Практическая психология на каждый день: Право на ошибку
Ошибки – это
естественная часть жизни человека. Как говорится в известном всем изречении –
«не ошибается только тот, кто ничего не делает». Эту рассылку читают люди,
которые по жизни весьма активны, т.е. – Вы что-то всегда делаете, чтобы воплотить
в жизнь свои мечты. А значит – ошибки неизбежны (или, если мягче – очень
вероятны). И тогда перед нами встает естественный вопрос: а что делать, если
ошибка произошла? А еще вернее – как на эту ошибку реагировать психологически,
что при этом переживать и вообще - надо ли переживать? Давайте рассмотрим этот
вопрос со всех сторон.
В «Синтоне» часто проводится упражнение «Ошибочка». Суть его
состоит в том, чтобы, смотря на ведущего, хлопать в ладоши, если хлопает он, и
не хлопать, если он хлопка не делает (а делает «обманку», когда ладоши,
устремившись друг на встречу к другу, как бы «промахиваются»). Чтобы делать
хлопки синхронно с ведущим (и не делать, если хлопка не происходит) нужно
успокоиться и сосредоточиться (можете представить, как бы, наверное, выполняли
это упражнение Вы, а можете не только представить, а попробовать с друзьями). Так
вот, во время этого упражнения кто-то чаще попадает, а кто-то чаще ошибается. И
все реагируют по-разному, но – как-то реагируют: кто-то смеется, кто-то делает
гримасу огорчения, кто-то временно «тупеет» (пропуская следующий хлопок, т.е. –
ошибается второй раз, и третий). После «пробного раунда», когда все дружно
нахлопались и наошибались, ведущий предлагает одному из участников (кто
реагировал на ошибку) выйти вперед. Звучит вопрос: «Подскажи, пожалуйста, ты
помнишь, что именно ты делал, когда ошибался?» - «Смеялся.» - «А зачем?» - «Ну,
потому что ошибался.» - «Это ты ответил на вопрос «Почему?», а если подумать на
тему «Зачем?»».
Действительно, а зачем? Давайте подумаем вместе. В
упражнении «Ошибочка» мы попадаем в ситуацию конвейера: времени мало, и нужно
реагировать быстро, чтобы ошибок было меньше. Если человек во время такого
непрекращающегося действа начинает эмоционально реагировать на ошибки, то он
этим отвлекает себя от дела, и совершает новые ошибки, на которые тоже
реагирует (в общем, пользы мало). А что делать вместо этого? Есть версия,
которую сразу предлагают участники: нужно
не реагировать, а заниматься делом. То есть просто быть спокойным,
расслабленным и сосредоточенным: если произошла ошибка – «ну и что, продолжаем
делать, адумать и реагировать будем
тогда, когда на это будет время, т.е. – не сейчас». Хорошо, попробуем? Группа снова
собирается возле ведущего: он хлопает (или не хлопает, а промахивается
специально), участники пробуют сделать то же самое. На этот раз получается
значительно лучше, смешки есть, но звучат значительно реже. Лица спокойные и
сосредоточенные. «Ошибка? – Ну и что. Продолжаем!». Спасибо, всем аплодисменты!
Мы попробовали. Получилось. Какие ощущения? – «Во второй раз
было спокойнее», «Я совершала ошибок меньше, когда прекратила смех, хотя
поначалу несколько раз сбивалась на переживания», «Мне так было комфортнее».
Т.е., делаем резюме: если мы находимся в
ситуации «конвейера» и время для эмоций и прочих отвлечений нет – при ошибке
просто продолжаем заниматься делом, а не переживаниями. Ошибка – это сигнал
к тому, что нужно просто быть внимательнее, спокойнее и расслабленнее. Так? –
Да, все верно.
Хорошо,
а как быть, если ситуация не «конвейероподобная» и время на реакцию все же
есть? – Хороший вопрос, и ситуация в этом случае действительно другая. И этот
вопрос мы рассмотрим в следующем выпуске рассылки, а значит – до скорой
встречи.