Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Уважаемые читатели рассылки!
Поздравляю Вас со светлым праздником Христова Воскресения! Выпуски по психодиагностике будут опубликованы после 26 апреля, сейчас я занята подготовкой конференции русскоговорящих специалистов, практикующих в Израиле

Ольга Бермант-Полякова
психолог, психотерапевт
руководит работой оргкомитета
конференции русскоговорящих специалистов
в области медицины и психологии

С согласия Юлии Асланбековойaslanbekova@gmail.comразмещаю нашу переписку последних двух недель в виде статьи.

Золотые правила управления проектом

Каждый проект уникален по определению. Любая конференция организуется для достижения какой-то цели. Цели у проектов могут быть разными, но будем смотреть правде в глаза: в конечном итоге цель любого проекта - продажи. Чтобы продать нечто, нужно иметь УТП – уникальное торговое предложение. Ваша ИППЛ путает Миссию и УТП. Миссия – это утверждение, объясняющее, чем вы вообще занимаетесь. Она определяет сферу Вашей деятельности и помогает решать, какие возможности использовать, а от каких отказаться. Уникальное Торговое Предложение, - это идея, предназначенная для Ваших покупателей.

Из всего, что написано о Вашей конференции, совершенно неясно, с какой целью Вы собираете людей. Если Ваша миссия - поднять уровень психологической помощи в русскоязычном секторе израильского общества до цивилизованного уровня, попутного ветра в Ваши паруса. Но одних разговоров о миссии для успеха дела недостаточно. Вы должны сделать совершенно конкретные предложения, чтобы удовлетворить Ваших клиентов.

Есть несколько золотых правил, по которым создаются успешные проекты. Первое - ПРАВИЛЬНЫЙ СТАРТ. Для практически любого начинания последствия неудачного старта бывает трудно возместить в дальнейшем. Насколько я понимаю, Вы обратились к наиболее трудоёмкому, но в то же время самому эффективному способу привлечения потенциальных клиентов – личному обращению. Я, как и многие, после телефонного звонка получила письмо с обращением, подписанным от руки. Письмо пришло на домашний адрес, оно было на голубеньких листочках. Ваше обращение отложилось в памяти, и в большинстве случаев, думаю, вызвало позитивные эмоции. Так что стартовали Вы правильно.

Второе золотое правило успешного проекта – РАБОТА С КЛИЕНТАМИ. Представляете ли Вы, кто Ваш клиент, кто наиболее заинтересован в успехе проекта?

Как профессиональный бизнес-консультант, скажу Вам, что Вы сбиты с толку своей высокой миссией. Уйма внимания уделяется тому, чтобы впрячь в одну телегу лебедя, рака, щуку, коня и трепетную лань, - или как там называются Ваши пять секций. Всё время русскоговорящие психиатры, психологи, психотерапевты, ведущие групп, альтернативная медицина должны объединяться из—а того, что у них имеется общая основа:
- их алия,
- высшее образование, привезённое из России,
- израильский ришайон,
- русский язык,
- наконец, просто отлик на призыв кота Леопольда «Ребята, давайте жить дружно!»

Всё это декларации. ВЫ СОВЕРШЕННО НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ, ЧЕГО ХОТЯТ ВАШИ КЛИЕНТЫ, а значит, Вы их неизбежно потеряете.

По своим запросам участники конференции делятся на две абсолютно разные группы.
Первые не выучили письменный иврит, вторые сумели это сделать.
Первые не тратили пять лет жизни на израильское образование (итмахут или степень в университете), вторые отдали годы на то, чтобы получить официальное признание.
Первые могут работать только на русском, вторые и на русском, и на иврите.

Из потребностей клиента рождается третье золотое правило: ОПРЕДЕЛИТЕ ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТА.
Если большинство Ваших клиентов – страдающие комплексом профессиональной неполноценности, неуверенные в себе, подозрительно относящиеся к израильтянам специалисты, то Ваша команда (ИППЛ) должна предложить им поддержку и утешение.

Можно организовать курсы и работать как Институт Повышения Квалификации, выдавая накопительные сертификаты на Европейский Сертификат Психотерапевта.

Можно придумать им работу. Предложите развернуть сеть психологических центров и обслуживать население. Чего Вы боитесь? Устройте группы поддержки, куда можно ходить за 100 шекелей раз в неделю. Будут ходить и платить и год, и два, и три, лишь бы мамам и папам было куда выбраться из дома и поговорить на родном языке.

