Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ПСИ-Портал. Виртуальный Центр Возрождения Личности


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
ПСИ-Портал.
Виртуальный Центр Возрождения Личности.

Ведущая рассылки: Ирина Гаврилова irina_gav@mail.ru
Адрес проекта: http://www.psy-portal.ru


Выпуск 19.

Здравствуйте, дорогие друзья!


СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ:

1.  ПРИКЛАДНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
                - И.Гаврилова. «Расширенная теория логических уровней в практике самореализации
личности».
Часть 4: «Уровень окружения: экология пространства, психология цвета и якоря»
(окончание).

2. НОВОСТИ ПРОЕКТА ПСИ-ПОРТАЛ.
Вашему вниманию – открытая консультация в КОНСУЛЬТАРИИ:

http://www.psy-portal.ru/consult/001/003/index.htm


ВНИМАНИЕ!

По просьбам читателей, я буду аннонсировать темы моей второй рассылки «ПСИ-ПОРТАЛ.
НЕТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА ЗАПАДА И ВОСТОКА – ДЛЯ ВАС!»
Тема  выпуска от 1.08.01: «Псориаз: победа возможна?»
В следующем выпуске я продолжу тему лечения псориаза и начну новую тему, посвященную
ЦВЕТОТЕРАПИИ.

Подписаться на рассылку можно на авторском сайте http://www.psy-portal.ru




1. ПРИКЛАДНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

И.А.Гаврилова.
«Расширенная теория логических уровней
в практике самореализации личности»


Часть 4 (окончание).
УРОВЕНЬ ОКРУЖЕНИЯ: ЭКОЛОГИЯ ПРОСТРАНСТВА, ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА И ЯКОРЯ.


Этим выпуском я планирую завершить наш разговор об уровне окружения и плавно
перейти к уровню поведения/действия пирамиды логических уровней. Этот выпуск
посвящен пространственным якорям. Но прежде, чем мы начнем разбирать эту тему,
я хочу ответить на вопрос читательницы. Этот вопрос связан с двумя предыдущими
выпусками рассылки и наверняка ответ на него будет интересен всем тем, у кого
есть нарушения со зрением.

ВОПРОС:  «Как быть тем, у кого плохо со зрением (дегенерация сетчатки или дальтоники).
Как они воспринимают цвета и реагируют на них?
Заранее спасибо. ТАТА»

        ОТВЕЧАЮ:   Как я понимаю, речь идет о расстройстве цветовосприятия вообще.
Расстройства цветового зрения могут быть вызваны врожденными или приобретенными
нарушениями функции зрительного аппарата или центральной нервной системы.  Как
известно, центральная нервная система регулирует взаимоотношения организма с
окружающей средой, управляя поведенческими реакциями и координируя деятельность
всех органов тела. В каждом целостном поведенческом акте человека все отделы
центральной нервной системы, от спинного мозга до коры больших полушарий, вместе
с управляемыми ими органами, работают как единое целое, образуя функциональную
систему.
Современная медицина придерживается мнения, что чувственная, эмоциональная окраска
всех восприятий зависит от функции зрительных бугров и подбугорной области.
Таким образом, зрительная информация оказывает влияние на психоэмоциональное
состояние человека. Почему так важен фактор цветовосприятия?    Да потому, что
любые объекты мы воспринимаем как сочетание цветов и полутеней (которые тоже
являются цветовыми оттенками). Таким образом, нарушение цветового зрения влечет
за собой нарушения в сигналах центральной нервной системы. Если  оно связано
не с заболеванием ц.н.с, а с дисфункциями зрительного аппарата, то психоэмоциональное
состояние человека поддается корректировке посредством цветотерапии через выработку
у него определенных навыков. Например, у людей, страдающих дальтонизмом, постепенно
вырабатывается способность различать цвета по степени их яркости. У врожденных
дальтоников эта способность развивается спонтанно с течением времени, и определяющую
роль здесь играет жизненный опыт и знание истинного цвета рассматриваемого предмета.
При нарушениях функции зрительного аппарата различной этимологии цветовое зрение
можно развить и самостоятельно, занимаясь с цветными карточками интенсивной
окраски, на которых подписаны названия цветов. Следующим же этапом (это уже
не для самостоятельной работы) становится работа с карточками оттенков того
или иного цвета. Когда подобную работу проводит специалист, он в процессе составляет
индивидуальную карту соответствующих психоэмоциональных и психофозических реакций.




