Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Подростковый клуб (отряд)

  Все выпуски  

Подростковый клуб (отряд) Работа через коллектив.


Работа через коллектив.

(Напоминаю, что текст писался лет 6-8 назад и не был редактирован)

Ассоциативная теория основана на таком явлении, как эффект перенесения. События, которые были для человека особенно эмоционально значимы, оставляют свои следы в его памяти на много лет (иногда на всю жизнь). Причем, в большинстве случаев, человек этого не осознает (например, если события неприятные, то срабатывает защитное вытеснение этих событий, и человек их сам не может вспомнить). Однако от каждого события у человека остаются ассоциации, которые достаточно часто всплывают в его сознании. Если реально происходящее событие по каким-то характеристикам (возможно и не определяющим его качество) похоже на когда-то произошедшее событие, имевшее негативный результат, принесший человеку отрицательные эмоции, то эти эмоции переносятся человеком с давно прошедшего события на реально происходящее. (Пример: если когда-то человек с очень характерной прической причинил вам неприятности, которые были очень сильно эмоционально переживаемы вами, то, встретив теперь человека с похожей прической, вы автоматически переносите на него часть эмоциональной неприязни, которую испытываете к тому человеку).

В этом и заключается эффект перенесения.

Наше отношение к человеку, ситуации, месту и прочее формируется посредством воздействия на наше восприятие множества переносимых ассоциаций.

 Сила же воздействия этих ассоциаций на наше восприятие зависит от силы пережитых эмоций и количеством переносимых ассоциаций.

  Эффект перенесения лежит в основе таких явлений, как самообман (когда мы переносим на какие-то характеристики реально происходящего явления какие-либо ассоциации, и принимаем эти характеристика за основные относительно  этого явления, хотя они такими не являются), и интуиция (когда характеристики, на которые переносятся наши ассоциации, являются основными, относительно данного явления).

Выводы:

1. Существует два типа реакций на аффективные и стрессовые ситуации. Это истерика (паника) и "аут" (торможение). Эти виды формируются в детстве.

В течение детской жизни с человеком происходит множество стрессовых ситуаций. Из каждой он так или иначе выходит, после чего у него остается либо положительный опыт относительно способа выхода, либо отрицательный. В процессе жизни человек все чаще, сам того не осознавая, выбирает определенный способ реагирования на стресс.

 Пример. Если в детстве на агрессивные ситуации ребенок реагировал  плачем, это помогало ему выйти из стресса и приносило какое-то удовлетворение (то есть оставляло положительные следы в памяти), то впоследствии этот способ реагирования на стресс (истерика) будет постоянно выбираться этим ребенком. А если на его истерику никто не реагирует, у ребенка развивается стрессовое состояние.    К сожалению, часто человек реагирует на стресс неадекватно и не получает ожидаемого результата. Но запас переносимых ассоциаций так велик, что достаточно нескольких раз неудачного применения данного способа реагирования, и  человек "отвыкает" от его использования.

Hо для нас важно другое: если мы хотим изменить сознание человека, то нам важно включить его в определенную деятельность, наполненную  яркими положительными эмоциями (особенно в начале). В этом случае эта деятельность начинает у него ассоциироваться с положительным, приятным. И при изменении деятельности он подсознательно будет пытаться к ней вернуться. Основным  методом, позволяющим  реализовать данный поход, является  продвижение группы по определенным стадиям.[1]  Ведущий специально простраивает деятельность, позволяющую группе выйти на яркоэмоциональную стадию кооперации. Если на этой стадии деятельность будет отвечать вышеперечисленным характеристикам, то группа выйдет на коллектив, что сохранится в подсознании участников группы. А значит, им будет гораздо легче создавать такие отношения и включаться в подобную деятельность в будущем.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ

   Одним из наиболее эффективных средств социализации и развития личности является создание коллектива, как высшей стадии развития группы. Рассмотрим, каким же образом достигается эта стадия и каковыми являются предыдущие

I этап развития группы — адаптация.

   В этот период происходит:

  • 1)           формирование групповых норм, принятие законов.
  • 2)           определение целей отряда.
  • 3)           выделение лидеров и начало формирования ролевой структуры группы.

На этапе адаптации, когда идет так называемых "освоение территории", выделяются по активности 3 группы ребят:

  • 1)         пассивная — молча осматриваются, ждут, не предпринимая никаких действий.
  • 2)         задают вопросы.
  • 3)         идут на провокацию или эксперимент — совершают действия, провоцирующие ведущих или стариков отряда на какую-либо реакцию. Далее эта реакция оценивается и по ней составляются пpедстваления o данном человеке, o том, что здесь можно, что нельзя и что за этo будет, что ценится в данной группе и что отвергается.   Косвенный эксперимент — это, когда человек совершает действие не сам, а подбивает на это другого, затем также смотрит и оценивает реакцию, получая нужную информацию.

