Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Выпуск четвёртой недели апреля 2014, материалы "разогрева" к семинару "Жизнь после травмы". Сегодня - о тематическом апперцептивном тесте, ТАТ.

Проективная психодиагностика - моё любимое дело. Один и тот же стимул (одна и та же картинка) вызывает у разных людей разный отклик. В тесте Роршаха исследуют перцепцию: предъявляют кляксы и спрашивают "Как это выглядит, что бы это могло быть?". В тесте ТАТ исследуют апперцепцию: предъявляют чёрно-белый рисунок и просят придумать рассказ по картинке. По сути, это один и тот же процесс:

сканирование стимульного поля - извлечение из памяти возможных наименований - сортировка, отбрасывание неподходящих вариантов - формулирование ответа вслух, 
вернее, один и тот же процесс, дезорганизованный работой эмоций и цензуры (что рассказывать экзаменатору, а что нет).

Экзаменатор тоже не лыком шит, знает, какой стимул какие обычно ответы вызывает (они потому и отмечены как Популярные ответы или Популярные сюжеты, что две трети ответов по выборке именно такие). Поэтому как только появился оригинальный сюжет, у экзаменатора сразу ушки на макушке: актуальный конфликт детектед! Обследуемого "думает такая мысль"! А если нарушение инструкции или другое массивное действие психологической защиты, у экзаменатора прищурен глаз: центральный динамический конфликт прячется здесь, за этой картонкой! 

Дело в том, что за восьмидесятилетнюю практику применения проективных методов (Роршах-тест был придуман в Швейцарии в 1920-х, а ТАТ был придуман в США, в Гарвардском университете, в 1930-х годах), врачи-психиатры и клинические психологи много раз наблюдали совпадение между внутренней болью человека и его неадекватной реакцией на ту или иную таблицу теста. Собрали знание и делятся им между собой

Попробуйте на себе, если хотите. Задание простое, инструкция к тесту ТАТ: Вы увидите чёрно-белые картины, на которых изображены люди в различных ситуациях. Вокруг каждой из 12-ти картин следует составить сюжет, небольшую историю. Напишите, пожалуйста, какова ситуация на картине, то есть что происходит в данный момент, в настоящем. Какие события привели к данной ситуации? Что происходило до этого, в прошлом, и что будет впоследствии, во что превратится эта ситуация в будущем? Опишите, о чём размышляют персонажи, их мысли и чувства, переживания. 

Вы можете строить рассказ так, как считаете нужным. Учтите, что все картины намеренно сделаны неопределёнными, чтобы не стеснять вашу свободу воображения. Самого сюжета в картине нет, она отправная точка для вашей истории. Для того, чтобы диагностические выводы были существенными, следует составить достаточно подробный рассказ по каждой картине.

Вот вам одна из картинок:

Картина 18GF к тесту ТАТ 

 А вот как обычно отвечают на неё взрослые, здоровые, трудоспособные, семейные люди (я поставила кое-какие пометки и пронумеровала ответы):


Рассказы с отдалением:
1
Голодный обморок в блокадном Ленинграде. Это внучка держит на руках свою бабушку. Та слишком немощна, чтобы переносить голод и падает в обморок, каждый из которых приближает её к смерти. Внучка чувствует ужас и безысходность, безграничную скорбь, жалость и бессилие что-либо изменить. Она отдавала всю свою еду, добывала мыслимыми и немыслимыми способами пропитание, молилась, но вот уже не первый близкий человек из её маленькой семьи почти умирает на её руках. Этот тяжелый опыт глубоко впечатается в её подсознание, лишит еёе навсегда жизнерадостности и на долгие годы затуманит взгляд, сделав сильной и ко всему готовой, но не хозяйкой собственной жизни. Потому что в нее могут ворваться война, смерть близких и горе.

2
Англия. Старый дом. Одна сестра отравила другую. Отравленная была плохим человеком, женщина, которая ее держит в смятении, она не может разобраться рада или горюет. Она сделала то, что хотела, но теперь ей жалко сестру. Наверно они были влюблены в одного мужчину. Теперь она останется одна.

Рассказы с многовариантностью:
3
Или этот мужчина безнадежно болен, или он безнадежно влюблён в эту женщину без шанса на взаимность. В любом случае он неоднократно просил её совершить эвтаназию, ну или прервать его жизнь. Она, наконец, сделала это. Она поддерживает его голову с состраданием, хотя, быть может, этот мужчина - эпилептик. Они собирались в театр, уже спускались по лестнице и вот, очередной страшный приступ. Он сползает вниз, она пытается зафиксировать его голову. Взгляд печальный и измученный этими частыми приступами. Они будут сидеть на полу, пока он не придёт в себя. Дальше они вернутся домой, и она будет тихо плакать ночью от того, что вся жизнь подчиняется только его приступам.

