Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск первой недели марта.

В февральских выпусках рассылки «Интерпретация проективных тестов» мы читали статьи замечательного специалиста-практика, перинатального психолога, семейного психотерапевта Ирины Владимировны Вшивковой. Её научные публикации, а их более двух десятков, посвящены проективной психодиагностике. Большая работа, где из нескольких тысяч работ были отобраны и проанализированы более 1000 рисунков, ждёт своего завершения.
Сегодня мы заканчиваем разбирать статью, где предметом анализа стали психологические особенности женщин, обратившихся к психологу по поводу агрессивных чувств к своим детям.

Цитируем по статье:
Вшивкова И.В. Рисуночные тесты как метод исследовании агрессивной материнской позиции // Журнал «Перинатальная психология и психология родительства» №1, 2005.

В результате анализа особенностей проявления каждого симптомокомплекса в рисунках на данном этапе исследования можно зафиксировать следующие сквозные признаки каждого из исследуемых симптомокомплексов во всех включенных в исследование рисунках.
Симптомокомплекс «БЛАГОПРИЯТНАЯ СИТУАЦИЯ»
Формальные признаки: По 1 баллу за наличие каждого признака, максимум 15 баллов.
Качество линий: Хорошее качество линий; отсутствие стирания, зачеркивания, перерисовок, рисования на обратной стороне листа.
Расположение рисунка на листе: При наличии развернутого рисунка, он занимает большую часть листа. Рисунок расположен в центре листа и занимает адекватную площадь листа.
Положение фигур: Все фигуры нарисованы лицом к зрителю.
Соответствие образов теме: Отсутствие замен образов на растения, животных, неживые объекты, символы.
Соответствие образов теме: Отсутствие замен объектов на объекты с другим назначением (кресло на стул, зонт на букет и т.п.)
Использование цвета: Используется цвет, адекватно обозначены цветом и оттенками все детали рисунка.
Отсутствие признаков негативных симптомокомплексов: Нет признаков тревоги и неуверенности в себе. Отсутствуют признаки враждебности и депрессивности. Отсутствуют признаки неполноценности и недоверия.

Содержательные признаки: По 2 балла за наличие каждого признака.
Возраст: Возраст людей близок к настоящему или возраст человека чуть старше, чем в других рисунках.
Соответствие количества образов теме: Отсутствие других людей или других основных фигур в соответствии с темой.
«Я и мой ребенок»
1. Соразмерность фигур матери и ребенка;
2. Ребенок не спрятан и не изолирован;
3. Наличие совместной деятельности матери и ребенка;
4. Наличие телесного контакта.
«Моя семья»
1. На рисунке преобладают люди;
2. В рисунке представлены все члены семьи;
3. Между членами семьи нет барьеров;
4. Отсутствуют изолированные члены семьи;
5. Все члены семьи объединены совместной деятельностью;
6. Наличие телесного контакта.
«Человек под дождем»
1. Дождь из редких прозрачных капель;
2. Лужи прозрачные и неглубокие;
3. Адекватный размер зонта;
4. Зонт в руках человека;
5. Человек соответствует полу рисующего;
6. Человек нарисован идущим в правом или стоящим с полным разворотом к зрителю;
7. Человек нарисован в спокойном или сконцентрированном состоянии, настроении;
8. Одежда адекватна времени года и типу дождя.
«Автопортрет-Кресло»
1. Нарисовано кресло для жилого помещения;
2. Кресло в хорошем состоянии;
3. Кресло достаточное большое, с хорошей адекватной спинкой и достаточно широкими подлокотниками, ручками;
4. Высота и ширина кресла соответствуют принятым нормам для данной модели;
Из комментариев:
5. Кресло используется людьми;
6. На кресле могут сидеть дети;
7. На кресле могут сидеть любые люди, находящиеся в доме, где оно стоит;
8. Нет ограничений и особых правил для садящихся на кресло;
9. За креслом кто-то ухаживает.
Симптомокомплекс «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ХОЛОДНОСТЬ»
Формальные признаки: По 1 баллу за наличие каждого признака, максимум 4 балла.
Тип изображения: схематичные фигуры.
Использование цвета: Отсутствие цвета или преобладает синий цвет.
Прорисовка лиц: Отсутствие деталей лица
Прорисовка лицевых деталей: Отсутствует (кнопки, отделка и т.п.)
Содержательные признаки: По 2 балла за наличие каждого, по каждому рисунку свое максимальное кол-во баллов.
«Я и мой ребенок»
1. Фигуры отвернуты друг от друга;
2. Разделение другими объектами фигуры матери и ребенка;
3. Заняты формально объединяющей деятельность;
4. Мать одета в строгую деловую одежду.
«Моя семья»
1. Разделение другими объектами фигуры матери и ребенка;
2. Отсутствие совместной деятельности у членов семьи;
3. Семья объединена формальной деятельностью;
4. Большинство одето в деловую одежду.
«Человек под дождем»
1. Нарисована фигура взрослая, мужского пола;
2. Человек одет в строгую деловую одежду;
3. Человек в строгой, как бы военной позе;
4. Отсутствие эмоций на лице.
«Автопортрет-Кресло»

