Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск первой недели июля 2010.

© О.В. Бермант-Полякова, 2010

Чтобы отработать навык «на слух» различать действие бессознательных влечений по Сонди, освободим текст Януша Вишневского от драматизации, чтобы больше было похоже на обыденную речь, отредактируем прямую речь и потом расцветим ИСХОДНИК подробностями так, чтобы было совершенно очевидно, какое бессознательное влечение владело клиенткой в момент рассказа, - детали истории, впечатления, факты и обстоятельства, на которые обращает внимание рассказчик, «выдадут её с головой».

Исходник:

«Если бы у Марты было время пройти тест на интеллект, я могла бы с гордостью сказать, что являюсь подругой самой интеллектуальной женщины в этой части Европы. Но времени на это у Марты не было, и вообще это было для нее неважно. Марта использовала свой интеллект главным образом для того, чтобы переживать эмоции. Эта деревенская девушка – она приехала на учебу в Краков из захолустной Сенковой, «где телефон был только у ксендза и его любовницы», как она сама говорила, – неожиданно открыла для себя мир. После года занятий английским на филологическом она стала параллельно изучать философию. Она упивалась жизнью в Кракове. Никакие значительные события в опере, драматическом театре, музее, филармонии или клубе не проходили без участия Марты.

Его я терпеть не могла с того дня, когда Марта в автобусе представила нас друг другу. Он нагло развалился на сиденье и громогласно, так что слышал весь автобус, говорил о себе. Она кормила его со своей стипендии, покупала со своих сбережений ему гектолитры спиртного, даже давала ему деньги на транспорт, чтобы он мог по дороге в академию очаровывать лицеисток своими рассказами. Из-за него она перестала где то бывать. А если вдруг куда то приходила, то стояла, как серая мышка, за спиной. Я уговаривала Марту опомниться. Но Марта не слушала – она в то время была как в процессе химической реакции.»

© Carl Warner Все детали картины, вплоть до мельчайших, съедобны.


Так звучит в рассказе клиента амплуа p+

«Если бы Марта знала, где пройти тест на интеллект, она бы обязательно нашла время его пройти и я могла бы с гордостью сказать, что являюсь подругой самой интеллектуальной женщины в этой части Европы. Но искать, где делают такой тест, Марта считала ниже своего достоинства, поэтому всем говорила, что измерение интеллекта для неё неважно. Марта использовала свой интеллект главным образом для того, чтобы получать удовольствие от двойной жизни. Эта деревенская девушка – она приехала на учебу в Краков из захолустной Сенковой, «где телефон был только у ксендза, любовника ксендза и его любовницы», как она сама говорила, – неожиданно открыла для себя мир, где безнаказанно могла быть кукловодом. После года занятий английским среди кукол-студенток на филологическом она стала параллельно изучать философию, - мужчины оказались такими же марионетками. Она была довольна собой и своей жизнью в Кракове. Исподволь управлять другими людьми, подстраивать встречи и режиссировать события в реальной жизни было куда интереснее, чем торчать в опере, драматическом театре, музее или филармонии.
Его я терпеть не могла с того дня, когда Марта в автобусе представила нас друг другу. Он нагло развалился на сиденье и громогласно, так что слышал весь автобус, говорил о себе. Она кормила его со своей стипендии, покупала со своих сбережений ему гектолитры спиртного, даже давала ему деньги на транспорт, - сначала, чтобы он мог по дороге в академию очаровывать лицеисток своими рассказами и было легче использовать малолетних дурочек в хитроумных интригах, которые ей так удавались, а потом, чтобы он никуда не делася. Она сделала глупость, что доверила ему свои секреты, и теперь совсем перестала где то бывать, - ей нужно было контролировать, где он и что он делает. А если вдруг куда-то приходила, то стояла и откровенно разглядывала других женщин, представляя, понравятся они ему или нет, и вела в мыслях расчёты, как нейтрализовать потенциальных соперниц. Я уговаривала Марту опомниться. Но Марта не слушала – она в то время была как одержимая.»

© Carl Warner Все детали картины, вплоть до мельчайших, съедобны.

