Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа психологического здоровья


Выпуск 24

 

 
                             Вы не обязаны верить тому, что здесь прочтете

 

 

УЛУЧШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

 

 

     Психологическое здоровье человека в большинстве случаев оставляет желать лучшего в большей или меньшей степени: страх, депрессия, агрессия, просто плохое настроение и другие негативные состояния сопровождают возникающие жизненные проблемы. Неудовлетворительное психологическое здоровье особенно проявляется в связи с экономическим кризисом. В свое время (в 1973 г.) это доказал доктор Х. Бреннер: “между состоянием экономики и психическим здоровьем нации есть прямая взаимосвязь” (“Аргументы недели”, № 46 (132) за 13. 11. 2008 г.). В условиях ухудшения материального благополучия психическое, психологическое нездоровье захватывает большее количество людей и проявляется в большей степени. Главным образом, из-за невозможности найти выход из создавшейся критической ситуации: увольнение с работы, уменьшение дохода, обострение межличностных взаимоотношений в связи с этим…. Когда, фактически, человек находится в тупике, когда он видит свое будущее в негативном свете. Что и  отравляет его жизнь до заболевания.

     В целом, все возникающие у человека проблемы и, как следствие, его психологическое нездоровье связаны с утратой или страхом утраты чего-то жизненно важного для него. Того, с чем человек отождествляет самого себя, свою, можно сказать, самость, свое Я.

     Формула отождествления, идентификации своего Я  выглядит как “Я – это вот это” (мое здоровье, моя жизнь, моя работа, мой ребенок, мои деньги, мои знания или ум…). А формула утраты выглядит как “Я – ничто без этого” (без моей фирмы, или родителей, жены (мужа), ребенка…). Образно говоря, один человек бросится в огонь, сам окажется в огне (будет страдать психологически и физически), если там горит его  фирма, другой, если в огне – его ребенок, третий, если там – его деньги. Т. е. если существует угроза потерять то,  чем каждый из них, можно сказать, себя считает, к чему у него есть безусловная приверженность. Но первый не бросится в огонь, если там ребенок или деньги, а второй, если – деньги или фирма, а третий, если горит фирма или ребенок. Кто-то будет психологически страдать, если “горит” его жизнь.

     Проблемы у человека  возникают в самых различных аспектах жизни.

     Часто это бывает и в сфере бизнеса. Однажды ко мне обратился руководитель своей организации. У него было две кандидатуры на должность исполнительного директора. Ему надо было сделать выбор - кого принять в свою фирму. Выбор был очень ответственным, он не мог себе позволить сделать ошибку. У руководителя имелась необходимая в таких случаях для принятия правильного решения информация: трудовые книжки, свидетельства об образовании, отзывы с прежнего места работы, результаты проведенного психологического тестирования и собеседования. Но однозначного решения не было. Кого принять, он все-таки не знал. Он ощущал беспокойство и стал плохо спать.

      Существует возможность принимать правильные решения, искать правильный выход из сложившейся проблемной ситуации в области рациональной, умственной: опираясь на психологические знания, прежний опыт, на примеры из жизни других людей. Однако такие решения не всегда являются вполне эффективными, не позволяют получать результаты выше хороших. Потому что знания, опыт и примеры это всегда что-то старое, исходящее из прошлого, что может “не работать” в новых конкретных условиях. Это выглядит так, что человеку по жизни приходится идти вперед (в новое, неизвестное) в то время, как его голова повернута назад (в прошлое)… И есть другие возможности.

      В представленном случае, мы поговорили с руководителем фирмы об ответственности и сложности выбора, а затем я спросил: “Если Вам завтра вместе с одним из кандидатов на должность придется пойти на смертельный риск, с кем Вы это сделаете?”. “С ним!” - ответил он и указал на одного. Я: “Что-нибудь еще надо объяснять?”. Он: “Нет, все”. Решение было принято. И с принятием этого решения восстановились спокойствие и сон.   