1. Нарисовано офисное кресло
2. Нарисовано кресло из холла, кино, вокзала и т.п. общественных мест;
3. Кресло сделано из холодных материалов (пластмасса, стекло, голое дерево, камень и т.п.);
4. Кресло из жестких материалов (проволка, не обработанное дерево, металл);
5. Кресло как выставочный или музейный экспонат;
Из комментариев:
6. Кресло только для хозяина дома.

7. Кресло только для восхищения или осмотра.

Симптомокомплекс «ТРЕВОЖНОСТЬ»

Формальные признаки: По 1 баллу за наличие каждого признака, максимум 14 баллов.
Качество линий: Плохое качество линий; Линии выполняются с сильным нажимом; Много стираний; Есть штриховка; Имеют место двойные и прерывистые линии.
Расположение рисунка на листе: Рисунок расположен в углу; Рисунок смещен вниз.
Положение фигур: Все или основная фигура повернуты спиной
Размер рисунка: Маленький размер рисунка.
Тип изображения: Схематичный рисунок ; Недостаточная прорисовка деталей, схематизация; Большое количество дополнительных деталей; Много незавершенных деталей (как бы ошибок рисования); Большое количество дополнительных объектов, которые занимают практически весь лист.
Особенности композиции рисунка: Рисунок в рамке или каждая часть отгорожена от другой; Выделение любым способом отдельных деталей рисунка; Подчеркнутая линия основания рисунка.
Содержательные признаки: По 2 балла за наличие каждого, по каждому рисунку свое максимальное кол-во баллов.
«Я и мой ребенок»
1. Фигура ребенка слишком большая или слишком маленькая;
2. Недостаточная прорисовка фигур и лиц себя и ребенка, схематизация;
3. Тщательная прорисовка деталей одежды;
4. Отсутствие совместной деятельности;
5. Контакт фигур не прямой, но руки могут быть протянуты друг к другу;
6. Интенсивно затушеванные волосы у фигуры матери.
«Моя семья»
1. Тщательная прорисовка деталей одежды или мебели и недостаточная прорисовка фигур и лиц, схематизация;
2. На рисунке преобладают вещи;
3. Интенсивно затушеванные волосы у фигуры матери;
4. Прорисована линия над рисунком, есть облака;
5. Имеются другие признаки тревожности.
«Человек под дождем»
1. Рисунок смещен вверх по сравнению с остальными рисунками;
2. Сразу несколько средств защиты;
3. Есть облака;
4. Есть тучи или град, молнии, ливень;
5. У человека интенсивно затушеванные волосы;
6. Нарисован больной человек.
«Автопортрет-Кресло»
1. Нарисовано сломанное или ветхое кресло;
2. Наличие запасных деталей для кресла (нарисованы);
3. Ширина сидения слишком большая для кресла
4. Прорисована линия над рисунком,
есть облака;
Из комментариев:
5. Наличие запасных деталей для кресла (из комментария).
Симптомокомплекс «ЧУВСТВО НЕЗАЩИЩЕННОСТИ»

