Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ПСИ-Портал. Виртуальный Центр Возрождения Личности


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
ПСИ-Портал.
Виртуальный Центр Возрождения Личности.

Ведущая рассылки: Ирина Гаврилова irina_gav@mail.ru
Адрес проекта: www.psy-portal.ru


Выпуск 16.

Здравствуйте, дорогие друзья!


СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ:

1.  ПРИКЛАДНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
                - И.Гаврилова. «Расширенная теория логических уровней в практике самореализации
личности».
Часть 3: «Субмодальности в практике самостоятельной работы с травмирующими воспоминаниями».

2. НОВОСТИ ПРОЕКТА ПСИ-ПОРТАЛ: об обновлении в разделе БИЗНЕС-СФЕРА и новом
опроснике on-line.





1. ПРИКЛАДНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

И.А.Гаврилова.
«Расширенная теория логических уровней
в практике самореализации личности»


Часть 3.
СУБМОДАЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ТРАВМИРУЮЩИМИ ВОСПОМИНАНИЯМИ.


Итак, я рассчитываю на то, что Вы уже поработали с границами Вашего восприятия
и готовы двигаться дальше. А речь сегодня пойдет о СУБМОДАЛЬНОСТЯХ.
Учитывая разный уровень теоретической подготовки уважаемых Читателей по данной
тематике, прежде, чем загружать Ваш мозг новой информацией и предлагать обещанное
в прошлом выпуске упражнение на работу с травмирующим воспоминанием, хочу начать
изложение материала с определений тех базовых понятий, с которыми Вы столкнетесь
в тексте и будете работать самостоятельно в течение ближайших дней (до выхода
следующей лекции).

Любой жизненный опыт человека имеет индивидуальную, присущую именно этому человеку
внутреннюю репрезентацию.
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ – это кодирование и накопление сенсорной информации в мозге.
СЕНСОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ – это информация, которую мы получаем и/или наличие которой
мы можем проверить с помощью наших органов чувств (им соответствую определенные
репрезентативные системы).

Как я уже говорила ранее, в разных жизненных ситуациях мы задействуем разные
репсистемы (далее – сокращенно РС). В связи с этим существует разделение на
ведущие репсистемы и предпочитаемые репсистемы. Говоря более простым языком,
мы принимаем любую информацию, подключая к ее восприятию наиболее подходящие
и удобные в данной ситуации сенсорные каналы: зрение, обоняние, осязание, вкус,
слух (в этом случае речь идет о предпочитаемой РС). Плюс, у нас всегда активно
работает наиболее развитый канал восприятия, характеризующий нашу ведущую РС.
Сочетание ведущей и предпочитаемой репсистем дают психологу информацию об индивидуальной
модели восприятия человека и его стратегии памяти.
Поясню на примере: предположим, музыкант в музее рассматривает картину. Его
ведущей РС является Аудиальная (А) система, то есть информацию из внешнего мира
он быстрее и легче воспринимает на слух. Рассматривая же художественное полотно,
он подключает органы зрения, так как в данной ситуации это наиболее удобная
для восприятия репсистема. И стратегия запоминания сюжета полотна у него, скорее
всего, будет следующая: вижу картину – слышу звуки (мысленно создается музыкальный
фон-настроение: мажор/минор) – вижу отдельный фрагмент картины – слышу соответствующий
ему (по моему личному внутреннему представлению) музыкальный фрагмент.
И если Вы затем попросите его рассказать об увиденном, он, скорее всего, опишет
Вам эту картину довольно подробно, используя аналогичную же стратегию вспоминания:
родившаяся мелодия последовательно извлечет из памяти общий сюжет, детали и
цвета.
И, хотя эта статья не посвящена стратегиям памяти, я приведу еще один аналогичный
пример. В одном из старых (еще советских времен) детективных фильмов свидетель-музыкант
вспоминает номер машины преступника, наиграв на рояле мелодию. В его репрезентации
опыта каждой цифре соответствовало определенное музыкальное звучание.
Зачем я описала эти два примера? А затем, что и в том, и в другом случае герои
вспоминают ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ – звуки, цвета и цифры, с помощью которых в памяти
был закодирован их уникальный жизненный опыт.
Вот эти-то конкретные, сенсорно очевидные детали и характеристики, выражаемые
в речи существительными (например, «яркость» - Визуальная (В) РС, «тишина» -
Аудиальная (А) РС, «тяжесть» - Кинестетическая (К) РС), прилагательными (пример:
«красный» - В РС, «звенящий» - А РС, «легкий» - К РС) и глаголами («сиять» -
В РС, «звучать» - А КС, «обжечься» - К РС), непосредственно связанные с сенсорными
каналами восприятия, и являются СУБМОДАЛЬНОСТЯМИ.
Джозеф О'Коннор и Джон Сеймор в своей книге «Введение в НЛП. Новейшая психология
личного мастерства» (она полностью размещена на сайте) дают следующее определение
этому понятию: «СУБМОДАЛЬНОСТИ – это различия внутри каждой репрезентативной
системы, характеристики наших внутренних репрезентаций, самые маленькие строительные
кирпичики наших мыслей».
Безусловно, в работе с клиентом психотерапевт внимательно слушает речь клиента
для определения субмодальностей, так как на описание той же самой тишины в рассказе
клиента могут наложиться характеристики его ведущей РС. И тогда существительное
«тишина» уже не будет исключительно Аудиальной субмодальностью и Аудиальной
РС, судите сами: «Прозрачная тишина» - это уже В РС, «Звенящая тишина» - А КС,
а «Давящая тишина» - К РС. Но это – для общей информации. Вам такие нюансы для
самостоятельной работы не понадобятся.

