Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Выпуск третьей недели августа 2010.

В осенних выпусках вы прочтёте статьи, опубликованные в книге

Социально-психологическая реабилитация дезадаптированных детей: понимание и формирование отношений. Материалы I Международной конференции по социальной психологии (19 февраля 2010 г., Екатеринбург). Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2010. - 216 с.

В сегодняшнем выпуске рассылки - фоторепортаж о конференции.

По итогам работы конференции опубликован сборник статей, в котором есть глава, где шесть моих работ, пять - в соавторстве с опытными коллегами и аспирантами из России.

Спасибо Илоне Евгеньевна Романовой  за приглашение.

Отчёт о конференции, взято со страницы http://www.sopsy.ru/index.php?menu=18&id=134 


Международная конференция по социальной психологии

19 февраля на факультете социальной психологии Гуманитарного университета прошла первая международная конференция по социальной психологии. Тема конференции звучала так: «Социально-психологическая реабилитация дезадаптированных детей: понимание и формирование отношений».

Актуальность темы конференции бесспорна. Об этом свидетельствует тот факт, что очное и заочное участие в ней приняли более 100 ведущих специалистов из семи стран мира, среди которых Украина, Израиль, Германия и Великобритания.

Тему взаимосвязи проблем семьи и дезадаптации ребенка продолжил в своем выступлении участник конференции из Великобритании Кит Лоринг – арт-терапевт, специалист в области драма-терапии, основатель и практикующий терапевт проекта «Рагамаффин». Организация «Рагамаффин» проводит обучение и терапию творчеством в Великобритании, сотрудничает со школами и другими организациями, работающими с психически больными детьми, детьми-инвалидами, детьми, перенесшими физические и психологические травмы, а также их родителями. Выступление Кита Лоринга скорее можно назвать представлением. Кит разыграл перед участниками конференции настоящую драму. Причем драму не только по форме, но и по содержанию. Это была история об одном пациенте Кита – мальчике, чей отец-алкоголик регулярно избивал их с матерью и чей старший брат после ухода отца стал продолжателем традиции насилия в семье. Кошмары, творящиеся в собственном доме, сделали из мальчика замкнутого, недоверчивого, агрессивного бунтаря. Неудивительно, что в скором времени он оказался в тюрьме. Именно там Кит Лоринг и познакомился с ним. Кит разыграл перед присутствующими сцену его первой встречи с этим озлобленным, дрожащим от гнева и страха ребенком. Разумеется, мальчик не имел ни малейшего желания разговаривать с Китом. И сперва они вместе яростно рвали бумагу, держа карандаш как оружие. Но потом на клочках этой бумаги писали слова будущего стихотворения – истории мальчика, которому страшно и одиноко и который очень хочет, чтобы ему помогли... Кит не знает, где этот мальчик теперь, как сложилась его судьба, но искренне надеется, что этот пример того, как любовь и творчество помогли ему в самые трудные моменты жизни, мальчик запомнил навсегда. Аудиторию выступление англичанина потрясло – об этом свидетельствовали и шквал аплодисментов, и последующее горячее обсуждение участниками конференции увиденного.

 

/Кит Лоринг (Великобритания)/

Следующий выступающий, доктор педагогических наук, профессор УрГЮА Борис Николаевич Алмазов рассказал о различии в толковании терминов «адаптация» и «отчуждение». Отметил, что в воспитании детей и педагогике в целом необходимо учитывать тот факт, что до 14 лет в человеке преобладает потребность в отождествлении себя с окружающим миром, а после 14 – стремление к отчуждению. Именно этим объясняются подростковые проблемы адаптации в обществе. В своем докладе профессор также провел некое сравнение между Россией и Западом. По словам Бориса Николаевича, история развития Запада – это история развития личности, в то время как отечественная история представляет собой процесс эволюции власти.

 

/Романова И.Е., канд. филос. наук, зав. кафедрой социальной психологии Гуманитарного университета/

 

Илона Евгеньевна Романова, кандидат философских наук, зав. кафедрой социальной психологии Гуманитарного университета, поделилась опытом терапии детско-родительских отношений с использованием психодраматических техник. Пресс-служба факультета социальной психологии на страницах www.sopsy.ru уже рассказывала вам об уникальной технике, в которой работает Илона Евгеньевна, – диагностику и терапию у детей она проводит посредством игрушек. Дело в том, что детям очень тяжело напрямую говорить о проблемах в семье, тем более с терапевтом – человеком посторонним. Здесь и приходят на помощь игрушки – в символической форме ребенок может поделиться со специалистом всем тем, что его беспокоит. На конференции Илона Евгеньевна на примере конкретного случая из практики показала, как работает эта техника.

