Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сам себе психолог или методика выживания в эпоху кризиса


Рассылка сайта   "Интегральная психология"

Сам себе психолог
или методика выживания в эпоху кризиса

Выпуск 76


Здравствуй, дорогой читатель!

  Сегодня мы хотим поговорить с тобой об идеях двух авторов, живших почти в одно и то же время, но в разных странах. Сами по себе идеи эти непростые и неоднозначные, они преломляются сквозь времена и историю и влияют непосредственно на нас с вами и нам с вами очень хорошо знакомы, но так до конца и не поняты. Может быть, сопоставление двух точек зрения на эти идеи, высветит их в новом ракурсе, и мы увидим их по-новому?


 

"Атлант расправил плечи" – центральное произведение русской писательницы зарубежья Айн Рэнд, переведенное на множество языков и оказавшее огромное влияние на умы нескольких поколений читателей. Библиотека Конгресса США провела обширный социологический опрос, пытаясь определить, какая книга оказывает самое глубокое влияние на американцев. Первое место, разумеется, заняла Библия, а вот второе… "Атлант расправил плечи"!

"Атланты" в романе Айн Рэнд приговорены держать на своих плечах главные движущие силы материальной жизни человечества — производство, созидание и творчество. По её мнению, именно благодаря "Атлантам", героям романа, возможно существование человечества на нашей планете. Их число не очень велико, но, как только "Атланты расправляют плечи" (перестают нести свою ношу и один за другим исчезают в неизвестности), начинается всемирная катастрофа. "Атлантами" писательница называет креативных, ответственных, инициативных, трудолюбивых, а кроме этого высоко индивидуалистичных личностей.

"Атлантам" противопоставляются "социалисты" и правительственные чиновники, которые берут курс на "равные возможности", считая справедливым за счет талантливых и состоятельных сделать богатыми никчемных и бесталанных. Гонения на бизнес приводят к разрушению экономики, к тому же один за другим при загадочных обстоятельствах начинают исчезать талантливые люди и лучшие предприниматели. Вместо всеобщего процветания общество погружается в апатию и хаос.

Что делать, как создать новый, истинно человеческий мир, в котором хотелось бы жить каждой неповторимой личности? Этот вопрос и ставит Айн Рэнд. Что мы должны уяснить, чтобы почувствовать себя атлантами? Что нельзя жить заемной жизнью, заемными ценностями. Что можно и нужно изменять себя, но никогда не изменять себе. Что невозможно жить ради других или требовать, чтобы другие жили ради тебя. Что человек создан для счастья, но нельзя быть счастливым, ни руководствуясь чужими представлениями о счастье, ни за счет несчастья других, ни за счет незаслуженных благ. Нужно отвечать за свои действия и их последствия. Хваленый альтруизм, в конечном счете, неизменно оборачивается орудием порабощения человека человеком и только множит насилие и страдания. Можно выразить провозглашенную Айн Рэнд мораль словами "моё – это моё, а твоё – это твоё", и никто не переходит границ другого.
Источник

Россия не упомянута в романе, кажется, ни разу. Но страна, погружающаяся во тьму под управлением людей, исповедующих принцип "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям", — это именно то, что Рэнд наблюдала в Петрограде в начале двадцатых. Рабочий, рассказывая героине романа Дэгни Таггарт о том, как завод захватили профсоюзы, никогда не охарактеризовал бы лозунг о способностях и потребностях как "ухмылку чистого, абсолютного зла", если бы не жизненный опыт Алисы Розенбаум. Она самостоятельно убедилась в том, что путь, который начинается с разрушения института частной собственности, заканчивается Министерством Правды и массовыми убийствами.

О Рэнд принято писать как о самом главном адвокате капитализма. Известны слова бывшего главы Федеральной Резервной Системы США о том, что именно она убедила его: « капитализм не только эффективен, но и морален». Между тем, главное кредо Рэнд, вложенное ею в уста главного героя романа Джона Галта, звучит так:

"Клянусь своей жизнью и любовью к ней, что никогда не буду жить ради другого человека и никогда не попрошу и не заставлю другого человека жить ради меня".

