Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа психологического здоровья


 

Выпуск 19

 

Вы не обязаны верить тому, что здесь прочтете

 

 

ИСЦЕЛЯЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(или “глупое” здоровье)

 

Однажды пришли к Богу три человека и попросили Его помочь разрешить их проблемы. Бог отвечает: “Хорошо, Я помогу вам. Но сначала задам вам один вопрос”. И спрашивает у первого: “Что ты сделаешь, когда найдешь кошелек?”. Он ответил: “Я деньги верну хозяину”.   “Правильно” – сказал Бог,  отвернулся от него  и спрашивает у второго: “ Что ты сделаешь, когда найдешь кошелек?”. “Я деньги раздам бедным” – ответил он.   “Правильно” – сказал Бог,  отвернулся от него  и спрашивает у последнего: “А ты что сделаешь?”. “Господи, пусть я сначала найду кошелек, а потом увижу, что с ним делать” – сказал тот. Ничего не сказал Бог… и  повернулся к нему.

 

Для того чтобы жизнь доставляла радость, чтобы быть успешными и здоровыми, люди, в своем большинстве, приобретают и используют знания. Эти знания они получают в процессе образования и воспитания, накопления собственного опыта. Уже с пеленок начинается обучение ребенка своими родителями (или лицами их замещающими). Затем это продолжают делать воспитатели, учителя, преподаватели, сотрудники, друзья. Обучение не всегда происходит осознанно, целенаправленно. Многие знания достаются в процессе общения в неявной форме и закрепляются в автоматическом подражательном поведении и копирующих переживаниях. С опорой на свои приобретенные знания культурные люди имеют, как говорят, более высокое качество жизни, чем менее образованные.

Когда мы говорим, что человек культурный, образованный, мы подразумеваем, что это человек умный. Потому что то, где находится содержание образования, опыта (т. е. знание), это в его уме. Это ум человека, функционирующий определенным образом, разделяет получаемую информацию на две части: на то, что правильно, и то, что неправильно.  Вот такая разделенная информация, собственно говоря, и является знанием. И в такой форме знания готовы к применению и применяются человеком в своей жизни, чтобы не действовать наобум, неэффективно.

В соответствии с таким умственным разделением то, что считается правильным, чувственно затем начинает подкрепляться как “хорошее” состояние (приносящее удовлетворение), а то, что считается неправильным, подкрепляется в чувствах как “плохое” (приносящее огорчение, расстройство). Т. е. вам “хорошо”, если вы поступаете правильно, и вам “плохо”, если вы поступаете неправильно. Фактически происходит умственное разделение (понимание) всех происходящих событий и явлений на правильные и неправильные, и чувственным различением их как хороших или плохих.

И Мир, который и проявляется для нас как определенные события и явления, оказывается разделенным нашим внутренним различением, можно сказать, насильственно разорванным этим различием, на две части – плохой и хороший, правильный и неправильный. Мир утрачивает, таким образом, свою целостность.

Полное приятие таких различий формирует жесткую приверженность к установленной полярности, вызывает соответствующее желание, стремление, волю следовать тому, что правильно, что хорошо,  что должно быть, и избегать неправильности чего-то, чего-то плохого, того, что быть не должно. Происходит превозношение правильного, хорошего (считая это истинными, добрым), и дискредитация неправильного, плохого (считая это ложным, злым).  Говоря религиозным языком, таким образом зарождаются человеческие страсти. Однако,  тогда, наряду с этим, возникает, закладывается определенное состояние несвободы,  заключающееся в невозможности отказаться от того,  что сформировано – “правильно-неправильно”, “хорошо-плохо”.

Если жизнь идет в соответствии с тем, что конкретный человек считает правильным, - он находится в состоянии самодовольства (удовольствия от того, какой он правильный).

Если жизнь не соответствует пониманию того, что этот человек считает правильным (идет неправильно, несправедливо), он пытается такое течение жизни изменить - сделать правильным (борется за справедливость, доказывая свою правоту). Фактически он пытается жить только в одной половине Мира, одной половиной жизни (правильной в его понимании), игнорируя другую ее часть, избегая другой ее половины, подавляя ее (неправильной в его понимании). Другими словами, он строго требует от своего Я (от самого себя), от Мира, от жизни, чтобы они соответствовали именно его индивидуальному пониманию?!...