     В этом случае человек принимает решение, опираясь не на прошлую жизнь (информацию, опыт, документы, советы специалистов, свою собственную старую безусловную приверженность), а можно сказать, изобретает новое решение, как бы, прикоснувшись к своей смерти, как бы, посоветовавшись с самой смертью. Такое решение принимается не на основании того, правильное оно или нет. Это решение - новое. И оно не может являться ни правильным, ни неправильным. Оно может совпадать с прошлым опытом, советами и рекомендациями других людей, а может и противоречить им. Просто руководитель принимает такое свое решение и до конца берет за него ответственность на себя. Что-то дает ему основания принять именно вот такое свое решение, когда он “соприкасается” со смертью, с областью необъяснимого.

     Поскольку психологическое нездоровье, как видно из сказанного, зависит от акта отождествления человеком своего Я с тем, чем, по сути, его Я не является, то очевидной становится возможность обретения человеком жизни психологически здоровой, радостной, успешной в процессе разотождествления его Я с чем бы то ни было. Что означает, фактически, с обретением человеком  полной самодостаточности. Для того, чтобы стала возможной  реализация разотождествления (разидентификации), важно понять, каким образом оно происходит, как оно случается.   

     Для этого надо увидеть, что человек, как правило,  не живете в реальном мире. Люди в своем подавляющем большинстве, живут в своем понимании жизни, в мире рациональном. Фактически в своем уме, в котором все происходящие в реальном мире события иллюзорно-умственно проявляются как что-то правильное или неправильное, как что-то, что всегда можно объяснить.  Реальный мир (такой, как есть, который не является ни правильным, ни неправильным)  оказывается разделенным на две противостоящие, враждебные друг другу части: на то, что происходит “так, как надо, как должно быть”, и на то, что происходит “не так, как надо, как быть не должно”. С таким разделением у человека и возникает, формируется приверженность  жить в соответствии с тем, что “так”, и бояться, избегать того, что “не так”. Фактически, если такая приверженность принимает характер безусловный (внутренней подсознательной автоматической установки),  это означает, что произошел акт идентификации. С осуществлением такого акта человек теряет свою самодостаточность, становится зависимым от наличия или отсутствия “объектов”, с которыми случилось отождествление.

     Такая разделенность, разорванность мира изначально целостного возникает в уме человека в  процессе обучения, воспитания, обретения личного жизненного опыта и генетического наследования.

     Например, если в детстве ребенок однажды проснулся один в темной комнате и очень испугался этого, пережив психологическое расстройство, то в последующем уже взрослый человек может всегда испытывать психологический дискомфорт (страх), оставаясь один (или с наступлением темноты).  Поэтому, скажем, женщина будет всегда стремиться выйти замуж или терпеть нелюбимого, грубого мужа, или пытаться удержать его любой ценой, если он захочет уйти, лишь бы не остаться одной: все, что угодно –  только не остаться одной (или в темноте). Потому что тогда, в ее жизненном опыте сформировалась (на основе умственного неосознанного понимания, что одной быть плохо) такая прочная установка “одна – это не то, что должно бать, чего надо всегда избегать”. На практике мне встретилась женщина, которая боялась быть в замкнутом пространстве. Выяснилось, что во время войны она была завалена разрушившимся при бомбежке домом. Отсюда произошел и всегда существует с ней (в ее подсознании) этот страх замкнутого пространства. У многих такой страх развивается до паники, когда он усиливается боязнью еще и самого страха. Как в случае с девушкой, которая  до паники стала бояться входить в воду после того, когда чуть не утонула. Тогда у нее сформировалась прочное знание (внутренняя установка), что она утонет, если войдет в воду.

    Подобные установки (“родом из детства”), вызывающие невротические проявления, “работают” у некоторых людей при необходимости публичного выступления, необходимости сказать “нет”, сделать что-то “стыдное”, “неправильное” (“глупое”), “обидное”… Вообще, что-то, что соответствует сложившемуся, глубоко укоренившемуся “не так”. Поэтому эти люди всегда стремятся поступать “так”, жить правильной жизнью.