4
Почему сразу было сложно описать эту картину? потому что болеет моя мама и первое, что я увидела на этой картине - маму и всё это страдание...
Сейчас могу сказать, что это могут быть и вполне здоровые люди, стоящие в парадном поздним вечером, которые не хотят расставаться. Парень лежит на перилах - дурачится, а девушка чуть ли не плачет и просит его сделать что-нибудь, чтоб они наконец то были вместе:) А думать про то, что кто то упал с лестницы, абсолютно не хочется.

Рассказы о смерти родительской фигуры:
5
У женщины на руках умершая мать. Она умерла только что. Дочь не может её отпустить. Она грустит и горько сожалеет об этом. В последний раз смотрит на лицо матери. Она гладит его. Дочь не хочет верить, что мать умерла.

6
Дочь и мать... Матери стало плохо, она уже старая. Дочь испытывает страх, ужас, она понимает, что мать умирает, но она этого не хочет. Она не представляет своей жизни без неё. Она растеряна, испугана. Они друг друга очень любили, дочь всё-время будет вспоминать её взгляд, голос, запах и после смерти матери, она будет чувствовать себя одинокой и беззащитной.

7
Бабушка этой женщины только что упала с лестницы, она без сознания и похоже, что она мертва. Женщина корчится от боли потери. Она её любила.

Рассказы о смерти:
8
Женщина держит на руках мужчину, она расстроена тем, что он умер.

9
Вернувшись домой, женщина видит лежащую на полу служанку. Она сильно встревожена, подбегает к ней, поднимает её. "Что с тобой? Ты меня слышишь? не молчи, пожалуйста, не умирай, прошу! Что здесь случилось? Кто это был? Скажи что-нибудь!"

10
Женщина потеряла сознание, когда спускалась с лестницы, а её сестра оказалась поблизости, подхватила её и проверяет, есть ли пульс, т.к. сестра не подавала признаков жизни...

11
Это мать и сын. Сын либо умер, либо потерял сознание. Он упал с лестницы, это только произошло, и женщина не может понять как чувствует себя сын, но на её лице виден и испуг, и нехорошее предчувствие.

Рассказы не по инструкции:
12
Жуткая какая-то картина, руки безобразные, не хочется о ней думать даже, ничего не идёт в голову.

13
Глаза в глаза! Я и она! Как так получилось? Оступилась? Крутая лестница? А может быть пришла пора и это испытание пройти! Никуда не деться от этих глаз! Что они хотят спросить, что узнать? Вот так можно пройти пол-жизни и вдруг остановка - глаза! Сколько это длилось минуту, больше? Мне кажется вечность... И вот снова нужны причины, чтобы вот так близко, вот так, без возможности отвертеться, встретить этот взгляд...

14
Мы не могли наговориться и проститься,
И наша зрелость отходила далеко.
Мы завтра встретимся, все снова повторится,
И жить мы будем долго и легко.

15
Опять приступ, опять плохо. Держись, все пройдет. У неё опять случился приступ. Это её тетя, они живут давно вместе и у них теплые отношения, они любят друг друга. Но тетя больна, давно. И хоть врачи говорят, что шансы есть, но почему-то с каждым разом все хуже. Держись, тетя, я буду с тобой рядом.

Оказание помощи:
16
Человеку стало плохо. Проходящая мимо женщина пытается ему помочь, но не знает как. Она в растерянности.

17
Боже, бабушке стало плохо! Ага, пульс есть, просто в обмороке... Давай ка милая я тебя положу акуратненько! Вот так, все в порядке! Сейчас вызову врача...

18
Мужчине стало плохо. Женщина напугана, но старается ему помочь. Оказывает ему первую помощь и планирует вызвать врача. Когда приедет врач, она успокоится и продолжит свои дела.

19
С женщиной сделалось плохо. Она упала. Другая схватила её за уши. На кой за уши???? Наверное, эта вторая ничего делать не умеет... Потом она вызовет Скорую.

20
Мать этой женщины неожиданно потеряла сознание. Она переживает, вглядываясь в лицо матери, пытается привести её в чувства, зовет её. Она растеряна, не знает что делать. В голову попеременно лезут то самые страшные мысли, то мысли о том, что все будет в порядке и что этот обморок - случайность. Она вызовет врача, и врач развеет её страшные мысли.