Во внутреннем, личностном плане приверженность проявляется в стремлении проявлять качества, которые считаются положительными, правильными: умный, справедливый, честный, красивый, сексуальный, общительный, добрый и т.п.

На материальном уровне приверженность проявляется в стремлении  обладать объектами, которые считаются необходимыми (престижными): дом, семья, деньги, знания, регалии, звания и т. п.

Жесткая приверженность к обладанию какими-либо объектами или проявлению каких-либо личных качеств непременно приводит к возникновению страха. Страха не иметь (или страха утратить, если имеешь) соответствующий объект безусловной необходимости или страха проявить отрицательные личные качества.

Формула страха в целом выглядит как: “Я – ничто без этого”. Само это является индивидуальным выражением полного (безусловного) приятия (“обожествления”) того, что ум утверждает как правильное, истинное, абсолютно необходимое. Например (в отдельных конкретных случаях): “Я – ничто, если я одна”, “Я – ничто, если я недобрый”, “Я – ничто, если я некрасивый”, “Я – ничто, если я несправедливый”, “Я – ничто без моих научных трудов”, “Я – ничто без ребенка”, “Я – ничто без денег”, “Я – ничто без тела”.  И тогда, например, красивость или деньги, или ребенок, образно говоря, становятся Богом, на которого мы начинаем молиться. Тогда человек становится зависимым, подчиненным объекту или качествам приверженности. Он фактически отождествляет, идентифицирует себя, свое Я с этим объектом или качеством.

Когда человеку сохранить желаемое обладание “хороших” качеств или объектов не удается (а, рано или поздно, большинству людей это все-таки не удается: кто-то будет его считать “плохим”, он “утратит” деньги или ребенка), у него закрепляется это во внутреннем плане (психологически) как состояние несогласия, хронической неудовлетворенности.  Когда человек не согласен с тем, что происходит вокруг него, с тем, что происходит с ним самим. Когда, в целом, что-то происходит “не так, как надо”. На  физиологическом же уровне такое несогласие проявляется как состояние хронического стресса.

Страх утраты (или необладания), хроническая неудовлетворенность и стресс в результате утраты приводят к психологическому и физическому истощению, преждевременному увяданию. И тогда возникают различные нарушения естественного функционирования  организма (заболевания), отравляющие в большей или меньшей степени радость жизни: почему-то начинают сжиматься сосуды головы или интенсивно откладываться холестерин, или начинает “неправильно” работать щитовидная железа, или возникает язва, или рак, или по каким-то причинам начинает болеть позвоночник, или возникают невротические расстройства (где тонко, там и рвется). Или межличностные взаимоотношения разрушают семью и карьеру. Или что-то толкает на суицид, или неожиданно откуда-то выскакивает машина или падает кирпич. Фактически - это таким образом организм (руководствуясь указанием ума) отказывается жить, выражая свое несогласие с Жизнью, ее неприятие.  Характер заболеваний  зависит от степени выраженности несогласия. Происходит то, что, как бы, сам организм (вернее, его ум) решает сначала, что Жизнь идет неправильно. Затем он не соглашается с такой Жизнью, потом говорит себе, что нельзя чувствовать себя хорошо (или нельзя жить совсем) в таком несправедливом Мире (где все не так), и приговаривает себя к жизни без радости, к страданиям (болезням) или вообще к уходу из жизни. И,  в конце концов, сам приводит приговор в исполнение (с помощью продуцирования  иммунодефицита, болезней, суицида или несчастного случая).

