Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Психология от Одинокого Волка" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
ПСИ-Портал. Виртуальный Центр Возрождения Личности
ПСИ-Портал. Виртуальный Центр Возрождения Личности. Ведущая рассылки: Ирина Гаврилова irina_gav@mail.ru Адрес проекта: www.psy-portal.ru Выпуск 16. Здравствуйте, дорогие друзья! СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ: 1. ПРИКЛАДНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. - И.Гаврилова. «Расширенная теория логических уровней в практике самореализации личности». Часть 3: «Субмодальности в практике самостоятельной работы с травмирующими воспоминаниями». 2. НОВОСТИ ПРОЕКТА ПСИ-ПОРТАЛ: об обновлении в разделе БИЗНЕС-СФЕРА и новом опроснике on-line. 1. ПРИКЛАДНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. И.А.Гаврилова. «Расширенная теория логических уровней в практике самореализации личности» Часть 3. СУБМОДАЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ТРАВМИРУЮЩИМИ ВОСПОМИНАНИЯМИ. Итак, я рассчитываю на то, что Вы уже поработали с границами Вашего восприятия и готовы двигаться дальше. А речь сегодня пойдет о СУБМОДАЛЬНОСТЯХ. Учитывая разный уровень теоретической подготовки уважаемых Читателей по данной тематике, прежде, чем загружать Ваш мозг новой информацией и предлагать обещанное в прошлом выпуске упражнение на работу с травмирующим воспоминанием, хочу начать изложение материала с определений тех базовых понятий, с которыми Вы столкнетесь в тексте и будете работать самостоятельно в течение ближайших дней (до выхода следующей лекции). Любой жизненный опыт человека имеет индивидуальную, присущую именно этому человеку внутреннюю репрезентацию. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ – это кодирование и накопление сенсорной информации в мозге. СЕНСОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ – это информация, которую мы получаем и/или наличие которой мы можем проверить с помощью наших органов чувств (им соответствую определенные репрезентативные системы). Как я уже говорила ранее, в разных жизненных ситуациях мы задействуем разные репсистемы (далее – сокращенно РС). В связи с этим существует разделение на ведущие репсистемы и предпочитаемые репсистемы. Говоря более простым языком, мы принимаем любую информацию, подключая к ее восприятию наиболее подходящие и удобные в данной ситуации сенсорные каналы: зрение, обоняние, осязание, вкус, слух (в этом случае речь идет о предпочитаемой РС). Плюс, у нас всегда активно работает наиболее развитый канал восприятия, характеризующий нашу ведущую РС. Сочетание ведущей и предпочитаемой репсистем дают психологу информацию об индивидуальной модели восприятия человека и его стратегии памяти. Поясню на примере: предположим, музыкант в музее рассматривает картину. Его ведущей РС является Аудиальная (А) система, то есть информацию из внешнего мира он быстрее и легче воспринимает на слух. Рассматривая же художественное полотно, он подключает органы зрения, так как в данной ситуации это наиболее удобная для восприятия репсистема. И стратегия запоминания сюжета полотна у него, скорее всего, будет следующая: вижу картину – слышу звуки (мысленно создается музыкальный фон-настроение: мажор/минор) – вижу отдельный фрагмент картины – слышу соответствующий ему (по моему личному внутреннему представлению) музыкальный фрагмент. И если Вы затем попросите его рассказать об увиденном, он, скорее всего, опишет Вам эту картину довольно подробно, используя аналогичную же стратегию вспоминания: родившаяся мелодия последовательно извлечет из памяти общий сюжет, детали и цвета. И, хотя эта статья не посвящена стратегиям памяти, я приведу еще один аналогичный пример. В одном из старых (еще советских времен) детективных фильмов свидетель-музыкант вспоминает номер машины преступника, наиграв на рояле мелодию. В его репрезентации опыта каждой цифре соответствовало определенное музыкальное звучание. Зачем я описала эти два примера? А затем, что и в том, и в другом случае