"Атлант расправил плечи" получил много негативных отзывов после публикации в 1957, но стал популярен в последующие десятилетия. Продажи романа резко выросли в связи с экономическим кризисом конца 2000-ых по данным журнала The Economist и The New York Times.
Источник

Эта книга явилась своеобразным манифестом против навязывания человечеству принципов ложного альтруизма, принудительной уравниловки по принципу "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям" и непонятого принципа "возлюби ближнего своего, как самого себя".

Неправильно воспринятые и ложным образом истолкованные, эти благородные принципы сослужили роль прикрытия и оправдания для худших качеств человеческой природы, таких, как жадность, алчность, желание наживы за счет трудолюбия других людей. Эти принципы тормозили развитие каждой отдельной личности и страны в целом и порождали безинициативность и серость, бесхозяйственность и вседозволенность. Нам с вами это слишком хорошо известно из истории нашей Родины.

Схематично основной принцип "ложного альтруизма" можно выразить словами "моё – это моё, и твоё – это тоже моё".

 

Почти в одно и то же время с Айн Рэнд живет, работает и также пишет книги Йегуда Ашлаг, известный нам как великий каббалист, продолживший цепочку передачи каббалистических знаний после Бааль Шем-Това.

Ашлаг тоже пишет труды, в том числе и на тему построения человеческого общества, где каждая личность действительно смогла бы найти свое место, обретя гармонию и счастье.

В своих трудах Йегуда Ашлаг описывает те же самые принципы, которые к тому времени уже принесли людям горе и несчастье. Но пишет он о них в несколько другом ключе.

Во-первых, для реализации всех этих принципов человеческое общество, да и каждый человек в частности, должны пройти качественные преобразования. А, проще говоря, вырасти сначала из принципа "Моё - моё и твоё - моё", который мы встречаем у социалистов 1917 года в России и у других поборников "ложного альтруизма".

Затем нужно пройти через принцип "Моё - моё, твоё - твоё", о котором пишет Айн Рэнд, и уткнуться в тупик, именно осознать и прочувствовать тупиковость этого принципа и невозможность существовать дальше в его рамках. Кстати, отношения по этой схеме являлись правилами общежития в Содоме, так что этот принцип тоже уже давно испробован человечеством и не прошел испытания на прочность. Правда, о нем забыли, потому что мы учимся, видимо, только на своих ошибках.

И, наконец, в итоге своего развития, мы с вами должны придти к тому, что единственным способом сосуществования в обществе, причем самым для нас желательным, по нашей же доброй воле и собственному осознанию для нас останется отношение "Твоё – твоё и моё – твоё". И только тогда, когда мы сами, от всего сердца захотим во всех своих действиях руководствоваться этим правилом, тогда и придет время для реализации принципа "Работать по способности, а получать по потребности". Но до этих пор, пишет Йегуда Ашлаг, пока общество не достигнет такого морального уровня, ни в коем случае нельзя отменять собственность, потому что иначе у людей не будет энергии для работы.

Ашлаг писал, что до такого морального уровня смогут дойти люди будущих поколений, пройдя необходимое количество кругооборотов и достигнув определенного уровня развития души.

Кроме этого он говорит о том, что только общество, существующее по принципу "Твоё – твоё и моё - твоё", сможет избежать войн. "Потому что основа всех войн – борьба за источники пропитания, посевные, промышленные и жилые площади, где каждый желает строить на разрушении другого, исходя из чувства справедливости или зависти". Даже общество, основанное на принципе "твоё - твоё, моё - моё" в рамках справедливого распределения, не нивелирует этим чувство зависти между народами.

Ашлаг говорит о некоем "Последнем поколении" (по хронологии, которую он озвучивает в своих трудах, это поколение после 90-х годов 20 века, а значит – это уже мы с вами). Он пишет, что "разговаривать о последнем поколении имеет смысл только с теми, кого не увлекают массовые течения, у кого есть свой разум и критический подход, способность быть независимым от воспитания, способность объективно, критически взвешивать абсолютно все в мире".

Вот такие два разных взгляда встретились сегодня в нашей рассылке, хотя в жизни они вряд ли когда-либо встречались, но можно представить, какой бы получился у них интересный разговор. Теперь, наш дорогой читатель, они общаются внутри тебя и с тобой. Желаем интересных выяснений.

Пишите нам: psy@i-psy.ru

Удачи вам и большого желания к жизни!

Конец 76 выпуска

"Интегральная психология"



В избранное