Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск четвёртой недели мая 2011.

В 2011 году в выпусках рассылки «Интерпретация проективных тестов» будет перепечатана моя монография «Посттравма: диагностика и терапия», изданная в 2006 году издательством «Речь» тиражом 1500 экземпляров. Как мне неоднократно приходилось слышать, тираж книги давно распродан. Где прочесть издание он-лайн, я не знаю, поэтому опубликую текст здесь, в «Золотой» рассылке, - в книге 248 страниц, неделя за неделей по пять страниц у вас будет возможность прочесть её всю, бесплатно. Книгу я писала в 2005 году, новые статьи, лекции и практические занятия по психодиагностике и психотерапии еженедельно пишу для тех, кто оформил платный абонемент.

Книга на сайте Озон

© О.В. Бермант-Полякова, 2006
Со стр. 91-93

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ТРАВМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ПРОЕКТИВНЫХ ТЕСТОВ

Тест Роршаха – это мощный диагностический инструмент, способный уловить как структурные особенности личности, так и нюансы бессознательной психодинамики человека. За 80 лет, что минули со времени первой публикации теста, Роршах настолько распространился по всему миру, что большинство людей, которым предлагается пройти тест Роршаха, уже что-то слышали о нём или видели процедуру предъявления таблиц в голливудских фильмах. Чаще всего их представления о тесте базируются на фантазиях, а не на фактах.

Язык теста Роршаха состоит из разнообразных обозначений, которые используются для классификации ответов и из расчётов, которые создают кластеры данных. Это относительно универсальный язык, общий для всех, кто использует тест. Например, предположим, что ответ клиента в закодированном виде выглядит так:

W+ FMa.FCo (2) A,Ls 4.5 COP

Человек, владеющий Роршаховской грамотой, прочтя это обозначение, немедленно получит представление о том, где, как, почему, какой и что было в этом ответе. Он был дан на целое пятно (W), в нём были восприняты более чем один объект (+), ответ включал действия, присущие животным (FMа) и цветовые особенности пятна (FC). Этот ответ включал общепринятую форму (о), в нём явно речь идёт о двух животных (2), о которых сообщается, что их окружает некий ландшафт (A, Ls), имеет место значимое отношение между этими животными (4.5) и деятельность этих животных совместная (COP). Он узнает также, что ответ не является популярным (нет Р).

Для того, чтобы изучить Роршаховский язык, требуется время и практика, иногда значительная. НЕВОЗМОЖНО САМОСТОЯТЕЛЬНО ТЕСТИРОВАТЬ КЛИЕНТОВ ДО ТОЙ ПОРЫ, ПОКА ЭКЗАМЕНАТОР НЕ ОСВОИЛ ВСЮ СИСТЕМУ КОДИРОВАНИЯ. Валидность любой интерпретации данных теста Роршаха в Интегративной системе Экснера зиждется на точности кодирования, а точность кодирования зависит от правильно проведённой процедуры тестирования, то есть от атмосферы тестирования и расспроса.

Некоторые начинающие психодиагносты приходят в отчаяние от кажущейся им невозможной сложности кодировки ответов, которая, к тому же, требует слишком много времени. В действительности это иллюзия. Вне всякого сомнения, проведение и оценивание первых нескольких протоколов может занять массу времени. Однако уже к пятому самостоятельному протоколу стресс уступает место удовольствию от работы с этим удивительным инструментом, королю проективных процедур.

Кодирование ответов опирается на многолетний труд коллектива американских исследователей, возглавляемого Джоном Экснером, которые опубликовали выверенные статистические нормы для различных показателей теста. Эти нормы периодически подвергаются ревизии. Последняя, пятая версия Интегративной системы, увидела свет в 2000 г. Она создана на основе 9,500 протоколов, в которых содержался 205,701 ответ, и включает в себя ответы здоровых взрослых людей (51,183 ответа), поликлинических больных, не шизофреников (92,951 ответ) и пациентов стационара, не шизофреников (61,567 ответов). Никакой другой проективный тест не может сравниться с Роршахом по уровню стандартизации.

После кодирования частоты различных показателей подсчитываются и суммируются. Данные объединяются в кластеры, что позволяет составить Психограмму и проанализировать протокол методами математической статистики. Эта часть психодиагностики относится к узкой области специальных знаний.

Контент-анализ ответов на серию чернильных пятен проводится по содержательным и формальным характеристикам. Восполняя прискорбную скудность публикаций о клиническом применении теста Роршаха в современной отечественной психодиагностике, мы приводим в следующем разделе полный протокол теста (ответ, расспрос ответа, кодирование ответов) с его интерпретацией.

Тематический апперцептивный тест представляет собой набор из 31 картонной таблицы с чёрно-белыми изображениями. На практике пациентам предъявляется последовательность из 10-12 картин с некоторыми модификациями. Например, добавляются картины на выявление латентной гомосексуальности, примитивной зависти и прочее. Стандартный набор включает в себя следующие таблицы:

1, 2, 3BM, 4, 6GF, 7GF, 8BM, 12M, 13BM, 14.

Пациенту предлагают составить сюжетный рассказ по изображённой на рисунке ситуации, обрисовав прошлое, настоящее и будущее, а также мысли и чувства героев. Содержание рассказов сотрудничающего пациента обычно отражает сам стимул (картины подобраны таким образом, что затрагивают типичные для многих людей интрапсихические конфликты), желания человека, его опасения, а также характерные для него способы справляться с чрезмерными желаниями или опасениями, то есть паттерны его психологических защит. Разные персонажи воплощают разные тенденции личности человека, серия рассказов выявляет характерные для него объектные отношения и обрисовывает мир переживаний.

Тезис о том, что травма это трагедия, о масштабе которой можно судить по величине умолчания о ней, мы сначала проиллюстрируем серией рассказов по таблицам ТАТ. Мы намеренно выбрали для иллюстрации пациентов со средним образованием, чтобы задать «нормальную» точку отсчёта. Конкретность мышления, присущая рассказам таких пациентов, делает более зримой психодинамику травмы. В представляемых здесь случаях травматический опыт имел место десятилетия назад, но его присутствие осязаемо при первом же знакомстве с протоколом обследования.

С уважением,
Бермант-Полякова Ольга Викторовна
психолог, психотерапевт, супервизор
Новые лекции и практические занятия


Наверх

В избранное