Формальные признаки: По 1 баллу за наличие каждого признака, максимум 5 баллов.
Особенности композиции рисунка: На переднем плане нарисованы предметы, скрывающие часть фигур или основных деталей рисунка в соответствии с темой.
Расположение рисунка на листе: рисунок в самом центре у верха листа или снизу листа.
Особенности изображения фигур человека: непропорциональной длины руки, ноги; широко расставлены ноги (особенно у фигуры матери).
Тип изображения: много второстепенных деталей.
Содержательные признаки: По 2 балла за наличие каждого, по каждому рисунку свое максимальное кол-во баллов.
«Я и мой ребенок»
1. Введение в рисунок третьих лиц;
2. Возраст матери меньше реального;
3. Фигура матери самая маленькая из всех.
«Моя семья»
1. Введение в семью новых членов;
2. Введение в рисунок субъектов защиты;
3. В центре листа или над членами семьи икона или ангел;
4. Возраст членов семьи не соответствует реальному;
5. Фигура матери самая маленькая из всех.
«Человек под дождем»
1. Несколько защитных средств от дождя;
2. Обилие одежды на человеке или рядом с ним;
3. Нарисованы люди, которые помогают держать зонт;
4. Зонт слишком маленький;
5. Зонт пропускает дождь.
«Автопортрет-Кресло»
1. Введение в рисунок субъектов защиты;
2. Наличие запасных деталей для кресла (нарисованы или в комментарии);
3. Наличие нескольких ухаживающих за креслом (комментарии или нарисованы);
4. Несколько накидок, покрывал и т.п. на кресле;
5. Непропорциональной длины ножки кресла;
6. Есть подпорки у ножек;
Из комментариев:
7. Отсутствие ухода за креслом.

Симптомокомплекс «ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ»

Формальные признаки: По 1 баллу за наличие каждого признака, максимум 6 баллов.
Размер рисунка: Рисунок очень маленький;
Расположение рисунка на листе: Весь рисунок или фигуры расположены в нижней части листа;
Особенности изображения фигур человека: Фигуры нарисованы спиной; у фигур отсутствуют руки, ноги; у фигур руки за спиной; у фигур непропорционально короткие руки; у фигур непропорционально узкие плечи.
Содержательные признаки: По 2 балла за наличие каждого, по каждому рисунку свое максимальное кол-во баллов.
«Я и мой ребенок»
1. Качество рисунка ребенка лучше, чем матери;
2. Мать стоит спиной, а ребенок лицом;
3. У матери не прорисовано лица;
4. У фигуры матери отсутствуют руки, ноги; руки за спиной; непропорционально короткие руки или непропорционально узкие плечи.
«Моя семья»
1. Мать непропорционально маленькая по сравнению с другими фигурами;
2. Отсутствие матери на рисунке;
3. Мать стоит спиной;
4. Неподвижная по сравнению с остальными фигура матери;
5. Изоляция матери от других;
6. Маленькие фигуры членов семьи;
7. Другие возможные признаки.
«Человек под дождем»
1. Возраст и размеры человека значительно уменьшились по сравнению с другими рисунками;

2. Человек уходит, убегает;
3. Одежда не соответствует типу дождя и времени года (в сторону уменьшения);
4. У фигуры отсутствуют руки, ноги; руки за спиной; непропорционально короткие руки или непропорционально узкие плечи.
«Автопортрет-Кресло»
1. Кресло стоит спиной;
2. Нарисовано вокзальное кресло или из другого общественного места;
3. Не деланное кресло (отсутствуют какие-то части);
4. Сгнившее кресло;
5. Очень крупное кресло;
6. У кресла непропорционально низкая спинка;
Из комментариев:
7. Нарисовано кресло, на котором никто не сидит, т.к. оно им не нравится.