        Пожалуй, на этом я все-таки завершу повествование о психологии и физиологии
цветовосприятия и перейду к следующей теме.

Я надеюсь, что те из Вас, кто слабо знаком с темой якорей, прислушались к моим
рекомендациям и прочитали соответствующие главы из опубликованной на сайте книги
Джозефа О'Коннор и Джона Сеймор «Введение в нейролингвистическое программирование».

http://www.psy-portal.ru/psychosphere/004/index.htm

Поэтому я не буду отвлекаться от нашей темы и сразу введу новое понятие – ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ
ЯКОРЬ.

        Название говорит само за себя: это определенное, четко фиксированное место
в определенном фиксированном пространстве. В случае с К. это было его рабочее
кресло, стоящее всегда на одном и том же месте  и конкретно ориентированное
в пространстве офиса.
        Какие действия могли быть предприняты в работе с пространственными якорями?
        Например, перенос месторасположения якоря в пространстве. В общем случае изменение
угла зрения на одно и то же окружение заметно влияет на эмоциональную составляющую
восприятия одного и того же пространства и себя в этом пространстве. Если же
у человека ведущей является кинестетическая репсистема, то одновременно с этим
было бы желательно поменять и само кресло, чтобы по форме и кинестетическим
ощущениям оно имело отличия от предыдущего (например, мягкие подлокотники взамен
пластмассовых или другое положение тела). Таким образом изменение диспозиции
в пространстве, естественно вызывающее определенный эмоциональный отклик и,
как следствие, кратковременное изменение психо-эмоционального состояния, подкрепляется
собственным кинестетическим якорем. В свою очередь этот личный якорь упрочивает
достигнутое новое (но очень кратковременное) состояние, которое Вы в течение
1-2- дней имеете возможность формировать в зависимости от поставленных Вами
целей. Как придается нужная форма психоэмоциональному состоянию? Все зависит
от того, как Вы подойдете к решению текущих производственных задач: с мыслями
о том, что Вас «зажимают», или, радуясь возможности начать работать «с чистого
листа» и используя представившуюся эмоциональную передышку. Помните, с чего
работу начнете, так ее и проведете.
        В случае с К. возможности поменять расположение рабочего места не было, поэтому
проблему пространственого якоря мы решали по другому. Ну не разворачиваться
же, в самом деле, спиной к собственному рабочему столу, если нет никакой возможности
этот стол переставить или хотя бы развернуть в другую сторону! Хотя, если других
возможностей нет, это тоже выход. Ведь до конфликтов у К. рабочим местом был
заякорен тот самый «фонтан идей», которым так гордился клиент. У якорей есть
одно свойство – так называемый эффект «засаливания», когда действие якоря со
временем слабнет. Это связано с тем, что на рабочее место (если мы говорим о
пространственном якоре) мы тащим не только ворох идей и искрящийся энтузиазм,
но и последствия домашних неприятностей, плохое самочувствие, производственные
конфликты  и т.д. Поэтому положительный якорь требует периодической регенерации.
И в случае с рабочим местом, чтобы  этот положительный якорь не разрушать, можно
было бы и посидеть несколько минут спиной к любимому компьютеру, уткнувшись
носом в стенку (а если стол стоит в углу, то и вовсе боком – не так демонстративно
будет выглядеть).

Хочу сразу оговориться, что в общем случае перестановка стола, как мера решения
проблемы, может быть неэффективной по той причине, что характеристики пространственного
якоря зависят от границ и фильтров восприятия. То есть, если бы К. переориентировал
в пространстве (офисе) свое рабочее место, но при этом границы восприятия были
бы очень широки, а конфликт связывался бы с определенным человеком (фильтр на
руководителя), то никакого бы эффекта такая мера не дала бы, так как пространственным
якорем был бы весь офис, а ненавистного начальника он бы видел даже боковым
зрением или даже макушкой (кинестетики сказали бы «нутром чую»).



Еще одним путем самостоятельного воздействия на отрицательный кинестетический
якорь являются все те же эксперименты с границами восприятия.
Во время очередного производственного конфликта заметьте, на что Вы обращаете
внимание в первую очередь: возвращаясь на рабочее место горестно «утыкаетесь»
взглядом в компьютер, или устремляете рассеянный взгляд в пространство? Сравните
эти границы восприятия Вашего окружающего пространства в данном эмоциональном
состоянии с теми границами, которые имеют место в момент эмоционального подъема
или в стабильной повседневной работе. Если границы восприятия разные (или границы
одинаковы, но при этом не совпадают фильтры – вы замечаете или наоборот пропускаете
«мимо глаз» какие-то предметы, звуки и т.п.), то попробуйте поэкспериментировать
с границами восприятия, соответствующими вашему отрицательному психоэмоциональному
состоянию, используя ту методику, которую я описывала в 15 выпуске рассылки.