герои вспоминают ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ – звуки, цвета и цифры, с помощью которых в памяти был закодирован их уникальный жизненный опыт. Вот эти-то конкретные, сенсорно очевидные детали и характеристики, выражаемые в речи существительными (например, «яркость» - Визуальная (В) РС, «тишина» - Аудиальная (А) РС, «тяжесть» - Кинестетическая (К) РС), прилагательными (пример: «красный» - В РС, «звенящий» - А РС, «легкий» - К РС) и глаголами («сиять» - В РС, «звучать» - А КС, «обжечься» - К РС), непосредственно связанные с сенсорными каналами восприятия, и являются СУБМОДАЛЬНОСТЯМИ. Джозеф О'Коннор и Джон Сеймор в своей книге «Введение в НЛП. Новейшая психология личного мастерства» (она полностью размещена на сайте) дают следующее определение этому понятию: «СУБМОДАЛЬНОСТИ – это различия внутри каждой репрезентативной системы, характеристики наших внутренних репрезентаций, самые маленькие строительные кирпичики наших мыслей». Безусловно, в работе с клиентом психотерапевт внимательно слушает речь клиента для определения субмодальностей, так как на описание той же самой тишины в рассказе клиента могут наложиться характеристики его ведущей РС. И тогда существительное «тишина» уже не будет исключительно Аудиальной субмодальностью и Аудиальной РС, судите сами: «Прозрачная тишина» - это уже В РС, «Звенящая тишина» - А КС, а «Давящая тишина» - К РС. Но это – для общей информации. Вам такие нюансы для самостоятельной работы не понадобятся. Помните два варианта описания уровня окружения в прошлом выпуске рассылки? Так вот, второй, детальный вариант, включал в себя субмодальные характеристики. Я повторю его, выделив крупным шрифтом только субмодальности и проставив в скобках соответствующие им РС (все остальные детали относятся к так называемым «Вратам сортировки» и фильтрам восприятия; это отдельная тема и в теории логических уровней мы рассматривать ее не будем): «СОЛНЕЧНОЕ (В) утро. Девять часов тридцать минут. ПРОСТОРНЫЙ (В) офис. Окна от пола до потолка. Три компьютера. Телефон. Секретарша с чашками кофе. УДОБНЫЕ (К) кресла. КРУГЛЫЙ (В) стол. Я и партнеры: Иван Иванович, Петр Петрович и Сергей Сергеевич. Контракт на столе. Обсуждения, споры, разговоры. Соглашение. Прощание». В данной модели описания превалируют визуальные субмодальности. Это всего лишь безотносительный пример описания, не привязанный к конкретному жизненному опыту. Когда же речь идет о конкретном опыте человека, помимо ВАК-характеристик необходимо знать и другие характеристики субмодальностей, а именно АССОЦИИРОВАННОСТЬ/ДИССОЦИИРОВАННОСТЬ личности в этом опыте. Поясню, что это такое. Если мой клиент в рассказе употребляет такие фразы, как «Эти слова до сих пор звучат у меня в ушах», «Даже сейчас я чувствую ту боль», «Эта сцена до сих пор стоит у меня перед глазами» - значит, он ассоциирован с описываемой ситуацией, он воспринимает себя субъектом, а ситуацию – объектом действия; он имеет полный контакт с прошлыми ощущениями и эмоциями и, рассказывая, буквально заново перепроживает тот опыт. Если же в своем рассказе клиент описывает себя со стороны и информация от кинестетической РС отсутствует, то он диссоциирован. Для самостоятельной работы с тревожными воспоминаниями, служащими источниками различных комплексов, Вам потребуются обе описанные мной группы характеристик: - субмодальности ВАК - субмодальности ассоциации/диссоциации. В качестве же дополнительной информации замечу, что в работе с клиентом психотерапевт одновременно фиксирует и учитывает значительно большее количество факторов: в процессе психотерапии психологом калибруются ключевые элементы, характеризующие состояние клиента, глазные «ключи доступа», «врата сортировки» и фильтры восприятия; формируются модели описания прошлого опыта, актуального состояния и желаемого результата; выявляются стратегии воспоминаний и критические звенья в них, требующие изменений. Вы спросите меня, зачем такие сложности, если можно работать над собой самостоятельно? Увы, я Вас разочарую. Но глубокий