Автор идеи проведения конференции, кандидат психологических наук, зав. кафедрой личности и психологического консультирования Гуманитарного университета Галина Герольдовна Овчинникова в своем докладе раскрыла новый аспект проблемы дезадаптации детей. «Мы можем помочь дезадаптированным детям, но нас мало, а их в мире – десятки миллионов. И не важно, какую форму приобретает состояние дезадаптации – бегство из школы, нарушение дисциплины, наркотики, игромания. Суть в том, что этим детям чужда социо-культурная реальность в принципе, и они ей не нужны ни в качестве апологетов ее ценностей, ни в качестве строительного материала ее мощи. Она совершенно безжалостно и спокойно вышвыривает их любыми способами». О страшной картине современного состояния проблемы дезадаптации детей и о том, чем им можно помочь, и шла речь в выступлении Галины Герольдовны.

 

/Слева: Овчинникова Г.Г., канд. психол. наук, зав. кафедрой психологии личности и психологического консультирования ф-та социальной психологии Гуманитарного университета/ Справа: Георгий Амусин, психоаналитик/

Так завершилось пленарное заседание. Однако программа конференции предполагала еще два интересных мероприятия – круглый стол и мастер-класс Кита Лоринга.

За круглым столом обсуждались творческие подходы к анализу взаимоотношений с дезадаптированными детьми. Модератор – в этой роли выступил врач-психотерапевт, психоаналитик, председатель центральной психолого-медико-педагогической комиссии Свердловской области Георгий Львович Амусов – на обсуждение вынес следующие вопросы: как ребенок и подросток демонстрирует свое дезадаптивное состояние? К чему адаптировать ребенка? Как организовать работу с детьми, нуждающимися в адаптации?
 В ходе работы круглого стола участники конференции не только высказывали мнения по заявленным вопросам, но и делились опытом работы с дезадаптированными детьми. Отведенного на работу часа времени участникам показалось мало, и в завершение обсуждения было единогласно решено, что проводить конференции, подобные этой, необходимо регулярно.

Обсуждать планы на будущее участники конференции продолжали и в ожидании мастер – класса Кита Лоринга. Оно было недолгим, и спустя несколько минут все желающие лично познакомиться с работой английского арт-терапевта уже расположились, сидя на ковре плечом к плечу в седьмой (тренинг) аудитории. Кит, хотя конференция продолжалась уже несколько часов, отнюдь не выглядел уставшим: улыбчивый, открытый, эмоциональный, непосредственный – таким он предстал перед нами утром, таким он был и сейчас. Кит поприветствовал собравшихся и после короткого вступительного слова предложил взять листы бумаги и разноцветные карандаши. Все радостно ринулась выбирать то и другое – мастер - класс обещал быть интересным. По ходу работы Кит периодически останавливал участников и просил их нарисовать что-то, отражающее их мысли и чувства на данный момент. Он сразу предупредил, что на выставку работы не попадут, поэтому рисовать можно что угодно и как угодно. В этом суть терапии творчеством – ты выражаешь собственное «Я», не задумываясь над тем, что скажут другие. Выражать те эмоции, которые возникали по ходу тренинга, оказалось не так-то просто. Признаться, совсем не просто. Видимо, он прав, говоря, что мы не умеем прислушиваться к себе. Поэтому, когда необходимо прямо здесь и сейчас дать себе отчет в собственных мыслях и чувствах, это оказывается трудно. Однако спустя какое-то время любое напряжение или волнение, казалось, прошло. Аудитория живо реагировала на задания Кита, бродила с закрытыми глазами по залу, обсуждала с сидящими рядом, порой совсем незнакомыми людьми, свои переживания и … рисовала! Рисовала воодушевленно, целые полотна. Кому не хотелось рисовать, писали слова. Может, когда-нибудь из этих слов сложатся стихотворения – как знать? Работы участники тренинга унесли с собой. На память и для размышления – Кит отметил, что осознание увиденного и услышанного приходит постепенно. Так что когда этот тренинг для участников конференции закончится, сказать определенно нельзя. Хотя формально, он, конечно, закончился. Кит поблагодарил всех присутствующих, обнял на прощание самых активных участников и собирался было уйти, но в итоге еще какое-то время фотографировался и отвечал на вопросы. Отпускать гостя никому не хотелось.

