Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Выпуск четвёртой недели мая 2008.
Поскольку в чужом глазу соринка всегда заметнее, чем бревно в собственном, разбираться в сильных и слабых местах мы начнём не с себя, а с окружающих. Тема летнего семестра по-иностранному называется «Супервизия». По-русски это, наверное, будет звучать как «В помощь наставнику молодёжи». Как всегда, каждая из тем – а всего их будет двенадцать – продублирована на форуме «Дети рисуют семью» в соответствующей категории.
Что делает супервизор? Он учит (1), поддерживает (2), консультирует (3) и даёт оценку (4). Сегодня мы прочтём материал, относящийся к позиции супервизор как поддержка.

Цитируем по книге:
Энтони Уильямс. Вы - супервизор. Шестифокусная модель, роли и техники в супервизии. М: "Класс", 2001. 288 с.
с. 65
Супервизор как фасилитатор
Учиться чему-то новому перед лицом другого человека - играть на пианино в присутствии внимательно слушающего педагога, получать инструкцию по пользованию компьютером, рисовать с натуры в классе, скакать на лошади в окружении других, уверенно восседающих на спинах своих рысаков..., - всё это требует совладания с чувствами некомпетентности, неполноценности, стыда и страха. Учиться ведению терапии под оком супервизора ещё хуже.
Супервизия может проникать очень глубоко: обучаемый приходит с реальными вопросами, раскрывающими его хрупкость и человеческие слабости. Супервизору необходимо создавать климат доверия, в котором готовность его подопечного включаться в учебный процесс возрастает. Обучаемый может быть честен в такой мере, в какой супервизор эмпатичен.
с. 72-73
Семь "предписаний" для супервизора в роли фасилитатора
1. Уважайте смысловую систему супервизируемого. Решения, полученные при полноценном участии обучаемого, более устойчивы, чем решения, которые пытался "навязать" супервизор.
2. Создавайте атмосферу доверия. ... Если доверие в отношениях нарушено, результатом будут переживания уязвлённости, гнева, предательства и утраты безопасности. В связи с этим в начале процеса желательно предотвратить нереалистические ожидания, неизбежно ведущие к разочарованию.
3. Формируйте навыки отношений. У вас должно быть достаточно мужества, чтобы "взглянуть в лицо" отношениям - не оставляя залежей "неоконченных дел" в межличностной сфере. Когда о расхождениях говорится открыто, повышается способность договариваться об отношениях, что даёт обучаемому адекватную модель поведения.
4. Выслушайте. Умейте слушать не прерывая. Не жалейте времени на то, чтобы слушать. Станьте человеком, с которым обучаемые хотят говорить.
5. Проявляйте организованность. Не следует начинать сессию с пресловутого «Так, а чём бы ты хотел/а поговорить сегодня?» Вы должны помнить, о чём шла речь на предыдущей сессии. Спрашивайте о том, что произошло с клиентом (о котором шла речь на супервизии) со времени вашей последней сессии и включил ли обучаемый предложенные вами меры в свою работу. Даже когда у обучаемого есть неотложные вопросы для обсуждения, помните об организованности и старайтесь поддерживать непрерывность работы над материалами терапии.
6. Будьте доступны. Обучаемым нравится, когда супервизор доступен. Перегруженные обязанностями, слишком занятые работой с собственными клиентами, имеющие привычку заниматься несколькими делами параллельно супервизоры воспринимаются обучаемыми как недоступные и неготовые помочь.
7. Открывайте себя. Смутность облика может подходить для психоаналитического лечения, но в супервидении она неуместна. Не обращайтесь с обучаемым так, как будто вы – белый экран, на котором ничего нет, иначе он очень скоро пожелает, чтобы вас в самом деле не было в комнате или, хуже того, свяжет с вашим образом магические представления, что вы знаете каждую его мыслью. Быть отгороженным и закрытым с обучаемым – неправильно.

Продолжение в следующем выпуске рассылки.

С уважением,
доктор Бермант-Полякова


Наверх

В избранное