По своей сути, актом формирования приверженности к какому-либо объекту или личному качеству происходит идентификация, отождествление умом нашего Я с чем-то, что нашим Я не является. И страх утраты или не соответствия тому, с чем ум наше Я отождествляет, происходит, так, будто мы утрачиваем само наше Я, будто само наше Я умирает с этой утратой. И идентификация, отождествление (полное приятие) – это процесс, который происходит в уме. Образно говоря, наш ум пошлет нас в горящее здание, если там горят наши деньги, когда ум отождествляет нас с деньгами. И мы, в этом случае (именно такой идентификации), не бросимся в огонь спасать наши рукописи или нашего ребенка. И мы бросимся вон из огня, независимо от того, что там будет гореть (ребенок, деньги, рукопись), если ум отождествляет нас с нашим телом. Ум может бросить молодого человека в огонь, чтобы спасти (не утратить) девушку, с которой он себя идентифицирует (в уме), или бросить его в окно на 12-м этаже, если он поймет, что утратил ее навсегда (ушла от него, или умерла). И ум может побудить его выйти из окна, если кто-то ему (или он сам себе) скажет: “Ты - импотент”. Конечно, не все бросятся в огонь или в окно, большинство людей этого не сделают. Но тогда их жизнь будет отравлена тяжелой утратой в меньшей или большей степени (от “простого” отсутствия радости в жизни до невротических расстройств и тяжелых заболеваний вроде ИБС или рака).

Чтобы избежать состояния психологической неудовлетворенности, хронического стресса, страха, и болезненных последствий этих проявлений, многие люди пытаются приуменьшить, компенсировать это состояние с помощью алкоголя, наркотиков, “заедания”, азартных игр, различных психологических защит,  медикаментов (лечения), полного погружения в  работу и т. п. Но на этом пути первоисточник неудовлетворенности остается нетронутым, сохраняется и продолжает действовать. Мир остается разорванным противоположностями, противопоставлением одной его половины другой, что порождает борьбу этих противоположностей. Продолжается сражение правильного с неправильным, добра со злом, которое все больше усиливает противостояние. В этой борьбе нельзя победить. Она истощает, обескровливает, приводит к болезням, но победить невозможно. До тех пор, пока существует само противопоставление.

Откуда это противопоставление возникло, откуда пошло это непрекращающееся и все разрушающее сражение? Это однажды, говоря религиозным языком, кто-то сорвал то яблоко с дерева познания добра и зла. И с тех пор был изгнан Богом из Эдема, обречен на постоянную борьбу одного с другим, на страдания и болезни. Можно взять или придумать другое объяснение. Но важно не само объяснение, важнее увидеть, что (по тем или иным причинам) такой факт свершился. Мир разделился, перестал быть целостным. Где существует эта разорваность Мира? Где заложены наши страдания и болезни? В нашем человеческом уме. Это только в нем существует “хорошо-плохо”, “правильно-неправильно”, “добро-зло”. Все противостояние только в нем, в нашем уме. Мы стали заложниками нашего ума. Он управляет нами как марионетками, автоматически навязывая нам эту разделенную реальность, представляя ее как истинную. Мы рождаемся в эту уже уготованную нам нашим умом разорванную реальность. Мы не знаем другой. Но существует она такой только в нашем уме, а это значит - в нас самих. Это только внутри нас существует эта расчлененность. Это только внутри нас отсутствует целостность. Это мы сами обрекаем себя на постоянную и жестокую борьбу с собой же, на страдания и болезни.

