Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Подростковый клуб (отряд)

  Все выпуски  

Подростковый клуб (отряд) Уход от детства. Часть первая


На пути к взрослости

Коммунарское движение

Одна из ярких воспитательных систем, оставивших след в нашей культуре и педагогике, – коммунарское движение. Спустя годы, многие открытые коммунарами педагогические формы исказились до неузнаваемости, но исходные ценности движения по-прежнему очень важны.

Несколько лет назад я сам вел коммунарский подростковый отряд «Дорога», а сейчас активно участвую в развитии системы ШСП. Поэтому в сравнениях могу опираться на личный опыт.

Коммунарское движение, начатое Игорем Ивановым в 1960-е годы, и продолженное его последователями вплоть до сегодняшних дней, ставило целью формирование человека-коллективиста. То есть человека, в своей деятельности делающего выбор в пользу других, а затем уже думающего о себе. Предполагалось, что если человек войдет в коллектив, занимающийся общественно-полезной деятельностью, то его мотивы постепенно станут смещаться в сторону целей коллектива. Проще говоря, подросток присваивает ценности референтной группы: если это будет коллектив, то коллективистские нормы, если «тусовка», то «тусовочные». Коллектив в пору зарождения коммунарского движения понимался именно как зрелая стадия развития группы, характеризующаяся высокими нравственными и деловыми качествами. В наше время к такому представлению ближе понятия «команда» или «проектная группа».

Этот механизм работал достаточно стабильно. Литературные образы (такие как «Тимур и его команда» и другие) подкрепляли образ коллективиста.

Две основные технологии, предложенные коммунарами, – коллективная творческая деятельность (КТД) и «Огонек».

К сожалению, многими сейчас забыты слова И.Иванова: «КТД – не мероприятие, а забота», то есть та самая деятельность на благо обществу, которая и формирует коллективиста. Изначально КТД были общественно-полезными[1].

Например, наш отряд восстанавливал линию обороны «Музей под открытым небом» в Карелии, ребята писали статьи в газеты (и в некоторых случаях получали гонорары), проводили игровые и тренинговые занятия в детском приюте и пр. Всеми силами мы старались реализовывать коммунарский девиз: «Сами придумываем, сами проводим, сами анализируем». Для анализа результатов использовался «Огонек».

Далеко не все помнят и то, что «Огонек» был задуман и долго использовался как форма группового анализа, а не как праздничное мероприятие, в которое он выродился впоследствии. Первоначальная форма «Огонька» подчеркивала равенство в группе. Все сидели в кругу и высказывали свои мысли и впечатления по прошедшему дню: что было сделано хорошего и затем (именно затем), что было неудачно и как это можно исправить.

Главными ценностями такой формы общения были равенство в кругу и, свободная коммуникация. Обсуждение определялось несколькими основными правилами: выслушать мнение другого и не обижаться, говорить по очереди не перебивая; действовал закон поднятой руки, принципы «сначала говорят ребята, а взрослый в конце», «отвергаешь – предлагай» и т.п.

Часто обсуждались и действия конкретных людей , даваемые им звания, причем руководитель находился в позиции «на равных». Ребята могли свободно высказываться, не боясь негативной оценки их мнений.

Уход от первоначальных задач

Какие ценности задало коммунарское движение (помимо заботы о других, которой уделяется внимание и в наше время, например, в волонтерских отрядах, меценатстве)?

● Ценность реального дела, значимого для окружающих. А это значит – выход из детской позиции (досуг, развлечение, учеба, общение) во взрослую, где и совершается настоящее дело: В одном лагере я даже встретил девиз: «Детство кончилось!».

● Ценность коммуникации «на равных», независимо от возраста и статуса, и детального анализа общего опыта (рефлексии). Она реализовывалось в форме «Огоньков».

● Передача подросткам ответственности за происходящее в их среде – в планировании, дежурных командирах, управлении проектами.

Тем важнее осознать проблемы, с которыми столкнулось коммунарское движение при массовом распространении.

● КТД из реальных дел превращались в развлекательные постановки – нечто среднее между КВН и «Что? Где? Когда?».

● На «Огоньках» стало возникать групповое давление на человека. Причем это не рассматривалось как недостаток. Зачастую, давление взрослых преподносилось как мнение сверстников.

● Взрослые из открытой позиции «на равных» переходили в «серые кардиналы», манипулировали мнением коллектива.

● Коллективом стали называть любые группы – независимо от их ценностей и уровня ответственности, а мнение коллектива восприниматься как окончательное.

● Исходная цель стала гаснуть, тем более что не все дети-коммунары вырастали коллективистами.

● Сборы стали «тусовочными» ради совместного времяпровождения.

В итоге, анализ ситуации с коммунарским движением ставит перед нами несколько важных вопросов.

1) Где границы детства ?

2) Что позволяет подростку перейти в позицию «взрослого»?

3) Каким должно быть групповое взаимодействие, чтобы не перерасти в групповое давление?

 

Продолжение в следующем выпуске.

 


В избранное