21
Женщине стало плохо, другая женщина, проходящая мимо, пытается понять, что происходит, и найти способ оказать помощь.

22
Женщине стало плохо, она теряет сознание. Вторая, скорее всего дочь, понимает, что не может ей помочь, ей жалко, что мать умирает. Пройдёт несколько секунд, и она побежит за помощью, будет кричать и плакать.

Подать утешение:
23
Мать и дочь стоят на лестнице. Дочь, как мне кажется, плачет, а мать, держа в руках ее лицо, утешает. У дочери горе. Трудное, болезненное, может быть даже позорное. Это отражается на лице матери. Но это её дочь, её ребенок. Она не оттолкнет её. Девушка смотрит в её глаза и понимает это. Понимает, что в неё верят и её любят. Что она справится с горем.

24
Произошло что-то трагическое в семье. Например, несчастье с мужем молодой женщины, и её утешает мать. Несчастная практически потеряла сознание.

Оригинальные сюжеты:
Конфликт автономии-зависимости:
25
Она была так слаба в последнее время, но не хотела сдаваться и побороть болезнь до конца,пойти наперекор недугу. Ей надоело проводить все дни в кровати, без движений, без дела. Она ненавидела болеть, ненавидела свою беспомощность, эти сочувственные взгляды друзей, шёпот докторов, тревожные и опухшие от слез глаза мамы .Ей захотелось встать и спуститься вниз без посторонней помощи, доказать всем, что она по-прежнему сильна и полна сил. Она осторожно встала с кровати, накинула лёгкий халат и попыталась сделать первый шаг. "У меня все получится", пронеслось в голове. Шаг за шагом, потихоньку, она добралась до лестницы. Навстречу поднималась мама, встревоженная шагами сверху. В глазах матери был страх, она попыталась помочь дочери спуститься, но та остановила ее жестом. Одолев последнюю ступеньку, она внезапно почувствовала неимоверную усталость, лицо покрылось испариной, закружилась голова. Она уже не чувствовала, как подкосились ее ноги, не чувствовала, не видела, как мать рысью кинулась к ней, подхватила её, не дав упасть. Её заботливые сильные руки крепко держат худенькое, изможденное тело, ее любящий взгляд и тихий, успокаивающий голос вселяют надежду и дают опору. Она подхватит дочь на руки, бережно отнесёт в кровать, поцелует, накроет одеялом и проведёт у изголовья всю ночь, оберегая сон девочки.

26
Мама поймала сына на лестнице, когда он хотел удрать от нее. Она прижала его к перилам, чтобы он уже наконец-то выслушал ее. Сначала она кричала на него, хотела надрать уши, но на мальчика это не подействовало, он не испугался ее угроз. Тогда мать просто посмотрела на него с непонятным сожалением... что дальше - не знаю. Развязка может быть разной - мать может обнять сына, и может быть, они найдут общий язык... А может сын вырвется и убежит - на улицу, подальше от непонятной матери.

27
Мать устроила дочери какую-то истерику, возможно не хочет ее куда-то отпускать, кричала, плакала, чуть ли на колени собралась встать. А взрослая дочь с печалью в глазах, пытается не дать ей это сделать. Она уйдет с неглубоким чувством вины.

Другие сюжеты:
28
На картинке мать со своим непутёвым сыном. Он пьян в очередной раз. Она его очень любит и поэтому страдает, когда видит, как он себя губит. А сын в данной ситуации мало, что понимает. Он запивает свои проблемы, и слёзы матери для него ничто.

29
Любовь. Женщина и мужчина - у них состоится важный разговор, признание. Он смотрит на нее с обожанием, она доверяет ему, пускает его в свое сердце. Возможно, они решили связать свои судьбы.

30
Сиделка смертельно больной и еле передвигающейся женщины, как всегда, вела ее в большую просторную комнату с телевизором и живыми цветами. Врачи так советовали – чтоб больная видела не только четыре стены, а и каждый день проводила максимум активно – дышала свежим воздухом на крыльце, любовалась цветами, смотрела какие-то смешные передачи или сериалы. Сиделка собиралась ее отвести и показать, что там зацвела орхидея – прекрасный бело-розовый нежный цветок. Она хотела проветрить комнату больной женщины и сделать для нее перестановку, чтобы перенести орхидею к окну, если та пожелает. Спустившись по лестнице, она услышала, как больная прощается с ней и благодарит за все то, что сделала и хотела сделать. Сиделка понимала, что рано или поздно женщина умрёт, но ей было невыносимо тяжело с ней расставаться – ведь такой привычной стала эта забота о жизни другого. Но пытаться сохранить жизнь этой женщине, означает продлить ее мучения и страдания от осознавания своей беспомощности и боли. Сиделка горько усмехнулась, сказала больной, что очень будет за ней скучать. Больная женщина улыбнулась и обмякла у нее на руках. Сиделка проверяет пульс и понимает, что все закончено. Но не убирает руку и все надеется, что вот-вот и он снова застучит.