Ум отождествляет наше Я с чем-то, что мы и начинаем считать своим Я, но на самом деле нашим Я не является.  Он, как бы, говорит нашему Я: “Я знаю, ты - это вот это”. А остальное – твоя  противоположность, противная тебе (твое НЕ-Я). Если мое Я с этим соглашается, принимает это, то сразу начинается сражение  моего Я (как считает ум) с моим же НЕ-Я (а мы изначально и находимся под влиянием нашего ума, в его рабстве). Но это только так считает наш ум. И это не значит, что так оно и есть на самом деле. Я-то могу так не считать. Я могу не считать, что он говорит правильно. Я могу видеть его происки, его ложь. А на самом деле мое Я – это то, у чего  это есть. Но это, что у меня  есть, не есть Я. Например, у меня есть часы, но Я – это же не часы. У меня есть жена, но Я – это же не моя жена. Это она у меня есть, но это не то же самое, что она - это Я.  И у меня есть рука, но мое Я – это не моя рука. Если у меня часов нет, я же не скажу, что теперь это не Я. Я остаюсь тем же, но просто у меня нет часов. Как и руки у меня может не быть. Но мое Я-то остается. Хотя и без руки. Со мной-то (с моим Я) ничего не происходит. Ну, только руки у меня нет. И ум у меня тоже есть. Но мое Я -  и не ум тоже. Я могу обойтись без него. Так же как без часов и руки. Конечно, не хочется терять ни часы, ни руку (или деньги, или ребенка). Для многих это очень страшно, они не могут эту потерю пережить, становятся несчастными. Но если переживут, найдут, как обходиться без них. Некоторые научаются делать одной рукой больше, чем другие делают двумя. И потерю ума можно пережить тоже (как бы, смочь отойти от него в сторону; как от часов). Хотя многие не смогут. Хотя это страшнее, чем пережить утрату часов, руки или жены. Как будто сходишь с ума. Но тот, кто сможет пережить, можно сказать, “поглупеет”, прекратит умственную идентификацию себя с чем-либо, обретет целостность самого себя  и, таким образом, обретет весь Мир таким, какой он есть, целым, здоровым (ведь это только в уме он сам и весь Мир разрывается на части, становится полем сражения страстей, источником страданий и болезней). И смогут получать информацию не из своего человеческого ума,  а, можно сказать, говоря религиозным языком, от самого Бога. И для этого и надо “откреститься” от своего ума. Освободить место для знания творческого.  “Откреститься” от действий волевых, насильственных и дать возможность творить “силе Духа” (тогда муж может вдруг бросить пить неизвестно почему).  “Откреститься” от пристрастий, и обрести внутреннее равновесие (равновесие “хорошо” и “плохо”), что приносит ни с чем не сравнимое состояние радости и одновременно глубокого спокойствия (даже если муж не бросит пить). Тогда вы становитесь выражением любви безусловной (“Божественной”). Тогда вы любите всех “ни за что”, независимо от того, хороший или плохой, умный или нет, справедливый или несправедливый, злой или добрый, бедный или богатый, родственник или нет (что с человеческой точки зрения выглядит как равнодушие). А, значит, принимаете полностью и себя, и других.  Полно и окончательно принять все, как есть – это значит принять все, “как Бог дал”. И включает это в себя и приятие своего неприятия того, что есть!

Образно говоря, если вы встретите тигра, то он, вполне возможно, захочет вас съесть. Вы на него обижаетесь, ненавидите, обвиняете в несправедливости?.. Нет! Его таким Бог создал. Он не виноват, что он такой. Но это не значит, что надо дать себя съесть. Попробуйте его попросить, чтобы не ел вас. Но ведь у него дети. Ему же необходимо их кормить, и он же не виноват, что он хищник. Можете, конечно, войти в его положение, и дать себя съесть. А можете сказать: “Нет!”…  Он, конечно, не виноват. Обвинять его, обижаться, злиться на него, прощать его глупо. Прощать тигра за то, что он тигр – глупо! Но ответственность за то, что он делает, он несет. И вам, возможно, придется его убить, чтобы не дать себя съесть. Но когда вы его убиваете, вы все равно его любите. И вы не радуетесь тому, что вам приходится это делать. Вы об этом сожалеете. Тигр -  действительно хороший зверь. Но принять жизнь и себя полностью значит также не прятаться ни от нее, ни от себя. От того факта, что вы не можете прожить так, чтобы кому-то не стало плохо от этого. Как бы вы ни жили, кому-то может стать от этого больно. Главное не врать себе в этом. Люди не виноваты в том, что они делают. Не виноваты! Но ответственность за это они несут. Преступник не виноват в том, что он делает. Ну, вот такое у него было воспитание, такое образование, такая наследственность. Но его все равно осудят и накажут. Единственным источником и причиной всего, что с вами происходит, являетесь вы. И вы несете ответственность за все. Даже за то, что не желаете принимать на себя ответственность за все. Хотя и не виноваты в этом. И переживая это таким образом, вы становитесь сильнее перед лицом жизни. Она начинает удаваться. Тогда, скажем, если вы не сможете кому-то (даже тому, кто вас любит) ответить взаимностью на его любовь (фактически, на его притязания к вам), скажете ему “Нет”, и он от этого станет несчастным, умрет или совершит суицид, вас это несчастным не сделает. Хотя сожаление будет. Однако многие в таком случае просто “убьют” себя своей виной.