     Но реальная жизнь не всегда идет в соответствии с  умственным пониманием (внутренней установкой) отдельного человека (или группы людей, как бы велика она ни была). Тогда, если события, которые происходят в жизни конкретного человека, проявляются для него в его уме как  “не так, как должно быть” (скажем, уходит муж, увольняют с работы), и он не может (как ни старается) изменить их на “так, как следует быть” (сохранить мужа, работу), у него возникает состояние психологического несогласия с тем, что происходит (внутренний конфликт). Это состояние психологического несогласия, психологического неудовольствия  (или страх утраты “объекта” приверженности) проявляется на физиологическом уровне как хронический (или острый) стресс, постоянная внутренняя напряженность. Как то, что негативно влияет на работу всех его внутренних систем и органов, на угнетение его жизненной силы в целом. Как то, что может приводить (и нередко приводит) к различного рода заболеваниям (от невротических до онкологических).

     Например, если у женщины в результате, скажем, общения с мамой (или подругой, или с религиозным служащим, или из собственного опыта) или генетического наследования непроизвольно произошло твердое убеждение, что секс это гадость или грех (то, что не может, не имеет права доставлять радость), и это стало ее внутренним достоянием, она станет фригидной.

     Для снятия стресса (и его болезненных последствий) в большинстве случаев, традиционно людьми  используются такие средства избавления от  негативных состояний (восстановления естественной расслабленности) как психологические защиты, обучение (тренинги, формирующие навыки), медикаментозное лечение,  алкоголь, наркотики, “заедание”, азартные игры, погруженность в виртуальный мир и т.п. Что не решает внутренних проблем человека, а, в свою очередь, порождает зависимость от этих самых средств.

     Однако обретение человеком  психологического здоровья, обеспечивающего высокое качество его жизни во всех отношениях, исходя из сказанного, становится возможным на пути преодоления им первоисточника всех проблем - умственного разделения  целостной жизни на две противостоящие части, устраняя, тем самым, уже, как правило, состоявшуюся идентификацию с чем-либо, безусловную приверженность к чему-либо. Становится возможным в процессе особого рода психологической подготовки-тренинга, которая, по сути, представляет собой процедуру “разобучения” (образно говоря, поглупения). Но подумайте: “С ума схожу иль восхожу к высокой степени безумства?”, как сказала Б. Ахмадулина. Такое  “разобучение” (“процедура” принятия жизни такой, какая она есть, или, говоря религиозным языком, такой, как Бог дал) обеспечивает каждому прошедшему такую подготовку возможность вырваться за рамки умственной ограниченности (разделяющей и противопоставляющей мир единый) и обрести, тем самым,  личную самодостаточность, личную  жизненную силу. Что проявится как состояние "активной радости": уверенность, находчивость (креативность), устремленность в будущее, высокая работоспособность, ощущение "вкуса жизни". Фактически произойдет становление качеств, отличающих предпринимателя (творца, созидателя), человека способного изобретать новое будущее, выходить из разных тупиков.

     Психологическая подготовка может проводиться как в форме индивидуального консультирования (в форме психокоррекции), так и в виде групповых занятий (специфических тренингов).

     Индивидуальное консультирование обеспечивает разрешение человеком, как правило, конкретных психологических проблем (конфликтов), принимая решения необъяснимые, с точки зрения ума – глупые, но исходящие из сущности самого человека и восстанавливающие его психологическое здоровье.  Как в примере с предпринимателем, который сделал свой выбор. Но объяснить, почему он сделал именно такой выбор, он не сможет. Или как, скажем, в случае с боящейся воды девушкой. Она смогла заново  (и неоднократно) пережить  свой негативный опыт плавания (в виртуальном пространстве, с закрытыми глазами) и освободиться от своего страха. После чего она как прежде стала получать удовольствие от купания. Хотя с точки зрения ума она сделала глупость (снова полезла в воду, хотя ей и было страшно, хотя сохранялась угроза жизни).  Или так же в случае с детским страхом остаться одной. Или со страхом закрытых помещений, публичного выступления…. Пережив заново свои прежние страхи, эти люди избавились от них, обрели свое психологическое здоровье.  И как следствие, та женщина, которая освободилась от страха быть одной, смогла изменить свою жизнь к лучшему: рассталась с мужем, который ее не устраивал, и через некоторое время встретила близкого ей человека и создала новую семью (но не из-за страха быть одной).