Симптомокомплекс «ИНФАНТИЛЬНОСТЬ МАТЕРИ»

Формальные признаки: По 1 баллу за наличие каждого признака, максимум 5 баллов.
Использование цвета: Преобладание фиолетового цвета.
Соответствие количества образов теме: Много дополнительных объектов рядом.
Особенности изображения фигур человека: У фигуры человека пальцы как гроздь винограда; Длинные и слабые руки; Отсутствует шея.
Содержательные признаки: По 2 балла за наличие каждого, по каждому рисунку свое максимальное кол-во баллов.
Возраст: Большинство фигур младше своего возраста; Нарисован ребенок. Нарисована детская мебель.
Особенности стиля рисунка: Изображение стилизовано под сказочное.
«Я и мой ребенок»
1. Мать нарисована в ситуации подчинения ребенку;
2. Мать нарисована в детской одежде или за детским занятием;
3. Фигура матери меньше ребенка.
«Моя семья»
1.Фигуры детей равны или больше матери;
2. В одежде матери выделены пуговицы;

3. Сказочная одежда на членах семьи; 4. Фигура матери ближе к собственной матери, а не ребенку;
5. Мать в ситуации подчинения ребенку;
6. Мать в детской одежде или за детским занятием;
7. Другие возможные признаки.
«Человек под дождем»
1. Рисунок переместился вверх, по сравнению с другими;
2. Размер фигуры человека меньше, чем в других рисунках;
3. Уменьшение возраста человека по сравнению с другими рисунками;
4. Человек в праздничной одежде с выражением восторга на лице;
5. Человек в сказочной одежде;
6. В одежде выделены пуговицы;
7. Слишком большой зонт как грибок.
«Автопортрет-Кресло»
1. На кресле очень четко прорисованы «пуговицы»-заклепки;
2. Нарисовано детское кресло;
3. Нарисовано кресло с детской площадки, садовое, пляжное;
4. Нарисовано кресло из сказки;
5. Нарисовано кресло, которое может использоваться только в комплекте с другой мебелью или техникой;
6. Рядом с креслом есть большое кресло, или другая крупная мебель из комментариев:
7. На кресле нельзя сидеть, т.к. все слишком тяжелы для него, могут испортить.

Симптомокоплекс «НЕДОВЕРИЕ К СЕБЕ»

Формальные признаки: По 1 баллу за наличие каждого признака, максимум 7 баллов.
Качество линий: Очень слабые линии; Признаки неуверенности в себе по качеству линий; Небольшое наличие штриховки.
Расположение рисунка на листе: Расположение в нижней части листа или ближе к одному из углов.
Тип изображения: Одномерные фигуры (нет объема).
Особенности композиции рисунка: Наличие линии основания; Большое количество дополнительных предметов и их большие по сравнению с основными фигурами размеры.
Содержательные признаки: По 2 балла за наличие каждого, по каждому рисунку свое максимальное кол-во баллов.
«Я и мой ребенок»
1. Наличие на рисунке мужа или других детей;
2. Ребенок нарисован в коляске или другом подвижном объекте, при этом мать держит ребенка за руку или за деталь объекта, в котором расположен ребенок, фигура и лицо ребенка прорисованы.
«Моя семья»
1. Отсутствуют ноги у фигуры матери или не поместились;
2. Между фигурой матери и другими членами семьи нарисована бабушка или помогающий объект (напр., книга)
3. Члены семьи спрятаны или отгорожены чем-то как бы защищающим их;
4. Контакт с членами семьи чем-нибудь опосредован.
«Человек под дождем»
1. Отсутствуют ноги у человека или не поместились;
2. Нарисован человек другого пола, чем рисующий;
3. Человек уходит влево;
4. У одежды очень много застежек;
5. Рядом с фигурой человек есть кто-то или что-то держащее защиту (напр., зонт) от дождя.
«Автопортрет-Кресло»
1. Нарисовано удобное для сидения кресло, но оно находится в неудобном месте (есть преграды перед креслом);
2. Кресло нарисовано на коврике или другом ограниченном пространстве, или находится в маленькой комнате (послед. из комментариев);
3. Отсутствуют ножки у кресла или слабая линия ножек кресла;

4. Очень маленькое сидение на кресле; 5. Кресло с краю листа.