Закрытие конференции состоялось уже вечером. На улице давно было темно, зато в аудитории светло и уютно. Десятки людей, еще утром незнакомых друг с другом, прощались, как добрые друзья. Алла Владимировна Дроздова поблагодарила всех за участие в конференции, Галину Герольдовну Овчинникову – за инициативу проведения мероприятия, Елену Германовну Силину, регионального представителя международной ассоциации двигательной психотерапии, – за оказанную помощь в проведении конференции, Наталью Николаевну Шабалову – за то, что она весь этот долгий день помогала нам понимать зарубежного гостя, а ему – понимать нас. Ну и конечно, его самого – за то, что посетил наш город и поделился своими опытом и знаниями. Кит, в свою очередь, поблагодарил Екатеринбург за теплый прием и сказал, что с удовольствием приедет к нам в будущем. Последнему особенно обрадовалась Наталья Николаевна – ее громкое «Yeee!» охотно поддержала вся аудитория. Получится ли у обаятельного англичанина посетить нас вновь, узнаем очень скоро – через год. Уже на II Международной конференции по социальной психологии.

Целью конференции является анализ сложившейся ситуации в сфере социальной поддержки и реабилитации детей и подростков, исследование социально-психологических и терапевтических подходов в практике работы с детьми, нуждающимися в адаптации. Понимание основных механизмов и процессов социального отчуждения и технологии работы с их последствиями. Важным является осмысление со стороны специалистов, работающих с дезадаптированными детьми, своих возможностей, ограничений и перспектив в супервизорской практике и активном обмене международным опытом.

Программа прошедшей конференции:

10:00-11:00 – регистрация участников;

11:00 – 11:10 – Открытие конференции, приветствие декана ф-та социальной психологии Гуманитарного университета д-ра психол. наук, профессора Е. Б. Перелыгиной;

11:10 – 13:20 – Пленарное заседание. 

Доклады:

Кит Лоринг (Великобритания), специалист в области психодрамы и терапии творчеством, художник, писатель, актер. Терапия творчеством как подход к пониманию внутреннего мира ребенка;

Алмазов Б.Н., д-р пед. наук, профессор УрГЮА. Социально-психологические подходы к феномену социального отчуждения в период формирования личности;

Романова И.Е., канд. филос. наук, зав. кафедрой социальной психологии Гуманитарного университета.Терапия детско-родительских отношений с использованием психодраматических техник.

Овчинникова Г.Г., канд. психол. наук, зав. кафедрой психологии личности и психологического консультирования ф-та социальной психологии Гуманитарного университета. Взаимодействие в социально-психологическом пространстве дезадаптации: проблемы ресурсов, постоянства и осознанности.

13:30 – 14:00 – кофе-брейк;

14:00-15:40 – круглый стол «Организация работы с детьми, нуждающимися в поддержке и адаптации: проблемы и перспективы». Модератор круглого стола Амусин Г.Л., врач-психотерапевт, психоаналитик, председатель центральной психолого-медико-педагогической комиссии Свердловской области;

14:00–15:50 – первый мастер-класс Кита Лоринга «Творческие подходы к анализу взаимоотношений с дезадаптированными детьми. Тренинг. Супервизия;

16:10–18:00 – второй мастер-класс Кита Лоринга «Творческие подходы к анализу взаимоотношений с дезадаптированными детьми. Тренинг. Супервизия;

18:00 – обсуждение итогов конференции.

Узнать дополнительную информацию о месте и времени проведения конференции можно по телефону: 220-86-10 – деканат ф-та социальной психологии Гуманитарного университета.

Адрес проведения конференции: Екатеринбург, ул. Сурикова 24-а, ауд. 105. Факультет социальной психологии ГУ.

 Обсуждения участников конференции смотрите здесь:

http://community.livejournal.com/rabota_psy/114084.html

пресс-служба факультета социальной психологии
фото: факультет социальной психологии



Выражаю признательность Илоне Евгеньевне Романовой за приглашение участвовать в конференции в России.

С уважением, доктор Бермант-Полякова


Наверх

В избранное