Вы не первые, кто берёт узкую группу населения и с ней работает. «Шахаф» - клиника для анорексичек и булимичек – даёт групповую терапию, индивидуальную терапию, хонхут типулит (инструктор, который помогает больному правильно есть), диетолога и врача. Как только они переименуются с лечебного учреждения в реабилитационное, государство возьмёт их под своё крыло – потому что молодым ещё работать и рожать, и в них имеет смысл вкладывать. «Кфар Изун» это несколько домиков на берегу моря, туда заселяются молодые израильтяне, которые подсели на наркотики во время шатаний по Индии и Южной Америке. Там и психодрама, и арт-терапия, и прочее – лечат и реабилитируют, несмотря на законодательную определённость в психотерапии, о которой Вы плачетесь.

Что мешает Вам организовать реабилитационный центр или сеть психологической помощи для русскоговорящих и претендовать на часть бюджета Минздрава?

Всё это эмоции, но пока Вы не будете представлять себе ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТА – образовательную, практическую или административную – Вы будете только сбивать людей с толку и распылять собранные ресурсы.

Ещё одно золотое правило успеха – НЕ ПЫТАЙТЕСЬ СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН ТОГО, ЧЕГО НЕ ЗНАЕТЕ. Один из догматов маркетинга гласит: «Ты никогда не знаешь». Люди не желают действовать так, как предсказывают маркетологи. Неудачи разработанных по всем правилам науки кампаний коренятся в недоучёте того обстоятельства, что люди доверяют только собственным решениям, а не тому, что им говорят. Поэтому маркетология уделяет всё больше внимания психологии потребителя товаров и услуг.

Продуктивное сотрудничество, долговременные альянсы и удачные сделки часто диктуются психологическими причинами. Скажите мне, Ваши клиенты мужского или женского типа, живут в хронотопе Коробейника или Станционного Смотрителя, ценят свободу, следование чувству долга или самовыражение?

Последние три – это соционика, SP, SJ и NF, по статистике судить об этом нельзя. Но первые, простые вопросы – на них можно ответить, если проанализировать имеющиеся данные.

Первое - пол участников конференции. Бесполых клиентов не бывает. Вы вообще задумывались о таких вещах? Женский тип пестует и лелеет однажды опробованные решения, он однообразен и предсказуем. Таковы все постоянные клиенты (покупатели), а стабильная клиентура – это залог процветающего бизнеса. Большинство лояльных потребителей не переносит новшеств и разрушения сложившихся стереотипов. Ваша аудитория – какими стереотипами она живёт?

Второе – хронотоп. Станционный Смотритель – это хронотоп работы на госслужбе или в какой-то организации. Смотритель уйдёт, станция останется. Коробейник сам ищет покупателя на свой товар, это хронотоп работы фри-ланс. Станционные смотрители в израильской реальности расслоены на бедных и богатых.

Сколько из приглашённых на конференцию работают как фри-ланс, сколько на госслужбе, сколько в денежных организациях? У врачей-мумхим нет свободного времени на тусовки, а у ведущих групп, которые в своей основе фрилансеры, его в избытке. Школьные психологи вообще не могут уйти со службы чтобы повидать знакомых и пообщаться на профессиональные темы, пусть это хоть сто раз уникальная нужная и полезная конференция раз в четверть века. Вот Вам сравнительная таблица преимуществ:

Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь

Коробейник Смотритель бедной станции Смотритель богатой станции
Свободное время Свободное время Не имеет
Не имеет Не имеет Хорошие деньги
Свобода от указаний начальства Не имеет Свобода от указаний начальства
Своя клиентура Не имеет Своя клиентура
Не имеет Компенсационный пакет за счёт работодателя Компенсационный пакет за счёт работодателя
Труд без напряжения Не имеет Не имеет


Как Вы можете управлять своим проектом – конференцией – не зная, кто Ваши участники? Все принципы успешной работы, о которых имеет смысл говорить – УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАНА КАЧЕСТВА РАБОТЫ, ПЛАН ЗАВЕРШЕНИЯ ПРОЕКТА – бессмысленны, если Вы плохо представляете свою целевую аудиторию.

Определяйте основные РИСКИ, анализируйте их воздействие, разрабатывайте стратегии и планы их сдерживания. Школьные психологи не могут прогулять работу? Выходите на их начальство, пишите обращение главному психологу психологической службы, решайте вопрос на министерском уровне. Если риски по проекту не отслеживаются, то, как правило, возникает ситуация, когда на последние 10% работы приходится 90% затрат.

ПЛАН КАЧЕСТВА работ должен включать в себя конкретные оценки успеха в выбранной области. Вы не можете разработать ни оценок, ни плана, пока не определились со сферой деятельности: законодательной, образовательной, практической или административной.

ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЕКТА также планируется заранее. Если Вы проводили антиалькогольную кампанию, и завершаете её банкетом, где спиртное льётся рекой, это идёт вразрез с духом проекта и обесценивает его. Какую кампанию ведёт в Израиле ЕАП и ППЛ? Каким должно быть её завершение? Принятие закона о психотерапии? Реализация образовательного проекта? Практического? Административного? Самореклама? Создание клуба по интересам? Продажа психологии и психотерапии русскоговорящим?

Если задуман бизнес, давайте говорить о продажах. Ничего оригинального тут придумывать не надо. С российской точки зрения, израильский рынок – это областной масштаб. В любом областном центре был мединститут и клиника неврозов, городской психологический центр учреждений образования, и частные фирмы, занимающиеся тренингами. Здесь всё то же самое.

Вы говорите, у людей советского воспитания не было понятия, что психолог может помочь. Да, Вы правы. И всё же стереотип, каким должен быть психолог, у советских людей существует. Это энергичная социолог Сусанна из фильма «Самая обаятельная и привлекательная», её играет Татьяна Васильева. Её работа была скорее коучингом, а не психологией или психотерапией: она говорила, как действовать, а не ждала, пока подопечная сделает открытия о самой себе. Фильм посмотрели 80 миллионов зрителей.
Сейчас, благодаря телевидению и голливудским фильмам, психолог всё чаще мелькает на экране. Многие даже имеют «первый опыт» и встречались с психологом, но часто это был неудачный выбор. Большинство готовы попробовать вновь, но не знают, где найти хорошего психолога.
Знают ли Ваши потенциальные клиенты, КУДА надо идти? Если не знают, как их об этом оповестить, какой носитель выбрать, чтобы проинформировать?

Запрос на психолога может быть запросом:
1) престижа и моды, здесь идут «на имена», «на Курпатова», «на Норбекова», «на Козлова», «на Свияша».
2) одиночества, ставшего невыносимым. Психиатрия и психология это услуги по починке характера и настроения. Пойдут к тому, кто живёт недалеко от дома или у кого клиника расположена в удобном месте.
3) сложной жизненной ситуации. Я не имею в виду телефон доверия, здесь речь идёт о потребности посоветоваться с человеком, имеющим жизенный опыт и здравое понимание ситуации.
4) любопытства или скуки, такие ходят на всё подряд.

Психолог на рынке услуг – товар отложенного спроса. Чтобы покупка состоялась, нужно знать, где расположен нужный тебе магазин. В Америке частная практика плавно перемещается в крупные торговые центры. «Триест-Сариг», ведущая израильская клиника психотерапии, располагается в каньоне в Рамат-Авив. Ни одного русскоговорящего сотрудника в ней нет.

В 1990-х годах, когда Кока-Кола налаживала производство и сбыт своей продукции в России, было проведено исследование. Оно показало, что самый серьёзный конкурент баночки Кока-колы – это поездка на маршрутке. Проезд в набитом автобусе стоил тогда 3 рубля, а в маршрутке – 6 рублей, столько же, сколько банка Кока-Колы. Так вот, основная масса потребителей размышляла, купить банку холодного напитка и пройтись пешком или проехать с комфортом.

В сложной жизненной ситуации победит потребность получить консультацию. Но это, скорее всего, будет однократный визит. Ходить заниматься к психологу полгода-год стоит в Израиле подержанного автомобиля. Сколько свободных финансов у русскоговорящих? Работающие холостяки/незамужние располагают 1000-3500 шекелей, они получают информацию через интернет. Пенсионеры имеют 200-1000 свободных наличных в месяц, они часто «подкидывают» деньги внукам, информацию получают через русские газеты и радио «РЭКА». У подростков 600-800 шекелей карманных денег в месяц, информацию получают их передач по телевидению. У людей среднего возраста свободных средств 50-100 шекелей в месяц, остальное занято расходами на жизнь и выплату кредитов, они психотерапию, вероятнее всего, отложат до лучших времён.

Вы взяли правильный старт, это важно. Осталось выбрать дистанцию и нормально её пробежать.




Наверх

В избранное