) с уличными шествиями и народными гуляньями. Музыканты, жонглеры на ходулях, менестрели и работающие вокруг площади харчевни создают здесь подлинную атмосферу средневекового карнавала.

В этот день народ пляшет под майским деревом, украшенным разноцветными ленточками, наряжаются в Зеленого Джека (Jack-in-the-Green), закутываясь в небольшую беседку из свежей зелени. Джек и его цветы танцуют по городам, собирая деньги для более позднего праздника вечером. Во многих деревнях молодые люди рубят деревья и устанавливают их как Майское дерево (столб) в центре деревни. Каждый такой столб был местом сбора сельской общины для танцев и мероприятий. Повсюду устраивались различные состязания: от ловли грязного поросенка до взбивания масла, так что многие сельские жители имели возможность унести домой красивый приз. Здесь были даже состязания для детей, и вскоре малыши могли похвастаться завоеванными лентами, игрушками и колокольчиками.

В этот день выбирают короля и королеву Мая, которые руководят мероприятиями в этот день. В средние века в этот день девушки умывались росой, считая, это сделает их неотразимыми на весь следующий год. Еще в этот праздник всегда проводились соревнования по стрельбе из лука. Обязательно были национальные танцы и песни. А еще можно вспомнить про национального героя - Робина Гуда. Именно в этот день его по одной из легенд захватил шериф Нотингем-шира. Робин не смог удержаться, чтобы не продемонстрировать свое мастерство в соревнованиях по стрельбе. Эта любовь к состязанию и позволила шерифу его схватить.

Весенний праздник восходит к древним ритуалам, посвященным земледелию и воскрешению, а также связывающему небо и землю Древу Мира - Майскому дереву. Языческое происхождение Майского дерева подтверждает существование подобного атрибута в древнегреческих и древнеримских весенних ритуалах, посвященных Аттису. Англичане усилили символизм плодородия, добавив к шесту (мужское начало) диск (женское начало). Танцоры разматывают ленты так, что они вращаются вокруг шеста, что символизирует создание мира от центральной оси (это похоже на обряды в честь Аттиса и подтверждает римское происхождение этого праздника).

*********************************

Засим, напомнив про Живой Журнал ИГиСПа, позвольте откланяться,

Ваша Галка Анина

 

Письма (хвалебные, ругательные и предложительные) принимаются на адрес subscr@igisp.ru


В избранное