Симптомокомплекс «ДЕПРЕССИВНОСТЬ»

Формальные признаки: По 1 баллу за наличие каждого признака, максимум 9 баллов.
Размер рисунка: Очень маленькие рисунки; Уменьшение размера рисунка;
Цвет: Преобладает коричневый цвет;
Расположение рисунка на листе: Рисунок внизу листа;
Тип изображения: Схематичные (обобщенные) фигуры; Вид сверху; Линия основания рисунка идет вниз;
Особенности процесса рисования: Сильная усталость в процессе рисования; Линия слабеет в процессе.
Содержательные признаки: По 2 балла за наличие каждого, по каждому рисунку свое максимальное кол-во баллов.
«Я и мой ребенок»

1. Короткие ноги у фигуры матери;
2. Отсутствие тела у фигуры матери;
3. Отсутствие рук у фигуры матери;
4. Ребенок более крупный ,чем мать и имеет в рисунке больший вес, чем в жизни;
5. В рисунке мать в старческом возрасте.
«Моя семья»
1. Короткие ноги у фигуры матери;
2. Отсутствие тела у фигуры матери;
3. Отсутствие рук у фигуры матери;
4. Семья нарисована из больных или ослабленных членов семьи;
«Человек под дождем»
1. Короткие ноги у человека;
2. Отсутствие тела у человека;
3. Отсутствие рук у фигуры ;
4. Тяжелые, грозовые, свинцовые облака на все небо;
5. С правой части листа тучи , град, лужи, сам дождь крупнее, темнее или интенсивнее;
6. Рисунок разделен на две части: слева более светлая, солнечная, а с права пасмурная, темная.
«Автопортрет-Кресло»
1. Нарисовано кресло меньшего размера, чем остальные объекты рисунка;
2. Отсутствие подлокотников, ручек у кресла;
3. Нарисовано грязное или неухоженное кресло;
4. Нарисовано кресло размерами приближающееся к дивану , чтобы все сразу могли сесть (последнее из комментариев).


Симптомокомплекс «ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ»

Формальные признаки: По 1 баллу за наличие каждого признака, максимум 8 баллов
Особенности изображения фигур: Слишком короткие или недостаточного размера руки людей, подлокотники кресла; Длинные и узкие тела, как бы вытянутые; Выделенное лицо; Отсутствие основных деталей лица, кресла.
Тип изображения: Качество прорисовки одежды и обивки кресла выше, чем всего остального; Рисунок из палочек; Рисунок в профиль.
Особенности процесса рисования: Комментарии к рисунку не соответствуют рисунку: минимализм и схематизм или в рисунке или в комментарии.
Содержательные признаки: По 2 балла за наличие каждого, по каждому рисунку свое максимальное кол-во баллов.
«Я и мой ребенок»
1. Мать одета в униформу;
2. Руки матери в оборонительной позиции.
«Моя семья»
1. Руки матери в оборонительной позиции.
2. Большинство или мать одеты в униформу.
«Человек под дождем»
1. Человек мужского пола и другого возраста;
2. Человек одет в униформу;
3. У человека спрятаны руки;
4. Повернут спиной или лицо отвернуто от зрителя;
5. Зонт скрывает фигуру полностью или только лицо.
«Автопортрет-Кресло»
1. Кресло из статусной приемной или из холла;
2. Функциональное (для спец применения) или статусное кресло (по рисунку или комментариям);
3. Длинное и узкое кресло, как бы вытянутое в высоту;
4. Очень высоко сидение кресла;
5. Перед креслом есть преграды;
6. Отсутствие основных деталей кресла (особенно подлокотников);
7. Кресло нарисовано последним.


Симптомокомплекс «ВРАЖДЕБНОСТЬ»

Формальные признаки: По 1 баллу за наличие каждого признака, максимум 5 баллов.
Тип изображения: Рисунки с обратным профилем (части слева, части с права); Есть зачеркнутые или деформированные объекты на рисунке.
Особенности изображения фигур: Очень подробно или тщательно прорисованы пальцы ног, суставы, ногти или соединительные части кресла;
Особенности рук у людей: Руки раскинуты в стороны или подняты вверх; Пальцы нарисованы без ладони.
Особенности подлокотников: Есть механизмы для их поднятия; Подлокотники кресла как руки, как щупальца и т.п.
Содержательные признаки: По 2 балла за наличие каждого, по каждому рисунку свое максимальное кол-во баллов.
«Я и мой ребенок»
1. У фигуры матери вместо глаз пустые глазницы;
2. Агрессивная поза у фигуры матери;
3. Оскал, зубы видны у фигуры матери;
4. Качество рисунка ребенка хуже, чем матери;
5. Другие признаки враждебности во взаимоотношениях.
«Моя семья»
1. Одна фигура на другом листе или с обратной стороны листа;
2. Агрессивная поза у фигуры матери
3. Оскал, зубы видны у фигуры матери;
4. Очень большая фигура матери
5. Другие признаки враждебности в семейной ситуации.
«Человек под дождем»
1. Фигура в центре листа и у нее широко расставлены ноги;
2. Вместо глаз пустые глазницы;
3. Агрессивная поза человека;
4. Другие признаки враждебности.
«Автопортрет-Кресло»
1. Вместо кресла нарисован только его каркас;
2. Нарисовано кресло как кресло для пыток или медицинское;
3. Уютное кресло, стоящее в комнате пыток или каких-либо манипуляций с телом человека (операционная, тренажерный зал и т.п.)
4. Агрессивная обстановка вокруг кресла;
из комментариев:
5. Нарисовано кресло с механизмом для наказания сидящего;
6. Возможность сидеть надо заработать указанным в комментарии способом;
7. Кресло с механизмом для скидывания садящихся.

Симптомокоплекс «ИМПУЛЬСИВНОСТЬ»


Формальные признаки: По 1 баллу за наличие каждого признака, максимум 5 баллов.
Тип изображения: Части фигур плохо связаны; Одномерное, схематичное изображение; Очень много подвижных частей у фигур.
Качество линий: Есть прерывистые или клубящиеся линии; Есть штриховка, особенно подвижных частей основных фигур в теме.
Особенности строения тела у фигур людей: Не равные плечи, разные Ширина рук больше, чем ширина плеч; Руки скрещены за спиной.

Содержательные признаки: По 2 балла за наличие каждого, по каждому рисунку свое максимальное кол-во баллов.
«Я и мой ребенок»
1. Слишком маленькая голова у фигуры матери;
2. Сложенные в замок или соприкасающиеся ладонями руки;
3. Заштрихованные руки.
4. Взлохмаченные волосы
«Моя семья»
1. Семья находится на подвижной платформе;
2. Части фигур плохо связаны
3. Руки членов семьи соприкасаются, но кулаками или локтями;
4. Слишком маленькая голова у фигуры матери;
5. Взлохмаченные волосы у матери;
6. Заштрихованные руки матери.
«Человек под дождем»
1. Много движений у фигуры
2. Отсутствие или ее недостаточность одежды;
3. Взлохмаченные волосы;
4. Несогласованность направленности тела, ног и рук человека.
«Автопортрет-Кресло»
1. Нарисовано Кресло на колесиках или качалка;
2. На кресле есть какие-нибудь предметы (безделушки, т.д.);
3. Есть ремни для фиксации кресла в определенном положении;
из комментариев:
4. Кресло не имеет постоянного места;
5. Есть механизм для изменения формы и состояния кресла.