анализ Вашей психики Вы самостоятельно провести не сможете. И дело здесь не Ваших способностях, а в непредвзятости и безэмоциональном, исключительно анализирующем взгляде со стороны. А уж если речь идет о серьезных эмоциональных и душевных проблемах – корни этих проблем Вам поможет найти только специалист. И только специалист сможет построить индивидуальную стратегию воздействия на эту проблему. Зачем же я пишу тогда все эти выпуски? А затем, что многие текущие вопросы человек может решить сам, без помощи дорогостоящего специалиста. Просто большинство живет со своими проблемами, не зная как к ним подступиться, с чего начать. И они нарастают, как снежный ком. Я хочу подсказать Вам пути их решения. И работая над собой самостоятельно, Вы имеете возможность значительно облегчить себе жизнь, сделать ее более счастливой, почувствовать себя более уверенным в своих способностях, избавиться от некоторых комплексов и травмирующих воспоминаниях. Как же можно самостоятельно справиться с неприятными воспоминаниями? Предлагаю Вам выполнить следующее упражнение. Учитывая то, что Вы будете погружаться в воспоминания и самостоятельно изменять их, Вам необходимо удобно устроиться в месте, где Вас никто не сможет потревожить и отвлечь от работы примерно в течение 20 минут. 1. Подумайте сначала о ситуации, кардинально противоположной той, которая является Вам неприятной. Например, если Вас расстраивает воспоминание о ситуации, где Вас оскорбили, а Вы не смогли достойно ответить, вспомните случай, когда Вы были остроумны или быстро находились, что сказать. Это должно быть яркое и приятное воспоминание, желательно не слишком отдаленное во времени, чтобы Вы могли легко вспомнить детали. Полностью отдайтесь этому воспоминанию, постарайтесь быть максимально ассоциированы в нем, проживите его заново. И на пике приятных ощущений «заякорите» свое состояние, например, издав щелчок пальцами. 2. Отвлекитесь от воспоминаний, расслабьтесь и вновь вернитесь к этим приятным воспоминаниям. Обратите внимание на следующие характеристики: - как далеко от Ваших глаз находится картинка с ситуацией, - есть ли в ней звуки, - какие детали наиболее выделяются, - цветная или черно-белая картинка, - есть ли на ней движение, - есть ли у нее границы, как на фотографии, или граничные контуры размыты, - ассоциированы Вы в ней или диссоциированы (т.е. видите все своими глазами или видите картинку, как сюжет кино с Вашим участием). 3. Попробуйте «поиграть» со всеми этими характеристиками, по очереди изменяя их: «подвигайте» картинку, приближая и отдаляя ее; поэкспериментируйте со звуком, цветностью и движением (если это не картинка, а «кино», попробуйте сделать стоп- кадр или наоборот ускорить движение); «размойте» контуры картинки или наоборот поместите ее в рамочку. Проводя каждое изменение, обращайте внимание на свое эмоциональное состояние: если с таким изменением картинка Вам нравится еще больше и воспоминание становится приятнее, вновь якорите усиливающиеся положительные эмоции тем же самым щелчком пальцами. 4. Вновь отвлекитесь от воспоминаний, потянитесь, оглядитесь по сторонам. Затем проверьте действие своего аудиально-кинестетического якоря: щелкните пальцами. Если после щелчка Ваше эмоциональное состояние меняется, и Вы испытываете те положительные эмоции, которые возникали у Вас в момент выполнения предыдущего пункта, значит, Вы все сделали правильно. Если же якорь по какой-то причине не действует, повторите пункты 1-3 с другим аналогичным приятным воспоминанием. Якорь тоже можно изменить, например, на потирание рук или визуальный знак пальцами «о’кей». 5. Если Ваш якорь действует, следующим шагом будет работа с травмирующим воспоминанием. Вспоминая неприятную ситуацию, обратите внимание на то, ассоциированы Вы в картинку, или диссоциированы. Скорее всего, воспоминание будет ассоциированным, картинка будет большая и близко от Вас. Первое, что Вы должны сделать – это диссоциироваться: увидеть в этой картинке себя или представить, что Вы смотрите фильм про то, как Вы сидите в кинотеатре и смотрите фильм про воспоминание (т.