Для тех, кто работает над собой самостоятельно – это на сегодня все. Следующие
несколько абзацев я посвящаю читателям, более тесно знакомым с психологией.

После предыдущих двух выпусков я получила несколько писем от практикующих психологов,
где они спрашивали меня, как можно изменять состояние человека, на которого
оказывает психологическое давление его окружение в условиях работы «клиент-психотерапевт».
Стандартного подхода в работе с клиентом не бывает. Только начинающие психологи
пытаются решить проблему клиента, применяя стандартные техники воздействия.
Но каждый случай – индивидуален. И в работе с конкретным человеком необходимо
учитывать все нюансы именно этого индивидуального случая. Двух идентичных ситуаций
не бывает, во всяком случае я в своей практике такого не встречала. Не буду
делиться своими секретами и раскрывать свои ноу-хау в работе с клиентами. Но
одну из общих методик подхода могу предложить (copyright И.А.Гаврилова).
Итак,
1. После снятия подробной информации с клиента (например, с помощью рамки ТОТЕ
или SCORE), если клиент визуал, можно попросить его вспомнить (диссоциированно)
ситуацию психологического стресса и собрать все субмодальности пространства.
2. Затем провести разбивку состояния и предложить ему вспомнить ситуацию эмоционального
подъема, который он испытал, находясь в том же пространстве (комнате, кабинете…).
Если вы при этом будете использовать технику наведения транса с ассоциацией
клиента в ситуацию, положительные эмоции необходимо якорить. Вновь соберите
все субмодальности пространства и выявите критические.
3. Затем проведите разбивку состояния, во время которой можете проверить эффективность
поставленных якорей.
4. Попросите клиента вновь визуализировать предыдущую стрессовую ситуацию и
«проработайте» ее по критическим субмодальностям.
5. Если в процессе работы вы наблюдаете улучшение психоэмоционального состояния
клиента, ассоциируйте его в визуализированную ситуацию и задействуйте положительные
якоря.

Дальнейшую работу проводите в соответствии с полученным на этом этапе результатом.

На этом я заканчиваю повествование об уровне окружения. Вы готовы перейти на
новую ступень и переключить внимание на следующий уровень в пирамиде логических
уровней? Если у Вас появились (и тем более еще остались!) вопросы – пишите!
Я буду отвечать на них в процессе изложения материала.


Ирина Гаврилова
irina_gav@mail.ru
http://www.psy-portal.ru






2. НОВОСТИ ПРОЕКТА «ПСИ-ПОРТАЛ»

http://www.psy-portal.ru



1. Заработал КОНСУЛЬТАРИЙ !

В КАРТОТЕКЕ ВОПРОСОВ размещена первая консультация по детской психологии: «Моя
подруга потеряла контакт с сыном…» Папа ушел из семьи, мама работает, а 9-летний
сын грубит и ворует… Увы, ситуация многим до боли знакомая. Как возродить контакт
с ребенком, чтобы его не «утянула улица»?

http://www.psy-portal.ru/consult/001/003/index.htm

Готовится к размещению новая консультация по семейному консультированию: «Мой
муж хочет гарем…» Следите за новостями на сайте!

С момента открытия КОНСУЛЬТАРИЯ я получила огромное количество вопросов, но,
к сожалению, практически все корреспонденты просили письма свои на сайте не
публиковать. Большинству я ответила, но сейчас в силу определенных обстоятельств
на «очень личные» письма отвечать не имею возможности. Поэтому, если Вы задаете
вопрос, который требует консультации, пожалуйста, изменяйте Ваше имя и имена
всех участников описываемого Вами события, а в комментариях к письму указывайте,
какую часть Вы хотели бы в публикуемом варианте как-то скорректировать. Адреса
и настоящие имена на сайте НЕ ПУБЛИКУЮТСЯ!  Вся переписка идет через меня лично.


До скорой встречи!

Искренне Ваша,

Ирина Гаврилова
irina_gav@mail.ru
http://www.psy-portal.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное