Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск второй недели февраля.

В февральских выпусках рассылки «Интерпретация проективных тестов» мы прочтём две статьи замечательного специалиста-практика, перинатального психолога, семейного психотерапевта Ирины Владимировны Вшивковой. Её научные публикации, а их более двух десятков, посвящены проективной психодиагностике, и представляют собой образец психологии как науки и искусства.
Отрывок статьи «К вопросу об интерпретации рисунков», где на примере из практике раскрыты принцип совместной интерпретации рисунка психологом и родителями на примере из практики, публикуется ниже.

Цитируем по статье:
Вшивкова И.В. К вопросу об интерпретации рисунков // Журнал «Психологическая диагностика», №4, 2004.

...В работе с любым рисунком можно использовать следующую схему беседы: сначала мы просим нарисовавшего просто рассказать о том, что он нарисовал, потом мы, задавая вопросы на уточнение, можем еще раз пройтись по всему рисунку или только по тем элементам, которые мы отметили как опорные (значимые в данной ситуации и рисунке).
Данная выше схема разговора и есть ответ на второй вопрос: что делать с нарисованным рисунком. Любая интерпретация, предложенная рисовав¬шему, это есть постановка психодиагноза. Но диагноз не дает способа или направления решения проблемы. Диагноз описывает лишь состояние. Поэтапный разговор по рисунку позволяет человеку взглянуть на себя с новой стороны, увидеть путь к разреше¬нию собственных проблем, и это гораздо ценнее, чем узнать свой собственный психодиагноз. Однако важно соизмерять свой «интерес» к познанию значения того или иного образа в рисунке с готовностью клиента говорить об этом образе. Давление на клиента и превращение беседы в допрос вряд ли смогут помочь клиенту.
<…>
Хочется отметить еще один очень важный момент, он касается использования атласов и психодиагностических каталогов при интерпретации рисунков. Они незаменимы, когда нашей целью является психодиагностическое исследование на группе людей. Но при инди¬видуальном консультировании мы бы не рекомендовали ими пользо¬ваться. Дело в том, что особенности жизни, социальной cpеды и культуры накладывают отпечаток на понимание значения cимвола человеком. И если мы будем пользоваться атласами или каталогами, то нам придется учитывать погрешность данных интерпретаций и то, что мы снижаем возможность подведения клиента к осознанию спроецированных им образов.
Когда мы предлагаем клиенту нарисовать ту или иную тему, можно столкнуться с человеком, испытывающим внутреннее сопро¬тивление к рисованию. Иногда в такой ситуации помогает подчеркивание того, что мы совершенно не обращаем внима¬ния на художественную ценность рисунков, что рисунки представля¬ют собой чисто психологические документы. Когда человек совер¬шенно отказывается рисовать конкретными образами, ему можно пред¬ложить сделать рисунок абстрактным, т.е. отразить содержание темы через использование геометрических символов, которыми можно будет потом работать так же, как и с сюжетными образами в рисунке. Еще можно просто предложить клиенту описать, что он мог бы нарисовать на предложенную тему. Образы, полученные любым из этих способов, при хорошей беседе дадут одинаковый результат.
Часто начинающие работать с рисунками задают вопрос: можно ли разрешать рисовать дома? Все зависит от того, с чем мы работаем. Однако в большинстве случаев на сеансах время, дающееся на рисование, можно с большей пользой употребить для чего-нибудь другого (беседы, обсуждения), и во многих случаях следует поощрять рисование дома. Наблюдение за процессом рисования, рекомендуемое в диагностической процедуре, здесь можно опустить как не влияющее на понимание содержания рисунка.

<…>
Искусство перевода неосознаваемого содержания, в область осоз¬наваемого - является основным способом перевода психодиагнос¬тической процедуры теста в консультативную или терапевтическую.
Подводя итоги в этом рассуждении хочется отметить, что иногда для решения проблемы интерпретация совсем не нужна, один лишь рассказ клиента о своем рисунке может сделать то, что другими методами мы могли бы достигнуть только за несколько сеансов.

<…>
Часто у начинающих работать с рисунками возникает вопрос, как быть с рисунками маленьких детей, стоит ли родителям и если стоит, то когда и как говорить о содержании нарисованного. Для меня этот вопрос решен практикой и второй пример как раз об этом.

ПРИМЕР 2. На прием пришла мама с мальчиком 9 лет. Мама жаловалась на то, что ребенок непослушен, не управляем, в общем, очень проблемный с ее точки зрения и просила помочь разобраться, в чем причины и что можно сделать для исправления ситуации. Мальчик выглядел тихим, старался быть поближе к матери и смотрел на нее с готовностью делать то, что скажет. Я предложила ему нарисовать два рисунка дала тему «Я клумба» и «Барашек в бутылочке». Второй рисунок я дала с вариантом инструкции, когда предлагают представить себя оказавшемся в городе, где живут одни барашки, а их дома, это бутылочки и просят нарисовать какого-нибудь барашка, которого он увидел там. Оба эти рисунка должны были помочь понять, как чувствует себя ребенок в семье, как он воспринимает ситуацию заботы о себе. При этом второй рисунок у детей часто более точно и открыто отражает семейную ситуацию, чем рисунок «моя семья».
Пока мальчик рисовал, мы с его мамой в другом конце комнаты говаривали об ожиданиях матери. Когда рисунки были готовы, я подошла к нему и попросила его рассказать о том, что он нарисовал, мама оставалась сидеть там, где была до этого. С ее места ей не было видно, что нарисовал ребенок, но она могла хорошо его слышать. Мальчик говорил громко, но при этом он смотрел только на рисунок не полнимая глаз.
П – расскажи о том, что ты нарисовал.
М - Это клумба, в которую я превратился. Она стоит на высоком пригорке с травкой. А на самой клумбе растут цветы. Вот тот, закрашенный цветок это я. Если в него заглянуть, то я там. Вот я сбоку нарисовал - лежу на кровати с подушкой и одеялом, но привязанный, чтоб не убежал.
П - Что случится, если ты убежишь? (важно спросить о последствиях, а не о том кто привязал)
М - Если убегу, то мой цветок станет некрасивым, перестанет пахнуть, и его никто не заметит. Вот хозяйка клумбы и привязала меня. (в итоге мы все равно получаем ответ на вопрос о том, кто привязал его)
П - А в остальных цветках тоже кто-то есть?
М - Да, но они не привязаны, их цветки и сами могут цвести, а мой, говорят, нет...
Дальше ребенок взял в руки второй рисунок "Барашек, который живет в бутылочке" и было видно, что готов и хочет говорить теперь о нем. Можно конечно было бы дальше развивать разговор по первому рисунку, но рисунок и рассказ и так уже достаточно много сказали. Инициатива ребенка, его переход к новой теме в данной ситуации были достаточно важны и значимы. М - Это - дом барашка, и он сам в доме. Он один. Когда-то с ним жила бабушка, папа, мама. Это было пять лет назад. Но потом они бросили его, и ушли, так как он был непослушным. Ему одиноко. Он думает, что с мамой ему было бы хорошо. Но она далеко. Ее можно издалека увидеть.
П - А мама может к этому барашку вернуться?
М - Да, если она услышит, как он просит прощения.
П - А он просит прощения?
М- Да, с тех пор, как они ушли, он каждый день говорит: "Про¬стите меня!" Я больше не непослушный. Я вас люблю. Я уже сам мою за собой посуду и обувь. Я умею сам одеваться и гуляю, только когда можно (все это ребенок говорит, глядя в рисунок и водя карандашом по границам дома барашка). А они не слышат…
В этот момент у мамы появились слезы на глазах, у нее изменилось выражение лица: из недовольного и озабоченного оно стало внимательным и смущенным.
П – Р., ты хотел бы что-то сделать для этого барашка?
М – Да, можно, я нарисую семью барашка, когда они все вместе дома?
П - Да, конечно!
Нарисованный рисунок, хоть и включает и маму, и папу, показывает неуверенность ребенка в том, что такое возможно: над фигурой барашка-ребенка надпись «Я» зачеркнута.
Наблюдение и слушание рассказов своего ребенка на сеансах у психолога в данном примере говорит о возможном влиянии наблюдения и слушания рассказов своего ребенка на сеансах у психолога на способность родителя увидеть свою родительскую позицию и семейную ситуацию в целом.
Завершить свои рассуждения мне хочется словами Грегг Ферса:
«Рассматривать рисунок непредвзято весьма непросто, однако мы должны пытаться принять его таким, какой он есть, и соотнести его содержание с жизнью автора. В проецировании – самая главная опасность, заключающаяся в предвзятом отношении к рисунку на основании уверенности в том, что психология другого человека одинакова с нашей собственной. Открытость ума жизненно необходима для продуктивной интерпретации рисунков и для оказания пациенту помощи в прохождении его собственного пути, а не того, который мы считаем подходящим для него». [4]

ЛИТЕРАТУРА:
1. Алан Д. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках. ЗАО «Диалог» - ИП «Лотаць». СПб – Мн., 1997.
2. Ассаджиоли Р. Психосинтез.Руководство к технике. Казань.: АПН, 1988.
3. Вшивкова И.В. Методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений РГУ по курсу «Проективные технологии консультирования», часть1, 1994.
4. Грегг М.Ферс Тайный мир рисунка. СПб.: Диметра, 2003. 5. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986.
6. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей и подростков. М.: Меди¬цина, 1982.
7. Менегетти А. Словарь образов. Практическое руководство по имагогике . Л.: ЭКОС, 1991.
8. Общая психодиагностика /Под ред.Бодалева А.А. М.: Изд-во МГУ, 1986.
9. Остер Д., Гоулд П. Рисунок в психтерапии. М.: ИЦПК, 2000.
10. Романова Е.В. Проективные графические методы. СПб.: ЭКОС, 1992.
11. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989.
12. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М.: ООО «Издательство Астрель»: МИФ: ООО «Издательство АСТ», 2001.
13. Silverstone L. Art therapy the person - centered way. London: Autonomy Books, 1993.

Вшивкова И.В. работает в Москве в МПЦ «Семья+», публикует научно-популярные материалы психологической тематики в периодических изданиях и консультирует он-лайн на форуме http://detochka.ru.
Всем, кто собирается профессионально заниматься психодиагностикой, рекомендую изучить раздел форума «Детские рисунки, что в них?», где Ирина Владимировна комментирует и интерпретирует детские рисунки.
Ссылка на форум здесь http://detochka.ru/forum/index.php?showtopic=23606

Большая работа И.В. Вшивковой о материнской агрессии «Рисуночные тесты как метод исследования агрессивной материнской позиции» - в следующих выпусках рассылки.
С уважением,
доктор Ольга Бермант-Полякова
психолог, психотерапевт, супервизор


Наверх

В избранное