Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск второй недели апреля 2013.

Осенью 2012 в рассылке «Интерпретация проективных тестов» начата новая тема, «Надо же как-то жить эту жизнь». Это цикл эссе, написанных мною в формате «страница текста и картинка по выходным» для сообщников в ру_психолог.

Все выпуски 2012 года есть здесь http://m-d-n.livejournal.com/364196.html


«Надо же как-то жить эту жизнь»
© Бермант-Полякова О.В., 2012

"Тяга знать"

Устный мир тоже умеет создавать новое или прилаживать имеющееся в новых сочетаниях, импровизируя с комбинациями или необычным использованием обычных вещей. Устный мир есть везде, где есть тактильная чувствительность, жизнь на ощупь, мир, который можно потрогать. Письменный мир создаёт неосязаемые вещи (распланы, абстрактные понятия, соотношения действий и идей между собой), которые можно сделать зримыми, если записать их знаками: буквами, цифрами или символами. Или услышать, как ритм и мелодию.

В устной культуре носитель памяти – ты сам, ты или помнишь название, мелодию, ритм, или не помнишь. В письменной культуре носитель памяти – то, что снаружи тебя. В школьные годы дети изучают алфавит, цифры, нотную запись, учатся читать, понимают, как устроен словарь, энциклопедия и библиотека, и память приобретает новый носитель – книгу. Глиняные таблички, узелки на верёвках и береста в качестве носителя не прижились, пергамент (вид кожи животных) уступил место бумаге, а бумага – девайсам. Визуальномедийная культура выбрала в качестве носителя памяти видеосъёмку, а не знаковую систему, но не будем забегать вперёд.

Рукописные манускрипты на пергаменте изготавливали копиисты вручную, в итоге были дороги, трудозатратны и требовали много времени. Книгопечатание удешевило, облегчило и убыстрило копирование, и знаковые системы отправились в устный мир. Века назад учили только детей мужского пола и «высших» сословий, потом началам грамоты (церковно-приходская школа) учили всех детей, а дальнейшее образование давали мальчикам «высших» сословий.
Я когда рассказывала о современной психодиагностике в статье http://proza.ru/2012/02/17/1275 , приводила данные, что свободный город Цюрих – первый немецкоязычный город, в котором в 1867 году было разрешено девушкам учиться в университете (в Германии с 1891 года женщины имели право посещать лекции любых профессоров на правах вольнослушательниц, но им не выдавали диплом). В 1909 году Роршах обручился с русской подданной, и на два месяца поехал в Россию, в Казань, знакомиться с родителями будущей жены. Невеста Роршаха, как и он, изучала в Цюрихе медицину. Её фамилия немецкого происхождения, а предки, по-видимому, из немецкой колонии мастеровых людей, основанной ещё в 1771 году Екатериной II. Роршах осиротел в восемнадцать лет, он хорошо рисовал и говорил на пяти языках, с женой он говорил по-русски, читал вместе с ней русских авторов: Пушкина, Толстого, Достоевского, однажды перевёл на немецкий для газеты роман Леонида Андреева.

«Роршах был одним из немногих западных европейцев, которые по-настоящему понимали русскую культуру», писал его биограф. Герман Роршах придумал слово «психодиагностика» и открыл с помощью метода клякс, что люди различаются по «типу переживания», то есть «письменные» люди в кляксах видят движение, а «визуальномедийные» цвет. «Устные» люди, обращают внимание главным образом на контуры пятна, то есть видят очертания предмета, форму.

Герой русской классической литературы окончил кадетский корпус, умеет танцевать, знает искусство выездки (то есть развил таланты в телесно-кинестетическом и естествознании, общении с миром природы), условно говоря, «гусар». Либо «окончил университет кандидатом» и развил таланты в вербально-лингвистическом и логико-математическом видах интеллекта, условно говоря, «студент». Либо «не служит» и «не имеет поприща», художник, поэт, артист, - и в этом случае живёт под псевдонимом, чтобы не бросать тень на фамильное имя. Либо не учился, и тогда он крестьянин или мещанин.

В двадцать первом веке учиться в университете могут люди обоих полов без различия национальности, религии, имущественного ценза и сословий. Распространение обязательного всеобщего школьного образования создало особый мир, где все грамотные. Это быт, где названия улиц можно читать на табличках, прикреплённых к стенам домов, а можно спрашивать у прохожих или помнить по памяти, как в устном мире. Это другая степень свободы. Давайте посмотрим, как люди ею распорядились.

Младенец из бессловесного ребёнка становится словесным. Взрослые с ним разговаривают, вводят его в устный мир. Словарный запас ребёнка пополняется и расширяется особенно активно с двух-трёх и до шести-семи лет, в дошкольном возрасте появляется и речевая инициатива, и способность задавать вопросы, среди них главный вопрос целеполагания: зачем? Ребёнок, у которого в силу неврологических особенностей слабая память, затрудняется на этом этапе, и догонит сверстников (при систематическом обучении) к десяти-двенадцати годам. Когда общеобразовательная школа стала всеобщей обязательной, неравенство рукастых, лобастых и глазастых детей стало очевидным.