Помните два варианта описания уровня окружения в прошлом выпуске рассылки? Так
вот, второй, детальный вариант, включал в себя субмодальные характеристики.
Я повторю его, выделив крупным шрифтом только субмодальности и проставив в скобках
соответствующие им РС (все остальные детали относятся к так называемым «Вратам
сортировки» и фильтрам восприятия; это отдельная тема и в теории логических
уровней мы рассматривать ее не будем):  «СОЛНЕЧНОЕ (В) утро. Девять часов тридцать
минут. ПРОСТОРНЫЙ (В) офис. Окна от пола до потолка. Три компьютера. Телефон.
Секретарша с чашками кофе. УДОБНЫЕ (К) кресла. КРУГЛЫЙ (В) стол. Я и партнеры:
Иван Иванович, Петр Петрович и Сергей Сергеевич. Контракт на столе. Обсуждения,
споры, разговоры. Соглашение. Прощание».
В данной модели описания превалируют визуальные субмодальности. Это всего лишь
безотносительный пример описания, не привязанный к конкретному жизненному опыту.
Когда же речь идет о конкретном опыте человека, помимо ВАК-характеристик необходимо
знать и другие характеристики субмодальностей, а именно АССОЦИИРОВАННОСТЬ/ДИССОЦИИРОВАННОСТЬ
личности в этом опыте.
Поясню, что это такое. Если мой клиент в рассказе употребляет такие фразы, как
«Эти слова до сих пор звучат у меня в ушах», «Даже сейчас я чувствую ту боль»,
«Эта сцена до сих пор стоит у меня перед глазами» - значит, он ассоциирован
с описываемой ситуацией, он воспринимает себя субъектом, а ситуацию – объектом
действия; он имеет полный контакт с прошлыми ощущениями и эмоциями и, рассказывая,
буквально заново перепроживает тот опыт. Если же в своем рассказе клиент описывает
себя со стороны и информация от кинестетической РС отсутствует, то он диссоциирован.
Для самостоятельной работы с тревожными воспоминаниями, служащими источниками
различных комплексов, Вам потребуются обе описанные мной группы характеристик:
- субмодальности ВАК
- субмодальности ассоциации/диссоциации.