 Тактика: как можно больше объяснять и рассказывать ребятам – давать информацию.    Это снимет напряженность и опасения, а также будет оставлять меньше почвы для провокаций. На данном этапе начинается работа на сплочение внутри микрогрупп, т.к. невозможно добиться сплочения сразу с большим количеством народа.

   II этап развития группы — группирование.

Идет разделение по группкам: по интересам, по общности недовольства, по знакомству до отряда и др.  Если все оставить так, как есть, то все разделятся или на конкурирующие, или на безразличные друг другу  микрогруппы. О совместной деятельности речь идти уже не может. Поэтому старые группы разбиваются ведущими и через совместную деятельность образуются новые. Например, постоянное деление на различных конкурсах, КВНах, КТД, дежурстве… Это необходимо для образования новых связей, преодоления старых стереотипов, расширения круга друзей и знакомых. После сплочения в образованных микрогруппах, происходит вновь их перемешивание и деление.

Постепенно побывав в разных группках и сплотившись с разными людьми, ребята выходят на новый уровень — межгрупповое сплочение, слияние мелких групп в одну. Микрогруппы и группа сплачиваются на деятельности! Причем,  выбирается дело с коллективными связями (дело, где  конечный результат зависит от действий каждого).    

На втором этапе возможно появление сплетен, разговоров за спиной. 

   Тактика: выносить проблемы на общий круг, обсуждение на огоньках. При отсутствии целенаправленной работы на группу она развивается только до этого этапа. Пример тому  — отношения во многих классах, группах в институте, училище, которые остановились на этапе группирования. Самостоятельно выйти на следующую стадию способны далеко на все.

   III этап — кооперация.

Выход на кооперацию происходит в сплоченной группе в момент очень высокого эмоционального подъема. Девиз кооперации: «Все равно, что делать, лишь бы вместе».    На подъеме группа может выполнять любую работу, равно как и рутинную или трудоемкую. Ho мотивом является не результат работы, а стремление быть вместе. Выход на данный этап происходит обычно в результате какого-либо яркого удачного дела.    Кооперация — состояние недолгое, поэтому ведущим необходимо "ловить момент".

   Тактика: в мoмент кооперации важно делать дела, которые направлены на формирование тех личностных качеств, которых мы добиваемся,   поскольку при эмоциональном спаде ребята, пытаясь вернуть прежнее "хорошее время", будут вспоминать и стремиться к той деятельности, которую они выполняли тогда, когда им было "хорошо". Кооперация также является необходимым моментом для выхода на следующий этап.  Если этот момент упустить, происходит спад на группирование. Спад может также наступить в результате отсутствия деятельности, из-за конфликта в группе, сильной неудачи.

Итак, из кооперации возможно три выхода:

  • 1.       Спад обратно на группирование;
  • 2.       Выход на коллектив;
  • 3.       Выход на корпорацию.

IV этап – 1.  коллектив.

Признаки коллектива: дело важнее общения, мотив — результат (в отличие от кооперации), общественно-полезная деятельности наличие коллективных связей, демократия, ситуативный лидер (в разных видах деятельности разные лидеры). Данная ситуация наиболее благоприятна для максимального развития и проявления личности, для решения проблем социализации.

IV этап – 2.     корпорация.

Признаки: группа замыкается в себе, не принимает новичков, плохо относится к переменам, все ради общения. Постепенно развитие прекращается, возникает стопор, застаивание и медленное загнивание группы, отношения ухудшаются. Целью становится погоня за прежним эмоциональным состоянием, налаживание отношений, хотя и остается безрезультатным. В этот момент, если в период кооперации были какие-то значимые дела, ребята  стараются продолжать их выполнение. Hа этом группу можно попытаться вытянуть. работать с корпорацией сложно и почти невозможно.    Поэтому важно не допустить ее изначально. Для этого необходимо, чтобы ребята всегда видели перспективу развития, поддерживать мотив развития, нужны встречи с новыми людьми, выход на другой отряд, школу. Обязательно нужна деятельность.

Тактика при уже возникшей корпорации: поместить группу в новые неожиданные условия, чтобы сбить ее до уровня адаптации. Далее развитие начинается сначала. Все старые догмы, стереотипы, нормы разрушены изменившимися обстоятельствами, встает необходимость выстраивания новых отношений в группе, меняется ролевая структура группы и отношения между людьми и к делам.


[1] По Уманскому.


В избранное