Так звучит в рассказе клиента амплуа p-

«Если бы у Марты было время пройти тест на интеллект, я могла бы аргументированно доказать ей, что она сама по себе самая интеллектуальная женщина в этой части Европы. Но времени на это у Марты не было, и вообще всё, что относилось к ней самой, было для неё неважно. Марта использовала свой интеллект главным образом для того, чтобы помогать великим людям, как она считала. Эта деревенская девушка – она приехала на учебу в Краков из захолустной Сенковой, «откуда родом гениальный» я уже не помню кто, – неожиданно открыла для себя возможность быть рядом с выдающимися людьми. После года занятий английским на филологическом она стала помогать профессору С. и параллельно изучать философию, - зачем ей это было нужно, я до сих пор не понимаю, её подбил на это гиблое дело Ф., меценат, благодаря которому её стали принимать в салонах Кракова. Она была поклонницей и преданной почитетельницей композиротов и драматургов, чьи пьесы ставили в опере и драматическом театре. Безобидное увлечение, если бы она не отдавалась ему с таким фанатизмом.
Его я терпеть не могла с того дня, когда Марта в автобусе представила нас друг другу. Он нагло развалился на сиденье и громогласно, так что слышал весь автобус, говорил о себе. Она кормила его со своей стипендии, покупала со своих сбережений ему гектолитры спиртного, даже давала ему деньги на транспорт, чтобы он мог по дороге в академию очаровывать лицеисток своими рассказами, - ладно обожествлять людей, которые что-то сделали в этой жизни и добились успеха и общественного признания. Но поклоняться этому ничтожеству? Из-за него она перестала где-то бывать. А если вдруг куда-то приходила, то стояла, настороженная, воображая, как недоброжелатели плетут интриги, чтобы навредить её избраннику. Я уговаривала Марту очнуться. Но Марта не слушала – она в то время была как в бреду.»

Так выглядит реальный запрос от клиента, который испытывает мучительную амбивалентность p+-

http://community.livejournal.com/ru_psiholog/1385642.html

“Поймала себя на мысли, что в объятиях мужчины, с которым у меня длительные отношения, с которым мы планируем жить вместе, я вспоминаю другого, с которым расстались, но забыть я его не могу. Со вторым мужчиной общались год, редко. Он женат, и изначально было понятно, что эти отношения приятны, но мужчина не мой и планов никаких не строила. У него есть другие женщины, были раньше и еще будут, я всегда осознавала, что мне такое не подходит. Но тем не менее - он продолжает быть в моей голове. Ужасно то, что его как мужчину я хочу, а того, кто заботится обо мне, любит меня и с которым мы планирует совместную жизнь - я не хочу совершенно. Как так перепрограммировать себя, чтобы не думать и не хотеть его как мужчину? Ведь мне же очевидно, что этот мужчина неподходящий. Можно же что-то сделать, чтобы хотеть того мужчину, который любит меня и о котором забочусь и люблю я. Какая есть может быть методика, которая поможет мне разложить все по местам?”


Resume:
P это всемогущее Я, фантазии грандиозности, характерные для детей трёх лет, отделившихся от родителей.

Фантазии всемогущества, уверенность, что можно одновременно быть матерью и ребёнком (игнорируется разница поколений), мужчиной и женщиной (игнорируется разница анатомии), животным и человеком (игнорируется этика), ангелом и сатаной, - амплуа p+ это отказ признавать ограничения пола, возраста, моральных табу, чувство собственной исключительности и вседозволенности. Чаще встречается вариант, когда человек «хочет всего и хочет быть всем», реже – варианты диффузной идентичности и нетрадиционной сексуальности

Амплуа p- это желание сотворить себе кумира, поверить в идеальность или всемогущество другого человека и пережить грандиозность, отождествляя себя с ним, это самообман, который позволяет человеку не ощущать себя одиноким после того, как он отделился от родителей

Амбивалентное p+- это баланс между фантазией «быть всем» и осознанием своего одиночества в мире, переживается как ощущение покинутости и желание «доказать», поступить несмотря на обстоятельства и вопреки.

Продолжение в следующем выпуске рассылки.

С уважением,
доктор Бермант-Полякова
психолог, психотерапевт, супервизор


Наверх

В избранное