В качестве же дополнительной информации замечу, что в работе с клиентом психотерапевт
одновременно фиксирует и учитывает значительно большее количество факторов:
в процессе психотерапии психологом калибруются ключевые элементы, характеризующие
состояние клиента, глазные «ключи доступа», «врата сортировки» и фильтры восприятия;
формируются модели описания прошлого опыта, актуального состояния и желаемого
результата; выявляются стратегии воспоминаний и критические звенья в них, требующие
изменений. Вы спросите меня, зачем такие сложности, если можно работать над
собой самостоятельно? Увы, я Вас разочарую. Но глубокий анализ Вашей психики
Вы самостоятельно провести не сможете. И дело здесь не Ваших способностях, а
в непредвзятости и безэмоциональном, исключительно анализирующем взгляде со
стороны. А уж если речь идет о серьезных эмоциональных и душевных проблемах
– корни этих проблем Вам поможет найти только специалист. И только специалист
сможет построить индивидуальную стратегию воздействия на эту проблему.
Зачем же я пишу тогда все эти выпуски? А затем, что многие текущие вопросы человек
может решить сам, без помощи дорогостоящего специалиста. Просто большинство
живет со своими проблемами, не зная как к ним подступиться, с чего начать. И
они нарастают, как снежный ком. Я хочу подсказать Вам пути их решения. И работая
над собой самостоятельно, Вы имеете возможность значительно облегчить себе жизнь,
сделать ее более счастливой, почувствовать себя более уверенным в своих способностях,
избавиться от некоторых комплексов и травмирующих воспоминаниях.

Как же можно самостоятельно справиться с неприятными воспоминаниями?
Предлагаю Вам выполнить следующее упражнение. Учитывая то, что Вы будете погружаться
в воспоминания и самостоятельно изменять их, Вам необходимо удобно устроиться
в месте, где Вас никто не сможет потревожить и отвлечь от работы примерно в
течение 20 минут.

1. Подумайте сначала о ситуации, кардинально противоположной той, которая является
Вам неприятной. Например, если Вас расстраивает воспоминание о ситуации, где
Вас оскорбили, а Вы не смогли достойно ответить, вспомните случай, когда Вы
были остроумны или быстро находились, что сказать. Это должно быть яркое и приятное
воспоминание, желательно не слишком отдаленное во времени, чтобы Вы могли легко
вспомнить детали.
Полностью отдайтесь этому воспоминанию, постарайтесь быть максимально ассоциированы
в нем, проживите его заново. И на пике приятных ощущений «заякорите» свое состояние,
например, издав щелчок пальцами.

2. Отвлекитесь от воспоминаний, расслабьтесь и вновь вернитесь к этим приятным
воспоминаниям. Обратите внимание на следующие характеристики:
- как далеко от Ваших глаз находится картинка с ситуацией,
- есть ли в ней звуки,
- какие детали наиболее выделяются,
- цветная или черно-белая картинка,
- есть ли на ней движение,
- есть ли у нее границы, как на фотографии, или граничные контуры размыты,
- ассоциированы Вы в ней или диссоциированы (т.е. видите все своими глазами
или видите картинку, как сюжет кино с Вашим участием).

3. Попробуйте «поиграть» со всеми этими характеристиками, по очереди изменяя
их: «подвигайте» картинку, приближая и отдаляя ее; поэкспериментируйте со звуком,
цветностью и движением (если это не картинка, а «кино», попробуйте сделать стоп-
кадр или наоборот ускорить движение); «размойте» контуры картинки или наоборот
поместите ее в рамочку.
Проводя каждое изменение, обращайте внимание на свое эмоциональное состояние:
если с таким изменением картинка Вам нравится еще больше и воспоминание становится
приятнее, вновь якорите усиливающиеся положительные эмоции тем же самым щелчком
пальцами.

4. Вновь отвлекитесь от воспоминаний, потянитесь, оглядитесь по сторонам. Затем
проверьте действие своего аудиально-кинестетического якоря: щелкните пальцами.
Если после щелчка Ваше эмоциональное состояние меняется, и Вы испытываете те
положительные эмоции, которые возникали у Вас в момент выполнения предыдущего
пункта, значит, Вы все сделали правильно. Если же якорь по какой-то причине
не действует, повторите пункты 1-3 с другим аналогичным приятным воспоминанием.
Якорь тоже можно изменить, например, на потирание рук или визуальный знак пальцами
«о’кей».