Симптомокоплекс «КОНФЛИКТНОСТЬ В СЕМЬЕ»

Формальные признаки: По 1 баллу за наличие каждого признака, максимум 10 баллов.
Соответствие образов теме: Замена образа ребенка и\или себя на растение, животное, символ.
Соответствие образов теме: Замена объектов на объекты с другим назначением (кресло на стул, зонт на букет и т.п.) или на живые объекты.
Особенности композиции рисунка: Перерисовывание объекта; Отдельные фигуры стираются; Неадекватная величина отдельных фигур; Много дополнительных деталей; Дополнительные предметы больше размера, чем основные фигуры по теме.
Расположение рисунка на листе: Ограничение пространства, рисование в рамке.
Тип изображения: Перспектива снизу (взгляд червя)
Особенности процесса рисования: Явное несоответствие качества рисунка другим; Противоречивость высказываний и рисунка.

Содержательные признаки: По 2 балла за наличие каждого, по каждому рисунку свое максимальное кол-во баллов.
«Я и мой ребенок»
1. Введение дополнительных членов семьи
2. Отсутствие на рисунке себя и\или ребенка;
3. Ребенок спрятан; ребенок изолирован при помощи предметов, отделяющих его от матери или полностью изолирован без контакта с матерью;
4. Большая пространственная дистанция между фигурами матери и ребенка;
5. Фигуры соединены через предметы;
6. Отсутствие совместной деятельности и контакта с ребенком;
7. Несоответствие возраста ребенка реальному;
8. Подчеркнутая талия у матери.
«Моя семья»
1. Фигуры на рисунке разделяются барьерами;
2. У некоторых фигур отсутствуют основные части тела;
3. Отдельные фигуры выделены;
4. Введение дополнительных членов семьи;
5. Отдельные фигуры изолированы;
6. Есть стоящий спиной член семьи;
7. Преобладание в рисунке вещей, предметов;
8. Преобладание одежды с множеством застежек;
9. Отказ кого-либо рисовать.
«Человек под дождем»
1. На рисунке есть еще люди отбирающие зонт или пользующиеся им;
2. Под дождем лучше, чем дома (комментарий)
3. У человека подчеркнутая талия.
«Автопортрет-Кресло»
1. Кресло находится вне жилого дома;
2. Кресло как два кресла;
3. Есть запрет на пользование креслом для части семьи;
4. Членам семьи сидеть можно только используя дополнительные приспособления (комментарий).

На основании результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Есть четкие отличия в проявления материнской позиции в рисуночных тестах у матерей с различным способом взаимодействия с собственным ребенком. У матерей с агрессивным взаимодействием материнская позиция проявляется в симптокомплексах недоверие к себе и эмоциональная холодность, причем эмоциональная холодность более сильно выражена у матерей с вербальной агрессией. У матерей с неагрессивным взаимодействием материнская позиция проявляется в симптокомплексах импульсивность, эмоциональная холодность, инфантильность, недоверие к себе и конфликтность в семье, причем импульсивность оказалось наиболее выражена у матерей с конструктивным взаимодействием с ребенком, а инфантильность и эмоциональная холодность – у матерей с отстраняющимся взаимодействием.
Для каждой из исследуемых групп были выделены диагностические признаки по всем применявшимся рисуночным тестам. Дальнейшие исследования могут дать возможность применять в консультативной практике анализ этих параметров для диагностики особенностей материнской позиции проективными рисуночными методиками.
Рисуночные методики можно считать валидными не только в исследовательских целях, но и для индивидуальной диагностики проявлений материнской позиции во взаимодействии с ребенком. Подробная разработка такой диагностической процедуры является задачей нашего дальнейшего исследования.
Полученные результаты свидетельствуют о значительных различиях проявлении материнской позиции у матерей с агрессивным и неагрессивным взаимодействием с ребенком. Эти данные являются еще одним подтверждением в пользу возможностей использования рисуночных методик как валидных и значимых.
Выделяется четкая взаимосвязь между фактами, указывающими на сдерживание проявлений открытой физической или вербальной агрессии и фактами, указывающими на наличие эмоционально-холодных отношений матери с ребенком. Выявление закономерностей этого явления может стать одной из целей дальнейшего исследования.
Продолжение разговора об интерпретации проективных рисунков в следующих выпусках рассылки.
С уважением,
доктор Ольга Бермант-Полякова
психолог, психотерапевт, супервизор


Наверх

В избранное