31
Фантасмагорическая ситуация. Женщина держит в руках куклу - свою точную копию. Она вдруг обнаружила ее в своем доме и поняла, что все это время кукла жила вместо нее самой. Ее дети и родные любили не ее, а эту куклу, которую принимали за нее. Женщина в шоке, но , поразмыслив, она поняла, что в этом есть и выгода: не ей, а кукле, приходилось терпеть боль и скуку. Настал решающий момент, и женщине надо решить: оставить все как есть, или начать жить самой. Она не знает, как ей поступить.

32
Какой ужас... Опять ухо оторвут. А мне его только вчера пришили. Капец.

33
Взрослая дочь и пожилая мать живут вместе в однокомнатной квартире - вечный квартирный вопрос по-советски! За прошедшие 40 лет они уже так надоели друг другу, что ссоры переросли в драку. Благо и характеры у них обеих не сахар - сварливый у той, что старше, и обидчивый у той, что младше. После очередной порции криков, дочь кинулась на старуху с кулаками. Сейчас задушит. Это и есть то самое состояние аффекта? И лицо у дочери застывшее, нечеловеческое. А дальше все будет хорошо. На лестницу выбежит кошка, или хлопнет дверь, или зажжется лампочка. Дочь опомнится и отпустит ее. Потом обдумает ситуацию, испугается повторения и тюрьмы за убийство. Срочно сбежит из этого дома, хотя в 40 лет это уже очень трудно. Устроится в жизни нормально. А старая женщина скоро умрет, потому что без частых полновесных скандалов жить не может.

34
Хичкок. Молодая аристократка наняла служанку, женщину средних лет. Все было бы хорошо, но настала осень, унылая пора, случилось обострение и хозяйку служанка задушила, т.к. не любила молодых и красивых. Оказалось, что она сбежала из сумашедшего дома.

35
Почему-то мне кажется, что это мужчина пришел просить прощения перед женщиной за совершенный поступок. Он раскаивается так, что готов упасть к ногам. Женщина разочарована. Чувства перемешались. Боль и жалость к нему, и ненависть и безразличие... Может на словах она простит, но в душе - никогда.

Добавлю, что в тесте Роршаха десять клякс, а в тесте ТАТ из трёх десятков картин обычно предъявляют десять-двенадцать. По одной картине выводы не делают, - а вот рабочие гипотезы запросто...

Искренне ваша,
Ольга Викторовна

  

 

 

 Жизнь после травмы

Обучающий супервизионный семинар-тренинг

Семинар адресован психологам, психиатрам, психотерапевтам и социальным работникам

Bermant-Polyakova Olga, PhD

office_dr_olga@mail.ru

 

 

 

По гамбургскому счёту:

Ваш GAF за последние три месяца (и детский GAF для интересующихся) 

Пробелы в ваших знаниях (отметить правильный ответ)

Событийный лимит минувшего года (отметить нужное и подсчитать баллы)

Лоция по трансгенерационной травме (отметить нужное)

Тестирование:

Вам будет интереснее разбирать теоретический материал на примерах из собственного теста, найдите время пройти индивидуальное обследование

 

В программе семинара, первый день:

Уговор о стоп-словах

Теория: восемь уровней знания

Упражнения на уровни

Восемь уровней знания в психодиагностике

Клиентский миф и его уровни

Практика: первый, второй, третий уровни

Обед

Практика: четвёртый уровень

Практика: пятый уровень

"Остановленное время" травмы: шестой уровень

Разбор историй по ТАТ, обучение эффективной работе с тестовым материалом

Индивидуальная обратная связь каждому участнику

 

Второй день:

Супервизия: чего пока не может психолог

Практика: седьмой, восьмой уровни

Обед

Супервизия: чего пока не может клиент

Практика: седьмой, восьмой уровни

Обратная связь группы ведущему

Подведение итогов 

Организационные вопросы поясняет Илона Евгеньевна Романова, кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой Социальной психологии Гуманитарного университета г. Екатеринбурга, официальный преподаватель и супервизор практики Межрегионального класса ППЛ, психодраматист и семейный психотерапевт (Екатеринбург), здесь http://romailo.livejournal.com/255638.html



Наверх

В избранное