5. Если Ваш якорь действует, следующим шагом будет работа с травмирующим воспоминанием.
Вспоминая неприятную ситуацию, обратите внимание на то, ассоциированы Вы в картинку,
или диссоциированы. Скорее всего, воспоминание будет ассоциированным, картинка
будет большая и близко от Вас.
Первое, что Вы должны сделать – это диссоциироваться: увидеть в этой картинке
себя или представить, что Вы смотрите фильм про то, как Вы сидите в кинотеатре
и смотрите фильм про воспоминание (т.е. между собой и картинкой Вы должны поместить
образ себя, сидящего или стоящего перед Вами и смотрящего на эту картинку).
Обратите внимание на остальные характеристики, перечисленные в п.2 и поэкспериментируйте
с ними аналогично п.3. Фиксируйте в памяти те детали, которые делали картинку-воспоминание
менее травмирующей или даже забавной.
После того, как Вы «пройдетесь» по характеристиками картинки, можете подключить
в работу свое воображение. Например, если на Вас кричал начальник и перед глазами
стоит его огромное красное лицо с выпученными глазами, попробуйте «отодвинуть»
картинку подальше, чтобы она стала меньшего размера с более мелкими деталями,
добавьте в картинку движение, дополнив сюжет по ассоциации чем-то смешным. Предположим,
если его лицо напоминает Вам красный помидор, пусть в вашем воображении он продолжает
«наливаться соком» до состояния «вот-вот лопнет», на макушке появляется помидорная
веточка, а выпученные глаза под давлением вылезают из орбит и шевелятся на ниточках,
как в мультфильмах про инопланетян. Если же Вам кажется, что он раздувается
от гнева, представьте его воздушным шариком, который Вы можете проткнуть, и
тогда он сдуется с противным громким звуком. В общем Ваше воображение никто
не ограничивает.  Далее Вы делаете следующее:
А) Если Вам нравится, как Вы в своем сюжете протыкаете шарик или давите перезревший
помидор, ассоциируйтесь в получившийся сюжет, еще раз проживите его в своей
фантазии и заякорите эмоциональный подъем тем же якорем, которым Вы якорили
свое состояние в процессе работы с приятными воспоминаниями.
Б) Если в процессе эксперимента с субмодальностями воспоминания Вы не создавали
действующего сюжета, а работали с застывшей картинкой, но Ваше эмоциональное
состояние заметно улучшилось, зафиксируйте в памяти получившуюся в результате
трансформаций картинку и поместите ее в рамку. Получите удовольствие от разглядывания
произошедших метаморфоз и усильте эмоциональный подъем тем же якорем, как в
пункте А).

Уверяю Вас, если Вы очень тщательно подошли к выполнению этого упражнения, Вы
расстались с Вашим травмирующим воспоминанием и оно уже не будет влиять на Вашу
дальнейшую жизнь и порождать новые комплексы!
Я желаю Вам удачи!!!

Если есть вопросы или что-то не понятно – пишите! Я дам разъяснения в следующем
выпуске рассылке по данной тематике. Не откладывайте Ваши вопросы на потом!
Ведь каждый последующий выпуск является логическим продолжением предыдущего,
и не усвоив и не отработав навыки, изложенный в текущей лекции, Вы не сможете
двигаться дальше!


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Ирина Гаврилова
irina_gav@mail.ru
www.psy-portal.ru






2. НОВОСТИ ПРОЕКТА «ПСИ-ПОРТАЛ»

www.psy-portal.ru


        1. В разделе БИЗНЕС-СФЕРА размещена моя новая статья «Психологические аспекты
мотивации активной деятельности личности». Материал подготовлен по многочисленным
просьбам моих уважаемых Читателей. В связи с тем, что Ваши вопросы касались
мотивации в разных сферах деятельности, я постаралась в одной работе объединить
теорию мотивации и методики мотивирования применительно как к бизнесу, так и
к личностному росту.

      Данная работа представляет собой синтез теории и практики, изложенной
в самых популярных публикациях на эту тему (которые обработала автор, собрав
для Вас самые сливки) и наиболее популярных методик НЛП, изложенных автором
в максимально доступной для самостоятельного применения форме.
       Для всех, кто серьезно интересуется этой тематикой, в конце статьи приведен
полный список литературы, использованной для подготовки этого материала.

2. ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА к моим уважаемым Читателям принять участие в НОВОМ ОПРОСЕ
на сайте ПСИ-Портал! Для дальнейшего развития проекта мне необходимо знать ВАШЕ
МНЕНИЕ!
Заранее  большое спасибо.



Искренне Ваша,

Ирина Гаврилова
irina_gav@mail.ru
www.psy-portal.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное