Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Выпуск первой недели января 2009.

Книги, которые рекомендуются к прочтению в зимнем семестре: Я-структурный тест Аммона. Опросник для оценки центральных личностных функций на структурном уровне: пособие для психологов и врачей. – СПб, 1998. – 70с.

Очерки динамической психиатрии. Транскультуральное исследование / Под ред. М.М. Кабанова, Н.Г. Незнанова. СПб: Институт им. В.М. Бехтерева, 2003. 438 с.
Мы продолжаем знакомство с опросником Я-структур Гюнтера Аммона, ISTA (Ich-Structure Test von Gunter Ammon).

В предыдущих выпусках речь шла о конструктивной, деструктивной и дефицитарной сексуальности и агрессии по ISTA и приводились картины ТАТ, которые диагностируют сексуальную сферу и область агрессивных импульсов. Сегодня мы разберём конструктивную тревогу/страх по ISTA.

Единство страха и бытия играет важную роль: страх делает человека человеком, открытым для других, позволяет ему принимать помощь и помогает приблизиться к собственной идентичности. Конструктивный страх активизирует человека и воспринимается не обязательно негативно, но как состояние бодрствования, волнения и концентрированной напряжённости.
Подобно агрессии, развитие конструктивного страха тоже может быть понято только в контексте раннего симбиоза матери и ребёнка и окружающей группы. Предполагается, что переживание ребёнком выносимого чувства страха в контакте с матерью, под защитой дружественного симбиоза, позволяет овладеть новым жизненным опытом и новыми жизненными пространствами.
Человек с конструктивным страхом может при освоении нового опыта и при новых шагах в жизни допускать чувство страха и выносить его. Он может устанавливать контакт с другими людьми, делиться с ними своими страхами, сохраняет интерес к новым планам и новому опыту, даже если боится их. Его любопытство может преодолеть страх. Человек с конструктивным страхом обладает способностью критически осмысливать разрыв отношений, расставания, границы и смерть (Очерки... с. 37).


4-я Шкала. Тревога / Страх конструктивная (всего 12 баллов).


11. Мне приятно, когда другие люди на меня смотрят.
35. Зачастую мой интерес пересиливает страх.
50. Мой страх помогает мне ощутить, чего я хочу и чего я не хочу.
94. Я уже пережил (а) многие кризисы, которые побудили меня к дальнейшему развитию.
127. Даже когда мною владеет страх, я полностью могу отдавать себе отчёт в том, что происходит.
136. Когда у меня трудности, я быстро нахожу людей, которые мне помогают.
143. Даже в состоянии страха я могу ясно мыслить.
160. Я осмеливаюсь высказать своё мнение перед группой.
171. Если меня что-то тревожит, я делюсь этим с другими.
191. К выполнению трудных задач я готовлюсь основательно и своевременно.
213. Я добровольно берусь за выполнение даже тех задач, которые вызывают у меня страх.
220. «Предстартовое» волнение способно меня окрылить.


Цитируем по книге:
Беллак Л. Клиническое применение ТАТ // Проективная психология. М: Апрель-пресс, Эксмо-Пресс, 2000. 528 с. – сс. 136-170

С. 168-169
Способы проведения ТАТ в психотерапии.

ТАТ, применяемый в качестве психотерапевтического средства, может быть проведён разными способами. Если пациент прошёл батарею тестов, среди которых был и ТАТ, ... можно воспользоваться традиционной формой методики. Даже при таких обстоятельствах одного сеанса с предъявлением десяти картинок будет вполне достаточно для достижения большинства целей...
Интерпретация и применение в терапии.
Анализ и интепретацию результатов ТАТ большинство считает длительной и запутанной процедурой. Однако, применяя ТАТ в психотерапевтической практике, терапевт может, всего лишь прочитав рассказы пациента, получить необходимый ему объём содержательной информации, которая понадобится ему для дальнейшего обсуждения этих рассказов с пациентом.

Отбор картинок для индивидуального тестирования.

Картинка №11. Она выявляет многие детские и первобытные страхи, так как часто такие эмоции находят выход в связи с животными. Если пациента мучает страх нападения, то эта картинка будет весьма полезна, поскольку в ней есть детали, способные выявить страх нападения, например, фаллический символ – дракон. Часто в рассказах проявляется оральная агрессия, к тому же эта картинка может помочь составить впечатление о настрое пациента: смогут ли они спастись, если да, то как.

Картинка №14. Во многих случаях эта картинка выявляет школьные страхи темноты. Она обязательно должна быть предъявлена испытуемым с суицидальными наклонностями, которые могут проявиться в рассказе о том, как герой выпрыгивает из окна. В некоторых случаях она выявляет эстетические интересы и может вызывать истории об исполнении желаний. Может служить основой для рассказов об ограблении, если испытуемый видит человека выбирающимся из окна.

Дополнительные возможности.
Картинка №6GF. Была задумана как картинка на отношение женщины к отцу, однако мужчина на картинке воспринимается как соблазнитель, агрессивный, запугивающий или удивляющий женщину. Полезна при проверке предположений о ненадлежащем обращении (abuse).

Картинка №15. Изображает некую фигуру посреди кладбища и имеет особую ценность при работе с человеком, пережившим смерть кого-либо из членов семьи. Способна выявить представления и страхи, касающиеся смерти, в любом испытуемом. Отчётливо проявляет депрессивные тенденции.

Разговор о деструктивном и дефицитарном страхе – в следующем выпуске рассылки.

С уважением,
доктор Бермант-Полякова
психолог, психотерапевт, супервизор

P.S. По просьбам студентов и читателей не-психологов можно посмотреть на картины ТАТ в интернете.

Зайдите на сайт http://rorschach_club.livejournal.com , найдите слева на экране слова 97_ISTA и кликните по ним мышкой. Откроются последние выпуски рассылки, посвящённые Я-структурному тесту Аммона, где словесные описания картин по вашим просьбам дополнены иллюстрациями.


Наверх

В избранное