.    Групповой тренинг - это психологическая подготовка (среди прочего, процесс парадоксальный), позволяющая реализовать “процедуру” “разобучения” (освобождения от жестких умственных установок, навыков).  В результате  такой “процедуры” происходит непроизвольное, можно сказать, исцеление от психологического нездоровья, многие проблемы перестают быть проблемами, как бы, сами собой.

     Основу технологии проведения психологической подготовки составляет диалогическое общение, носящее характер внезнаковой коммуникации, а сам текст не является сообщающим (обучающим). Эти тексты не рассчитаны на понимание, они адресованы к подсознанию, где происходит их глубинное освоение. Как, например, анекдоты или притчи, которые нельзя понять умом, которые с точки зрения ума являются глупостью. Здесь происходит полное и окончательное (до уровня подсознательного) усвоение того факта, что правильного знания не существует. Это способствует ослаблению силы умственных идентификаций.

     В процесс психологической подготовки включены медитативные аутотренинги и парадоксальные психологические практики, которые позволяют получать информацию из области виртуальной, подсознательной, не исходящую из сферы умственного знания , что способствует расширению сознания, не позволяет слушателям больше оставаться заключенными в рамках только своего понимания .

     Заключением психологической подготовки является “процедура” рассмотрения участниками нашего ума как постороннего объекта. Овладение этой, можно сказать, мудростью (способностью выходить за рамки ума) до уровня подсознательного приводит их к прорыву в область внутренней свободы (от старых, программирующих поведение человека, знаний и установок) и психологического здоровья. (Внутренняя свобода и качества, порожденные ею, и являются определяющими понятие “предприниматель”).    

     Такая “процедура” проходит на фоне иногда вполне выраженной психоэмоциональной нагрузки (в процессе психологической ломки внутренних установок): различного рода переживаний (злости, страха, растерянности, подавленности…). Но именно такой процесс кризисного выздоровления позволяет вырваться за рамки умственной ограниченности в область свободы творчества, здоровья и больших достижений.

     Как написала в своем отчете одна участница  тренинга: “… Вы открыли для меня новый мир, мой новый мир, мир моих ощущений, этот мир принадлежит мне, я в нем хозяйка, я госпожа, я могу творить чудеса, я стала сильной и могу позволить себе принимать окружающий мир таким, каким он приходит ко мне.

     Я ощущаю себя открытой, но не беззащитной. Прежде я проводила свою жизнь в постоянной борьбе со своей же жизнью, ощущала тщету этой борьбы, такое ощущение, что я жила в подземелье, не видя света, не ощущая времени и красок жизни.

     То, чему Вы научили меня, так просто и гениально!…”.

А за два месяца до этого у нее умер муж, и она была в полном психологическом расстройстве.

     В заключение можно резюмировать, что все расстройства психологического здоровья (и, как правило, следующего за ним физического) происходят в результате самоактуализации прежних (старых) угроз связанных с выживанием самого человека (вернее говоря, его Я) или того, с чем сам человек (его Я) себя отождествляет.  Обретение психологического здоровья возможно в процессе освобождения от своего психологически травмирующего прошлого повторным его переживанием.  Либо за счет устранения возможности акта самоактуализации прошлого в процессе разотождествления безусловной умственной связи с ним (Я – это мое прошлое).

 

Больше посмотреть в отзывах, что представляет собой психологическая подготовка (психологический рафтинг), можно на www.gluposty.narod.ru/10.htm   

 

 

 

                         Борис.
                         bapopov@mail.ru

 


В избранное