В теории множественного интеллекта Ховарда Гарднера описаны восемь видов интеллекта и предрасположенность к профессиям:
Музыкальный (музыкант, певец, ди-джей, композитор)
Внутриличностный (философия, психология, теология)
Межличностный (политика, управление, преподавание, социальная работа)
Телесно-кинестетический (атлетика, актёрство, хирургия, строители, солдаты)
Вербально-лингвистический (писательство, юриспруденция, философия, журналистская деятельность, преподавание)
Визуально-пространственный (актёрство, инженерия, архитектура)
Естествознание (натуралисты, садоводы, фермеры)
Логико-математический (научная деятельность, математика, инженерия, экономика).

Для одарённых детей есть языковые школы, математические школы, спортивные школы, музыкальные школы, художественные школы, станция юных натуралистов. Внутриличностный и межличностный интеллект развивают в семье, внутри «устного мира». Десятилетие ежедневных занятий в школе развивает вербально-лингвистический и логико-математический виды интеллекта, востребуя другие виды в течение десяти лет жизни не просто эпизодически, а микроэпизодически. Давайте рассмотрим это подробнее, заодно закрепим материал о разнице визуальномедийных и письменных, идейных, людей.

«Письменного» человека отличает тяга к знаниям. Ему мало повторения того, что делали прадеды, деды и отцы. «Чисто письменный» человек оторван и от быта, и от рутины, он создаёт новое в знаковой системе. Он ищет точку разрыва, размыкающую круг, его новые идеи требуют новых форм и новых носителей знания. «Визуальномедийному» интересно настроение, перемена внутреннего ощущения, трансгрессия, выход за пределы известного и привычного не знания, а чувства. Пусти визуальномедийного в приличную библиотеку, и...

 

Следуя схеме Гарднера о видах интеллекта,
В музыке визуальномедийный сложит новую песню, придумает новую пляску, подарит людям новую мелодию. Письменный станет изучать законы гармонии и сравнивать схемы построения звукоряда, лады.
Внутриличностный интеллект визуальномедийного человека заставляет размышлять о своей жизни, жаждать драматических перемен в судьбе, надеяться на счастливый случай, а письменного заставляет стремиться к самосовершенствованию по заранее намеченному плану и изучать книги по психологии.
Межличностный интеллект визуальномедийного человека делает заводилой. Если ведущая эмоция радость и эйфория, выплеск энергии со знаком «да», то человек затеет вечеринку, школьный спекталь, народное гуляние или кинофестиваль (это продюсер). Если ведущая эмоция недовольство и гнев, выплеск энергии со знаком «нет», то человек затеет сбор подписей, забастовку, митинг протеста, антивоенное или экологическое движение или съезд оппозиционной партии (это политик). Письменный человек станет изучать поступки заводил в другие времена и эпохи и писать труды по истории, социологии и политологии.
В телесно-кинестетическом визуальномедийный придумает новый способ показать ловкость и скоординированность, из подручных материалов придумает канатоходцев, фристайл и скейтборд. Письменный станет изучать равновесие и откроет проприорецепторы и вестибулярный аппарат.
В мире слова визуальномедийный напишет памфлет или повесть, о которой заговоря, скажет новое слово, удивит. Письменный предложит порассуждать о семиотике и дискурсивных практиках.
Визуальномедийный, одарённый в визуально-пространственной сфере, создаст новую картину, скульптуру или здание, удивит неожиданным сочетанием линий и цвета или композицией форм. Письменный станет обсуждать историю искусства, пропорции, стили и жанры.
В мире естествознания визуальномедийный выведет бойцовых петухов, а письменные откроют таблицу химических элементов, как Менделеев, или закон гомологических рядов, как Вавилов.
Одарённый в виде интеллекта, ответственном за логику и математику, если он по типу визуальномедийный - придумает загадку и шараду, если письменный – станет основателем астрофизики, науки о том, что ни рукой, ни на зуб не попробовать, или теоретической дисциплины.

Театр и кино – сфера, требующая одновременно сильного словесного интеллекта и визуально-пространственного, и т.д. и т.п., в большинстве профессий востребованы несколько видов интеллекта. Во взрослой жизни. В школе, - это место, где проводят детство и юность, время, когда многое в жизни случается впервые, - никого не радует новая припевка или частушка, новый способ показать удаль молодецкую, перемена участи выглядит такой же утопией, как следование своей звезде и призванию, «продюсируют» что-то в межличностной сфере в основном психопаты, которым интересна травля одноклассников, граффити запрещены и удивлять искусством создавать настроение игрой цвета и форм не выйдет, полевые работы ограничиваются подметанием школьного двора. Что-то интересное обещают лишь языки, литература и математика, так что упражняют дети лишь две сферы из восьми. Далеко не у всех есть интерес к тому, что обязывает изучать школьная программа.

Несколько веков самым трудным экзаменом в письменной иерархии было написание диссертации. Гимназист поступал в университет, изучал дисциплины, потом исследовал малоизученную область, искал ответ на вопросы «Как и Почему?» и описывал свои поиски в тексте на десятки страниц. Школьники писали эссе и сочинения, малые текстовые формы.
В итоге сменился тренд, сегодня диссертации-сочинения перестали быть мерилом качества школьного обучения, они заменены во многих странах на психотест, или единый государственный экзамен (ЕГЭ). Проверяют не «лобастость», а как затвержены на память правильные ответы, то есть во главу угла ставит память, сильную функцию устного мира. Новый носитель – компьютер – дал возможность играть в компьютерные игры, где время идёт по законам устного мира и замкнуто в кольцо – деятельность персонажа одна и та же изо дня в день. Грамотный человек и письменный человек - это о разном.

Искренне ваша,

Ольга Викторовна



Наверх

В избранное