Принять все, как есть, это, в частности, принять и свою боль. Это значит перестать делать попытки от нее избавиться, если, скажем, болит голова. Надо, можно сказать, познакомиться с ней как можно лучше. Как бы, вчувствоваться в нее внутренним своим вниманием. Тогда вы сможете определить ее место нахождения, размер, форму, цвет, плотность, характер ощущения. Когда вы будете наблюдать за ней таким образом, не пытаясь ее прогнать, не боясь ее, не обижаясь на нее, не злясь, то увидите, что боль начнет как-то меняться по наблюдаемым параметрам. И, в большинстве случаев, просто тихо исчезнет сама. Даже если этой болью является ваше одиночество, ваш внешний вид, ваша бездетность, ваша болезнь, ваша старость, ваш страх и все, что угодно, остальное. 

Если вы вступаете на путь обретения своей целостности (здоровья и радости), вам неизбежно придется столкнуться со своей однобокостью. Если вы осознаете принцип функционирования ума (принцип разделенности), вам станет ясно, откуда берется негатив и позитив. Из вас же самих. Из вашей пристрастности. Из вашей умственной лжи о Мире противопоставленности, о Мире враждебности. Станет ясно, что любые противоположности могут взаимно дополнить друг друга до целого, не враждовать друг с другом. Что бояться негатива – значит, боятся самих себя, а это дело совсем гиблое. И чтобы обрести свою целостность, вам необходимо будет пройти через свои НЕ-Я (через то, что вы отвергаете, ненавидите), через негативные переживания, через страх, приняв участие в  своего рода психологическом  тренинге (в процессе выполнения заданий, которые вам не всегда захочется выполнять). Не излечиваться от них, не прятаться от них с помощью алкоголя, “заедания”, наркотиков и т. п., а принять их. Можно сказать, раствориться в них до конца, не оправдываясь, не увиливая. И тогда психологическое,  выздоровление наступит через кризис, через обострение. Здесь, образно говоря, надо будет сгореть дотла в своих страхах, чтобы потом возродиться из них, стать выше их. Фактически, избавиться от страха быть собой целым. И, самое главное, придется полностью окунуться в свой ум, до конца осознать его природу. Что приведет к изменению психологического отношения к нему. С установки, что знания это истина, которой необходимо следовать. На установку, что правильного знания не существует. А это и является освобождением от умственной оков, исцелением от внутренних противоречий, обретением целостности.

А когда эти оковы спадают - все проблемы оказываются уже решенными. Человек обретает свое психологическое здоровье – состояние “активной радости”, ничем не обоснованной самодостаточности.  Тогда нечаянно прекращается пьянство, “заедание”, употребление наркотиков и т. п. Естественным образом улучшается физическое здоровье (в том числе, выражение глаз, состояние кожи, “вкус” секса, походка, осанка)…. И это возможно для тех, кто ощутил внутренний призыв к осознанию своей жизни, к осознанию самих себя.

В заключение привожу отзыв одной участницы  в таком  тренинге (в Клинике неврозов):  

“… В процессе занятий … произошли изменения, точно описать которые сложно.

Мир воспринимается по-новому; другие люди, другие дома, другие деревья.  Но вместе с этим, кажется, что эти ощущения я уже когда-то испытывала.

 Присутствие чувства некоторого раздражения или внутреннего неудобства уже не беспокоят до состояния былых истерик или до нервного напряжения на несколько дней. Покой в душе наступает сам собой, заметила, что отсутствие вечной спешки куда-либо или с чем-либо приносит больший эффект.

Вернулась радость к жизни, к жизни такой, какая она есть. Внутри все радуется и улыбается…

35 лет хотела научиться плавать, позавчера пришла в бассейн Олимпийского комплекса и поплыла, правда, пока только на спине.

Я иначе слышу людей, близких и дорогих. Проблемы стали решаться проще и быстрее, сами собой. За несколько дней переделала столько дел, которые откладывались и тянулись несколько месяцев.

Появились четкие ответы на вопросы, которые мучили меня и отравляли мне жизнь…”

 

 

                         Борис.

                         bapopov@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В избранное