е. между собой и картинкой Вы должны поместить образ себя, сидящего или стоящего перед Вами и смотрящего на эту картинку). Обратите внимание на остальные характеристики, перечисленные в п.2 и поэкспериментируйте с ними аналогично п.3. Фиксируйте в памяти те детали, которые делали картинку-воспоминание менее травмирующей или даже забавной. После того, как Вы «пройдетесь» по характеристиками картинки, можете подключить в работу свое воображение. Например, если на Вас кричал начальник и перед глазами стоит его огромное красное лицо с выпученными глазами, попробуйте «отодвинуть» картинку подальше, чтобы она стала меньшего размера с более мелкими деталями, добавьте в картинку движение, дополнив сюжет по ассоциации чем-то смешным. Предположим, если его лицо напоминает Вам красный помидор, пусть в вашем воображении он продолжает «наливаться соком» до состояния «вот-вот лопнет», на макушке появляется помидорная веточка, а выпученные глаза под давлением вылезают из орбит и шевелятся на ниточках, как в мультфильмах про инопланетян. Если же Вам кажется, что он раздувается от гнева, представьте его воздушным шариком, который Вы можете проткнуть, и тогда он сдуется с противным громким звуком. В общем Ваше воображение никто не ограничивает. Далее Вы делаете следующее: А) Если Вам нравится, как Вы в своем сюжете протыкаете шарик или давите перезревший помидор, ассоциируйтесь в получившийся сюжет, еще раз проживите его в своей фантазии и заякорите эмоциональный подъем тем же якорем, которым Вы якорили свое состояние в процессе работы с приятными воспоминаниями. Б) Если в процессе эксперимента с субмодальностями воспоминания Вы не создавали действующего сюжета, а работали с застывшей картинкой, но Ваше эмоциональное состояние заметно улучшилось, зафиксируйте в памяти получившуюся в результате трансформаций картинку и поместите ее в рамку. Получите удовольствие от разглядывания произошедших метаморфоз и усильте эмоциональный подъем тем же якорем, как в пункте А). Уверяю Вас, если Вы очень тщательно подошли к выполнению этого упражнения, Вы расстались с Вашим травмирующим воспоминанием и оно уже не будет влиять на Вашу дальнейшую жизнь и порождать новые комплексы! Я желаю Вам удачи!!! Если есть вопросы или что-то не понятно – пишите! Я дам разъяснения в следующем выпуске рассылке по данной тематике. Не откладывайте Ваши вопросы на потом! Ведь каждый последующий выпуск является логическим продолжением предыдущего, и не усвоив и не отработав навыки, изложенный в текущей лекции, Вы не сможете двигаться дальше! ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. Ирина Гаврилова irina_gav@mail.ru www.psy-portal.ru 2. НОВОСТИ ПРОЕКТА «ПСИ-ПОРТАЛ» www.psy-portal.ru 1. В разделе БИЗНЕС-СФЕРА размещена моя новая статья «Психологические аспекты мотивации активной деятельности личности». Материал подготовлен по многочисленным просьбам моих уважаемых Читателей. В связи с тем, что Ваши вопросы касались мотивации в разных сферах деятельности, я постаралась в одной работе объединить теорию мотивации и методики мотивирования применительно как к бизнесу, так и к личностному росту. Данная работа представляет собой синтез теории и практики, изложенной в самых популярных публикациях на эту тему (которые обработала автор, собрав для Вас самые сливки) и наиболее популярных методик НЛП, изложенных автором в максимально доступной для самостоятельного применения форме. Для всех, кто серьезно интересуется этой тематикой, в конце статьи приведен полный список литературы, использованной для подготовки этого материала. 2. ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА к моим уважаемым Читателям принять участие в НОВОМ ОПРОСЕ на сайте ПСИ-Портал! Для дальнейшего развития проекта мне необходимо знать ВАШЕ МНЕНИЕ! Заранее большое спасибо. Искренне Ваша, Ирина Гаврилова irina_gav@mail.ru www.psy-portal.ru
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru | Отписаться | Рейтингуется SpyLog |
В избранное | ||