Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Здравствуйте, уважаемые читатели!

Внеочередной выпуск.

КАК ПЕРЕЖИТЬ СВОЮ ТРАГЕДИЮ

О сокрушённых, повергнутых в прах и восставших из пепла людях

Из книги Бермант-Полякова О.В. Арбайтен, Ольга Викторовна! 2016.

https://ridero.ru/books/arbaiten_olga_viktorovna/

Со стр. 128-131

Мануал для терапевта

Суть травматического переживания - неспособность человека усвоить случившееся событие. Это происходит потому, что процессы мышления блокирует невыносимая душевная боль. Разрешить себе осмыслять, осмыслить и переосмыслить травматическое переживание можно с помощью психотерапевта.

Остановившееся время трагедии заставляет переживать события, случившиеся там и тогда, как происходящие здесь и сейчас. В медицине это душевное состояние называется хроническим ПТСР, если была ситуация угрозы жизни или физическому благополучию, и никак не называется, если прямой угрозы жизни не было. В психологии и то, и другое называется травматическим опытом.

Когда человек пережил свою трагедию, он возвращает себе способность быть в своём времени, перестаёт быть замершим в прошлом. Пережить свою трагедию можно самостоятельно, с помощью нарративных практик психотерапии, можно с помощью психотерапевта, работающего в русле телесной психотерапии, арт-терапии, символдрамы, психодрамы, когнитивно-поведенческой терапии, "терапии раскрытием" по Эдне Фоа, психодинамической терапии, поддерживающей терапии. Главное, чтобы у терапевта была сила духа работать с травматическими переживаниями.

Люди разные, и ценностные основы их жизни тоже разные. Более того, у каждого интеллектуально сохранного человека есть способность планирования и соподчинения целей, которая опирается на выстроенную систему приоритетов. Системы приоритетов терапевта и клиента могут не совпадать. Задача терапевта не навязать клиенту свою систему ценностей, а помочь ему переосмыслить свой опыт. Передовые люди 1860-х годов звали всех и каждого к светлому будущему, психотерапевт – это другая работа, навязывать эпилептоидному клиенту идеалы гуманистической психологи Карла Роджерса не надо.

Эпилептоидам по натуре жизненно важно принадлежать к своему клану, и в отношениях супругов, даже если имеет место наихудшее из зол, хроническая межличностная травматизация, мучительной будет борьба мотивов - прекратить боль и сохранить участие в клане (богатых, престижных, гламурных, власть имущих, бизнесовых, успешных, путешествующих, выступающих на правительственной сцене etc), притом победит клановость, потому что человек не сможет жить изгоем, так устроен изнутри. Она не уйдёт от абъюзера и не разведётся с ним, если сама эпилептоидная по натуре, сколько бы феминистской литературы мы ей с собой не пригрузили.

Эмотивам (циклоидная натура) важно не обидеть никого, там эмпатия движет отношениями и сострадание является ценностью. И в отношениях супругов, даже если имеет место абъюз, будет борьба мотивов - прекратить свою боль и не обидеть ненароком, не сделать больно партнёру своим отвержением. Не сможет жить с виной, что сам отверг, так устроен изнутри. Эмотив, даже если вы сто раз повторили ему, что в первую очередь нужно заботиться о себе и самому удовлетворять свои потребности, не в восторге от этой идеи. Он верит, что люди счастливы, если живут друг для друга и носят тяготы друг друга. Даже если вы уговорили его не растворяться в муже и детях, выйти на работу, начать водить машину самой и жить для себя, - мучится виной за свой эгоизм, только ещё и бережёт теперь вас-терапевта и вам про свою вину не рассказывает. Если вы настроите эмотива уходить и разводиться, спустя некоторое время он пожалеет и примет обратно того, от кого уходил. Он не может иначе, ему всех жалко, а уж тех, кого любил и любит, и подавно.

Паранояльные и шизоидные натуры пойдут на разрыв отношений ради идеи или сохранения собственного внутреннего равновесия, невзирая ни на кого из окружающих. Психотерапию они ценят за возможность научиться сорадоваться. Паранояльным не близки житейские радости, быть на одной волне с "мещанским счастьем" им трудно. Оттого им трудно сходиться с людьми и черпать в отношениях с людьми душевные силы. Общение с психотерапевтом может открыть перед ними этот мир. Шизоидным не понятно то, что понятно всем, они затрудняются отличить общепринятое от маргинального, настолько "на своей волне". Оттого им трудно сходу обозначать своих и чужих, создавать общие рутины обыденной жизни с единомышленниками и поддерживать их. Общение с психотерапевтом может помочь им увидеть смысл житейских рутин и бытовой стороны жизни. Оба психотипа наиболее устойчивы психологически к стрессовым нагрузкам и межличностной травматизации в силу своей натуры. Эпилептоидные и эмотивные люди их дистанцированность от социальной ткани жизни осуждают. Эпилептоидные пугаются одиночек, умеющих жить без поддержки клана. Они будут злорадствовать неудачам не похожих на них и захотят проучить, если интересы заденут друг друга. Эмотивных оттолкнёт прямолинейность, с которой паранояльный или шизоидный взял курс на прекращение общения с токсичными родственниками и дисфункциональной семьёй, и они плавно сведут общение на нет, огорчаясь в глубине души, что можно так поступать с близкими и с прошлым.

Истероидные, в силу особенностей психики, которая моментально вытесняет или даже амнезирует боль, дадут диссоциативный спектр расстройств, это их способ адаптации к ситуации борьбы мотивов. Их способ переживать несчастливые отношения – диссоциативная амнезия или соматизация. 

Двойственные характеры, составленные сразу из двух натур, тяжелее переносят хроническую межличностную травматизацию. Конфликт с обстоятельствами жизни во внешнем мире усложнён у них внутренним конфликтом, каким из двух характерологически привычных способов жить реагировать на стресс.

Отличия в наблюдаемом поведении людей могут быть объяснены не только характером как излюбленным способом жить эту жизнь, но и репертуаром излюбленных психологических защит и их ригидностью.

(продолжение следует) 

Искренне ваша,

Ольга Викторовна 


В избранное